Актуализация вопроса мотивации иценностно-смысловых ориентиров у студентов высших учебных заведений имеет непреходящий характер. Его решение определяет эффективность овладения профессией на ступени вузовского обучения, а в дальнейшем снимает проблему безработицы, актуализируя при необходимости готовность к приобретению новой специализации.
Формирование способности педагога к работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». При этом готовность учителя учитывать познавательные и социальные способности детей с ЗПР в образовательном процессе, осуществлять учебно-воспитательный процесс с использованием современных коррекционно-развивающих технологий, организовывать психолого-педагогическое сопровождение субъектов коррекционно-развивающего процесса формируется, на наш взгляд, как процесс поступательного освоения комплекса компетенций на ступени бакалавриата и затем магистратуры.
Технология развития мотивации и ценностно-смысловых ориентиров предполагает решение следующих задач:
1) формирование у студентовчеткого представления о сфере труда учителя детей с задержкой психического развития, о специфике его деятельности в различных образовательных средах;
2) создание стойкого положительного отношения к профессии учителя детей с задержкой психического развития;
3) формирование представления о способах овладения профессиональными компетенциями, необходимыми в работе педагога детей с задержкой психического развития;
4) формирование системы ценностных ориентаций и смыслов профессиональной деятельности педагога детей с задержкой психического развития.
Эти задачи решаются на всех учебных предметах, в ходе учебной и производственной практик; в условиях неформальной учебной деятельности.
Представления о сфере труда учителя специальных (коррекционных) классов и групп VII вида формируются при освоении образовательного модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития» (уровень бакалавриата). Выбирая этот модуль для освоения, студенты чаще всего имеют очень обобщенные представления о работе педагога-дефектолога для детей с задержкой психического развития.
Представления о содержании и сфере труда педагога-дефектолога формируются при изучении курса «Специальная педагогика», а несколько позже - «Организация коррекционно-развивающей среды дошкольного учреждения» и «Обучение в классах коррекционно-развивающего обучения», в период учебной и педагогической практики, во время экскурсий в учреждения, в летней научной школе дефектологов «Ресурс» [5]. Собственная активность студентов становится основой профессионального самосовершенствования [2]. Представляется важным, чтобы в процессе обучения студенты видели метапредметные, предметные и личностные результаты, которые достигают обучающиеся в создаваемых специальным педагогом специальных коррекционно-развивающих условиях. Это, а также знакомство с различными видами деятельности учителя-дефектолога для детей с ЗПР в общеобразовательном или специальном (коррекционном) классе массовой или специальной образовательной организации, с обучающимися, воспитанниками разного возраста и степенью нарушения познавательных или социальных способностей позволяет будущим дефектологам выбрать объект профессиональной деятельности.
Во время учебной практики проводятся экскурсии в специальные (коррекционные) группы и классы VII вида, в реабилитационные центры, негосударственные образовательные учреждения. Внимание студентов обращается на разнообразие видов деятельности, которые выполняет учитель детей с ЗПР, на структурирование его рабочего времени, на профессионально-личностные качества. Организации наблюдений студентов способствуют рефлексивные задания «Вопрос - ответ» («Что нового я сегодня узнал; что до сегодняшнего дня было не очень понятно, а теперь обрело смысл; какой он, ребенок с задержанным развитием как субъект моего познания; какое место занимает ребенок с ЗПР в моих субъективных «переживаниях»?), эссе «Кто он, учитель для детей с ЗПР?», «Нужны ли специальные профессионально-личностные качества учителю специального (коррекционного) класса VII вида?» и др.
После посещения специальных (коррекционных) классов и групп для детей с ЗПР следует обсудить со студентами их впечатления. Это необходимо сделать для того, чтобы структурировать знания обучающихся о детях с нарушениями интеллектуальной сферы в целом и выявить специфику детей с задержкой психического развития с позиций традиционных и современных подходов. Для этого предлагаем использовать методический прием «Круг», когда каждый участник в порядке очередности высказывает свое мнение на вопрос преподавателя или одногруппника. Например, «Чем отличаются дети с ЗПР от детей с нарушением интеллекта?», «Можете ли оценить трудности, которые испытывают дети с задержкой психического развития в процессе усвоения материала учебных предметов?» и др.
Представления о деятельности педагога детей с ЗПР помогают актуализировать задания, связанные с изучением нормативно-правовой документации; наблюдением за обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности; участие в работе школьного медико-психолого-педагогического консилиума.
При изучении дисциплины «Обучение в классах КРО» студенты знакомятся с историей коррекционно-развивающего обучения. Мини-сочинения «Дети с задержкой психического развития: взгляд вчера и сегодня», «Обучаемость и обученность: что важнее для развития школьника?»; проекты «Современный школьник с ЗПР: кто он?», «Обучаемость как принцип оценки умственного развития школьников с ЗПР» направлены на обобщение представлений студентов о специфических особенностях детей с задержкой психического развития.
Создание стойкого положительного отношения к профессии учителя детей с ЗПР -адача всех этапов вузовского обучения. Еще на этапе выбора модуля важно показать значимость профессиональной подготовки к работе с детьми этой категории. Это достигается во время активного обучения в студенческой научной школе или в условиях профильного научного студенческого сообщества. Организация ролевых и деловых игр, связанных с изучением нормативной документации; решение педагогических задач выявляют противоречия между декларированием прав обучающихся и неготовностью педагогических кадров к работе с детьми с ЗПР. Беседы с педагогами-практиками убеждают молодых людей в необходимости приобретения дополнительных компетенций для того, чтобы быть конкурентоспособным на региональном рынке труда.
На начальном этапе положительное отношение к труду учителя детей с ЗПР формируется через использование фактологического эмоционально насыщенного материала, развивающего у студентов заинтересованность в освоении профессии. Используется технология критичного чтения текстов из истории коррекционно-развивающего обучения, из биографий известных дефектологов; организуются мастер-классы и творческие мастерские преподавателей и ведущих педагогов-практиков, во время которых они транслируют собственные педагогические позиции и обмениваются личностными смыслами с будущими коллегами. Постоянно проводится самооценивание мотивов к труду учителя детей с ЗПР. Предлагается написание эссе или мини-сочинений:«Профессиональное кредо учителя специального (коррекционного) класса VII вида», «Трудно ли быть педагогом детей с ЗПР?», «Какой он, учитель специального (коррекционного) класса VII вида?», «Что важнее для учителя: быть личностью или профессионалом?».
Специфика направленности личности учителя детей с ЗПР рассматривается не только на лекционных и практических занятиях в вузе, но и во время самостоятельной работы дома. На информационном ресурсе «ВКонтакте» в группе «Современный учитель детей с ЗПР» создается тема: «Кто он, современный учитель детей с ЗПР?» или «Профессия учителя как средство самовыражения, саморазвития, обретения смысла жизни», где будущие учителя-дефектологи высказывают свои мнения, опубликовывают ссылки на различные сайты с обсуждением похожей проблематики, книги, статьи, отзывы, что существенно обогащает представления студентов о специфике профессиональной педагогической деятельности.
Обучающиеся, осваивавшие новую для себя сферу труда, должны быть подготовлены к выбору образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития и способны его разработать и реализовать на практике. Так, на практических занятиях по дисциплине «Обучение в классах КРО» в разделе «Образование детей с ЗПР в контексте современных ФГОС» целесообразно давать задания на изучение учебно-методических комплексов, используемых в процессе обучения младших школьников, проведение SWOT-анализа с доказательством целесообразности использования выбранного методического инструментария в работе специальных (коррекционных) классов VII вида.
На протяжении всего периода обучения важно формировать у студентов оценку собственной учебной деятельности как необходимого этапа овладения профессией, как важное условие положительных личностных изменений. Можно предложить студентам составить индивидуальный план изучения учебной дисциплины. Это обеспечивает развитие мотивации к изучению курса и осознанию значимости таких профессионально-личностных качеств учителя как потребность в знаниях, увлечённость процессом познания, самообразования и др. Кроме всего такой прием ориентирован на формирование у студентов ответственности за овладение профессией, за способы освоения ключевых компетенций.
Интерес к профессии развивается во время работы в качестве волонтеров на региональном конкурсе профессионального мастерства «Дефектолог года», во время встреч с членами общественной организации педагогов-дефектологов. Встречи с практиками, находящимися на разных уровнях профессионализма, определяют для студентов ориентиры их собственного профессионального развития. Знание профессиональных норм и навыков профессионального поведения закладывает основы деонтологической подготовки обучающихся [4].
Становление студента как субъекта профессиональной деятельности детерминировано условиями, направленными на формирование представлений обучающихся о способах овладения профессией. Значимыми условиями выступают: активное участие студентов в процессе обучения; активизация, а при необходимости, помощь в организации процессов самообучения; привлечение к освоению профессионального опыта (участие в проектах социально-педагогической направленности, профессиональная деятельность во время вузовского обучения).
В процессе изучения модуля и каждой учебной дисциплины студенты должны получать ясное представление об их структуре, теоретическом и практическом значении, составных частях, основных взаимосвязях. Роль и место курса в профессиональной деятельности должны быть осознаны студентами. Также необходимо сформировать понимание роли учебной успеваемости для результативноститруда как специалиста [3]. Для решения этих задач студенты знакомятся с учебным планом, обсуждают с преподавателем значение тех или иных дисциплин для конкретных видов профессиональной деятельности, для решения конкретных профессиональных задач.
По итогам изучения каждой учебной дисциплины осуществляется самооценивание студентами сформированных знаний, умений и навыков. Студентам предлагается в контексте осваиваемых компетенций сформулировать перечень своих учебных достижений и проранжировать их.Такая работа направлена на выстраивание индивидуальной иерархии сформированных профессионально важных компетенцийи определение путей из совершенствования.
Работа по обретению основных профессиональных ценностей и освоению смыслов профессиональной деятельности начинается на начальных этапах вузовской подготовки. Обеспечение благоприятной атмосферы для формирования у студентов профессионально ориентированных представлений о сути и специфике педагогической деятельности, ценностных ориентаций специальных педагогов осуществляется в учебной и частично воспитательной деятельности обучающихся на младших курсах. Освоение учебных предметов формирует у студентов единое терминологическое пространство, общую «педагогическую реальность», ставит аксиологические акценты. Внеучебная деятельность ориентирована на развитие интереса студентов к различным профильно ориентированным мероприятиям и предполагает участие в «Неделедефектологии», педагогических проектах совместно с участниками сетевого сотрудничества и др.
Принятие и осознание студентами системы ценностей, представлений, установок, связанных с профессией, происходит во время изучения учебных курсов, таких как «Образование лиц с интеллектуальными нарушениями: традиция и современность», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с задержкой психического развития», «Преодоление недоразвития речи у дошкольников с задержкой психического развития» и др.
Мощным резервом выступает внеучебная работа, реализуемая в академических мероприятиях: олимпиада «Дефектологический марафон», всероссийский конкурс статей «Современные проблемы науки и образования», областной семинар «Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР», международный семинар «Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии».
Трансляция и реализация профессиональных ценностей студентами происходит в квазипрофессиональной, воспитательной, учебной и научной деятельности. Во время практики студенты пробуют свои силы в организации совместной деятельности с детьми, создают коррекционно-развивающую среду для развития их самостоятельности, творчества с учетом индивидуальных типологических особенностей. Трансляция профессиональных ценностей может осуществляться через научные тексты, активное участие в мастер-классах, проводимых ведущими педагогами-дефектологами. Студенты старших курсов становятся соорганизаторами научных мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов). Как отмечает А.А. Андрюнина, переосмысление ценностей и переструктурирования мотивов профессиональной деятельности осуществляется тогда, когда студент от репродуктивных действий переходит к творческому выполнению заданий. Положительный опыт педагогической деятельности, полученный во время вузовского обучения, ценен тем, что осваивается он в условиях педагогической поддержки старших товарищей и коллег [1].
Во время обучения студент всегда оказывается в ситуации выбора. Он может подобрать интересующий курс, выбрать факультативное занятие, тематику лабораторно-практических занятий, направление исследовательского поиска в курсовом или дипломном проекте.Это обеспечивает развитие субъектной позиции будущего педагога-дефектолога.
Побуждают задуматься студентов о ценностях и смысле профессии обсуждение на учебных занятиях и в студенческих научных объединениях нормативно-правовой документации специального (коррекционного) образования. Изучая ФГОСы начального общего образования и для обучающихся, с задержкой психического развития, и обмениваясь мнениями, студентам приходится размышлять, например, на тему: «Миссия учителя детей с ЗПР», «Какой учитель может и должен учить детей с ЗПР?», «Какой быть современной школе?».
Выводы
Формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов в предопределяющей степени обусловлено эффективностью моделирования педагогического сопровождения этого процесса. Целевым ориентиром выступает абрис профессиональной деятельности в перспективе будущего.
Организационная структура образовательного процесса для решения задач формирования мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов включает комплекс учебных предметов, учебную и производственные практики; внеучебную деятельность.
Формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов осуществляется поэтапно. Сначала формируется способность к осознанному выбору модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития», основу которого составляет интерес к деятельности учителя детей с ЗПР, и желание повысить уровень своей конкурентоспособности. Психологическим механизмом выбора такого индивидуального образовательного маршрута является конгруэнтность адекватных - образа профессиональной деятельности, образа себя и образа своего профессионального будущего. Далее формируется готовность к выполнению разных видов профессиональной деятельности в соответствии с сущностью образовательной среды, осуществляется становление студента как субъекта деятельности. Психологическим механизмом формирования готовности студента - будущего дефектолога к выполнению деятельности является самостоятельное моделирование индивидуального маршрута личностного и профессионального развития посредством возможности выбора декларированных вариантов образовательных маршрутов в учебной и внеучебной деятельности; трансформация знаний и умений студента в профессиональные компетенции.
Апробируемые нами методы и приемы имеют практическое значение для подготовки специалистов системы коррекционно-развивающего обучения. Педагогическое сопровождение формирования мотивации к профессиональной деятельности у студентов - будущих дефектологов выстраивается в контексте наличествующей ситуации и проекции на будущее.
Рецензенты:Николаева М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Корепанова М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Лапп Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17535 (дата обращения: 02.04.2025).