Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Лапп Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
Подготовка педагогов к работе с детьми с атипичным развитием в условиях становления идей инклюзивного образования находится в сфере внимания науки и практики. Способность будущих дефектологов к работе с детьми с задержкой психического развития формируется как процесс поступательного освоения комплекса компетенций на ступени бакалавриата и затем магистратуры. Эффективность овладения профессией на ступени вузовского обучения зависит от уровня сформированности мотивации и ценностно-смысловых ориентиров. В статье описаны практические рекомендации по развитию мотивации и ценностно-смысловых ориентиров у студентов-дефектологов к труду учителя для детей с ЗПР. Представлены методы и формы работы со студентами на учебных занятиях, в ходе учебной и производственной практик; в условиях неформальной учебной деятельности. Представления о сфере труда учителя детей с задержкой психического развития зарождаются во время учебной практики, экскурсий в учреждения, в летней научной школе. Положительное отношение к профессии учителя детей с ЗПР формируется в ходе ролевых и деловых игр, при решении педагогических задач, бесед с педагогами-практиками. Развитию представлений о способах овладения профессиональными компетенциями способствует составление студентами индивидуального плана обучения. Образование системы профессиональных ценностей происходит в квазипрофессиональной, воспитательной, учебной и научной деятельности. С учетом этапа обучения предлагаются рекомендации, и приводится описание постепенно усложняющихся профессионально-значимых заданий. Показана необходимость специальной работы со студентами по развитию мотивации и ценностно-смысловых ориентиров как условия становления профессиональных компетенций и субъектной позиции студентов.
ценностно-смысловые ориентиры.
учитель детей с задержкой психического развития
педагогическая технология
мотивация
1. Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов: проблемы и решения / А.С. Андрюнина // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 205-209.
2. Афанасьева Н.А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности / Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 60-61.
3. Семушкина Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов ссузов / Л.Г. Семушкина // Среднее профессиональное образование. – 2003. – № 10. – С. 2-6.
4. Филатова И.А. Деонтология в специальной педагогике: теоретико-методологические основания исследования деонтологической подготовки педагогических кадров: монография / И.А. Филатова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 177 с.
5. Шипилова Е.В. Роль активного обучения в профессиональном становлении студентов-дефектологов / Е.В. Шипилова // Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии. Материалы I Международного научно-практического семинара, г. Волгоград, 27–28 октября 2011 г. / ред. кол.: Е.А. Лапп (отв. ред.) и др. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. – 280 с. – С. 60-64.

Актуализация вопроса мотивации иценностно-смысловых ориентиров у студентов высших учебных заведений имеет непреходящий характер. Его решение определяет эффективность овладения профессией на ступени вузовского обучения, а в  дальнейшем снимает проблему безработицы, актуализируя при необходимости готовность к приобретению новой специализации.

 Формирование способности  педагога к работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». При этом готовность учителя  учитывать познавательные и социальные способности детей с ЗПР в образовательном процессе, осуществлять учебно-воспитательный процесс с использованием современных коррекционно-развивающих технологий, организовывать психолого-педагогическое сопровождение субъектов коррекционно-развивающего процесса формируется, на наш взгляд, как процесс поступательного освоения комплекса компетенций на ступени бакалавриата и затем магистратуры.

Технология развития мотивации и ценностно-смысловых ориентиров предполагает решение следующих задач:

1)             формирование у студентовчеткого представления о сфере труда учителя детей с задержкой психического развития, о специфике его деятельности в различных образовательных средах;

2)             создание стойкого положительного отношения к профессии учителя детей с задержкой психического развития;

3)             формирование представления о способах овладения профессиональными компетенциями, необходимыми в работе  педагога детей с задержкой психического развития;

4)             формирование системы ценностных ориентаций и смыслов про­фессиональной деятельности педагога детей с задержкой психического развития.

Эти задачи решаются на всех учебных предме­тах, в ходе учебной и производственной практик; в условиях неформальной учебной деятельности.

Представления о сфере труда учителя специальных (коррекционных) классов и групп VII вида формируются при освоении образовательного модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития» (уровень бакалавриата). Выбирая этот модуль для освоения, студенты чаще всего имеют очень обобщенные представления о работе педагога-дефектолога для детей с задержкой психического развития. 

Представления о содержании и сфере труда педагога-дефектолога формируются при изучении курса «Специальная педагогика», а несколько позже - «Организация коррекционно-развивающей среды дошкольного учреждения» и «Обучение в классах коррекционно-развивающего обучения»,  в период учебной и педагогической практики, во время экскурсий в учреждения, в летней научной школе дефектологов «Ресурс» [5]. Собственная активность студентов становится основой профессионального самосовершенствования [2]. Представляется важным, чтобы в процессе обучения студенты видели метапредметные,  предметные и личностные результаты, которые достигают обучающиеся в создаваемых специальным педагогом специальных коррекционно-развивающих условиях.  Это, а также знакомство с  различными видами деятельности учителя-дефектолога для детей с ЗПР в общеобразовательном или специальном (коррекционном) классе массовой или специальной образовательной организации, с обучающимися, воспитанниками разного возраста и степенью нарушения познавательных или социальных  способностей позволяет будущим  дефектологам выбрать  объект профессиональной деятельности.

Во время учебной практики проводятся экскурсии в специальные (коррекционные) группы и классы VII вида, в реабилитационные центры, негосударственные образовательные учреждения.   Внимание студентов обращается на разнообразие видов деятельности, которые выполняет учитель детей с ЗПР, на структурирование его рабочего времени, на профессионально-личностные качества. Организации наблюдений студентов способствуют рефлексивные задания  «Вопрос - ответ» («Что нового я сегодня узнал; что до сегодняшнего дня было не очень понятно, а теперь обрело смысл; какой он, ребенок с задержанным развитием как субъект моего познания; какое место занимает ребенок с ЗПР в моих субъективных «переживаниях»?), эссе «Кто он, учитель для детей с ЗПР?», «Нужны ли специальные профессионально-личностные качества учителю специального (коррекционного) класса VII вида?» и др.

 После посещения специальных (коррекционных) классов и групп для детей с ЗПР следует обсудить со студентами их впечатления. Это необходимо сделать для того, чтобы структурировать знания обучающихся о детях с нарушениями интеллектуальной сферы в  целом и выявить специфику детей с задержкой психического развития с позиций традиционных и современных подходов. Для этого предлагаем использовать  методический прием «Круг», когда каждый участник в порядке очеред­ности высказывает свое мнение на вопрос преподавателя или одногруппника. Например, «Чем отличаются дети с ЗПР от детей с нарушением интеллекта?»,  «Можете ли оценить трудности, которые испытывают дети с задержкой психического развития в процессе усвоения материала учебных предметов?» и др.

Представления о деятельности педагога детей с ЗПР помогают актуализировать за­дания, связанные с изучением нормативно-правовой документации; наблюдением за обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности; участие в работе школьного медико-психолого-педагогического консилиума.

При изучении дисциплины «Обучение в классах КРО»  студенты знакомятся с историей коррекционно-развивающего обучения. Мини-сочинения «Дети с задержкой психического развития: взгляд вчера и сегодня», «Обучаемость и обученность: что важнее для развития школьника?»; проекты «Современный школьник с ЗПР: кто он?»,  «Обучаемость как принцип оценки умственного развития школьников с ЗПР»  направлены на обобщение представлений студентов о  специфических особенностях детей с задержкой психического развития. 

Создание стойкого положительного отношения к профессии учителя  детей с  ЗПР -адача всех этапов  вузовского обучения. Еще на этапе выбора модуля важно показать значимость профессиональной подготовки к работе с детьми этой категории. Это достигается во время активного обучения в  студенческой научной школе или в условиях профильного научного студенческого сообщества. Организация ролевых и деловых игр, связанных с изучением нормативной документации; решение педагогических задач выявляют противоречия между декларированием прав обучающихся и неготовностью педагогических кадров к работе с детьми с ЗПР. Беседы с педагогами-практиками убеждают молодых людей в необходимости приобретения дополнительных компетенций для того, чтобы быть конкурентоспособным на региональном рынке труда.

На начальном этапе положительное отношение к труду учителя детей с ЗПР формируется через использование фактологического эмоционально насыщенного материала, развивающего у студентов заинтересованность в освоении профессии. Используется технология критичного чтения текстов из истории коррекционно-развивающего обучения, из биографий известных дефектологов; организуются мастер-классы и творческие мастерские преподавателей и ведущих педагогов-практиков, во время которых они транслируют собственные педагогические позиции и обмениваются личностными смыслами с будущими коллегами. Постоянно проводится самооценивание мотивов к труду учителя детей с ЗПР. Предлагается написание эссе или мини-сочинений:«Профессиональное кредо учителя специального (коррекционного) класса VII вида», «Трудно ли быть  педагогом детей с ЗПР?»,  «Какой он, учитель специального (коррекционного) класса VII вида?», «Что важнее для учителя: быть личностью или профессионалом?».

Специфика направленности личности учителя детей с ЗПР рассматривается не только на лекционных и практических занятиях в вузе, но и во время самостоятельной работы дома. На информационном ресурсе «ВКонтакте» в группе «Современный учитель детей с ЗПР»  создается тема: «Кто он, современный учитель  детей с ЗПР?» или «Профессия учителя как средство самовыражения, саморазвития, обретения смысла жизни», где будущие учителя-дефектологи высказывают свои мнения, опубликовывают ссылки на различные сайты с обсуждением похожей проблематики, книги, статьи, отзывы, что существенно обогащает представления студентов о специфике  профессиональной педагогической деятельности.

Обучающиеся, осваивавшие новую для себя сферу труда, должны быть подготовлены  к выбору образовательного маршрута  для ребенка с задержкой психического развития и способны его разработать и реализовать на практике. Так, на практических занятиях по дисциплине «Обучение в классах КРО» в разделе «Образование детей с ЗПР в контексте современных ФГОС» целесообразно давать задания  на изучение учебно-методических комплексов, используемых в процессе обучения младших школьников, проведение SWOT-анализа с доказательством целесообразности использования выбранного методического инструментария в работе  специальных (коррекционных) классов VII вида.

На протяжении всего периода обучения важно формировать у студентов оценку собственной учебной деятельности как необходимого этапа овладения профессией, как важное условие положительных личностных изменений. Можно предложить студентам составить индивидуальный план изучения учебной дисциплины. Это  обеспечивает  развитие мотивации  к изучению курса  и осознанию значимости таких профессионально-личностных качеств учителя как потребность в знаниях, увлечённость процессом познания, самообразования и др. Кроме всего такой прием ориентирован на формирование у студентов   ответственности за овладение профессией, за способы освоения ключевых компетенций. 

Интерес к профессии развивается во время работы в качестве волонтеров на региональном конкурсе профессионального мастерства «Дефектолог года», во время встреч с членами  общественной организации педагогов-дефектологов. Встречи с практиками, находящимися на разных уровнях профессионализма, определяют для студентов ориентиры их собственного профессионального развития. Знание профессиональных норм и навыков профессионального поведения  закладывает основы деонтологической подготовки обучающихся [4].

Становление студента как субъекта профессиональной деятельности детерминировано условиями, направленными на формирование представлений обучающихся о способах овладения профессией. Значимыми условиями выступают: активное участие студентов в процессе обучения; активизация, а при необходимости, помощь в организации процессов  самообучения; привлечение к освоению профессиональ­ного опыта (участие в проектах социально-педагогической направленности, профессиональная деятельность  во время вузовского обучения).

В процессе изучения модуля и каждой учебной дисциплины студенты должны получать ясное представление об их структуре,  теоретическом и практическом значении, составных частях, основных взаимосвязях. Роль и место курса в профессиональной деятельности должны быть осознаны студентами. Также необходимо сформировать понимание роли учебной успеваемости  для результативноститруда как специалиста [3]. Для решения этих задач студенты знакомятся с учебным планом, обсуждают с преподавателем значение тех или иных дисциплин для конкретных видов профессиональной деятельности, для решения конкретных профессиональных задач.

По итогам изучения каждой учебной дисциплины осуществляется самооценивание студентами сформированных знаний, умений и навыков. Студентам предлагается  в контексте осваиваемых компетенций сформулировать перечень своих учебных достижений и проранжировать их.Такая работа направлена на выстраивание индивидуальной иерархии сформированных профессионально важных компетенцийи определение путей из совершенствования.

Работа по обретению основных профессиональных ценностей и освоению смыслов профессиональной деятельности начинается на начальных этапах вузовской подготовки. Обеспечение благоприятной атмосферы для формирования у студентов профессионально ориентированных представлений о сути и специфике педагогической деятельности,  ценностных ориентаций специальных педагогов осуществляется в учебной и частично воспитательной деятельности обучающихся на младших курсах. Освоение учебных предметов формирует у студентов единое терминологическое пространство, общую «педагогическую реальность», ставит аксиологические акценты. Внеучебная деятельность  ориентирована на развитие интереса студентов к различным профильно ориентированным мероприятиям и предполагает участие в  «Неделедефектологии», педагогических проектах совместно с участниками сетевого сотрудничества и др.

Принятие и осознание студентами системы ценностей, представлений, установок, связанных с профессией, происходит во время изучения учебных курсов, таких как «Образование лиц с интеллектуальными нарушениями: традиция и современность», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с задержкой психического развития», «Преодоление недоразвития речи у дошкольников с задержкой психического развития» и др. 

Мощным резервом выступает внеучебная работа, реализуемая в академических мероприятиях: олимпиада «Дефектологический марафон», всероссийский конкурс статей «Современные проблемы науки и образования», областной семинар  «Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР», международный семинар «Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии».

Трансляция и реализация профессиональных ценностей студентами  происходит в  квазипрофессиональной, воспитательной, учебной и научной деятельности. Во время практики студенты пробуют свои силы в организации совместной деятельности с детьми, создают коррекционно-развивающую среду для развития их самостоятельности, творчества с учетом индивидуальных типологических особенностей. Трансляция профессиональных ценностей может осуществляться через научные тексты, активное участие в мастер-классах, проводимых ведущими педагогами-дефектологами.  Студенты старших курсов становятся  соорганизаторами научных мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов).  Как отмечает А.А. Андрюнина, переосмысление ценностей и переструктурирования мотивов  профессиональной деятельности осуществляется тогда, когда студент от репродуктивных действий переходит к творческому выполнению заданий. Положительный опыт педагогической деятельности, полученный во время вузовского обучения, ценен тем, что осваивается он в условиях педагогической поддержки старших товарищей и коллег [1].

Во время обучения студент всегда оказывается в ситуации выбора. Он может подобрать интересующий курс, выбрать факультативное занятие, тематику лабораторно-практических занятий, направление исследовательского поиска в курсовом или дипломном проекте.Это обеспечивает развитие субъектной позиции будущего педагога-дефектолога.

Побуждают задуматься студентов о ценностях и смысле профессии обсуждение на учебных занятиях и в студенческих научных объединениях нормативно-правовой документации специального (коррекционного) образования. Изучая ФГОСы начального общего образования и для обучающихся, с задержкой психического развития, и обмениваясь мнениями, студентам приходится размышлять, например, на тему: «Миссия учителя детей с ЗПР», «Какой учитель может и должен учить детей с ЗПР?», «Какой быть современной школе?».

Выводы

Формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов в предопределяющей степени обусловлено эффективностью моделирования педагогического сопровождения этого процесса. Целевым ориентиром выступает абрис профессиональной деятельности в перспективе будущего.

Организационная структура образовательного процесса для решения задач формирования мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов  включает комплекс учебных предметов, учебную и производственные практики; внеучебную деятельность. 

Формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов осуществляется поэтапно. Сначала формируется способность к осознанному выбору модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития», основу которого составляет интерес к деятельности учителя детей с ЗПР, и желание повысить уровень своей конкурентоспособности. Психологическим механизмом выбора такого индивидуального образовательного маршрута является конгруэнтность адекватных - образа профессиональной деятельности, образа себя и образа своего профессионального будущего. Далее формируется готовность к выполнению разных видов профессиональной деятельности в соответствии с сущностью образовательной среды, осуществляется становление студента как субъекта деятельности. Психологическим механизмом формирования готовности студента - будущего дефектолога к выполнению деятельности является самостоятельное моделирование индивидуального маршрута личностного и профессионального развития посредством возможности выбора декларированных вариантов образовательных маршрутов  в учебной и внеучебной деятельности; трансформация знаний и умений студента в профессиональные компетенции.

Апробируемые нами методы и приемы  имеют практическое значение для подготовки специалистов системы коррекционно-развивающего обучения. Педагогическое сопровождение формирования мотивации к профессиональной деятельности у студентов - будущих дефектологов выстраивается в контексте наличествующей ситуации и проекции на будущее.

Рецензенты:

Николаева М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Корепанова М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,  г. Волгоград.

 


Библиографическая ссылка

Лапп Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17535 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674