В отечественной и зарубежной практике важнейшим показателем, определяющим эффективность политики в области социального сиротства, является количественный показатель: число детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан [1].
Так еще в 2006 году президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах [2].
Минобрнауки России планирует, что к 2018 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составит 60 тыс. человек, в том числе за счет устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан [3].
Анализ динамики количества детей-сирот, переданных на воспитание в семьи российских граждан, свидетельствует о позитивных изменениях, происходящих в нашей стране и обществе.
По данным Росстата, в Российской Федерации за период
2005–2013 годов наблюдается снижение количества интернатных учреждений для детей (график 1) [4].
График 1. Количество интернатных учреждений для детей в Российской Федерации
В указанный период наблюдается сохранение общей тенденции снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей (таблица 1).
Таблица 1.
Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, человек
Показатели |
года |
||||||
2005 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Всего выявлено и учтено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей1) |
146 405 |
136 790 |
114 715 |
101 017 |
88 522 |
79 990 |
73 331 |
Из них устроены: |
|
|
|
|
|
|
|
в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение |
40 824 |
29 797 |
28 176 |
26 622 |
23 654 |
21 317 |
17 232 |
под опекой (попечительством), на усыновление |
78 200 |
82 365 |
66 269 |
55 562 |
46 533 |
42 249 |
39 302 |
В том числе усыновлены иностранными гражданами |
6904 |
4536 |
3815 |
3355 |
3400 |
2604 |
1488 |
в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение |
3135 |
2411 |
2030 |
1736 |
1391 |
1374 |
1078 |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях |
177 116 |
151 595 |
125 045 |
119 860 |
108 815 |
104 015 |
78 226 |
В том числе в учреждениях: |
|
|
|
|
|
|
|
дома ребенка |
16 317 |
14 792 |
13 062 |
12 707 |
9361 |
11145 |
9333 |
детские дома |
71 191 |
59 646 |
51 361 |
49 250 |
47 599 |
45 231 |
39 695 |
детские дома — школы |
8754 |
7234 |
5504 |
5027 |
4000 |
4098 |
3159 |
школы-интернаты для детей-сирот |
20 780 |
14 795 |
10 657 |
8758 |
8081 |
7062 |
5319 |
школы-интернаты общего типа |
6289 |
5902 |
3622 |
3988 |
1745 |
988 |
1060 |
школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья |
38 772 |
34 595 |
26 717 |
26 051 |
23 910 |
21 847 |
19 660 |
дома-интернаты для детей |
15 013 |
14 631 |
14 122 |
14 079 |
14 119 |
13 644 |
... |
Находится детей и подростков на воспитании в семьях: |
|
|
|
|
|
|
|
под опекой (попечительством)2) |
376 305 |
383 901 |
440 029 |
430 604 |
427 346 |
422 608 |
426 452 |
в приемных семьях (без родных детей) |
14 234 |
38 619 |
68 037 |
78 510 |
90 507 |
100 807 |
116 091 |
на усыновлении |
158 653 |
152 726 |
137 596 |
131 308 |
128 715 |
125 175 |
123 823 |
в семейных детских домах |
350 |
300 |
140 |
222 |
66 |
76 |
109 |
1) С учетом детей, оставшихся не устроенными к началу отчетного года.
2) С 2009 года — в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», включая детей, находящихся на воспитании в приемных семьях. В таблице приняты условные обозначения: явление отсутствует; ... данных не имеется.
По данным Росстата, в 2013 году выявлено и учтено 73,33тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (на 50% меньше, чем в 2005 году).
При этом численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сократилась с 177,12 тыс. (в 2005 году) до 78,23тыс. детей (в 2013 году).
Анализ количественного показателя по детям-сиротам, переданных на воспитание в семьи иностранных граждан имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2005 году количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 6,9 тыс. человек, то в 2013 году этот показатель составил 1,5 тыс. человек (что соответствует показателю 1993 года). В связи с введением ряда ограничений и запретов на международное (иностранное) усыновление, принятое в Российской Федерации в период с 2013 по 2014 годах, можно прогнозировать уменьшение количества детей, усыновленных иностранными гражданами и в 2014 году. Особое внимание необходимо уделить усыновлению группы детей, относящейся к категории детей-инвалидов [5]. Доля данной группы детей, усыновленных иностранными гражданами в 2013 году, высока в Словении, Финляндии, США. В Российской Федерации данный показатель составляет около 2%.
Данные на 2013 год по семейным формам имеют тенденцию к снижению показателей по усыновлению — 123,8 тыс. детей (уменьшение на 134,8 тыс. по сравнению с 2005 годом), при росте показателя по опеке (попечительству) – на 50,14 тыс. детей в 2013 году (426,45 тыс.) по сравнению с 2005 годом, с преобладанием безвозмездной формы опеки (попечительства) (таблица 2).
Таблица 2.
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей на 2013 год, человек
Форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
Всего детей передано |
Из них численность детей-инвалидов |
Численность детей, переданных на безвозмездную форму опеки (попечительства) на конец года |
34 954 |
686 |
Из них посторонним гражданам |
9119 |
116 |
Численность детей, переданных на возмездную форму опеки (попечительства) на конец года |
19 774 |
715 |
Из них: по договору о приемной семье |
17 740 |
644 |
по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации |
395 |
6 |
Численность детей, усыновленных российскими гражданами |
6757 |
64 |
Однако, в настоящее время в соответствии изменением концептуальных подходов в системе работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меняются и нормативно-правовые инструменты.
В связи со вступлением постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в силу с сентября 2015 года организации для детей-сирот переориентированы на новый тип семейного воспитания, где приоритетом является семейное устройство детей. Детский дом – это место временного пребывания ребенка, промежуточная ступень с момента определения ребенка в детский дом до момента помещения или возвращения его в семью.
Изучение и прогнозирование возможных эффектов и рисков, связанных с вступлением данного нормативно-правового акта, имеет огромное значение в системе социально ответственного управления.
В ходе проведенного исследования, основываюсь на экспертных оценках, были выявлены предполагаемые положительные эффекты реализации механизмов, закрепленных Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 с 1 сентября 2015 года:
1. сокращение числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также снижение доли социальных сирот;
2. повышение качества условий содержания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. повышение уровня социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4. формирование инновационной системы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5. повышение эффективности и прозрачности межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав детей.
При вступлении в силу данного постановления можно прогнозировать проявление ряда рисков:
1. Несовершенство нормативной правовой базы.
2. Сопротивление руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, механизмам реорганизации таких организаций. В ходе проведенного исследования выявлено, что 30% руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не хотят изменений.
3. Отсутствие стандартизации услуг по подготовке кандидатов, сопровождению семей, необходимость в соответствующих профессиональных стандартах.
Вместе с тем при прогнозировании изменений необходимо учитывать ряд фактов, влияющих на эффективность политики в области социального сиротства:
1. Изменение контингента детей, находящихся в банке данных о детях-сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, по демографическим характеристикам, характеристикам здоровья и социально-психологическому статусу.
В настоящее время произошло изменение контингента воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как большая часть — это подростки старше 10 лет (69% детей) и дети с ограниченными возможностями (около 20% детей), с умеренной и высокой тяжестью психологической травмы и девиацией поведения, в том числе имеющие криминальное прошлое.
2. Получение дошкольного и школьного образования за пределами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не предусмотрено получение дошкольного образования детьми, помещенными под надзор в медицинские организации, и не определены механизмы сопровождения таких воспитанников. Школы не готовы к приему детей-сирот. Во-первых, директоры и педагогический коллектив школ не заинтересованы в обучении воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, родители школьников выражают недовольство обучением в школе детей-сирот.
3. Квалификационный уровень кадрового состава, в том числе лиц, замещающих профессиональных родителей.
Остро стоит вопрос об уровне соответствующей квалификации педагогических работников. Не проработаны новые профессиональные стандарты, механизмы квалификационной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с новыми требованиями, а также не решена проблема уровня внедрения новых технологий в работе с детьми и семьями, нет методических рекомендаций. Для лиц, замещающих профессиональных родителей, работающих на долговременной краткосрочной основе, необходимо предусматривать профессиональное обучение, включающее стажировку, супервизию (консультирование менее опытного более опытным), текущее обучение и повышение квалификации. Остаются сложности в подборе кадров (психологов, кураторов). Ощущается недостаток педагогических кадров.
4. Уровень информационной просвещенности населения о проблемах социального сиротства и семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, подводя итоги исследования, необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» – это своевременный шаг, направленный на повышение эффективности государственной политики России в области социального сиротства.
Рецензенты:
Мальцева Г.И., д.э.н., генеральный директор, АНО ДПО «Институт менеджмента в образовании», г. Москва;
Клячко Т.Л., д.э.н., директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Каракчиева И.В., Южакова Т.А. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 МАЯ 2014 Г. № 481«О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17473 (дата обращения: 04.10.2024).