Актуальность исследования отражения в советской историографии проблем политического воспитания военнослужащих РККА в условиях доминирования в исторической науке сталинской парадигмы обусловлена рядом объективно существующих факторов. В советской историографии данный период в основном освещался с идеологизированных позиций, установленных правящей партией. В период кризиса исторической науки наблюдалось диаметрально противоположное смещение методологического вектора на позиции «зоологического антикоммунизма» [12. C. 7]. В условиях методологического плюрализма историографической науки, с середины первого десятилетия XXI века, наблюдается тенденция к взвешенной, многоаспектной оценке историографической ценности публикаций периода доминанты сталинской методологии в исторической науки. Структурные изменения глобального информационного пространства, особенно в области расширения уровня доступности источниковой базы по исследуемой проблеме, в совокупности с объективно существующими тенденциями методологического плюрализма современной историографии, требуют активизации поиска новых моделей и подходов к изучению историографического феномена «сталинской методологии» в отношении проблем политического воспитания военнослужащих РККА в годы Гражданской войны.
Цель исследования: разработка дескриптивной модели источниковой базы по проблемам политического воспитания военнослужащих РККА в годы Гражданской войны в отечественной исторической науке во второй половине 30-х гг. – первой половине 50-х гг. ХХ века.
Материалы и методы исследования. Работа базируется на вариативном корпусе исторических и историографических источников, сформированном в рамках развития крупного научного направления «Военная и политическая история и историография». В связи с тем, что корпус источников частично уже был опубликован различными авторами [1; 4-5; 10-11; 14; 27], в рамках данной статьи в целях реализации концепции доступности источниковой базы при характеристике исторических и историографических источников исследуемого периода частично ссылки представлены на научные издания открытого доступа, содержащие источники в своей структуре. Исследование базируется на синтезе традиционного методологического инструментария историографических исследований с методологией систем непрерывного улучшения процессов, основанной на принципах 6 сигм.
Результаты исследования. Данный хронологический этап может быть охарактеризован как фаза зрелости сталинской теоретико-методологической парадигмы в советской исторической науке. Непосредственное влияние на содержательную сущность данного периода имела объективно существующая к тому времени социально-политическая атмосфера в СССР, характеризующаяся многими исследователями с 1956 года [25] как «культ личности Сталина». Краеугольным событием для данного этапа можно считать сентябрь 1938 года – выхода в свет «Краткого курса истории ВКП (б)» – публикацией газетой «Правда» текста нового учебника по истории партии с комментариями, разъясняющими содержание нового методологического подхода. 14 ноября 1938 года было выпущено Постановление ЦК ВКП (б). «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)», в котором за данным изданием закреплялась основополагающая идеологическая роль [23]. К 1939 году данное постановление было издано практически на всех языках республик СССР [24]. Как справедливо отмечается исследователями данного периода, учебник «он на долгие годы стал единственным пособием для изучающих историю большевистской партии как в СССР, так и за рубежом, переиздаваясь на 67 языках тиражом 42 816 тыс. экземпляров 301 раз» [11]. На развитие историографии проблемы политического воспитания военнослужащих РККА объективно повлиял ряд существенных факторов негативного характера [22; 3; 17], см. рис. 1.
Результатом данного вектора развития явились стагнационные явления в советской историографии, научная работа многих советских историков предыдущих лет не получила должного развития, научных исследований по историографии Гражданской войны опубликовано незначительное количество, см. подробное описание источников [1; 4; 11].
В то же время на данном этапе наблюдается развитие исторической библиографии, побудительной силой для данного явления явилось указание ЦК ВКП (б) «О литературной критике и библиографии» от 2 декабря 1940 г. (см. подробное описание источников [4; 11]).
Рис. 1. Факторы, повлиявшие на развитие историографии исследуемой в период господства сталинской методологии
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в методологический вектор историографических исследований по проблемам политического воспитания военнослужащих РККА. Факторы, оказавшие положительное влияние на развитие историографии Гражданской войны в аспекте исследуемой темы, представлены на рис. 2.
Рис. 2. Факторы, повлиявшие на вектор развития историографических исследований
по рассматриваемой проблеме в годы Великой Отечественной войны.
Рассматривая качественный состав военных историков, исследующих проблемы Гражданской войны в первой половине 40-х гг. прошлого столетия, необходимо отметить, что в 1938 – 1939 гг. было защищено более 450 докторских и кандидатских диссертаций, а к началу сороковых годов ХХ века порядка 40% преподавателей военных академий имели ученую степень и (или) ученое звание [29]. На методологический вектор исследований повлияла публикация сборников документов В.И. Ленина (в т.ч. так называемые «Ленинские сборники»), относящихся к периоду Гражданской войны [20]. В этом же периоде были изданы сборники документов, посвященные отдельным историческим фактам периода Гражданской войны, (см. подробное описание источников [11]), в особенности – обороне Царицына [8]. Необходимо отметить, что общий методологический уровень данных сборников был гораздо выше, чем отмечался у документов предыдущего периода, в них начинает рельефно проявляться тематическая направленность, что повышает их общую археографическую ценность. Помимо академического, данные сборники имели и воспитательное значение, развивая патриотическую составляющую советского народа в годы Великой Отечественной войны. Проблема деятельности властных структур по политическому воспитанию в частях и подразделениях РККА в исследуемый период нашла частичное отражение в ряде научных трудов по вариативным аспектам истории Гражданской войны. Необходимо отметить, что рассматриваемая проблема в них поставлена лишь в информационном ключе, а все работы были выполнены в жесткой методологической парадигме своего историографического периода (см. подробное описание источников [1; 4; 11]). Необходимо отметить, что в данный период появляются и небольшие публикации научно-публицистического характера по проблемам партийно-политической работы в войсках [26], в которых находила опосредованное освещение исследуемая проблема. Их ключевой характеристикой может являться поверхностный анализ конкретных форм и методов деятельности политорганов в области политического воспитания личного состава (см. подробное описание источников [4; 5; 11]. Отдельно необходимо отметить работу В.А. Антонова-Овсеенко в четырех томах, опубликованную в период с 1924 по 1933 гг., в которой опосредовано, в достаточно публицистическом ключе, но рассматривалась исследуемая проблема [2]. В конце 30- начале 40-х гг. прошлого столетия издан цикл публицистических работ, в которых проблема политического воспитания военнослужащих РККА в период Гражданской войны рассматривалась в аспекте интернационального и патриотического воспитания (см. подробное описание источников [5]).
Проведенный историографический анализ показывает, что с середины 30-х гг. до конца 40-х гг. прошлого столетия, специализированных научных публикаций по исследуемый проблеме издано не было. С конца 1940-х гг. наблюдается изменение характера работ, имеющих отношение к предмету исследования в данной статье. Вопросы, которые намечались конспективно в литературе 1930-х гг., начинают более подробно рассматриваться в ряде монографических и диссертационных работ. Так, например, в работе Е.И. Песикиной исследуемая проблема получила свое освещение в контексте борьбы военно-политического руководства с проявлениями национализма в воинских коллективах в годы Гражданской войны [21]. В отдельных работах [9; 18] рельефно представлена проблема воспитания воинов-интернационалистов с освещением накопленного опыта времен Гражданской войны, ряд постановочных вопросов в контексте анализируемой проблемы просматривается в публикациях, посвященных теме военного строительства в годы Гражданской войны [28]. Отдельные аспекты той же проблемы через обобщение накопленного опыта вариативных методов и форм работы агитпоездов и агитпароходов в 1918 – 1920 гг. освещены в ряде диссертаций и научных публикаций (см. подробное описание источников [10; 14]). Рассматриваемая тема затронута и в работах правового характера [6; 15]. В постановочном ключе раскрывается необходимость доведения до сознания бойцов и командиров Красной армии в годы Гражданской войны всей значимости военной присяги, общевоинских уставов, показа социального вреда и неотвратимости сурового возмездия за дезертирство, предательство, шпионаж. Причем, акцент сделан не только на методы принуждения, но и убеждения, в частности, на апелляции к патриотическим чувствам воинов. Между тем, конкретных форм и методов работы в данном направлении авторы не раскрывают.
Если рассматривать модель создания историографического знания по проблемам отражения деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава РККА в условиях гражданской войны в период нераздельного господства сталинской методологии в исторической науке в рамках базовых элементов японской концепции «ба» [16], то графически данную модель, обуславливающую вероятность возможных переходов знаний и формирующих модель знаний SECI можно представить следующим образом, см. рис. 3. В данном контексте сущность дефиниции ба рассматривается как информационная площадка, концентрирующая ресурсы научного знания по исследуемой проблеме, включающая корпус верифицированного историографического знания (активы знаний) и имеющиеся интеллектуальные возможности научного направления советской историографической школы в рамках создания нового историографического знания. Первоначальное ба является основой формирования знаний, и включает постановку проблемы в информационном ключе, публикацию сборников документов по проблеме, становление научного кадрового фундамента исследований. Данная фаза служит для передачи неявных знаний между исследователями в рамках научной группы.
Рис. 3. Модель создания историографического знания по проблемам отражения деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава РККА в условиях гражданской войны в период нераздельного господства сталинской методологии
в советской исторической науке
Необходимо отметить, что хронологические рамки в данной модели достаточно условны, т.к. отклонение методологического вектора исследований советской исторической школы в годы Великой Отечественной войны позволяет отнести ряд работ, увидевших свет в этот период, так же к фазе первоначального ба, хотя в модели данный период относится к фазе взаимодействующего ба.
Завершающей фазой взаимодействующего ба является фиксирование результатов, полученных на данной фазе на различных материальных носителям, которое характеризует процесс трансформирования неявных знаний в явные. Завершение данной фазы позволяет провести оценку эффективности исследования историографического факта по формализированным критериям. К данной фазе относится издание преимущественно научно-публицистических работ, прямо или опосредовано затрагивающих исследуемую проблему.
Виртуальное ба объединяет новое явное знание с существующей информацией, что порождает и систематизирует явное знание по исследуемой проблеме. Ключевой функцией этого знания является реализация возможности для исследователей нивелировать заблуждения и методологические ошибки прошлых периодов.
Фаза практического ба способствует превращению явного знания в неявное путем становления и развития научной парадигмы в аспекте исследуемой проблемы, позволяющей включить в систему имеющегося знания новый методологический инструментарий. Данная фаза характеризуется увеличением количества защищенных исторических и историографических диссертационных исследований, прямо или опосредовано затрагивающих изучаемую проблему, публикацией научных работ обобщающего характера. Необходимо отметить, что к началу 50-х гг. ХХ века фаза практического ба в методологическом историографическом аспекте находится в стадии формирования, получая свое логическое завершение, как и оборота колеса ба в целом – в начале следующего историографического этапа. Хронологический период оборота колеса ба в данном случае рассматривается на макро-уровне, т.к. на микро-уровне, в рамках отдельных советских научных историографических научных школ будет наблюдаться ускорение/торможение его оборота.
Выводы. Анализ истории изучения деятельности властных структур по политическому воспитанию военнослужащих РККА в период Гражданской войны в рамках историографического этапа безусловного доминирования «сталинской» методологии истории позволяет определить ключевые тенденции ее развития.
1. Негативная динамика (по сравнению с предыдущим периодом) значений качественных и количественных показателей публикаций по исследуемой проблеме, научная разработка отдельных аспектов проблемы получает свое отражение лишь к концу исследуемого периода в рамках диссертационных исследований.
2. Изменение методологического вектора к исследованию проблем политического воспитания военнослужащих РККА в период Великой Отечественной войны, обусловленное необходимостью решения в историческом научном поле задач военно-политического воспитания советского народа, как фундаментального аспекта достижения победы.
3. Модель создания исторических знаний по рассматриваемой проблеме в условиях сталинской теоретико-методологической парадигмы формировалась в сложных и противоречивых условиях. Определяющим фактором, повлиявшим на методологический вектор исследований, явились социально-политические процессы, получившие в дальнейшем характеристику «культ личности И.В. Сталина». Результатом стало формирование историографического феномена «сталинской исторической научной парадигмы», характеризующегося отсутствием творческого научного методологического плюрализма и замещением научных дискуссий (с целью поиска исторической и историографической истины) политизированными полемиками.
4. Оценивая, в целом, степень научной разработанности рассматриваемой проблемы, приходится констатировать, что она не отличается высоким качеством аналитического материала и глубиной научных обобщений, что обусловлено безраздельным господством сталинской парадигмы исторической науки. До начала 50-х гг. прошлого столетия по проблемам историографии политического воспитания личного состава ВС СССР практически не было издано историографических комплексных работ обобщающего характера. В тоже время, историографические источники по проблеме деятельности властных структур в области политического воспитания военнослужащих РККА в Гражданскую войну, опубликованные со второй половины 30-х гг. по первую половину 50-х гг. ХХ века имеют значительную фактографическую и фактологическую ценность для исследователя.
Рецензенты:
Баринова Е.П., д.и.н., профессор кафедры социального-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Самарского института (филиала) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Самара;
Ипполитов Г.М., д.и.н., профессор кафедры отечественной истории и археологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара.
Библиографическая ссылка
Бобкова Е.Ю. ДЕСКРИПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РККА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ В УСЛОВИЯХ ГОСПОДСТВА «СТАЛИНСКОЙ» МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 30-Х ГГ. – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17468 (дата обращения: 10.10.2024).