В современных условиях российского образования студенчество, прежде всего первокурсники, испытывает значительные трудности социальной адаптации в образовательной организации СПО, которые связаны с особенностями нового студенческого коллектива, межличностными взаимоотношениями в студенческой группе, с личными качествами студентов, их образом жизни. Социальную адаптацию первокурсников мы будем рассматривать как процесс усвоение новых социальных норм, требований группы и коллектива, уровень ведение здорового образа жизни, самооценки, микроклимата в студенческой группе, тревожности, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Социальная адаптация студентов рассматривается в работах Н.П. Абаскаловой, Д.И. Андреевой, Ф.Б. Березина, И.А. Милославовой, К.Г. Эрдынеевой и др.
Проблемы социальной адаптации зависят как от образовательной среды, социального окружения, так и от самого студента. Нездоровый образ жизни, нарушение режима учебы и отдыха, конфронтация в студенческом коллективе, неблагоприятный микроклимат в студенческой группе и многие другие причины, накапливаясь, суммарно вызывают состояние повышенной тревожности, конфликтность, что негативно влияет на социальную адаптацию студентов, ухудшает их здоровье, приводит к дезадаптации. Дезадаптация, по определению В.В. Колбанова, это истощение приспособительных возможностей [5, 103]. Важным индикатором существующей проблемы социальной адаптации студентов являются проблемы со здоровьем, повышением тревожности и увеличения псхоэмоциональных расстройств. По оценке Г.Н Шеметовой, Е.В Дудровой, в целом, нарушение здоровья разной степени отмечаются у более 60% студентов, а лишь 20% студентов по окончанию обучения можно считать здоровыми [10, 527]. Из-за конфликтных ситуаций в студенческой среде, конфронтации в межличностных отношениях более 70% студентов находится в состоянии умеренного и сильного стресса, что повышает тревожность, истощает нервную систему, провоцирует различные заболевания.
Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье студентов, тем самым существенно затрудняя процесс социальной адаптации и резко снижает и без того незначительные ресурсы здоровья, которые являются основой для социальной адаптации студентов. Кроме этого, современная образовательная среда не формирует культуру здоровья у студентов, стержнем которой является здоровый образ жизни, тем самым не обеспечивает сохранение и рост ресурсов здоровья студентов, что только усиливает проблемы социальной адаптации.
Особую важность имеет социальная адаптация первокурсников. От социальной адаптации первокурсников в образовательной организации СПО зависит успешность решение задач, стоящих перед системой СПО в целом, ведь на протяжении всего периода обучения студенту предстоит взаимодействовать с социальным окружением в образовательной организации, соответствовать ее требованиям и правилам, поддерживать статуса студента, вести определенный образ жизни. Возраст первокурсников СПО составляет 15 – 17 лет и характеризуется значительными физиологическими и психологическими изменениями в организме, что требует «двойных усилий» от студентов, чтобы адаптироваться в образовательной организации. Существенный вклад в повышение уровня социальной адаптации первокурсников может внести спортивный клуб образовательной организаций СПО. Современная теоретическая и практическая база включения в учебно-воспитательный процесс клубных форм раскрыта в работах А.В. Дарвинского, А.В. Никулина, В.В. Полукарова, В.И. Столярова, В.Е. Триодина, Г.И. Фроловой и др. Влияние спортивного клуба на процесс социальной адаптации студентов обусловлено формированием социально-адаптирующей среды в образовательной организации СПО и повышение уровня здорового образа жизни. Социально-адаптирующая среда реализует свой потенциал по решению проблем социальной адаптации, через воспитание, как законосообразный процесс переработки внешних воздействий во внутренние отношения [3, 4]. Социально-адаптирующая среда – это предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное и информационное окружение студентов в образовательной организации, содействующее его социальной адаптации. Предметно-пространственное окружение оказывает влияние на состояние студента и представлено материально-технической базой, на которой проводятся основные мероприятия спортивного клуба: спортивный зал, актовый зал, кабинет клуба и др., а также единая форма студентов как участников команды студенческой группы. Социальное – поведенческое окружение представлено студентами группы и других групп, педагогами. Спортивный клуб как носитель социальных отношений включает студента в социальную общность, способствует созданию благоприятного микроклимата в студенческой группе, снижению тревожности, конфликтности. Событийное окружение – это совокупность событий, попадающих в поле восприятия студентов. Событийное окружение как значимое внешнее воздействие на студентов, во многом определяет социально-адаптирующее воздействие. Студент через мероприятия спортивного клуба, имеющие ярко выраженную направленность на сотрудничество, взаимопомощь, формирующие отношения ответственной зависимости в студенческой (когда от действий, активности каждого студента зависит вся студенческая группа и др.), испытывает влияния принятых в коллективе правил и норм поведения, основанных на общечеловеческих ценностях. В этом общении он адаптируются, у него формируется стереотип поведения, основанный на здоровом образе жизни и т.д. Информационное окружение включает анонсирование и освещение различных мероприятий спортивного клуба (через газету, журнал, сайт и др.). В деятельности спортивного клуба повышение уровня здорового образа жизни осуществляется через проведение учебно-методических занятий в рамках специальных курсов, тренингов и др. Для определения эффективности деятельности спортивного клуба как средства социальной адаптации первокурсников в образовательной организации СПО в течение 2013-2014 гг. со студентами 1 курса ГОУ СПО «Забайкальского горного колледжа им. М.И. Агошкова» была проведена опытно-экспериментальная работа. При ее проведении использовались разнообразные методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседы, анкетирование, метод математической статистик. В исследовании приняли участие 46 студентов, из них 23 студента – контрольной группы и 23 студента – экспериментальной группы. На основе анализа научных психолого-педагогических материалов по социальной адаптации студентов за основу были взяты следующие критерии определения уровня социальной адаптации: конативный (поведенческий), эмотивный и ценностный. На социальном уровне в процессе общения конативный критерий проявляется в рамках «отношение – поведение» в организации общественно-трудовой деятельности людей [9, 94]. Конативный критерий включает определение уровня самооценки, здорового образа жизни и конструктивного поведения в конфликте. Эмотивный критерий включает определение уровня ситуативной тревожности и микроклимата в студенческой группе. Как субъект общения личность характеризуется через психическое состояние и через эмоциональные отношения в группе [9, 75]. Эмотивный критерий проявляется в переживании личностью своих отношений (ситуативная тревожность) с другими, а также в эмоциональной связи с социальным окружением (микроклимат в группе). Ценностный критерий проявляется в направленности личности на сохранение и укрепление личного здоровья (физического и психического) и здоровья окружающих. Ценности выражают побудительные силы личности, регулируя поведение в совместной деятельности через процесс общении и являясь универсальным механизмом регуляции поведения личности во многом определяют стратегию поведения [9, 94]. Ценности здоровья обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, выражают побудительные силы человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения.
Эмотивный критерии был определен на основе выявления уровня ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилберга, адаптированной Ю.Л. Ханиным и взаимоотношений в студенческой группе по методике оценки микроклимата в студенческой группы В.М. Завьялова. Ценностный критерий был определен на основе методики ценностных ориентаций М. Рокича. Конативный критерий был определен на основе теста Н.П. Абаскаловой об уровне ведении здорового образа жизни, уровень самооценки выявлен на основании методики по определению уровня вербальной диагностики самооценки личности, а уровень конструктивного поведения в конфликте на основе методики по самооценки конструктивного поведения в конфликте. Для выявления уровня социальной адаптации каждого первокурсника суммировались показатели всех критериев. По результатам определения уровня социальной адаптации первокурсников на констатирующем этапе были получены следующие результаты: в КГ – 17 %, а в ЭГ – 17% студентов с высоким уровнем социальной адаптации, в КГ – 39 % и в ЭГ – 44% студентов со средним уровнем социальной адаптации, в КГ – 44 %, а в ЭГ – 39 % студентов с низким уровнем социальной адаптации. После определения уровня социальной адаптации у первокурсников контрольной и экспериментальной группы был проведен формирующий этап эксперимента, через организацию спортивным клубом учебно-методических и физкультурно-спортивные мероприятий. Был организован и проведен конкурс на лучшую постановку спортивно-оздоровительной работы среди студентов 1 курса (включающего 3 этапа: спартакиаду, конкурс плакатов и викторину о здоровом образа жизни). По сумме занятых мест в конкурсе плакатов, викторине и спартакиаде определялись победители и призеры конкурса. Кроме этого, были проведены физкультурно-спортивных праздники, различные конкурсные программы среди студентов 1 курса (к Дню защитника отечества, к Дню Победы, и др.). Наибольшее влияние испытывали студенты экспериментальной группы, которые, как и студенты контрольной группы, были вовлечены и участвовали в мероприятиях спортивного клуба, а также освоили специальный курс «Повышение уровня здорового образа жизни студентов для социальной адаптации в образовательной организации СПО». Проведение спецкурса осуществлялось через лекционные и семинарские занятия, включала целый ряд самостоятельных практических занятий, учебные игры, упражнения, которые позволили студентам лучше освоить предложенный материал. Спецкурс завершался зачетом с составлением индивидуальной диагностической карты. После проведения формирующего этапа эксперимента была проведена вторичная диагностика уровня социальной адаптации первокурсников). Результаты контрольного этапа показали, что в КГ – 17 %, а в ЭГ – 52 % студентов с высоким уровнем социальной адаптации, в КГ – 57 %, а в ЭГ – 35% студентов со средним уровнем социальной адаптации, в КГ – 26 %, а в ЭГ – 13 % студентов с низким уровнем социальной адаптации. В экспериментальной группе уровень социальной адаптации студентов имеют более выраженный характер, т.к. они, кроме участия в мероприятиях клуба, освоили специальный курс.
Динамика изменений уровня социальной адаптации первокурсников контрольной и экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах (в %)
По сравнению с констатирующим этапом (рисунок) количество студентов с низким уровнем социальной адаптации уменьшилось в экспериментальной группе с 39% до 13%, в контрольной группе с 44% до 26%. По сравнению с констатирующим этапом количество студентов с высоким уровнем социальной адаптации увеличилось в экспериментальной группе с 17% до 52%, в контрольной группе осталось 17%. По сравнению с констатирующим этапом количество студентов, со средним уровнем социальной адаптации в экспериментальной группе уменьшилось с 44% до 35%, в контрольной группе увеличилось с 39% до 57%. Достоверность различий полученных данных у контрольных и экспериментальной группы доказывается через обработку методом математической статистики, используя критерий х2. В результате расчетов получили значение х2эмп = 6,19 (табличное значение х2 в рамках условий проведения опытно-экспериментальной работы составило 5,99). Так как х2эмп = 6,19 5,99 = х2 0,05, то достоверность различий показателей у первокурсников контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе составляет 95%.
После обработки результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что деятельность спортивного клуба, организованная через формирование социально-адаптирующей среды и освоение специального курса «Повышение уровня здорового образа жизни студентов для социальной адаптации в образовательной организации СПО» способствует повышению уровня социальной адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации СПО.
Рецензенты:
Клименко Т.К., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита; Рогова А.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.
Библиографическая ссылка
Меньшов И.В. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО КЛУБА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17460 (дата обращения: 15.10.2024).