Анализ содержания учебников математики для начальной школы авторских коллективов И.И. Аргинской, Л.Г. Петерсон, анализ содержания предметной области «Математика и информатика» раздела 12.2 ФГОС НОО показал, что для формирования начальной информационной грамотности целесообразно использовать нелинейные дидактические технологии, к которым относится «концентрический подход» [3, 5-7]. Такой подход «предполагает ступенчатое, многоуровневое построение процесса обучения заданному курсу» [2]. В рамках концентрического подхода нами предлагается в первом классе акцентировать внимание на формировании одного или двух УУД, то во втором классе к этим УУД добавить ещё два-три УУД, в третьем классе к этой группе УУД добавляются ещё два-три УУД, а в четвёртом классе прибавляются оставшиеся УУД информационного наполнения.
Настоящая статья посвящена экспериментальной проверке целесообразности использования описанной педагогической стратегии, основанной на концентрическом подходе, при изучении предметной области «Математика и информатика».
В экспериментальной проверке на констатирующем этапе приняли участие ученики и учителя из школ г. Челябинска и Челябинской области. Для проведения формирующего эксперимента были отобраны 275 учащихся первых классов пяти школ, которые были разделены на две группы экспериментальную и контрольную. Учащиеся одной из школ составляли контрольную группу, остальные первоклассники входили в состав экспериментальной группы.
Для оценки эффективности воздействия экспериментального фактора эксперимент проводился по плану двух групп.
На первом этапе эксперимента проведён входной контроль с целью выявления уровня начальной информационной грамотности у учащихся. Для этого учащиеся выполняли предложенные задания на уроках математики, направленные на проверку уровня сформированности следующих УУД: «синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов» (ПЛ2); – ПО3 – «применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств»; ПЗ1 – «моделирование – преобразование объекта из чувственной формы, в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)»; ПО13 – «самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем»; ПЗ2 – «преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область»; ПО12 – «понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»; ПО6 – «выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условий» [7].
Оценку выполнения заданий диагностической работы выставляли на основе следующей трехбалльной шкалы: 0 – учащийся не освоил УУД (не выполнил задание), 1 – частично освоил УУД (частично выполнил задание или допустил ошибку), 2 – освоил УУД (выполнил задание полностью, без ошибок). Для оценки сформированности УУД использовалось несколько заданий, поэтому в качестве итоговой оценки использовался средний результат. Если итоговый средний результат по группе учащихся выше 1,50 балла, то считается, что учащиеся в основном освоили данное УУД, а если не более 1,50 балла, то это является сигналом для проведения формирующего этапа эксперимента.
Диагностические задания предъявлялись учащимся 1-3 классов в конце каждого учебного года в период проведения формирующего эксперимента. Результаты выполнения диагностических заданий включены в оценочные баллы освоения УУД информационного наполнения соответствующего года обучения.
Ниже представлены результаты входного контроля в баллах (табл. 1).
Таблица 1
Результаты входного контроля уровня сформированности УУД информационного наполнения в баллах
Подгруппы
|
Коли-чество обучаю-щихся |
Средний балл оценки сформированности УУД |
|||||||
Синтез (ПЛ2) |
Модели-рование (ПЗ1) |
Преобра- |
приме-нение методов информаци-онного поиска (ПО3) |
выбор наиболее эффектив-ного способа решения (ПО6) |
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (ПО12) |
создание алгоритмов деятельности (ПО13) |
|||
Экспериментальные школы |
|||||||||
Подгруппа 1 |
86 |
1,02 |
1,23 |
1,09 |
1,24 |
0,72 |
0,65 |
0,59 |
|
Подгруппа 2 |
97 |
1,04 |
1,37 |
1,26 |
1,01 |
0,57 |
0,48 |
0,87 |
|
Подгруппа 3 |
19 |
0,99 |
0,79 |
0,89 |
1,21 |
0,68 |
1,16 |
0,57 |
|
Подгруппа 4 |
54 |
0,85 |
1,33 |
0,64 |
1,12 |
0,84 |
1,01 |
1,10 |
|
Контрольная школа |
|||||||||
Подгруппа 0 |
19 |
0,71 |
0,89 |
1,16 |
1,05 |
0,43 |
1,21 |
0,41 |
Как видно из табл.1 не наблюдается ни одного случая превышения среднего балла более 1,50, это значит, что необходимо внести изменения в методику формирования начальной информационной грамотности, то есть провести формирующий эксперимент.
Необходимо обсудить вопрос пригодности подгрупп для проведения формирующего эксперимента. Проверка сходства (различия) подгрупп проводилась с помощью критерия Фишера (угловой) [1]. Необходимые частотные данные представлены в табл. 2 (число учащихся, имеющие средний балл по выполненным заданиям выше 1,50 балла).
Таблица 2
Результаты входного контроля уровня сформированности УУД информационного наполнения (число учащихся)
Подгруппы |
Количество обучающихся |
Количество обучающихся, получивших балл выше 1,50 |
||||||
ПЛ2 |
ПЗ1 |
ПЗ2 |
ПО3 |
ПО6 |
ПО12 |
ПО13 |
||
Экспериментальные школы |
||||||||
Подгруппа 1 |
86 |
11 |
23 |
12 |
24 |
10 |
10 |
8 |
Подгруппа 2 |
97 |
14 |
43 |
32 |
12 |
8 |
7 |
10 |
Подгруппа 3 |
19 |
7 |
2 |
3 |
6 |
3 |
5 |
2 |
Подгруппа 4 |
54 |
6 |
28 |
4 |
10 |
6 |
8 |
10 |
Контрольная школа |
||||||||
Подгруппа 0 |
19 |
3 |
4 |
5 |
5 |
2 |
6 |
2 |
Сравнения экспериментальных и контрольной групп, проведенные по критерию Фишера, показали, что, в основном, значения критерия φ*эмп находится в зоне незначимости (φ*эмп < 1,64), а это значит, что можно считать экспериментальные и контрольные подгруппы могут использоваться для проведения формирующего эксперимента. Различия (17,8%) обнаружены лишь в результатах формирования универсальных учебных действий «Моделирование» (ПЗ1) и «Адекватная оценка языка средств массовой информации» (ПО12).
На втором этапе эксперимента проводилось формирование универсальных учебных действий с использованием концентрического подхода в экспериментальных подгруппах. В первом и втором классах отрабатывались универсальные учебные действия: «синтез» (ПЛ2); «применение методов информационного поиска» (ПО3); «моделирование» (ПЗ1); «создание алгоритмов деятельности» (ПО13). Второй контроль уровня освоения УУД информационного наполнения проведён к концу второго года обучения. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты промежуточного контроля освоения УУД информационного наполнения в баллах (на конец второго года обучения)
Подгруппы |
Количество обучающихся |
Результаты освоения универсальных учебных действий, средний балл |
||||||
ПЛ2 |
ПЗ1 |
ПЗ2 |
ПО3 |
ПО6 |
ПО12 |
ПО13 |
||
Экспериментальные школы |
||||||||
Подгруппа 1 |
86 |
1,20 |
1,34 |
1,23 |
1,36 |
0,89 |
0,88 |
0,87 |
Подгруппа 2 |
97 |
1,18 |
1,47 |
1,25 |
1,12 |
0,79 |
0,78 |
0,98 |
Подгруппа 3 |
19 |
1,09 |
0,91 |
0,95 |
1,32 |
0,69 |
1,00 |
0,78 |
Подгруппа 4 |
54 |
0,99 |
1,48 |
0,85 |
1,25 |
0,85 |
1,05 |
1,24 |
Контрольная школа |
||||||||
Подгруппа 0 |
19 |
0,72 |
0,88 |
1,19 |
1,15 |
0,59 |
1,22 |
0,44 |
Положительные изменения в средних баллах с точностью до одной десятой выделены цветом; интенсивно окрашенные ячейки соответствуют формируемым УУД; неокрашенные ячейки – практически нет положительных изменений.
Сравнение 1 и 3 таблиц позволяет сделать вывод, что стабильные положительные изменения в средних баллах произошли для формируемых УУД в экспериментальных подгруппах. Нестабильные положительные изменения отнесены нами за счёт взросления и развития детей. Учащиеся за два года обучения в экспериментальных условиях существенно улучшили свои результаты овладения УУД информационного наполнения.
В третьем классе в экспериментальных подгруппах проводилась работа по формированию всех вышеперечисленных УУД, кроме ПО6 (выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условий).
Второй контроль уровня освоения УУД информационного наполнения проведён в конце третьего года обучения в экспериментальных и контрольной подгруппах. Результаты в средних баллах представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты контроля освоения УУД информационного наполнения в баллах (на конец третьего года обучения)
Подгруппы |
Количество обучающихся |
Результаты освоения универсальных учебных действий, средний балл |
||||||
ПЛ2 |
ПЗ1 |
ПЗ2 |
ПО3 |
ПО6 |
ПО12 |
ПО13 |
||
Экспериментальные школы |
||||||||
Подгруппа 1 |
87 |
1,61 |
1,43 |
1,51 |
1,56 |
1,13 |
1,54 |
1,51 |
Подгруппа 2 |
98 |
1,65 |
1,49 |
1,37 |
1,52 |
1,29 |
1,25 |
1,53 |
Подгруппа 3 |
19 |
1,12 |
1,20 |
1,29 |
1,57 |
1,01 |
1,35 |
1,01 |
Подгруппа 4 |
53 |
1,12 |
1,54 |
1,56 |
1,29 |
1,23 |
1,18 |
1,57 |
Контрольная школа |
||||||||
Подгруппа 0 |
19 |
1,16 |
1,16 |
0,94 |
1,05 |
1,00 |
1,16 |
1,01 |
Как видно из таблиц 4 и 1, результаты формирующего эксперимента положительны – во всех экспериментальных подгруппах произошли существенные изменения, что нельзя сказать о контрольной подгруппе.
Для выявления различий в результатах освоения УУД информационного наполнения у учащихся третьих классов экспериментальных и контрольной подгрупп применили статистический критерий Фишера (угловое распределение). В таблице 5 представлено количество учащихся третьих классов, освоивших УУД информационного наполнения (средний балл выше 1,50).
Таблица 5
Результаты контроля освоения УУД (число учащихся, освоивших УУД)
Подгруппы |
Количество обучающихся |
Результаты освоения универсальных учебных действий, количество обучающихся |
||||||
ПЛ2 |
ПЗ1 |
ПЗ2 |
ПО3 |
ПО6 |
ПО12 |
ПО13 |
||
Экспериментальные школы |
||||||||
Подгруппа 1 |
87 |
45 |
41 |
42 |
43 |
21 |
43 |
42 |
Подгруппа 2 |
98 |
49 |
45 |
39 |
47 |
37 |
36 |
57 |
Подгруппа 3 |
19 |
5 |
6 |
7 |
12 |
5 |
7 |
5 |
Подгруппа 4 |
53 |
21 |
34 |
35 |
25 |
24 |
21 |
35 |
Контрольная школа |
||||||||
Подгруппа 0 |
19 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Существенные отличия по критерию Фишера в освоении УУД информационного наполнения в процессе изучения математики в третьих классах составили 60,7%, что существенно выше доли отличий в освоении УУД информационного наполнения на начало формирующего эксперимента (17,8%).
Для выявления эффективности использования концентрического подхода при формирования начальной информационной грамотности применили динамический коэффициент «темп прироста», который определялся по формуле [4]:
где – средний балл по всем УУД информационного наполнения к концу третьего года обучения;
– средний балл по всем УУД информационного наполнения на начало формирующего эксперимента.
Полученные значения коэффициента «темп прироста» представлены в табл. 6.
Таблица 6
Темпы прироста результатов освоения УУД информационного наполнения по подгруппам
Подгруппы
|
Средний балл |
Темп прироста,
|
|
На начало формирующего эксперимента |
На конец формирующего эксперимента |
||
Экспериментальные школы |
|||
Подгруппа 1 |
0,934 |
1,470 |
57,3 |
Подгруппа 2 |
0,943 |
1,437 |
52,4 |
Подгруппа 3 |
0,898 |
1,221 |
35,9 |
Подгруппа 4 |
0,998 |
1,356 |
35,8 |
Контрольная школа |
|||
Подгруппа 0 |
0,837 |
1,068 |
27,6 |
Как видно из таблицы, динамический коэффициент положителен для всех подгрупп, а наибольший темп прироста наблюдался в экспериментальных подгруппах.
Таким образом, экспериментальная проверка показала, что концентрический подход способствует эффективному освоению универсальных учебных действий у младших школьников в процессе формирования начальной информационной грамотности на уроках математики.
Рецензенты:
Дрозина В.В., д.п.н., профессор кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск;
Дильман В.Л., д.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой прикладной математики ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Чёрная Е.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ МАТЕМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17457 (дата обращения: 02.04.2025).