Международными требованиями к организации фармацевтической помощи определено участие фармацевтических специалистов в пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья нации, что предполагает формирование у специалистов фармацевтического профиля социально ориентированных компетенций [13, 14].
Однако следует заметить, что возможность реализации морально-этических функций специалистов в контексте современной фармацевтической практики неоднозначна. Проблематичность и противоречивость социальной направленности фармации заключается в том, что, с одной стороны, предпринимательская деятельность фармацевтических организаций преследует цель получения прибыли, а с другой - эта цель недостижима без соблюдения ряда этических норм, поэтому роль фармацевтического работника должна рассматриваться, как с точки зрения бизнеса, так и с позиций нравственности торговли товарами для поддержания здоровья. К сожалению, с момента перехода к рынку фармация стала в большей степени торговой деятельностью, нежели медицинской. Изготовление лекарственных препаратов по рецепту врача свелось к минимуму. На рекламу стали тратить больше средств, чем на научные исследования. Работодателями особое внимание в настоящее время уделяется торговому персоналу как важному составляющему успеха фармацевтической организации на рынке [6]. Двоякое положение фармацевтической профессии (между медициной и бизнесом), безусловно, накладывает отпечаток на понимание и соблюдение этических норм, которыми зачастую руководствуются специалисты этой сферы. В этой связи в условиях постоянного расширения фармацевтического рынка товаров и услуг исключительно важную роль приобретает нравственно этическое воспитание провизора, направленое на соблюдение ими деонтологических норм, определяющих степень доверия к профессии. И, если все медицинские работники, начиная трудовой путь, дают клятву и многие из них воспринимают свою работу как призвание в альтруистическом служении обществу, то фармацевты, как правило, выпадают из этого контекста. Однако статус и роль фармацевтического работника достаточно давно является объектом внимания мировой фармацевтической общественности и определение статуса фармацевтического работника как равноправного участника системы здравоохранения закреплено в многочисленных международных документах [13, 14]. Еще в 1997 году мировой фармацевтической общественностью в лице Международной фармацевтической федерации (МФФ) был принят Этический кодекс фармацевтов («Code of Ethics for Pharmacists»), который служит моделью для написания национальных фармацевтических кодексов. Основная идея кодекса определена цитатой: «...обязанность фармацевта - заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых». Следует отметить, что в структуре некоторых зарубежных учебных заведений, занимающихся подготовкой фармацевтических специалистов, предусмотрена кафедра социальной фармации, что, на наш взгляд, адекватно отражает суть фармацевтической профессии и дает возможность студентам уже на этапе базового образования осмыслить свою роль в системе здравоохранения. Согласно исследованию, проведенному Kostriba J et al, в 41% из 51 фармацевтических учебных учреждений, участвовавших в опросе, есть кафедры социальной фармации и отдельная дисциплина [15]. В европейских странах кафедра социальной фармации присутствует в гораздо большей доле учебных учреждений - 52,6%. В 83% учебных учреждений Европы и развивающихся стран дисциплина «социальная фармация» является обязательной, а в Северной Америке - в 96% [1].
Важно отметить, что повышение статуса фармацевтического работника в социальной среде, его место в формировании общественного сознания достаточно давно является предметом дискуссии не только международных экспертов, но и отечественных специалистов в области фармации и на сегодняшний день заметно появление позитивных тенденций в решении этой задачи [4, 5]. Некоторые авторы считают, что кадровая работа в фармацевтической сфере должна приобретать социальную направленность, а обучение студентов необходимо вести в социально ориентированной плоскости, что предполагает приобретение будущими специалистами морально-этических норм поведения в обществе, воспитание в них качеств ответственных собеседников, советников, инструкторов [6]. Так, в настоящее время выпускники Пермской государственной фармацевтической академии дают клятву провизора, которая произносится на торжественном собрании выпускников при вручении дипломов. Каждый выпускник получает текст клятвы и произносит слово «клянусь» после каждого фрагмента текста клятвы (который зачитывает один из выпускников), подтверждая тем самым свою приверженность профессии. Лист с текстом клятвы и подписью выпускника вкладывается в диплом (или личное дело).
В церемонии клятвы выпускников принимают участие известные учителя, обозначая фармацевтическое сообщество, представители фармацевтической общественности (фармацевтической ассоциации), преподаватели вуза. Описанная церемония предполагает осознание молодыми специалистами профессиональной деятельности с позиций морально-этических норм и социализации фармацевтической помощи, что обуславливает возрастание значимости фармацевтической профессии в системе здравоохранения, повышение доверия в обществе к фармацевтам и расширение границ реализации их профессиональных знаний. Рассмотрим некоторые практические подходы к реализации фармацевтического дела с позиций его социализации и полифункциональности профессиональных ролей специалистов. Особую значимость социальная направленность профессиональной деятельности специалистов приобретает в разрезе профилактики общественных проблем, влияющих на качество здоровья населения и его потомства. Известно, что в условиях экономической и социальной нестабильности современного общества наблюдается усугубление медико-социальных проблем, пагубно влияющих на уровень здоровья нации. В настоящий период в мировой практике делается упор на усиление медико-санитарной помощи, смещение акцентов деятельности работников здравоохранения на профилактику, укрепление здоровья и интегрированный подход к решению проблем отдельного человека, семьи и общества в целом [8, 9, 10, 12, 13, 14]. Вышесказанное предполагает объективную необходимость в развитии эффективных технологий решения проблем медико-социального характера с учетом современных возможностей развития общества, достижение которых возможно посредством реализации новых востребованных ролей специалистов системы здравоохранения, включая специалистов фармацевтического профиля. Среди таких технологий существенную роль выполняют технологии социальной работы в общедоступных организациях системы здравоохранения в рамках профессиональной медико-социальной деятельности специалистов. В целях настоящего исследования, по нашему мнению, под социальными технологиями в фармации следует понимать «совокупность приемов и методов при осуществлении фармацевтической деятельности, позволяющих влиять на социальные ориентиры, привычки и мировоззрение людей с позиций здоровьесберегающих принципов поведения в обществе и улучшения показателей общественного здоровья». Одним из примеров реализации социальных технологий является организация социальных проектов, которые предоставляют будущим специалистам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Под методом проектов понимается способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Автором данного метода является американский педагог А. Килпатрик, который определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Ниже представлен опыт организации преподавателями и студентами Пермской государственной фармацевтической академии (ПГФА) совместно с некоммерческой организацией при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края социального целевого проекта для молодежи «Пермский край без никотина. Студенты - школьникам».
Актуальность выбора объекта социального проекта обусловлена тем, что табакокурение является одной из самых серьезных проблем современного мира, так как пристрастие к табаку приводит к развитию различных заболеваний, что отрицательно влияет на здоровье курящего человека и нации в целом. Известно, что в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно. Опрос среди школьников подтверждает, что подавляющее большинство из них курили хотя бы один раз в жизни, а к старшим классам курит 50-70% мальчиков и 30-40% девочек [11].
Важность проблемы противодействия потреблению табака подтверждена Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы и планом мероприятий по ее реализации, утвержденными Правительством Российской Федерации в 2010 году, Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в которых значительное внимание уделено необходимости просвещения и информирования населения о вреде потребления табака путем реализации различных мероприятий, способствующих профилактике табакокурения, включая подготовку работников здравоохранения, образования и социальной сферы для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье.
Исходя из социальной функции фармацевтического работника в решении ключевых вопросов охраны здоровья населения, конкретная роль в профилактике табакокурения и противодействия потреблению табака должна быть отведена специалистам, оказывающим фармацевтическую помощь населению. По нашему мнению, важнейшим направлением в решении данной проблемы является участие специалистов сферы фармации (включая преподавателей фармацевтических учебных заведений), в информационной работе с населением и проведение различных мероприятий, призванных привлечь внимание общественности к негативным последствиям курения табака.
В рамках указанного выше проекта разработана и внедрена инновационная методика профилактики и формирования негативного отношения к табакокурению путем проведения курса лекций, семинаров, конкурса презентаций и информационных буклетов, волонтерских акций. Лекции и семинары проводились студентами в средних школах, вузах и СУЗах Пермского края, что позволило создать особую педагогическую атмосферу, обусловленную взаимодействием студенческого и школьного сообществ. Материалы для лекций разрабатывались специалистами совместно с психологами, преподавателями и студентами ПГФА. Студенты и школьники Пермского края приняли участие в конкурсе презентаций и информационных буклетов на тему: «Я знаю, что сигареты убивают». В период реализации проекта совместно с аптеками Пермского края проведена волонтерская акция «Поменяй отраву на здоровье», в ходе которой населению раздавались информационные буклеты и предлагалось обменять сигареты на витамины. Данная акция проходила по 5 дней в каждом из летних месяцев, и приурочена к международному «Дню отказа от курения» 31 мая. Участники социального проекта отметили важность и необходимость проведения таких тематических мероприятий и выступили с предложением ежегодной организации подобных социальных проектов.
Таким образом, изучение и использование в профессиональной деятельности основ социальной фармации, разработка и реализация социальных проектов является эффективным способом познания сути фармацевтического дела, способствующим формированию новых возможностей решения профессиональных задач и развития социально значимых качеств личности у студентов и специалистов фармацевтического профиля.
Рецензенты:
Ростова Н.Б., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь;
Алексеева И.В., д.фарм.н., профессор кафедры фармацевтической технологии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Кирщина И.А., Солонинина А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17453 (дата обращения: 12.10.2024).