Проблемой формирования духовно-нравственной сферы занимались такие отечественные ученые, как Л.П. Гладких, В.В. Зеньковский, А.С. Метелица, О.М. Потаповская, А.И. Щербина, Д.Б. Эльконин и ряд других ученых. Кроме отечественных разработок данная тема также затрагивается зарубежными учеными, такими как Дж.Г. Беннет.
Рассмотрение данной проблемы в целом было направлено на ценности. Однако вопрос формирования духовно-нравственной сферы средствами изобразительной деятельности современными учеными не затрагивался, а ведь именно она несет в себе «гармонию души», способную формировать духовно-нравственную сферу и развиваться в ней сама. Недостаточная разработанность новых подходов, моделей формирования духовно-нравственной сферы в изобразительной деятельности, заключается в том, что ее направленность в основном ориентирована на получение изобразительных знаний, умений, навыков и никак не формирующая духовно-нравственную сферу старших дошкольников.
Из «Постановления» Правительства РФ от 13.03.2014 № 184, целью и задачами программы сохранения российской культурной самобытности входит развитие и реализация духовного потенциала каждой личности [11]. По мнению ряда ученых (А. Данилюка, А. Кондракова, А.С. Метелицы, В. Тишкова) в последнее время интерес к духовно-нравственному развитию личности стал возрастать в таких науках, как философия, психология, педагогика.
Чтобы сформировать и наглядно представить путь формирования духовно-нравственной сферы личности старшего дошкольника, нами были проанализированы материалы А.С. Метелицы, О.А. Шилиной. Данные модели были связаны с духовно-нравственным воспитанием и культурой, т.к. конкретно модели по формированию духовно-нравственной сферы у детей дошкольного возраста найдено не было.
Педагогическая модель А.С. Метелицы рассматривает нравственную и духовную культуру как концептуальную основу системы формирования духовно-нравственной культуры. Автором выдвигаются подходы и компоненты ее развития [4]. В модели О.А. Шилиной рассматривается воспитание духовно-нравственных ценностей [10].
Н.Л. Худякова пишет, что моделями воспитательного процесса являются концепции, технологии воспитания. Данные модели являются основой организации целостного воспитательного процесса [9].
С учетом вышесказанного, мы попытались разработать педагогическую модель формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Модель представлена в рисунке 1.
Значимость, модели формирования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности заключаются в следующем:
-
Понятие «Духовно-нравственная сфера» редко используется в исследованиях, в основном сферу заменяет воспитание или культура;
-
Духовно-нравственное воспитание или культура – часто используемые авторами понятия, более узкие по своему значению, сфера же включает данные понятия в себя;
-
Содержательный блок авторской модели в отличие от других имеет четкую структуру, ясность изложения, что важно для ее практической реализации;
-
Формирование и становление личности старшего дошкольника происходит через изобразительную деятельность как одна из ведущих деятельностей данного возраста.
Рис. 1. Модель духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста
В разработанной модели формирования духовно-нравственной сферы отражается четыре блока, каждый из которых необходим для эффективного ее формирования.
Первый блок модели «Целевой»: в него входит цель педагогического исследования и три задачи, непосредственно вытекающие из цели.
В содержательном блоке представлены следующие компоненты исследования: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Критерии проявления, методы и методика диагностики по данным компонентам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты по формированию духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Компоненты готовности |
Критерии проявления |
Методы и методика диагностики |
Когнитивный |
представления о душе и ценностях, восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление, организация внутреннего мира |
- Беседы о душе, по картине - Методика «Дорисуй историю» на основе методики Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Закончи историю». |
Эмоционально-ценностный |
эмоциональное отношение к ценностям, к духовной и нравственной сферам, инициативность, отзывчивость, вовлеченность в деятельность |
- Беседы по картинкам по методике Л.Б. Фесюковой; - Авторская методика по цветоощущению; - Цветовой игротренинг Н.М. Погосовой |
Поведенческий |
нравственное поведение в общении с окружающими, отношение к окружающему миру отраженное в поступках ребенка, манеры, образы действий со сверстниками, взрослыми, животными, растениями |
- совместная изобразительная деятельность (по 2 дошкольника) на основе методики Г.А. Салминой, С.Л. Мищенко |
Комплекс методик по формированию духовно-нравственной сферы, составленный нами, включает в себя: в когнитивном компоненте – беседы по духовности, методика «Закончи историю» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой [1]. В эмоционально-ценностном компоненте реализованы три методики: одна авторская по формированию духовно-нравственной сферы с помощью цветоощущения; другая – методика Л.Б. Фесюковой [8] «Беседы по картинкам» и методика Н.М. Погосовой [6] «Цветовой игротренинг». В поведенческом компоненте применялась методика «Сделаем вместе» Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [3].
С их помощью определяется уровень сформированности духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. При взаимодействии представленных компонентов в изобразительной деятельности старший дошкольник стремится познавать новое, сотрудничать с другими дошкольниками, помогать им. У ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к ценностям, окружающему миру, духовной и нравственной сферам.
Технологический блок модели включает в себя организацию процесса формирования духовно-нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста средствами изодеятельности. В данный блок вошли методы, формы, средства и педагогические условия исследования. В модели представлены следующие методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, а также метод бесед. То есть материал по формированию духовно-нравственной сферы предоставляется детям в словесной форме через художественные произведения (сказки, стихотворения), беседы о духовном (о добре, Боге, любви, душе, о духовных праздниках и традициях, дружбе), в наглядном методе – с помощью репродукций картин, экспериментов с красками и прочими художественными материалами. Практический метод – это непосредственно изобразительная деятельность самих дошкольников. Проблемный метод направлен на решение проблемных ситуаций, например, в методике «Дорисуй историю» или совместном (парном) рисовании на темы. Задача дошкольника состояла в том, что ему необходимо было принять решение, как поступить с новенькой девочкой Сонечкой, чтобы она не стеснялась и не боялась. Решить данную проблему детям необходимо было в совместной (парной) изобразительной деятельности, сочетая в себе как практический, так и проблемный методы, т.е. нарисовать решение по данной ситуации.
В период дошкольного детства происходит укрепление моральных установок, пишет А.Н. Сидорова [7]. Поэтому представленные методы направлены на пробуждение в ребенке эмоций через изобразительную деятельность, способствующую формированию духовно-нравственной сферы в старшем дошкольном возрасте. В средства включены: наглядные пособия (картинки Л.Б. Фесюковой), репродукции картин (Н.К. Рериха), макеты и раздаточный материал (цветные карточки, картинки, рисунки), сопровождающиеся беседами, объяснениями, а также аудиовизуальными средствами (классическими произведениями) [5].
Следующим компонентом технологического блока являются педагогические условия, которые, по мнению Н.М. Ботырко, являются внешним обстоятельством, оказывающим влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированным педагогом и предполагающим определенный результат процесса [2, с. 217].
Для эффективности процесса формирования духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюсти, на наш взгляд, следующие педагогические условия:
-
формировать духовно-нравственную сферу средствами изобразительной деятельности так, чтобы она была комплексно взаимосвязана с материалом духовно-нравственных ценностей;
-
знакомить детей с разными видами работ по изодеятельности, темы которых непосредственно связаны с духовно-нравственным содержанием;
-
организовать соответствующую художественно-развивающую среду;
-
целенаправленное использование в модели взаимосвязанных, интегративных форм, методов и средств, основанных на компонентах формирования духовно-нравственной сферы: когнитивном, эмоционально-ценностном, поведенческом;
-
целостное и систематическое вовлечение старших дошкольников в данную деятельность;
-
установка связей непосредственно образовательной изобразительной деятельности с жизнью [10].
В последнем блоке – Контрольно-результативном – представлены уровни сформированности духовно-нравственной сферы в изодеятельности (низкий, средний, высокий). Целью составления критериев оценки духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста является определение эффективности разработанной модели формирования духовно-нравственной сферы средствами изобразительной деятельности. Критерии оценки представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценки духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Критерии |
Уровни |
Показатели |
Когнитивный компонент: |
||
Критерий 1.: Представление о душе через беседу |
низкий |
не всегда дает ответы на вопросы, не имеет представления о том, что такое душа, где она находится.
|
средний |
ответ не всегда отличается полнотой, ребенок теряется, путается в ответах, но отвечает с помощью взрослого.
|
|
высокий |
свободно высказывается, самостоятельно рассуждает, приводит примеры для характеристики доброй/злой души.
|
|
Эмоционально-ценностный компонент: |
||
Критерий 2: Развитие эмоционально-чувственной сферы (духовности) с помощью цветоощущения |
низкий |
Не способен увидеть цвет настроение и эмоции произведений, дать обонятельную, вкусовую характеристику цвету.
|
средний |
Не точно определяет настроение произведения, не может подобрать цвет к определенным условиям.
|
|
высокий |
Дает развернутую характеристику цвета: на вкус, запах, осязание, слух. Способен передать в рисунке характер произведений с помощью многообразия красок и оттенков. |
|
Поведенческий компонент: |
||
Критерий 3: Нравственная направленность |
низкий |
отсутствует общительность и контактность, заинтересованность в совместной деятельности.
|
средний |
имеются признаки общительности и контактности, частично заинтересован в совместной деятельности.
|
|
высокий |
ребенок общителен, заинтересован в совместной деятельности, проявляет терпимость, уважение к собеседнику.
|
Из таблицы видно, что нами было использовано три компонента по формированию духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста (когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий). Каждому из компонентов соответствует определенный критерий: представление о душе через беседу – когнитивный компонент. Развитие эмоционально-чувственной сферы духовности с помощью цветоощущения по авторской методике – эмоционально-ценностный компонент. В поведенческий компонент входит критерий нравственной направленности. Каждый блок, как говорилось выше, имеет свой уровень оценки сформированности духовно-нравственной сферы (низкий, средний, высокий), по каждому из критериев сформированности духовно-нравственной сферы старший дошкольник диагностируется. В зависимости от того, может ли старший дошкольник выразить в рисунке или устно (в зависимости от задания) свои мысли, участвует ли в совместной работе, ему определяется низкий, средний либо высокий уровень сформированности духовно-нравственной сферы. Если старший дошкольник пытается что-либо ответить, но говорит односложно или рисует «монотонные» изображения, не используя все богатства цветовых сочетаний, сюжет характеризуется верностью, однако беден по своему содержанию, то ему ставится средний уровень оценки. Высокий уровень имеют те старшие дошкольники, которые отвечают на вопросы, связанные с духовностью, развернуто и верно описывают картины, аккуратно рисуют, выражая свои эмоции в работе через средства изобразительной деятельности – цвета, линии, штрихи, пятна, художественные образы и т.п. Дети, которых мы определяем на низкий уровень – не контактны, аккуратность в работах таких дошкольников отсутствует, они не могут решить поставленные в методиках задачи без помощи взрослого.
Показателями сформированности в данном «Контрольно-результативном блоке» становятся духовные знания, умения передавать в изобразительной деятельности свои чувства и эмоции, а также гуманное отношение к окружающему миру. Под духовными знаниями подразумеваются знания о духовной стороне мира: о душе, Боге, любви и гуманности, доброте и благородных человеческих ценностях. Второй показатель сформированности духовно-нравственной сферы – это умение передавать данные представления в изобразительной деятельности через ее средства: цветовые пятна, сочетания цветов, их смешение, линии, точки, штрихи, художественные образы. Способность проявлять в работах эмоции. И, наконец, третий показатель – гуманное отношение к окружающему миру. Здесь ребенку необходимы те навыки, которые он приобретает в первых двух показателях, в их совокупности старшему дошкольнику легче разобраться в том, что такое добро и зло, к чему нужно относиться хорошо, а где нужно помочь и поддержать кого-либо.
Для подтверждения эффективности разработанной модели нами было проведено исследование на базе МАДОУ № 45 и МАДОУ № 46 г. Тобольска. В исследовании принимали участие 53 дошкольника 5–6 лет. Численность контрольной группы составила 26 старших дошкольников, экспериментальной – 27. Результаты исследования, проведенные по составленной нами модели, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Исследуемая группа |
Высокий уровень развития |
Средний уровень развития |
Низкий уровень развития |
|||
Конст. этап |
Форм. этап |
Конст. этап |
Форм. этап |
Конст. этап |
Форм. Этап |
|
|
Когнитивный компонент |
|||||
Контрольная группа (n = 26 дошк-в) |
15,4 |
23,1 |
84,6 |
76,9 |
0 |
0 |
Экспериментальная группа (n = 27 дошк-в) |
14,8 |
51,9 |
81,5 |
48,1 |
3,7 |
0 |
|
Эмоционально-ценностный компонент |
|||||
Контрольная группа (n = 26 дошк-в) |
0 |
3,8 |
50 |
50
|
50 |
46,2 |
Экспериментальная группа (n = 27 дошк-в) |
0 |
37 |
44,4 |
63 |
55,6 |
0 |
|
Поведенческий компонент |
|||||
Контрольная группа (n = 26 дошк-в) |
0 |
7,7 |
38,5 |
53,8 |
61,5 |
38,5 |
Экспериментальная группа (n = 27 дошк-в) |
0 |
37 |
33,3 |
51,9 |
66,7 |
11,1 |
Из таблицы видно, что:
-
в когнитивном компоненте уровень сформированности на формирующем этапе в экспериментальной группе повысился на 37,1 %. Низкого уровня в экспериментальной группе не осталось. Отсюда мы сделали вывод, что дети стали иметь представления о том, что все живые существа имеют душу, кроме того, старшие дошкольники могут дать развернутую характеристику душе (что она «чистая, воздушная, легкая, добрая и т.п.»), завершить историю с духовно-нравственной направленностью. В контрольной группе уровень развития повысился на 7,7 %, мы связываем это с тем, что с дошкольниками проводилась базовая работа по программе, предусмотренной в МАДОУ;
-
в эмоционально-ценностном компоненте на формирующем этапе в экспериментальной группе процент освоения методики повысился на 37 %, а в контрольной – на 3,8 %. В экспериментальной группе процент не усвоивших задания эмоционально-ценностного компонента уменьшился в два раза, а в контрольной группе изменения произошли незначительные, что, на наш взгляд, также подтверждает верность выстроенной нами модели;
-
в поведенческом компоненте динамика между констатирующим и формирующим этапом составила в контрольной группе 7,7 %, тогда как в экспериментальной группе – 37 %. Так, в экспериментальной группе результат по поведенческому компоненту выше, чем в контрольной группе, на 29,3 %.
Таким образом, представленные в таблице 3 результаты исследования по разработанной нами педагогической модели формирования духовно-нравственной сферы могут говорить о том, что предложенная нами модель способна эффективно формировать духовно-нравственную сферу старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Рецензенты:
Шаймарданов Р.Х., д.п.н., профессор кафедры педагогического и специального образования ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут.
Моисеева Л.В., д.п.н., заведующая кафедрой естествознания и методики его проведения начальных классов Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Незнаева Ю.Ю. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17419 (дата обращения: 06.10.2024).