Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Басалаева Н.В. 1 Захарова Т.В. 1 Казакова Т.В. 1 Колокольникова З.У. 1 Яковлева Е.Н. 1 Коршунова В.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 Сибирский федеральный университет
Профессия педагога относится к человековедческим и требует наличия ценностного отношения как профессионально важного качества. В статье рассматривается психологическое благополучие студентов педвуза как одно из оснований ценностного отношения и выражается в осознании ими своей жизни (целей, смыслов, достигнутых результатов) и переживаниях за реализацию целей, за своё поведение в окружающем мире. Проведенное исследование и результаты корреляционного анализа позволяют говорить о взаимосвязи ценностного отношения с уровнем психологического благополучия. Ценностное отношение к выбранной профессии студентов педагогического вуза характеризуется внешней ориентацией на профессию, которая выражается в ценности собственного престижа, что свидетельствует о стремлении студентов иметь профессию или работу, социально одобряемую. Статья представляет интерес для педагогов-практиков ДОУ, студентов и научных работников.
студент педвуза
психологическое благополучие
педагогическая профессия
типы уровни развития ценностного отношения
ценностное отношение
1. Барышева Е.В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования. – М., 2004. – 216 с.
2. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия. – М.: Прогресс, 2002. – 225 с.
3. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дисс… канд. психол. наук. – Астрахань, 2006. – 191 с.
4. Каган М.С. Философская теория ценностей. – СПб.: Облик, 1997. – 213 с.
5. Краснорядцева О.М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности / О.М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 33. – С. 13-19.
6. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью / Л.В.Куликов // Общество и политика / ред. В.Ю. Большаков. – СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун–т, 2000. – 510 с.
7. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 35–38.
8. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин,
Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
9. Эвнина К.Ю. Позитивные феномены в ценностно-смысловой сфере личности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №2. – С. 23–31.
Проблема изучения ценностного отношения в настоящее время приобретает все более комплексный характер и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке. Ценностное отношение, выступающее  ориентиром деятельности и поведения человека в обществе, детерминировано множеством факторов - от индивидуально-личностных свойств человека до социально-психологических особенностей окружающей среды. Профессиональная деятельность как один из вариантов реальной жизнедеятельности есть то, что разворачивается в ценностно-смысловых пространствах, детерминируется ими [5], она  является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей.  В связи с этим  встает вопрос об изучении ценностного отношения к выбранной профессии как координаты, которая характеризует субъекта профессиональной деятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию  ценностного отношения в студенческом возрасте, т.е. на этапе профессионального становления.

Исторически ценностное отношение рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

В философии понятие «ценностное отношение» определяется как способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в нем свойств. При этом отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем-либо, значимостью чего-либо. Отношение  в целом  отражает разнообразные связи человека с миром, характеризуется наличием стремления личности, его активности, т.е. чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение [4].

Выделяют два уровня существования ценностного отношения человека: нижний -социально-психологический - переживаемый, но не осознаваемый, характеризующийся обыденным сознанием людей (именно он определяет эмоциональные реакции и поступки человека) и верхний - осознаваемый, формируемый не только в процессе переживания, но и в процессе осмысления реальности. Здесь важными составляющими выступают: знание - как осознание объективной ценности; переживание этой ценности как потребности; потребность, которая мотивирует поведение человека, и на основе которой прогнозируется его поведение.

В психологической науке понятие «отношение» рассматривается как сложное психическое образование, структурный компонент личности, исследуемый во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслами жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека [4].

Ценностное отношение - это субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели.

Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления [8].

В.Н. Мясищев выделяет типы ценностного отношения: к миру вещей, явлениям природы; к людям, явлениям социума; к самому себе.

Рассматривая динамику развития ценностного отношения,
В.Н. Мясищев определил и уровни его развития:

  1. Условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных (положительных или отрицательных) реакций на различные раздражители;
  2. Конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.п.;
  3. Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру;
  4. Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регуляторами поведения личности [7].

Таким образом, понятие «ценностное отношение» определяется как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом. Несмотря на разнообразие видов ценностного отношения, приоритетным является ценностное отношение к профессии и профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что профессия педагога, относящаяся к человековедческим, требует наличия ценностного отношения как профессионально важного качества, поскольку и общество, и государство объективно заинтересованы в преподавателе, учителе, воспитателе, способном занять авторскую позицию по отношению к содержанию образования, способам его развертывания. Иными словами, назрела необходимость в педагоге, ориентированном на развитие не «частичной», а целостной личности, способной к саморазвитию и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни. Поэтому личностное и профессиональное развитие в вузе должно быть результатом специально организованной работы, в ходе которой у студентов формируется представление об этапах развития собственной личности, о видах учебно-профессиональной деятельности, детерминирующих их, о связи готовности к профессиональной деятельности с успешностью в учебной деятельности. Это, в конечном итоге, обуславливает развитие ценностного отношения к профессии, которое в дальнейшем влияет на профессиональную подготовку и самоподготовку, обеспечивающее путь к индивидуальному профессиональному творчеству и становлению профессионала.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих профессиональные ценности будущей профессии. Ценностное отношение к профессиональной деятельности у студентов проявляется через изменение  его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности.

Основой ценностного отношения является психологическое благополучие, которое проявляется в  слаженности психических процессов и функций, ощущении целостности, внутреннего равновесия. Ученые рассматривают психологическое благополучие как субъективное явление целостного переживания, которое зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания и связано с базовыми человеческими ценностями и потребностями, выраженного в ощущении благополучия, удовлетворённости собой и собственной жизнью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что психологическое благополучие является неотъемлемой составляющей  формирования ценностного отношения к профессии.

По мнению Л.В. Куликова, психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности и зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях. Благополучие создает удовлетворённость межличностными отношениями, возможность общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряжённость в значимых межличностных связях [6].

М.Г. Голубева считает, что для выявления наиболее объективной картины психологического благополучия студентов необходимо понять условия, в которых оказывается молодой человек, став студентом. В настоящее время существует разрыв между интенсивностью социальных, экономических, политических, духовных изменений российского общества и невозможностью адаптации людей к этим изменениям, что вызывает рост социальной тревожности, напряжённости, неуверенности в завтрашнем дне [3].

Учёба в вузе - принципиально новый этап в сравнении с предшествующей жизнью школьника. Повышаются информационные нагрузки, сопровождающиеся аритмичностью в работе, усилением гиподинамии. Усложняются межличностные отношения, возникают проблемы в связи с оторванностью от семьи, проживанием в общежитии. Все это ведёт к длительному состоянию эмоционального напряжения, возникновению чувства тревоги, ощущения психологического неблагополучия [1].

Сложность современной социально-политической ситуации особенно сильно влияет на студентов. Как отмечает Ю.В. Бессонова, наиболее ярко процессы переживаний и возникающие в соответствии с этим дезадаптации проявляются в учебно-профессиональной деятельности. Перестройка системы высшего образования, переход многих вузов на новые модели обучения связаны с изменениями учебных планов, введением новых курсов, новых педагогических технологий, новых образовательных программ. В своих работах Ю.В. Бессонова подчеркивает, что в особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе в новые специфические социальные отношения и условия деятельности. Для успешного обучения эти студенты вынуждены за счёт дополнительного волевого напряжения мобилизовать резервы организма, т.к. на занятия они приходят уже в сниженном функциональном состоянии. Студенты сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна. Студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными заболеваниями. Чаще всего болезни так называемой социальной дезадаптации по типу «столкновения с будущим» возникают в начале обучения в вузе [2].

Проанализировав состояние данной проблемы на сегодняшний день, можно сказать, что психологическое благополучие студентов выступает одним из оснований ценностного отношения, при этом носит субъективный характер и выражается в осознании ими своей жизни (целей, смыслов, достигнутых результатов - когнитивный компонент) и переживаниях за реализацию целей, за своё поведение в окружающем мире (эмоциональный компонент). К.Ю. Эвнина в своих работах по изучению ценностно-смысловой сферы определяет студенческие годы как период профессионального становления, обусловливающий возникновение различных кризисов (адаптации, «вырывания корней», профессионального становления), способных изменить или снизить уровень психологического благополучия студентов. Поэтому формирование ценностного отношения студентов к выбранной профессии на стадии учебно-профессиональной деятельности является наиболее целесообразным [9].

Исследование проводилось в Лесосибирском педагогическом институте - филиале Сибирского федерального университета в течение 2013-2014 года. Выборка исследования представлена студентами  4-5 курсов факультета педагогики и психологии в количестве 46 человек.

В качестве диагностического инструментария, с помощью которого была исследована зависимость отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности и психологического благополучия будущих педагогов, использовались следующие методики: методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешина (далее по тексту ШПБ) предназначена для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия; опросник «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (далее по тексту МТЖЦ), направленный на определение мотивационно-ценностной структуры личности; методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фонталовой в модификации Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского, направленная на изучение ценностных ориентаций и внутренних конфликтов личности.

На основании результатов вышеописанных методик был сделан корреляционный анализ (ранговая корреляция Спирмена) с помощью математической статистики (программа STATISTICA 10.0). Результаты корреляционного анализа особенностей ценностного отношения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Обнаружена положительная корреляционная связь (r = 0,95 при р ≤ 0,05) между сферой физической активности (МТЖЦ) и шкалой «личностный рост» (ШПБ), что свидетельствует о том, что хорошая физическая форма способствует личностному росту и развитию потенциальных способностей.
  2. Шкала «общение» (методика Фанталовой) отрицательно взаимодействует со шкалой «достижения» (МТЖЦ) (r = - 0,95 при р ≤ 0,05) и сферой физической активности (МТЖЦ) (r = - 0,95 при р ≤ 0,05), это связано с тем, что невозможность решения поставленных жизненных задач, низкий уровень физической активности и привлекательности ведет к сокращению круга общения, который удовлетворял бы студентов эмоционально и морально.
  3. Положительная взаимосвязь (r =0,97 при р ≤ 0,05) обнаружена между шкалами «положительное отношение с окружающими» (ШПБ) и «активность для достижения позитивных изменений в обществе» (методика Фанталовой). Это говорит о том, что чем активнее ведет себя человек по отношению к происходящему в обществе, тем больше у него близких, доверительных отношений с окружающими.
  4. Шкала «помощь и милосердие» (методика Фанталовой) положительно коррелирует со шкалами «автономия» (ШПБ) (r = 0,95 при р ≤ 0,05) и отрицательно со шкалами «управление окружающими» (ШПБ) (r = - 0,95 при р ≤ 0,05) и «цель в жизни» (ШПБ) (r = - 0,98 при р ≤0,05). Характеризуя данную взаимосвязь, можно предположить, что независимый в поступках и действиях человек проявляет большее милосердие и доброту к окружающим людям. А отсутствие целей в жизни и неумение использовать сложившиеся жизненные обстоятельства для удовлетворения своих потребностей ведет за собой равнодушие к интересам и потребностям окружающих его людей.
  5. Шкала «получение хорошего образования» (методика Фонталовой) положительно взаимодействует со шкалами: «управление окружающими» (ШПБ) (r = 0,99 при р ≤ 0,05) и «самопринятие» (ШПБ) (r = 0,99 при р ≤ 0,05), и отрицательно связана со шкалой «автономия» (ШПБ) (r = - 0,99 при р ≤ 0,05). Характеризуя данную взаимосвязь, можно сделать вывод о том, что положительное отношение к себе и умение использовать сложившиеся жизненные обстоятельства в своих интересах позволяет получить хорошее образование, а зависимость от окружающих и несамостоятельность, наоборот, ведет к снижению качества получаемого образования.
  6. Отрицательная взаимосвязь выявлена между шкалой «поиск и наслаждение прекрасным» (методика Фанталовой) и шкалами: «развитие себя» (МТЖЦ) (r = - 0,98 при р≤0,05), «духовное удовлетворение» (МТЖЦ) (r = - 0,98 при р ≤0,05), «активные социальные контакты» (МТЖЦ) (r = - 0,99 при р ≤ 0,05) и образовательной сферой (МТЖЦ) (r = - 0,99 при р ≤ 0,05). Характеризуя данную взаимосвязь, можно сделать вывод о том, что отсутствие интереса к культурному развитию приводит к низкому уровню развития и образования, к нарушениям в сфере социального взаимодействия.
  7. Методика «признание и уважение» (методика Фанталовой) положительно коррелирует со шкалами: «личностный рост» (МТЖЦ) (r = 0,97 при р ≤ 0,05), «цель в жизни» (ШПБ) (r = 0,97 при р ≤ 0,05) и сферой физической активности (МТЖЦ) (r = 0,97 при р≤0,05). Из этого следует, что стремление к реализации собственного потенциала, наличие целей в жизни и хорошая физическая форма ведут за собой признание и уважение социального окружения. Шкала «признание и уважение» также отрицательно коррелирует со шкалой «управление окружающими» (ШПБ) (r = - 0,99 при р ≤ 0,05), т.е. неуверенность и неспособность использовать сложившиеся жизненные обстоятельства в своих интересах, не одобряется социальным окружением.
  8. Шкала «положительное отношение с окружающими» (ШПБ) отрицательно взаимодействует со шкалой «интересная работа» (методика Фанталовой) (r = - 0,96 при р≤0,05). Из этого следует, что отсутствие интересной работы негативно влияет на отношения с окружающими людьми.
  9. Положительное корреляционное взаимодействие (r = 0,96 при р ≤ 0,05) выявлено между сферой увлечений (МТЖЦ) и шкалой «свобода» (методика Фанталовой). Характеризуя данную взаимосвязь, можно сделать вывод о том, что чем большего человек достиг в своем хобби и увлечениях, тем увереннее он в своих поступках и действиях.

Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют говорить о взаимосвязи ценностного отношения с уровнем психологического благополучия. В целом, по итогам эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что ценностное отношение к выбранной профессии студентов педагогического вуза характеризуется  внешней ориентацией на профессию, которая выражается в ценности собственного престижа, что свидетельствует о стремлении студентов иметь профессию или работу социально одобряемую. Они заинтересованы во мнении других людей относительно своей профессии и стремятся добиться признания в обществе, наблюдается ориентация на развитие себя в выбранной профессии, что свидетельствует о стремлении к реализации своих способностей в сфере профессиональной деятельности. Кроме того, значимым для студентов является  желание иметь высокое материальное положение и профессию, гарантирующую высокую зарплату.

Рецензенты:

Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, декан ИППС Сибирского федерального университета,    г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колокольникова З.У., Яковлева Е.Н., Коршунова В.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17410 (дата обращения: 13.08.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074