Система дополнительного художественного образования как особый механизм передачи гуманитарных ценностей и культурных традиций, несет в себе целый ряд специфических функций. Художественная культура, являющаяся основным содержанием этого образования, аккумулирует многовековой социокультурный опыт человечества, становится культурной средой и выступает мощнейшим средством воспитания подрастающего поколения, развития мотивации к познанию, творчеству. Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и творческое созидание жизненных ценностей. «Для этого в самой образовательной среде необходимо создавать прецеденты эффективно работающего, высоконравственного, здорового и деятельного социума, представленного в виде кооперации агентов различных профессиональных и общественных групп. Только включаясь в такие кооперации и общности, у детей возможно появление самоопределения по отношению к задачам, которые может и должен решать человек в современном обществе, развивая и реализуя свой потенциал. Таким образом, постановка вопроса связана с разработки и апробацией в образовательной сфере технологий позиционного самоопределения молодых людей посредством создания «культурно‑образовательных инициативных сред» [5, c. 13].
Особой созидательной культурно‑образовательной средой для ребенка в нашей стране зачастую являются учреждения системы дополнительного образования, в которых формируется характер человека (воля, трудолюбие), эмоции, эстетический вкус, культура. Одним из действенных средств эстетического воспитания подрастающего поколения, и прежде всего школьника, является изучение изобразительного искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Обучение детей изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания. Эти занятия способствуют развитию у детей образного мышления, зрительной памяти, воображения, художественных способностей.
Учреждения дополнительного художественного образования призваны, не только посвящать детей в основы художественной грамоты, но и помочь ребенку раскрыться эмоционально, почувствовать в себе потребность к творчеству. Специфика работы учреждений дополнительного образования требует от педагога быть не только грамотным преподавателем, но и высокопрофессиональным художником. Преподаватели данных учреждений средствами искусства пробуждают в детях высокие стремления, воспитывают лучшие человеческие качества, учат своих воспитанников сопереживать красоту окружающего мира, развивают интеллект, логическое мышление и любознательность. Внешняя и внутренняя свобода учеников в стенах школы создает ту атмосферу, которая помогает раскрытию способностей и творческого потенциала.
Система образования в области культуры и искусства является частью общей сферы современного образования, в которой отчетливо проступают те обострившиеся проблемы и противоречия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в стране. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» [3, с. 3].
Как известно, в течение многих лет детские школы искусств и художественные школы работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и студиям. Фактически же детские школы искусств и художественные школы являлись и остаются начальной ступенью профессионального образования. Из документов министерства культуры РФ следует, что в России 5402 таких школ, в которых работает более 123 тыс. педагогов и обучается более 1 млн. 400 тыс. детей, то есть примерно 9 процентов детей [1].
Давно назрела необходимость оптимизации законодательства по вопросам осуществления образовательного процесса в сфере искусства. «Традиционные формы дополнительного образования, сходные с классно‑урочными, школьными формами, сегодня не устраивают ни современного старшеклассника, ни старшего подростка. По статистике 77 % старшеклассников вообще не приходят в традиционную систему дополнительного образования, хотя именно от их выбора своей жизненной перспективы во многом зависит будущее...» [2, c. 6].
С июня 2011 школы искусств получили новый статус - учреждений дополнительного предпрофессионального образования на основании Федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании». Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Минимум содержания, структура и условия реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а так же сроки обучения по этим программам теперь регулируются Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Возникшие в результате современных изменений противоречия связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и других аспектов организации деятельности учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:
- Общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования (ДХШ и ДШИ) увеличивают нагрузку и занятость детей, что противоречит принципу здоровьесбережения детей.
- В соответствии с ФГТ внедрение информационных технологий предполагает материально-техническое оснащение кабинетов школ. На практике реально учреждения дополнительного образования не наполнены необходимым оборудованием для реализации образовательных предпрофессиональных программ.
- Происходят изменения контингента, с которым работают педагоги дополнительного образования. Учащиеся, поступающие в учреждения дополнительного образования, не готовы к трудоемким видам деятельности, которые затем заменяются имитационными художественными технологиями или эскизами композиций без выполнения в материале. Современные ученые уже выявили настораживающий феномен массового угасания у детей художественно-творческого воображения.
- Увеличение объема бюрократической работы администрации учреждений дополнительного образования. На сегодня сложилась ситуация, когда эти учреждения могут работать на основе трех видов образовательных программ: художественно-эстетической направленности; общеразвивающие; предпрофессиональные. Однако учреждениям дополнительного образования необходимо вновь пройти процесс лицензирования, теперь уже - на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Школы также имеют право на реализацию предпрофессиональных образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, а для этого в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
- Падение престижа творческих и педагогических специальностей. Низкая оплата труда педагогических кадров. Педагог перегружен, помещен в определенные бюрократические рамки: сбор справок, свидетельств о достижениях, осуществление методической работы - все это необходимая обязанность преподавателя. Постоянная необходимость оценивать свою и коллег работу портит микроклимат в коллективах, усиливает напряжение в отношениях с рядом работающими коллегами. Для поддержания авторитета, для аттестации, педагог должен постоянно доказывать свою состоятельность методическими работами, участием учеников в конкурсах. Подготовка к занятиям, отбор содержания и эмоциональный настрой, являющиеся напряженной внутренней работой творческого преподавателя, в нынешних условиях оценивается слишком формально.
В большинстве регионов Российской Федерации происходят стремительные изменения по преобразованию художественного образования. Стратегия модернизации и инновационного развития неосуществима без урегулирования проблем. Для разрешения названных противоречий и проблем необходимо, на наш взгляд, следующее:
- систематические региональные и всероссийские научно-практические и проектно-творческие встречи, форумы, конференции, семинары по инновационному опыту в проектной, управленческой, педагогической деятельности, информационных технологиях, др.;
- реорганизация и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и управленческого аппарата с учетом реальных потребностей общества и государства;
- обеспечение учреждений дополнительного образования учебниками, методической, педагогической и другой учебной литературой, ИКТ и ТСО, учебным оборудованием и реквизитами, необходимыми для обучения [2];
- обеспечение школ ставкой методиста, который бы разрабатывал различные локальные акты. Например, Положение об образовательной деятельности в ДШИ (или Положение о реализации образовательных программ в ДШИ), Положение об организации приема и отбора детей, Положение об итоговой аттестации, Положение о промежуточной аттестации, текущем контроле; Порядок перевода с одной образовательной программы на другую; Порядок приема на сокращенную программу, Порядок реализации сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов и т.д.;
- необходимо доверять преподавателю, который сможет сам устанавливать оптимальный режим своих занятий, как творческий, так и организационный.
Государственная политика, направленная на модернизацию и решение основных задач отечественного образования в сфере искусства и культуры - обеспечение его доступности, качества и эффективности начала реализовываться. В настоящее время началась работа по созданию необходимой нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения по реализации ФГТ, но пока нет изменений по техническому и материальному оснащению школ в соответствии с требованиями. Инновационная деятельность педагогического коллектива, их профессиональное мастерство и постоянный творческий поиск способствуют повышению интереса общества к детскому искусству. Проведение конкурсов, передвижные выставки, внимание и поддержка талантливых и одаренных детей активизируют интерес к творческой изобразительной деятельности со стороны общества. Учреждения дополнительного образования становятся центрами эстетического и художественного образования для заинтересованного населения.
Созданием проектов в системе учреждений дополнительного художественного образования заняты многие регионы страны. Участие в них дает возможность ребенку погрузиться в культурно‑образовательную среду своего региона и в целом государства, которая поможет в самоопределении и осознании социальной значимости своей деятельности.
Переход на научно-обоснованную систему дополнительного образования, должен проходить системно, поэтапно, не нарушая традиционных, проверенных временем ценностей. В городах и особенно в небольших населенных пунктах учреждения дополнительного образования являются настоящим очагом культуры, привлекая к себе внимание не только школьников и их родителей, но также всех жителей данной местности. Коммуникативная функция художественного образования в данном контексте выступает как общение с миром культуры и с другими людьми. Поэтому эта функция несет в себе неограниченные возможности в плане понимания культуры, восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей определенных гуманистических позиций по отношению к другим людям.
Рецензенты:
Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск;
Шаляпин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой рисунка, живописи и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск.
Библиографическая ссылка
Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17407 (дата обращения: 02.04.2025).