Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАБОТА АДМИНИСТРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Ковалев В.П. 1 Леснов А.А. 1 Корочкова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева»
Проведен анализ возможностей системной, целенаправленной работы администрации общеобразовательной школы в совершенствовании профессиональной компетентности и формировании управленческой готовности учителя начальных классов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ней раскрыты сущность и содержание понятий "профессиональная компетентность учителя начальных классов", "управленческая готовность учителя начальных классов", "работа администрации с педагогическими кадрами", формы и методы работы администрации школы с учителями начальных классов. В качестве основных педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы администрации школы по повышению профессиональной компетентности и управленческой готовности учителей начальных классов, выступают внутришкольный контроль и методическая работа в школе.
методическая работа в школе
внутришкольный контроль
педагогические условия
формы и методы работы администрации школы
администрация школы
управленческая готовность
профессиональная компетентность
Учитель начальных классов
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Ковалев В.П. Основы управления педагогическими системами : учебное пособие / В. П. Ковалев. – Чебоксары, 2000. – 221 с.
3. Ковалев В.П. Система работы с педагогическими кадрами в школе как основа повышения эффективности педагогического процесса / В.П. Ковалев, С.С. Разин. – Образование и саморазвитие. – 2007. -№ 3. – С. 40–47.
4. Ковалев В.П. Совершенствование деятельности директора сельской общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности учителей : монография / В. П. Ковалев, В.П. Иванов, И. А. Латыпова Набережные Челны : Набережночелнинский Филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, 2011. – 147 с.
5. Ковалев В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в сельской малокомплектной национальной школе : дис. ... д. пед. наук / В. П. Ковалев. – М., 1998. – 413 с.
6. Чуракова Р.Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения / под общ. ред. проф. Р.Г. Чураковой. – М., 2013. – 112 с.
В условиях введения в образовательный процесс ФГОС НОО основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [1].

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Решение вышеназванных задач во многом определяется профессиональной компетентностью учителей начальных классов.

Как показывает практика, профессиональная компетентность учителя начальных классов непостоянна, она требует непрерывного совершенствования. Работа учителя начальных классов сложна, многогранна и ответственна. Он выполняет социальные и психолого-педагогические функции. Все это требует зрелости, научной эрудиции, высокой общей культуры и непременно глубоких психолого-педагогических знаний [5].

Особенно важно учитывать все это в работе с педагогическими кадрами в условиях внедрения ФГОС, когда идет обновление содержания образования, повышаются требования к содержательной, структурной и методической сторонам урока, оснащенности его компьютерными и аудиовизуальными средствами обучения. Любое новшество, изменения, происходящие в обществе, в частности в системе образования, вызывают в работе учителя затруднения, стрессы, особенно у учителей начальных классов. Чтобы этого не происходило или в какой-то степени нейтрализовать этот процесс администрация школы должна вести целенаправленную, систематическую работу с педагогическими кадрами [6].

В связи с этим руководители школы должны быть предельно внимательными к нуждам и запросам учителей, проявлять заботу о создании таких условий, при которых успешно смогут развиваться их способности, творческий потенциал и профессиональное мастерство.

Атмосфера добра и взаимопонимания - универсальное условие педагогического творчества, но создание её требует от руководителей высокой культуры управления, большого желания прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. На особом счету руководителей должны находиться учителя начальных классов. Им нужно методическая помощь, моральная поддержка, добрый житейский совет старшего коллеги, системная и целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности.

В реализации этой проблемы большая роль принадлежит деятельности школьной администрации с педагогическими кадрами. Под деятельностью школьной администрации в широком смысле нами понимается как деятельность по созданию условий для формирования нравственно-психологического климата и эффективного функционирования, развития школы.

Под деятельностью школьной администрации с педагогическими кадрами следует понимать как деятельность директора школы, его заместителей, руководителей методических объединений по созданию условий для совершенствования профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя, обеспечивающей качество учебно-воспитательного процесса, высокого уровня обученности и воспитанности учащихся [3].

Значимость работы с педагогическими кадрами и ее соответствие современным требованиям отмечается в стратегических документах федерального уровня (Федеральная целевая программ развития образования на 2011-2015 гг., Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Письмо федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.07. 2012 г. № 05-26-80).

Работа администрации с педагогическими кадрами осуществляется в четырех направлениях, но наиболее эффективными в аспекте повышения профессиональной компетентности и формирования управленческой готовности учителя начальных классов, как показывают наши исследования, выступают внутришкольный контроль и методическая работа.

  1. Внутришкольный контроль, организуемый руководителями, должен носить только предупредительный характер, характер оказания своевременной, локальной помощи учителю. Всячески поддерживать инновационные начинания, вообще положительное в работе учителя (в проведении урока, в организации внеклассной и внешкольной работы, в работе с родителями и т.д.).
  2. Целенаправленно вести методическую работу по изучению, обобщению, внедрению передового педагогического опыта.
  3. На методических объединениях не просто обсуждать проблему, а разрабатывать конкретные методические рекомендации для конкретного предмета, класса, учителю.
  4. Создавать условия учителю для самообразовательной работы (для выезда в школы за опытом, педагогический вуз, на кафедры и кабинеты института образования).

В условиях реализации требований ФГОС актуальными и значимыми являются решение следующих задач внутришкольного контроля:

  • выявление соответствия существующих условий реализации ООП нормативным требованиям ФГОС;
  • изучение уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП конкретной ступени образования;
  • анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
  • выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
  • изучение и оценка эффективного опыта реализации ФГОС;
  • информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

Формы и методы работы с учителями начальных классов очень разнообразны. Это профессиональная беседа с глазу на глаз о предстоящем уроке, опережающий, предварительный контроль, в ходе которого можно много разъяснить учителю, помочь найти наиболее удачную структуру урока по конкретной теме, подсказать, как следует организовать в классе учебно-познавательную работу на уроке, как эффективно сформировать универсальные учебные действия по тем или иным дисциплинам, как строить воспитательную работу с учащимися своего класса.

Традиционные виды и формы внутришкольного контроля являются эффективными и в процессе реализации ФГОС [2]:

  • предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им необходимой методической помощи на стадии подготовки. В ситуации реализации ФГОС предметом анализа могут стать: учебные планы и план внеурочной деятельности классов, обучающихся по стандарту второго поколения; поурочные разработки «под ФГОС» (план-конспект уроков), рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных и авторских, с учетом требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д.;
  • текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса. При введении ФГОС он связан с вопросами реализации ООП и ее отдельных составляющих (программы формирования УУД, учебного плана, рабочих учебных программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и др.);
  • тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности образовательного учреждения, школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в рамках конкретной изучаемой темы;
  • итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала), с учетом планируемых результатов освоения ООП;
  • персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного педагогического работника в условиях ФГОС и оказание ему необходимой методической помощи;
  • фронтальный контроль - проверка работы каждого отдельного педагога. Например, готовности к началу нового учебного года в первых и вторых классах начальной школы, обучающихся по стандарту второго поколения;
  • классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса и работы с ним педагогического коллектива;
  • проблемно-обобщающий контроль предусматривает выявление уровня разработки проблемы (темы) в рамках введения ФГОС, по которой работает педагогический коллектив (изучение планов, методических разработок, системы мероприятий);
  • комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса по конкретному вопросу.

Стандартом второго поколения также ставятся задачи эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических работников учреждений, повышения их профессиональной, управленческой, коммуникативной, информационной и правовой компетентности. В связи с чем известные формы методической работы должны наполняться новым содержанием, адекватным задачам введения ФГОС, что придает всей системе сопровождения учителей особый смысл и предназначение. Для повышения профессиональной компетентности и управленческой готовности учителей, наряду с традиционными формами методической работы (курсы повышения квалификации, проблемные семинары, обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы, тематические консультации, посещение открытых уроков коллег) следует широко использовать конкурсы «Лидер в образовании», «Учитель года», «Самый классный учитель», «Мой лучший урок», «Мой лучший проект», «Конкурс на лучший лагерь дневного пребывания». Эти конкурсы в условиях введения ФГОС рассматриваются не просто как соревнование учителей, а как эффективная, оптимальная форма совершенствования профессиональной компетентности, стимул для профессионально-личностного роста, включение в активную инновационную творческую деятельность педагогических кадров, обладающих профессионально-личностными компетентностями и способных обеспечивать качество образования [6].

Особое внимание в условиях введения ФГОС заслуживают индивидуальные формы методической работы с учителями, основное предназначение которых связано с выявлением и раскрытием личностного и профессионального потенциала учителей. Практика показывает, что индивидуальная, дифференцированная работа с учителями начальных классов даёт хорошие результаты. Такой принципиальный подход следует применять при посещении уроков и особенно при их анализе. Беседуя с учителями в процессе анализа урока, руководитель должен давать советы на завтра, на будущее, а о недостатках говорить без «разноса» в плане пожелания, как их можно в дальнейшей работе избежать. Для правильного выбора нужной формы необходимо знать учителей: уровень их теоретической подготовки, методическую вооруженность, научные интересы, желание заниматься исследовательской работой, проектной деятельностью, разрешать педагогические и психологические проблемы.

Основным методом работы руководителей с учителями начальных классов должна выступать индивидуальная дружеская, откровенная, душевная, профессиональная беседа, в процессе которой осуществляются:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности учителя и поддержка его в осознании им собственных профессиональных трудностей;
  • оказание помощи учителям в определении сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать коллегам образец решения проблемы;
  • предоставление каждому учителю возможности выбирать способы и формы повышения мастерства, компетентности, добровольно участвовать в различных формах методической работы.
  • индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности педагога, предусматривающая создание ситуации выбора: аспекта темы решаемой проблемы; объема выполняемой работы; способов взаимодействия с коллегами; интенсивности (сроков работы); партнеров и формы презентации продукта;
  • индивидуальные консультации, которые учитель получает с учетом собственных профессионально-личностных проблем;
  • наставничество (тьюторство).

Эффективность работы администрации с педагогическими кадрами также связана с разнообразием форм посещения и анализа уроков. Практикуется посещение уроков одного учителя на протяжении рабочего дня; нескольких уроков в одном классе; уроков учителя, преподающего предмет во всех параллельных классах; уроков разных учителей, преподающих один и тот же предмет в одной параллели; всех уроков одного учителя по большой теме программы; уроков у разных учителей и в разных классах. Многообразие форм методической поддержки учителей позволяет выбирать наиболее эффективные из них для решения задач повышения компетентности педагогов при введении ФГОС. Наиболее эффективными в совершенствовании профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя начальных классов выступают посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня, посещение по большой теме (тематическое посещение), посещение урока учителя администрацией с родителями [4].

Учитель начальных классов как специалист универсальный, имеющий интеллектуальную, музыкальную, художественно-эстетическую, технологическую, физкультурную, методическую подготовленность является уникальным работником в организации учебно-воспитательного процесса.

Для детей младшего школьного возраста личность учителя - основа его разностороннего развития, будущих профессиональных и жизненных достижений, что во многом обусловлено профессиональной компетентностью и управленческой готовностью учителя начальных классов, интегративно сочетающей в себе профессиональные знания, умения и качества личности.

Выполнение вышеназванных задач, создание необходимых для этого условий требуют от учителя начальных классов больших усилий. Организации труда нельзя научиться сходу. Овладеть этим умением можно только путем углубленной самообразовательной работы и практической деятельности. Для успешного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо, кроме умения убедить, умение практически организовать.

Самое главное в работе учителя - это умение общаться со всеми, чтобы и взрослые и дети без стеснения шли к нему за помощью и советом.

Правильно организованная работа администрации с педагогическими кадрами позволяет не только получать достоверные сведения о работе учителей и учебе учащихся, анализировать их и принимать необходимые управленческие решения, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, но и повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителей начальных классов.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор кафедры психологии и социальной педагогики, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Мазкова И.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Ковалев В.П., Леснов А.А., Корочкова Н.Н. РАБОТА АДМИНИСТРАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17372 (дата обращения: 19.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074