Для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ортопедической патологией нами была разработана авторская методика профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Основой экспериментальной программы явился комплексный подход в организации занятий студентов специального учебного отделения с различными функциональными нарушениями ОДА, включающий в себя использование как традиционных (оздоровительного плавания, оздоровительной ходьбы, различных упражнений), так и ряда нетрадиционных средств физического воспитания (элементов Хатха-йоги, гимнастики по методике Л. Палей, Спиральной гимнастики, Суставной гимнастики, гимнастики по методике К. Шрот, точечного массажа по методикам Су Джок, Шиацу, А.А. Уманской и др.), применение коррекционных упражнений в условиях специализированного спортивного зала и плавательного бассейна [2, 3].
Цель работы
Определение эффективности авторской методики профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата по результатам динамики морфофункционального состояния стоп у студентов ВолгГМУ со сколиозом и плоскостопием I-II степеней.
Методика исследования
Оценка морфофункционального состояния стоп у студентов со сколиозом и плоскостопием I-II степеней проводилась с применением инновационной технологии планшетного сканирования, разработанной в ВолгГМУ профессором К.В. Гавриковым с соавторами (Патент РФ № 2253363, 2005), позволяющей выявлять минимальные количественные изменения. Каждый полученный снимок стопы анализировался графоаналитическим методом с помощью диагностической программы по двум основным группам показателей:
- морфологическим показателям, характеризующим поперечные своды стоп (значениям латеральных и медиальных углов переднего отдела правой и левой стоп; площадей переднего отдела правой и левой стоп).
- морфологическим показателям, характеризующим продольные своды стоп (значениям высоты сводов правой и левой стоп; пяточных углов правой и левой стоп; коэффициента «К» на правой и левой стопах; длины правой и левой стоп; общей площади опоры правой и левой стоп; площади среднего и заднего отделов правой и левой стоп).
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения эффективности авторской методики был проведён сравнительный анализ динамики морфофункционального состояния стоп у 60 студенток и 30 студентов 3 курса специального учебного отделения различных факультетов ВолгГМУ с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Из них 30 девушек и 15 юношей в течение года занимались по разработанной нами экспериментальной методике. Контрольную группу составили 30 девушек и 15 юношей, где занятия по физической культуре проводились в соответствии с Рабочей программой, разработанной в ВолгГМУ для студентов специального учебного отделения различных нозологических групп.
В период начального обследования данные морфофункционального состояния стоп студентов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) существенно не различались. По итогам заключительного исследования выявлено, что наибольшие изменения числовых значений морфофункциональных показателей сводов стоп произошли у студентов экспериментальной группы. У занимающихся контрольной группы наблюдался индивидуальный разброс показателей, однако за период наблюдения они не претерпели значимых изменений (p>0,05).
Анализ динамики морфофункциональных характеристик поперечного свода стоп выявил у юношей экспериментальной группы уменьшение угловых значений отклонения 1 пальца: слева - на 0,82 % (p>0,05), справа - на 0,71 % (p>0,05); у девушек экспериментальной группы - на 0,67 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2).
В контрольной группе юношей зафиксировано несущественное увеличение значений медиального угла переднего отдела левой стопы на 0,37 % (p>0,05), правой - на 0,38 % (p>0,05), у девушек - на 0,45 % (p>0,05) и 0,38 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2).
Средние значения латерального угла переднего отдела левой стопы у юношей экспериментальной группы в начале исследования были равны 12,10±0,120, правой - 12,40±0,120; в контрольной - 12,00±0,120 и 12,30±0,120 соответственно. В заключительном обследовании числовые значения угла отклонения 5-го пальца на левой стопе у юношей ЭГ составили 12,02±0,090, на правой - 12,30±0,110; в контрольной - 12,03±0,150 и 12,34±0,110 соответственно. Средние значения латерального угла переднего отдела левой стопы у девушек ЭГ в начале исследования были равны 10,32±0,210, правой - 10,10±0,140; контрольной - 10,30±0,120 и 10,10±0,130 соответственно. В заключительном обследовании средние значения угла отклонения 5-го пальца на левой стопе у девушек ЭГ составили 10,23±0,110, на правой - 10,03±0,090; в контрольной - 10,36±0,110 и 10,15 ± 0,110 соответственно.
Таблица 1
Динамика морфофункциональных показателей стоп юношей (M±σ)
Группы
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||
До эксперимента (n=15) |
После эксперимента (n=15) |
До эксперимента (n=15) |
После эксперимента (n=15) |
||
Медиальный угол, 0 |
Левая |
15,80 ± 0,13 |
15,88 ± 0,13 |
15,8 ± 0,14 |
15,67 ± 0,12 |
Правая |
15,60 ± 0,12 |
15,66 ± 0,14 |
15,61 ± 0,13 |
15,49 ± 0,12 |
|
Латеральный угол, 0 |
Левая |
12,00 ± 0,12 |
12,03 ± 0,15 |
12,10 ± 0,120 |
12,02 ± 0,09 |
Правая |
12,30 ± 0,12 |
12,34 ± 0,11 |
12,40 ± 0,120 |
12,30 ± 0,11 |
|
Площадь переднего отдела, см2 |
Левая |
33,01 ± 0,23 |
33,08 ± 0,24 |
33,11 ± 0,25 |
32,70 ± 0,27 |
Правая |
33,30 ± 0,25 |
33,39 ± 0,20 |
33,35 ± 0,28 |
32,95 ± 0,31 |
|
Высота свода, мм |
Левая |
34,60 ± 0,17 |
34,3 ± 0,14 |
34,50 ± 0,18 |
35,10 ± 0,16* |
Правая |
34,90 ± 0,15 |
34,70 ± 0,12 |
34,80 ± 0,18 |
35,2 ± 0,12* |
|
Коэффициент «К», усл.ед. |
Левая |
1,21 ± 0,02 |
1,22 ± 0,02 |
1,22 ± 0,02 |
1,22 ± 0,02 |
Правая |
1,26 ± 0,01 |
1,27 ± 0,01 |
1,25 ± 0,02 |
1,25 ± 0,01 |
|
Пяточный угол,0 |
Левая |
5,10 ± 0,02 |
5,09 ± 0,02 |
5,11 ± 0,02 |
5,17± 0,02 |
Правая |
5,14 ± 0,02 |
5,12 ± 0,02 |
5,13 ± 0,02 |
5,20 ± 0,01 |
|
Общая площадь опоры, см2 |
Левая |
88,91 ± 0,34 |
89,41 ± 0,31 |
88,97 ± 0,27 |
88,40 ± 0,31 |
Правая |
88,95 ± 0,27 |
89,61 ± 0,34 |
89,05 ± 0,31 |
88,44 ± 0,34 |
|
Площадь среднего отдела, см2 |
Левая |
20,50 ± 0,56 |
20,73 ± 0,44 |
20,52 ± 0,56 |
17,44 ±0,39 |
Правая |
20,64 ± 0,19 |
20,89 ± 0,21 |
20,65 ± 0,24 |
17,56 ± 0,20 |
|
Площадь заднего отдела, см2 |
Левая |
35,11 ± 0,21 |
35,29± 0,20 |
35,10 ± 0,26 |
35,01 ± 0,22 |
Правая |
35,30 ± 0,26 |
35,64 ± 0,22 |
35,29 ± 0,26 |
35,17 ±0,21 |
|
Длина стопы, мм |
Левая |
271,12 ± 1,30 |
271,64 ± 1,38 |
271,16 ± 1,38 |
270,74 ± 1,35 |
Правая |
271,36 ± 1,38 |
272,07 ± 1,34 |
271,31 ± 1,18 |
270,75 ± 1,24 |
Примечание: *- значения достоверны к данным контрольной группы до эксперимента, p<0,05.
Средние значения площади переднего отдела левой стопы у юношей ЭГ в начале исследования составили 33,11±0,25 см2, правой - 33,35±0,28 см2, в конце исследования - 32,70± 0,27см2 и 32,95±0,31см2 соответственно. Средние значения площади переднего отдела стоп у юношей КГ в конце исследования недостоверно увеличилась (p>0,05) и ее средние значения составили 33,08±0,24 см2 на левой стопе, правой - 33,39±0,20 см2 . У девушек экспериментальной группы средние значения площади переднего отдела левой стопы в начале исследования равнялась 32,30±0,25 см2, правой - 32,07±0,28 см2, в конце исследования - 32,25±0,27 см2 и 32,00±0,31 см2соответственно. В контрольной группе девушек средние значения площади переднего отдела стоп, наоборот, незначительно увеличились, но эти изменения не носили достоверного характера (р>0,05) (табл. 1, 2).
Таблица 2
Динамика морфофункциональных показателей стоп девушек (M±σ)
Группы
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||
До эксперимента (n=30) |
После эксперимента (n=30) |
До эксперимента (n=30) |
После эксперимента (n=30) |
||
Медиальный угол, 0 |
Левая |
13,20 ± 0,13 |
13,26 ± 0,14 |
13,30 ± 0,14 |
13,21 ± 0,12 |
Правая |
13,00 ± 0,12 |
13,05 ± 0,11 |
13,60 ± 0,13 |
13,52 ± 0,12 |
|
Латеральный угол, 0 |
Левая |
10,30 ± 0,12 |
10,36 ± 0,11 |
10,32 ± 0,21 |
10,23 ± 0,11 |
Правая |
10,10 ± 0,13 |
10,15± 0,11 |
10,10 ± 0,14 |
10,03 ± 0,09 |
|
Площадь переднего отдела, см2 |
Левая |
32,31 ± 0,23 |
32,46 ± 0,24 |
32,30 ± 0,25 |
32,25 ± 0,27 |
Правая |
32,09 ± 0,25 |
32,20 ± 0,20 |
32,07 ± 0,28 |
32,00 ± 0,31 |
|
Высота свода, мм |
Левая |
33,90 ± 0,13 |
33,60 ± 0,14 |
33,80 ± 0,18 |
34,8 ± 0,16* |
Правая |
34,10 ± 0,15 |
33,90 ± 0,12 |
34,20± 0,18 |
35,10 ± 0,12* |
|
Коэффициент «К», усл.ед. |
Левая |
1,19 ± 0,01 |
1,20 ± 0,01 |
1,19 ± 0,02 |
1,18 ± 0,02 |
Правая |
1,21 ± 0,02 |
1,22 ± 0,02 |
1,20 ± 0,02 |
1,19 ± 0,01 |
|
Пяточный угол,0 |
Левая |
4,93 ± 0,02 |
4,90± 0,02 |
4,91 ± 0,02 |
4,96 ± 0,01 |
Правая |
4,78 ± 0,02 |
4,75 ± 0,02 |
4,80± 0,02 |
4,84 ± 0,02 |
|
Общая площадь опоры, см2 |
Левая |
68,70 ± 0,92 |
69,26 ± 1,02 |
68,69 ± 1,05 |
68,47 ± 1,04 |
Правая |
69,26 ± 0,84 |
69,59 ± 0,95 |
69,28 ± 0,93 |
69,01± 0,89 |
|
Площадь среднего отдела, см2 |
Левая |
17,28 ± 0,61 |
17,41 ± 0,52 |
17,27 ± 0,59 |
17,21 ± 0,32 |
Правая |
17,87 ± 0,55 |
17,97 ± 0,47 |
17,89 ± 0,61 |
17,81 ± 0,47 |
|
Площадь заднего отдела, см2 |
Левая |
19,11 ± 0,21 |
19,39 ± 0,20 |
19,12 ± 0,23 |
19,00 ± 0,25 |
Правая |
19,30 ± 0,26 |
19,42 ± 0,22 |
19,32 ± 0,30 |
19,21 ± 0,18 |
|
Длина стопы, мм |
Левая |
243,63 ± 1,0 |
243,99 ± 1,09 |
243,68 ± 1,11 |
243,33 ± 1,03 |
Правая |
243,91 ± 1,13 |
244,65 ± 1,27 |
243,91 ± 1,13 |
243,34 ± 1,19 |
Примечание: *- значения достоверны к данным контрольной группы до эксперимента, p<0,05.
Таким образом, за период педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы выявлено снижение значений угловых характеристик и площади переднего отдела стоп, характеризующих поперечный свод стоп (p>0,05), в контрольной группе наблюдалось их незначительное увеличение (p>0,05), свидетельствующее об ухудшении анатомо-функционального состояния стоп (табл. 1, 2).
По результатам заключительного исследования средние значения высоты свода левой стопы увеличились: у юношей экспериментальной группы - на 1,74 % (p<0,05), правой - на 1,15 % (p<0,05); у девушек - на 2,95 % (p<0,05) и 2,63 % (p<0,05) соответственно.
За период проведения педагогического эксперимента в контрольной группе юношей высота свода левой стопы уменьшилась на 0,86 % (p>0,05), правой - на 0,57 % (p>0,05); у девушек - на 0,88 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно.
Числовые значения коэффициента «К» левой и правой стоп у занимающихся контрольной и экспериментальной групп за период исследования не претерпели значимых изменений (р>0,05) (табл. 1, 2).
В исходном состоянии средние значения угла наклона пяточной кости у юношей экспериментальной группы составили: на левой стопе - 5,11±0,020, на правой - 5,13±0,020; в конце исследования - 5,17±0,020 и 5,20±0,010 соответственно. У девушек экспериментальной группы при заключительном обследовании также было выявлено увеличение значений пяточного угла: на левой стопе - на 0,050 , правой - на 0,040 (p>0,05). У юношей и девушек контрольной группы значения пяточного угла за период исследования недостоверно уменьшились (р>0,05) (табл. 1, 2).
При завершающем обследовании в экспериментальной группе студентов выявлено уменьшение общей площади опоры левой стопы: у юношей - на 0,64 % (p>0,05), у девушек - на 0,32 % (p>0,05); правой - на 0,69 % (p>0,05) и 0,38 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2). В контрольной группе занимающихся наблюдалось недостоверное увеличение исследуемого параметра (р>0,05), причем изменения значений общей площади опоры на левой стопе у девушек имели более выраженный характер (табл. 1, 2).
При исследовании динамики значений длины правой и левой стоп у студентов как контрольной, так и экспериментальной групп достоверных изменений не зафиксировано (табл. 1, 2).
Заключение
В результате применения авторской методики у студентов экспериментальной группы были выявлены достоверные изменения в показателях, характеризующих рессорную функцию стоп. При завершающем обследовании - у юношей экспериментальной группы средние значения высоты свода левой стопы увеличились на 1,74 % (p<0,05), правой - на 1,15 % (p<0,05); у девушек - на 2,95 % (p<0,05) и 2,63 % (p<0,05) соответственно. В контрольной группе юношей высота свода левой стопы уменьшилась на 0,86 % (p>0,05), правой - 0,57 % (p>0,05); у девушек - 0,88 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно. Значения угловых характеристик и площадей опоры стоп у студентов экспериментальной группы имели тенденцию к снижению (p>0,05), в контрольной группе занимающихся наблюдалось их незначительное увеличение (p>0,05), свидетельствующее об ухудшении анатомо-функционального состояния стоп.
Таким образом, увеличение средних значений высоты сводов стоп у юношей и девушек экспериментальной группы свидетельствует об адаптации студентов медицинского вуза с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к вертикальным нагрузкам, которые в профессиональной деятельности врачей хирургического профиля являются лимитирующим фактором сохранения высокого уровня работоспособности.
Рецензенты:
Краюшкин А.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Волгоградского государственного медицинского университета, г. Волгоград;
Кудинов А.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории физической культуры Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Аристакесян В.О., Мандриков В.Б., Мицулина М.П. ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТОП У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17366 (дата обращения: 10.10.2024).