На недавно прошедшем в 2014 году XV съезде Русского географического общества председатель Попечительского совета В.В. Путин высказался о необходимости возрождения в образовательной сфере движения юных натуралистов, активизации эколого-географического, этнографического, краеведческого направления исследований, что в свою очередь станет кузницей кадров специалистов в науках о Земле.
Со сменой образовательных парадигм в высшей школе изменяется и содержание понятия квалифицированный специалист. Если раньше в образовательном процессе в вузе ставилась задача систематической углубленной профессиональной подготовки, то в настоящее время, не снижая требований к профессиональным знаниям, приоритет ставится на развитие творческого потенциала личности. Быстрое развитие новых технологий, стремительный рост объёма новой научной информации, развитие междисциплинарных областей знаний и исследований, изменения на рынке труда требуют усиления взаимосвязи теоретической и практической подготовки студента для жизни и профессиональной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность способствует формированию научного мировоззрения и значительно расширяет кругозор в предметной области наук о Земле; вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности; дает импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, формирует социальный опыт в труде и общении; способствует дальнейшему профессиональному росту студентов. В связи с этим повышается значение ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, формирование компетенций научно-исследовательской деятельности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и в итоге на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально-производственной и научной сфере.
Цель работы: оценить научно-образовательный потенциал учебного полигона «Географическая станция Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова» для выполнения исследовательских работ учащихся и студентов.
Задачи: 1. Рассмотреть предпосылки, определить роль и место учебного полигона в системе непрерывного эколого-географического образования; особенности и преимущества организации научно-исследовательской деятельности на учебном полигоне «Географическая станция ЧГУ».
2. Разработать комплексную схему организации учебного полигона, состоящую из взаимосвязанных экологических троп, участков и отдельных природных объектов на территории полигона.
3. Систематизировать возможности организации непрерывного экологического образования на учебном полигоне в системе «школа-ссуз-вуз».
Материал, методы и результаты
Географическая станция ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» функционирует с 1996 г. Учебный полигон располагается на правом берегу р. Волга в Моргаушском районе Чувашской Республики, где обеспечивается эффективность изучения природно-территориальных комплексов на основе геосистемного подхода. На базе полигона проходит межзональная учебная практика студентов направлений «География», «Экология и природопользование», «Землеустройство и кадастры», «Туризм». Практика способствует получению профессиональных компетенций проведения геологических, геоморфологических, микроклиматических, гидрологических, почвенных, геоботанических, ландшафтно-экологических исследований, без которых немыслима подготовка полноценного специалиста-географа, землеустроителя и геоэколога и будущего специалиста по туризму в разделах изучения экологического и сельского туризма.
Общие сведения о природных условиях учебного полигона и возможности их использования в образовательном процессе
Геолого-геоморфологические условия. Территория располагается на правом берегу р. Волга в Моргаушском районе Чувашской Республики, в северо-восточной части Приволжской возвышенности. Приволжская возвышенность на исследуемом участке получила название «Чувашское плато». Плато представлено приподнятой, всхолмленной равниной, наклоненной к северу и интенсивно расчлененной эрозией. Правый берег Волги крутой, подмываемый рекой. Максимальные абсолютные высоты берега достигают 120-180 м [3].
Климатические условия района. Климат на территории полигона умеренно континентальный, характеризующийся морозной зимой и жарким летом. Создание на Волге Чебоксарского водохранилища в свою очередь повлияло на микроклимат прилегающей территории. Это позволяет совместно с обучающимися проводить мониторинг изменения хода температур, хода влажности с помощью переносной мини-метеостанции.
В ландшафтном отношении территория полигона представлена подзоной широколиственных лесов на дерново-подзолистых и серых лесных почвах. Обоснованием выделения образовательных ландшафтных площадок является хорошая сохранность реликтовых нагорных дубрав и в то же время высокая степень антропогенной нагрузки в агроландшафтах, что позволяет будущим землеустроителям проследить динамику сельскохозяйственного землепользования на рубеже XX-XXI веков.
Существующие направления научных исследований на учебном полигоне:
- геолого-геоморфологическое – анализ широкого спектра современных рельефообразующих экзогенных процессов, особое внимание уделяется влиянию антропогенных факторов на процессы рельефообразования (рис. 1);
- гидрологическое - изучение в динамике изменения гидрологических характеристик р. Волги и притоков. Изучение поверхностных вод;
- ландшафтное – исследование структуры и функционирования природно-территориальных комплексов на территории учебного полигона;
- биогеографическое – исследование пространственно-временной структуры растительного покрова и животного мира, изучение уникальных биотических сообществ, эколого-биогеографических форм образовательного туризма;
- экономико-географическое и социально-географическое – изучение изменений в структуре землепользования и новых форм хозяйственной деятельности.
На базе полигона проводятся выездные учебно-методические семинары с учителями географии Чувашской Республики, познавательные экскурсии со школьниками г. Чебоксары для популяризации специальностей «География», «Туризм», «Экология» и оптимизации краеведческих исследований [4; 5]. Сотрудники кафедр проводят комплекс работ по разработке единой сквозной методической канвы образовательных маршрутов, совместной научно-методической координации исследовательского и образовательного процесса при неразрывном взаимодействии преподавателей вуза-ссуза и учителей школ. В конечном итоге полигон в научно-методическом плане служит основой для активизации исследовательской работы студентов и школьников по выбранным направлениям. Одним из приоритетных направлений современного образования считается развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Важность исследовательской работы в процессе подготовки специалистов разных уровней образования отмечается разработчиками нового поколения государственных образовательных стандартов профессионального образования. Бакалавр в области наук о Земле должен быть подготовлен к участию в комплексе экспедиций и камеральных исследованиях по территории, уметь применять методы физико-географических исследований для обработки и анализа и синтеза полевых и лабораторных источников физико-географической информации. Формированию этих компетенций служит потенциал учебного полигона [1].
Одна из важнейших задач исследовательской деятельности – помогать молодежи влиться в научный мир. Неоценимый вклад во взаимообогащение научными знаниями всех участников исследовательской работы вносит создание условий, когда вместе собираются для обмена опытом три поколения: учёные с богатым практическим опытом, аспиранты, а также студенты и школьники, делающие первые шаги в «большую» науку.
Активизация процесса обучения, особенно у школьников, требует более активного участия их в исследовании окружающего геопространства, что вызывает необходимость учета при обучении личностной позиции обучаемого, необходимость развития у него познавательных интересов, и развивается способность к системе полевых занятий в ходе изучения наук о Земле.
Полноценное качественное формирование навыков исследовательской деятельности невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, проведения маршрутных исследований на местности. Для проведения исследований выбираются урочища, в которых наблюдается наибольшее разнообразие фаций, например урочища речных долин.
Опытом апробации исследований на учебном полигоне являются проводимые выездные полевые школы с группой учащихся договорных школ: МБОУ «Лицей № 2», МАОУ «Гимназии № 5», МБОУ «СОШ № 38», МБОУ «СОШ № 61», а также «Школа юного специалиста» - климатолога, геолога, почвоведа, ландшафтоведа, геоэколога, землеустроителя для студентов ссузов и вузов.
Коллективом историко-географического факультета разработаны: а) программы межзональных практик для студентов-географов историко-географического факультета; б) обучающие программы «Школы юного специалиста» для студентов ссузов; в) программы по выездным полевым школам для учащихся вышеуказанных образовательных учреждений.
На учебном полигоне существуют 8 учебно-образовательных троп с определенными природными комплексами в соответствии со следующими требованиями: экологическая и краеведческая направленность; информационная емкость; эстетическая выразительность; отражение особенностей местного природного комплекса; доступность маршрута (хорошая транспортная доступность полигона (30 минут езды), общая протяжённость (2-3 км); продолжительность маршрута (2,5 часа)) [2]. Отбор объектов на маршруте осуществляется на основе геоэкологической познавательности и историко-краеведческой ценности (рис. 1).
Рис. 1. Изучение микроскладчатости пермских отложений на коренном правом берегу Волги.
Сотрудниками и преподавателями кафедры физической географии и геоморфологии ЧГУ накоплен научный опыт по изучению экзогенных процессов рельефообразования, динамики аквальных и береговых ландшафтов Чебоксарского водохранилища, по определению гидрофизических параметров почв и палеогеографических условий долины р. Волга. Благодаря находкам ледниковых валунов на побережье Волги началась научная дискуссия казанских и чувашских ученых о возрасте данного участка долины реки Волги.
Руководством для исследовательской деятельности студентов и учащихся на полигоне является учебное пособие «Эколого-географическое образование и краеведение» [6]. На основе приложений учебного пособия составлена «Книжка исследователя», где дается пошаговая инструкция для выполнения комплексных физико-географических исследований. «Книжка исследователя» применяется на различных маршрутах полигона, где изучаются основные компоненты природы, природные территориальные и аквальные комплексы, их антропогенные модификации, выделяются ландшафтные отличия, различные формы использования территории, рассматриваются геоэкологические проблемы и методы их решения.
Предлагаемые перспективные направления исследований на базе научного полигона
Динамика аквальных и береговых ландшафтов Чебоксарского водохранилища, изучение опасных оползневых процессов, активизации береговой переработки в связи с возможным подъемом уровня Чебоксарского водохранилища. Изучение уникальных геологических обнажений в долине реки Волги. Оценка современного состояния ландшафтов. Выявление связей геологической истории и современной ландшафтной структуры. Изучение состояния охраняемых видов биоты. Исследование новых форм хозяйственной деятельности и структуры землепользования. Составление карты типов землепользования. Развитие образовательного и экологического туризма.
Заключение
Научно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, так как на полигоне «Географической станции ЧГУ им. И.Н. Ульянова» имеются гибкие образовательные программы, в научной базе существуют и индивидуальные формы работы как для студентов, так и для учащихся. На полигоне вполне может быть реализована модель профильной школы.
Юные исследователи в ходе разнообразных видов исследовательской деятельности имеют возможность использовать результаты для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов и возможность опубликовывать результаты исследований, участвовать с результатами на научно-практических конференциях вузов и ссузов.
Повышение творческой активности студентов и школьников, безусловно, должно базироваться на осознании ими практической значимости проведенных научно- исследовательских работ и готовности к внедрению результатов в последующей профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Кириллова О.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и развития образования факультета управления и психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары;
Емельянова М.В. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и яковлеведения, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Сытина Т.Ф., Никонорова И.В., Краснова М.П. НАУЧНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО ПОЛИГОНА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Н. УЛЬЯНОВА» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17349 (дата обращения: 02.04.2025).