Уровень физического развития является интегральным показателем индивидуального здоровья ребенка, особенно в периоды его роста, развития и здоровья популяции в целом. Динамическое слежение за процессами роста и развития детского населения позволяет определять изменения в биологии человека, диагностировать и прогнозировать проблемные ситуации, разрабатывать мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-гигиенического благополучия населения [5, 11, 12].
Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков дают возможность выявлять сдвиги в его показателях, обусловленные позитивными или негативными явлениями, происходящими в обществе и окружающей среде, позволяют своевременно формировать группы риска для дифференцированного проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детских коллективах [3, 4, 6].
Объективная интерпретация данных по физическому развитию возможна только при использовании современных нормативов или стандартов физического развития, которые создаются с учетом региональных и временных особенностей развития популяции, периодически должны пересматриваться через 5-10 лет [10].
Нормативы для оценки физического развития ребенка и коллектива дают возможность выявлять у школьников общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания [1, 8, 9].
Цель исследования заключалась в сравнительной оценке результатов морфологических показателей физического развития современных школьников (2010 г.) с параметрами физического развития школьников 1958 г., 1963 г. города Омска.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие школьники 8-17 лет средних общеобразовательных учреждений г. Омска и Омской области в количестве 5467 человек (2594 мальчика, 2873 девочки). С помощью общепринятых методов исследовались основные морфологические показатели физического развития: длина и масса тела по шкалам регрессии с учетом методических рекомендаций для оценки физического развития детей и подростков Омской области [7, 8]. В первую и вторую группу вошли школьники, обследованные Е.С. Гецольдом в г. Омске в 1958 и 1963 году [2]. Третью группу составили дети, принявшие участие в настоящем исследовании в 2010 году. Обработка данных проводилась в программе Microsoft Office Excel.
Результаты и их обсуждение. Для изучения динамики роста и развития детей проведен сравнительный анализ морфологических показателей физического развития школьников. Результаты исследования длины тела у мальчиков и девочек представлены на рисунках 1, 2.
Прослеживается тенденция к увеличению длины тела у мальчиков за период наблюдения. У детей второй группы (1963 г.) длина тела выше, чем у школьников первой группы (1958 г.). У мальчиков третьей группы (2010 г.) длина тела выше, чем у детей первой и второй групп соответственно. В изучаемых группах различия статистически достоверны (p<0,05).
Полученные данные свидетельствуют, что у девочек за период наблюдения прослеживается тенденция к увеличению длины тела. У девочек второй группы (1963 г.) длина тела выше, чем у школьниц первой группы (1958 г.). У девочек третьей группы (2010 г.) длина тела выше, чем у сверстниц первой и второй групп. В сравниваемых группах различия статистически достоверны (p<0,05).

Рис. 1. Средние показатели длины тела у мальчиков 8-17 лет
Рис. 2. Средние показатели длины тела у девочек 8-17 лет
Сравнительный анализ массы тела у мальчиков представлен на рисунке 3. Отмечается увеличение массы тела школьников за период наблюдения; исключение составили только 17-летние подростки третьей группы, у которых масса тела ниже, чем у мальчиков второй группы. В изучаемых группах различия статистически достоверны (p<0,05).
Рис. 3. Средние показатели массы тела у мальчиков 8-17 лет
Анализ массы тела у девочек представлен на рисунке 4. Отмечается увеличение массы тела школьниц за период наблюдения, исключение составили только девочки от 14 до 17 лет третьей группы, у которых масса тела ниже, чем у сверстниц второй группы.
В сравниваемых группах различия статистически достоверны (p<0,05).
Рис. 4. Средние показатели массы тела у девочек 8-17 лет
Анализ ежегодных приростов длины и массы тела школьников показал, что дети, обследованные в 1958, 1963 и в 2010 годах, имеют особенности роста и развития. Сравнительный анализ ежегодных прибавок длины тела у школьников представлен на рисунках 5, 6.
У мальчиков первой, второй и третьей группы (1958, 1963, 2010 гг.) максимальные прибавки длины тела зарегистрированы в период с 13 до 14 лет, причем у школьников третьей группы прирост длины тела был значительно больше.
У девочек первой группы (1958 г.) максимальные прибавки длины тела отмечены в возрасте с 11 до 12 лет и небольшое увеличение с 13 до 14 лет. У девочек второй группы (1963 г.) ускоренный рост отмечен в возрасте от 9 до 11 лет. Ежегодный прирост длины тела резко уменьшается после 14 лет. Таким образом, у девочек второй группы практически отсутствует пубертатный «скачок роста». Увеличение длины тела девочек третьей группы (2010 г.) происходит также неравномерно. Максимальные прибавки длины тела отмечены с 8 до 10 лет, небольшое увеличение с 11 до 12 лет и с 13 до 14 лет. Ежегодный прирост длины тела резко уменьшается после 14 лет.
Рис. 5. Показатели ежегодного прироста длины тела у мальчиков 8-17 лет
Рис. 6. Показатели ежегодного прироста длины тела у девочек 8-17 лет
Сравнительный анализ ежегодных прибавок массы тела у школьников представлен на рисунках 7, 8. Выявлено, что у мальчиков первой группы (1958 г.) максимальные прибавки массы тела приходятся на возраст с 12 до 14 лет, у детей второй и третьей группы (1963, 2010 гг.) - на возраст с 13 до 14 лет. У девочек первой группы максимальное увеличение массы тела отмечено в возрасте с 11 до 12 лет, второй - с 12 до 13 лет, третьей - с 9 до 10 лет. Установлено, что в возрасте 16 лет у девушек первой группы наблюдается вновь увеличение прибавки массы тела.
Рис. 7. Показатели ежегодного прироста массы тела у мальчиков 8-17 лет
Рис. 8. Показатели ежегодного прироста массы тела у девочек 8-17 лет
Таким образом, анализ ежегодных приростов морфологических показателей физического развития позволяет констатировать, что пубертатный «скачок роста» у мальчиков первой, второй и третьей групп (1958, 1963, 2010 гг.) приходится на возраст 13-14 лет, в то время как у девочек второй и третьей групп пубертатный «скачок роста» практически отсутствует. В последние годы отмечается сглаживание половых различий в размерах тела детей, перекрестов длины, массы тела мальчиков и девочек, связанных с неодновременным вступлением их в период полового созревания.
Рецензенты:
Ляпин В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск;
Новикова И.И., д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания, обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Приешкина А.Н., Флянку И.П., Салова Ю.П., Куликова О.М. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17342 (дата обращения: 10.05.2025).