Следовательно, основным приоритетом образовательной политики высшей медицинской школы является актуализация развития личности студента, ее профессиональной направленности, ценностных ориентаций, умений самостоятельно выстраивать целеполагание в самообразовательной деятельности.
Проведенное исследование позволило нам определить «Самообразовательную деятельность студента-медика» как сложный вид образовательной деятельности, связанный с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений самостоятельно обретать и конструировать свои знания, трансформировать их в практическую деятельность.
Становление самообразовательной деятельности студента-медика как динамического, целеустремленного процесса разворачивается во времени и пространстве вузовского образования и характеризуется мотивационным (целенаправленное включение студента в процесс самообразования и активность этого процесса на протяжении жизни); ориентационным (глубина восприятия студентом цели самообразования, его способность планировать и прогнозировать данную деятельность); содержательно-операционным (система ведущих знаний в конкретной области и умений самообразовательной деятельности); ценностно-волевым (воля, эмоциональный подъем, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самоприказ); оценочным (самоконтроль, самоанализ и самооценка) критериями.
Методологическую основу механизма развития самообразовательной компетентности у студента-медика составляет аксиологический подход. Поскольку в сложившихся условиях стратегическим вектором развития медицинского образования выступает аксиологическая парадигма, то есть его аксиологизация. Данный процесс подразумевает не только ориентацию личности в мире гуманистических, профессиональных и социальных ценностей, но присвоение и осознание их личностно значимыми. Личностный потенциал студента-медика, в контексте аксиологизации медицинского образования, становится основным ресурсом повышения качества подготовки будущих врачей. С точки зрения концепции аксиологического подхода процесс профессиональной подготовки будущего специалиста медицинского профиля направлен на формирование у каждого студента способности вырабатывать собственную линию профессионального поведения, опираясь на нравственные убеждения и ценностные ориентации в соответствии со своими жизненными и профессиональными целями и планами. Принятая личностью система ценностей позволяет ей не только определить свое место в жизни, но и поддержать чувство самоотождествленности с определенным профессиональным социумом [1].
На рынке труда сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что только компетентные специалисты, способные самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, являются наиболее востребованными. Существующий в настоящее время аксиологический подход к оценке результатов профессионального образования позволил Л.Б. Соколовой рассматривать самообразовательную компетентность как компонент общей и профессиональной образованности студента [7]. И.А. Зимняя, А.В. Хуторской подчеркивают значимость самообразовательной компетентности для личностно-профессионального роста специалиста. Некоторые ученые отмечают её роль в развитии важнейших компонентов, характеризующих способность студента к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на самообразование в общекультурном и профессиональном аспектах (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Сериков). Поскольку самообразовательная компетентность детерминирует формирование других ключевых компетентностей, являясь не только целью, но и средством эффективного развития личности в процессе образования, то ее можно рассматривать в качестве системообразующей компетентности (И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский). Говоря о природе компетентности, Дж. Равен связывает ее проявление с личными ценностями и интересами человека, определяя главное условие этого проявления - глубокую личную заинтересованность в той деятельности, в которую человек вовлечен [8].
В своем исследовании мы определяем самообразовательную компетентность студента-медика как интегративное качество личности, которое обеспечивается ценностным отношением к саморазвитию и самообразовательной деятельности, системой знаний о планировании и реализации данной деятельности, готовностью к самообразованию, организации собственных приемов самообучения. Поскольку самообразовательная компетентность является деятельностной категорией, то в задачи преподавателя высшей медицинской школы входит включение студента в активный процесс учения, выдвижения и решения познавательных задач, активного оперирования способами самообразовательной деятельности, приближая его к позиции субъекта деятельности, человека культуры. Слияние деятельности преподавателя и студента, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают актуализацию самообразовательного ресурса студента, что положительно влияет на учебный процесс.
Студент-медик, обладающий самообразовательной компетентностью, способен решать образовательные и научно-исследовательские задачи; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных теоретических и экспериментальных знаний; владеть современными методами исследований, которые применяются в профессиональной области; определять собственный уровень образованности. Развитие самообразовательной компетентности эффективно происходит в процессе аксиологизации самообразовательного ресурса студента-медика на основе активизации ценностного потенциала личности будущего врача, творческого опыта и нравственного отношения субъекта к миру профессии.
Анализ психолого-педагогической литературы обнаружил различные подходы к определению сущности ресурса. Данное понятие рассматривается как: синоним понятия «потенциал» (В.М. Ильин); способ действия при наличии цели (Л.Б. Соколова). Некоторые сущностные характеристики понятия «ресурс самообразовательной деятельности» рассмотрены в работах А.К. Громцевой, М.Г. Кузьминой, Н.М. Миняевой, П.И. Пидкасистого, З.И. Равкина, Б.Ф. Райского, И.А. Редковец, М.Н. Скаткина. Содержание самообразовательного ресурса, по определению А.В. Кирьяковой, связано с субъектами образовательного процесса, теоретическими знаниями, умениями самообразовательной деятельности, опытом, социально и личностно значимыми ценностями [3]. Процесс актуализации ресурса самообразовательной деятельности рассматривается Н.М. Миняевой как взаимодействие в деятельности преподавателя и студента (равноправных субъектов самообразовательной деятельности), сущностными свойствами которого выступают целеполагание, предметность, осознанность, преобразующий характер, результат [6]. Использование самообразовательного ресурса дает студенту-медику дополнительные преимущества как в образовательном процессе, так и при дальнейшей профессиональной деятельности, так как:
- самообразовательная деятельность многовариантна по целям и возможностям, удовлетворяет запросы и тех, кто углубляется в процесс познания, и тех, кто стремится непосредственно видеть результат своих практических действий;
- целенаправленная самообразовательная деятельность содействует и обогащает развитие общей культуры студента;
- систематическая самообразовательная деятельность способствует формированию таких личностных качеств студента-медика, как активность и самостоятельность, которые, в свою очередь, вызывают устойчивый интерес [5].
Переживание успеха, положительных результатов по мере накопления знаний, совершенствования познавательных умений и навыков побуждает студента на новые самообразовательные действия. Постепенно складывающаяся привычка заниматься самообразовательной деятельностью содействует развитию устойчивого интереса и потребности в ней. Со временем эта потребность становится одним из главных побуждений студента к самообразовательной деятельности даже тогда, когда стимулирование со стороны преподавателей прекращается [4].
Для формирования самообразовательной компетентности самообразовательную деятельность необходимо базировать на следующих принципах: аксиологизации (способствует восхождению личности к общечеловеческим и профессиональным ценностям); совместной деятельности (позволяет студенту выступать субъектом учебной деятельности); интеграции (предполагает взаимозависимость и взаимоподчинение дисциплин различных профилей); этапности (каждый предыдущий этап является базой последующего с постепенным усложнением деятельности); преемственности (учитывает межпредметные связи, направленные на формирование и развитие творческих способностей); профилизации (отражает специфику медицинского образования); непрерывности процесса образования (означает преемственность содержания обучения на всех этапах и профилях обучения). Данные педагогические принципы представляют совокупность мер, обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи, и делают этот процесс успешным и эффективным [2].
Поскольку многие выпускники средней школы поступают в медицинский вуз, не имея отчетливого представления ни о своих личностных особенностях, ни о сущности и способах самообразовательной деятельности, возникает насущная необходимость разработки комплекса форм и методов педагогического руководства по становлению самообразовательной компетентности студента-медика.
Результаты проведенного нами пилотажного исследования позволили отметить, что всего лишь около 20% студентов признавали ценность самообразования, обладали частичными умениями самообразовательной деятельности около 21% студентов, более 50% студентов не занимались самообразованием, хотя к своим сокурсникам, занимающимся самообразованием, относились ровно. Полученные в ходе исследования данные позволили выявить недостаточный уровень сформированности самообразовательной компетентности студента, невыраженную психологическую готовность к осуществлению самообразовательной деятельности, отсутствие ориентации на самообразовательную деятельность как ценность и направленности на самообразовательную компетентность.
Педагогическое руководство представляет собой целенаправленный, взаимоактивный, взаимоосознанный процесс, в рамках которого происходит смещение акцентов с объектно-субъектных на субъект-субъектные взаимоотношения, что соответствует конечной цели медицинского образования - формированию личности специалиста в области медицины. Для обеспечения процесса аксиологизации самообразовательного ресурса студента-медика разработана методика, которая включала: 1) научно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности, представленное в учебно-методических пособиях по иностранному и латинскому языкам, отмеченных грифом УМО, рекомендованных для студентов медицинских вузов России; лабораторных работах по иностранному и латинскому языкам для лингафонного кабинета; методических рекомендациях к практическим занятиям; контрольных работах; тестах-достижениях; 2) проектирование исследуемого процесса на основе сочетания традиционных (семинар, коллоквиум, практическое занятие) и инновационных форм обучения (занятие-конференция, занятие-дискуссия), активных методов обучения (неимитационные (дискуссия, экскурсия), имитационные неигровые (анализ конкретной ситуации) и имитационные игровые (ролевые и деловые игры)); 3) использование гуманитарных технологий (метод проектов, критического мышления, мультимедиа, портфолио, кейс-стади); 4) инновационная деятельность студенческого научного общества.
Студент-медик был включен в самообразовательный процесс в контексте данной методики, максимально ориентированной на профессиональное становление будущего специалиста, что способствовало сознательному и целенаправленному формированию самообразовательной компетентности, которое выступает и как профессионально значимое качество личности, и как результат аксиологизации самообразовательного ресурса студента-медика. Работа по аксиологизации самообразовательного ресурса будущих врачей в аксиологическом пространстве высшего медицинского образования направлена на формирование у каждого студента способности вырабатывать собственную линию профессионального поведения, опираясь на нравственные убеждения и ценностные ориентации в соответствии со своими жизненными и профессиональными целями и планами.
Рецензенты:
Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;
Соколова Л.Б., д.п.н., профессор кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Коровина И.А., Заболотная С.Г. К ВОПРОСУ ОБ АКСИОЛОГИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТА-МЕДИКА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17333 (дата обращения: 02.04.2025).