Проведенные нами научные исследования и анализ результатов реализации различных целевых программ по здоровьесбережению школьников и требований ФГОС, возможности большинства школ в оздоровлении учащихся, особенно относящихся к специальной медицинской группе (далее - СМГ), реализуются недостаточно эффективно. Одной из причин этого является, с одной стороны, при формальном наличии фактическое отсутствие уроков физической культуры для этой категории детей, с другой - неготовность учителей физической культуры к работе с учащимися данной группы.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что большинство учителей физической культуры общеобразовательных школ получает образование в педагогических колледжах, несмотря на то что профессиональная подготовка по этой специальности осуществляется и в вузах. Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки учителей физической культуры в педагогическом колледже к работе с учащимися СМГ требует обоснования соответствующих научных подходов к ее содержанию и организации, разработки не только отдельных специальных методик обучения, но и построения теоретической модели профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в условиях педагогического колледжа.
При этом должны быть учтены специфические особенности подготовки учителей физической культуры, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 015041 «Физическая культура», в том числе к такому виду профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей. Анализ содержания данного стандарта показывает, что, несмотря на то что в нем определена такая область профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей, ФГОС СПО не выделяет общие и профессиональные компетенции, необходимые для ее осуществления. Очевидно, что определение таких компетенций и их составляющих (дескрипторов), а также разработка педагогической технологии их освоения студентами является актуальной и необходимой. При этом данную проблему целесообразно рассматривать в контексте формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности как всеобъемлющей проблемы педагогической теории и практики (В.К. Бальсевич [2], К.М. Дурай-Новакова [3], М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [4], Л.И. Лубышева [5], В.А. Сластенин [7] и др.). Необходимость данного подхода объясняется тем, что подготовка к работе с учащимися СМГ затрагивает все стороны профессионального становления студента как будущего специалиста, учителя физической культуры.
Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать теоретическую модель, содержание и педагогическую технологию профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже.
В ходе теоретического исследования мы убедились в необходимости разработки теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ (рис. 1). При разработке данной модели был использован опыт, накопленный учеными в области педагогического моделирования. Так, Л.Ф. Мещерова определяет модель как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования, при этом модель какого-либо объекта может быть или точной копией этого объекта, или отражать некоторые характерные свойства объекта в абстрактной форме [6]. В.Н. Ашихмин утверждает, что модель может рассматриваться как материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [1].
Рис. 1. Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.
Мы предположили, что реализация разработанной нами теоретической модели подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ обеспечит положительную и достоверную динамику уровня готовности учителей физической культуры к данному виду деятельности, если будет апробирована и проверена в условиях реального образовательного процесса.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого бюджетного образовательного учреждения СПО «Алтайский государственный колледж» (КБОУ СПО «АГК»), Государственного бюджетного образовательного учреждения «Спортивно-педагогический колледж» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБОУ СПО «СПК» Москомспорта).
На основе созданной модели было определено содержание экспериментальной деятельности по профессиональной подготовке студентов к работе с учащимися СМГ, которое реализовывалось последовательно в рамках четырех взаимосвязанных между собой этапов: I этап - пилотажный эксперимент, проводимый в целях выявления проблем учителей физической культуры, бывших выпускников педагогического колледжа, по работе с учащимися СМГ; II этап - констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в изучении фактического состояния подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; III этап - формирующий эксперимент, основной целью которого было внедрение разработанной теоретической модели профессиональной подготовки студентов к работе с учащимися СМГ, формирование и реализация содержания и технологии подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; IV этап - контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключается в осуществлении оценки эффективности предложенной теоретической модели.
Пилотажный эксперимент был проведен в 2007-2009 гг. для предварительного исследования состояния и проблем учителей физической культуры, выпускников педагогического колледжа в работе с учащимися СМГ. Мы выяснили, что уровень овладения компетенцией методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ у большинства педагогов следует признать недостаточным. Результаты анкетирования показали, что многие из учителей физической культуры пренебрегают правилами здорового образа жизни, имеют скудные знания о нетрадиционных методах оздоровления и практически не владеют ими. Итоговые результаты тестирования знаний учителей физической культуры в области работы с учащимися СМГ показали, что 8% учителей физической культуры имеют предельный уровень компетентности, 69% учителей физической культуры имеют оптимальный уровень знаний в работе с учащимися СМГ и 23% учителей физической культуры обладают достаточным уровнем знаний в работе с учащимися СМГ. В рамках констатирующего эксперимента была осуществлена первичная диагностика уровня сформированности выделенных нами компонентов готовности студентов к данному виду деятельности. Обобщенные результаты диагностики уровня сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися специальной медицинской группы
(на начало эксперимента)
№ п/п |
Компонент готовности |
Уровень сформированности |
||||||||
низкий |
достаточный |
оптимальный |
предельный |
|||||||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|||
1. |
Мотивационный |
90,5% |
95,5% |
7,9% |
2,8% |
1,6% |
1,4% |
- |
- |
|
2. |
Личностный |
49,2% |
65,3% |
23,8% |
18% |
22,2% |
13,9% |
4,8% |
2,8% |
|
3. |
Профессиональный |
63,5% |
59,7% |
22,2% |
25% |
12,7% |
13,9% |
1,6% |
1,4% |
Как следует из приведенных в таблице данных, студенты контрольных и экспериментальных групп в начале эксперимента по уровню готовности к работе с учащимися СМГ не имеют значимых различий. В целом в обеих группах доминирует низкий уровень. Предельного уровня мы не имели ни в одной из групп. Следует обратить внимание и на тот факт, что менее всего сформированным в обеих группах является профессиональный компонент готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ.
Данные констатирующего эксперимента и выводы, полученные в ходе теоретического анализа исследуемой проблемы, послужили основой для проектирования технологии формирования готовности студентов к работе с учащимися СМГ. При этом учитывалась необходимость взаимосвязи различных форм и методов обучения, их взаимодополнение и усиление.
В ходе формирующего эксперимента решалась задача внедрения и оценки эффективности теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ посредством реализации разработанной технологии формирования готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.
Технолого-педагогическое обеспечение формирующего эксперимента осуществлялось в группе студентов 3-го курса КБОУ СПО «АГК» и ГОУ СПО «СПК» Москомспорта в процессе изучения раздела «Физическое воспитание детей школьного возраста» междисциплинарного курса «Методика обучения предмету «Физическая культура» и студентов 4 курса при освоении раздела «Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинские группы) по общепрофессиональной дисциплине «Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа». Кроме того, в рамках формирующего эксперимента апробировались разработанные нами «Методический портфель» и спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления учащихся СМГ на уроках физической культуры и во внеурочное время».
В целом анализ данных, полученных в ходе эксперимента, показал, что у студентов экспериментальной группы произошли достоверные изменения в уровне готовности к работе с учащимися СМГ. Расчет достоверности изменений в личностном, профессиональном и мотивационном компонентах готовности выпускников к данному виду деятельности, измеряемых по установленным в работе критериям и показателям, был произведен по критерию согласия Пирсона (х² - критерию) (р < 0,01). Следовательно, можно заключить, что разработанная нами теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ действительно способствовала повышению уровня их готовности к работе с учащимися СМГ в урочное и внеучебное время.
Обобщение и анализ результатов экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Требования ФГСО СПО к уровню подготовки выпускников по специальности 050141 «Физическая культура» требуют адекватных перемен в содержании и технологии обучения в педколледже, которые должны быть ориентированы не только на овладение студентами общих и профессиональных компетенций по физическому воспитанию здоровых детей, но и по работе с учащимися СМГ на уроках и во внеурочное время.
2. Обеспечение эффективности профессиональной подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися СМГ обусловлено наличием в основной профессиональной образовательной программе общих и профессиональных компетенций и релевантных к ним вариативных дидактических единиц в учебных дисциплинах и междисциплинарных курсах, а также спецкурсов, отражающих содержание и методику данной деятельности.
3. Профессиональная подготовка учителей физической культуры, оптимизированная на физкультурно-оздоровительную работу с учащимися СМГ, должна включать мотивационный, личностный и профессиональный компоненты, интеграция которых позволяет достичь выпускникам готовности к проведению уроков и внеаудиторных мероприятий с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
4. Технология профессиональной подготовки к работе с учащимися СМГ представляет собой совокупность последовательных целенаправленных взаимодополняющих совместных действий преподавателей и студентов в рамках технологических блоков: обеспечение мотивационной поддержки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; формирование у них практического опыта, умений и знаний в работе с учащимися СМГ; формирование компетенций методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ и использования нетрадиционных методов оздоровления учащихся СМГ на уроках и во внеурочное время; участие студентов в практической работе с учащимися СМГ.
5. Реализация в образовательном процессе педагогического колледжа разработанной теоретической модели и технологии профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ позволила: повысить уровень сформированности мотивационного, личностного и профессионального компонентов готовности студентов педколледжа к работе со школьниками, имеющими проблемы с учащимися СМГ; создать необходимые условия для эффективного профессионального становления и мобильности выпускников педагогического колледжа за счет освоения ими дополнительных общих и профессиональных компетенций по работе с учащимися СМГ.
6. Решение проблемы профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже имеет важное научно-педагогическое и практическое значение, позволяющее получить серьезный социально-экономический эффект за счет, с одной стороны, повышения конкурентоспособности выпускников педагогического колледжа, с другой - воспитания здорового активного поколения молодежи.
Рецензенты:
Сокольникова Э.И., д.п.н., профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва;
Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Лобастова М.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17233 (дата обращения: 10.05.2025).