Задача приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре отражена в образовательных программах дошкольного образования. В структуре образовательной программы ФГОС ДО выделены следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. С точки зрения приобщения дошкольников к национальной культуре, наиболее широкие возможности имеют такие области как «познавательное развитие» и «художественно-эстетическое развитие». В области «познавательное развитие» ФГОС ДО ориентирует педагогов на «формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» [5]. Согласно ФГОС ДО часть образовательной программы формируется дошкольным образовательным учреждением и может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы «должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».
Теоретические и историко-педагогические основы дошкольного воспитания позволяют утверждать, что именно кукла может выступать основным средством приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Анализ результатов изучения предпочитаемых среди дошкольников типов кукол (на примере г.Лесосибирска) показал следующее: 53% девочек предпочитают куклу Барби (Monster High), 34% - куклы Winx, 13% - играют другими видами кукол. Это свидетельствует о том, что особую симпатию дети питают к современным куклам о которых много знают (реклама, СМИ, торговля и др.). Отметим, что ни один ребенок не назвал народные куклы (матрешка, куклы-обереги, куклы-талисманы и др.), в числе тех, которыми они играют.
В связи с этим нас интересовал вопрос, насколько в семье знакомят детей с национальной народной культурой. Родителям была предложена анкета (выборка составила 20 родителей МДОУ г. Лесосибирска Красноярского края). Проанализировав результаты анкетирования, мы выявили, что все родители считают необходимым знакомить ребенка с культурными традициями и обычаями своего народа; в 30 % семей дома имеются куклы-обереги (кукла «Зернушка», кукла «Травница» и др.). Это еще раз подчеркивает актуальность приобщения к национальной культуре с использованием кукол-оберегов, обрядовых, игровых кукол, знакомство детей с их значением в жизни наших предков. Поэтому одним из направлений деятельности современного ДОУ может стать разработка и реализация программ приобщения к национальной культуре.
Сущность национальной культуры и ее особенности исследовали философы, культурологи, социологи, педагоги, эти вопросы получили отражение в трудах А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, А.И. Лазарева, Л.Л.Супруновой и др.
По мнению Л.Л. Супруновой, национальная культура представляет собой «совокупность материальных и духовных достижений народов, объединенных традициями совместного проживания, экономическими связями, государственностью, общим вкладом в науку, литературу и искусство» [4. С. 220]. Одним из элементов национальной культуры и средством приобщения дошкольников к ней могут выступать куклы, игрушки, предметы быта, национальные костюмы, народные игры, фольклор и др.
Философско-культурологические аспекты детской игрушки, в том числе куклы, проанализированы в трудах Т.Н. Зиновьевой, Е.М. Карасевой, Е.А. Катаевой, А.Г. Кулешова, М.А. Марченко, Д.М. Поповой, И.Я. Богуславской, И.А. Колобковой, Ю.О. Голубевой, И.А. Морозова, М.А. Мишиной, Е.А. Лопаткиной, А.В. Романовой, Е.О. Змеевой, Т.Е. Карповой и др. Педагогические аспекты феномена куклы исследованы в современных работах Н.С. Александровой, А.Н. Сергеевой, Г.З. Киселевой, Л.А. Кузнецовой, С.В. Ласуновой, Е.Ю. Морозовой, и др.
Куклы в национальных костюмах и народные куклы (куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы и др.) отражая особенности этнической культуры, обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в системе дошкольного образования, по мнению Н.А.Александровой, возможно, если обеспечить:
- создание образовательной предметно-игровой среды с использованием кукол и учетом их национальных характеристик;
- включение кукол в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности в условиях ДОУ;
- разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с куклами;
- моделирование кукол по народным мотивам [1].
С учетом выделенных условий нами была разработана программа «Гора самоцветов» по приобщению дошкольников к национальной культуре с использованием куклы. Первые признаки этнической идентичности проявляются у детей 3-4 лет, а к 6-7-летнему возрасту у ребенка формируются начальные знания о своей этнической принадлежности. Основная идея программы заключается в том, чтобы дошкольники с одной стороны имели представление о своем этносе и осознавали свою этническую принадлежность и с другой стороны рассматривали себя россиянами, гражданами единого многонационального государства. Особое значение приобретает роль семьи в решении задач приобщения к национальной культуре через совместную деятельность детей и родителей, укрепление национальных традиций семьи. Программа составляется с учетом тех этносов, которые представлены в группе детского сада (русские, татары, немцы, армяне и др.). Она разработана на основе деятельностного подхода, технологии музейной педагогики.
Этапы реализации программы «Гора самоцветов»
Этап |
задача |
Формы и методы |
средства |
Подготовительный |
|
|
|
Первый шаг основного этапа |
|
|
|
Второй шаг основного этапа |
|
|
|
Третий шаг основного этапа |
|
|
|
Заключительный этап |
|
|
|
Как видно из таблицы, на подготовительном этапе реализации программы для родителей предполагается проведение консультации «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к национальной культуре».
Основной этап реализации программы, определен следующими задачами: знакомство детей с этимологией слова «кукла» и с историей их создания; приобщение детей к национальной культуре и воспитание интереса к разным национальным культурам, народному творчеству, традициям, обычаям и обрядам, к народным играм; знакомство с различными техниками изготовления народной куклы. Реализация основного этапа подразделяется на несколько промежуточных этапов, направленных на решение обозначенных задач.
На заключительном этапе предполагается организация музея народных кукол с выставкой и экскурсией.
Представленная программа только начала свою реализацию в условиях ДОУ, и анализ результатов еще предстоит сделать. Можно предположить, что активное включение детей в изучение и изготовление кукол для музея, привлечение родителей к реализации предлагаемой программы, позволит приобщить дошкольников к собственной национальной культуре и познакомить с культурой других национальностей, с которыми ребенку приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Рецензенты:
Аллагулов А.М., д.п.н., доцент, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург;
Евсеева И.В., д.фил.н., доцент, профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17230 (дата обращения: 24.01.2025).