Сегодня интеллектуальный ресурс становятся одним из главных конкурентных преимуществ предприятий, а также источником роста производительности труда. Начиная с середины прошлого века, интеллектуальная собственность стала рассматриваться экономистами как фактор производства. Еще К. Маркс обращал внимание на зависимость экономического развития общества от «общего уровня науки и от прогресса техники или от применения этой науки к производству» [6].
Известно что, максимальная отдача от производства предполагает использование способностей человека, заключающихся в его умении:
- планировать и организовывать производство и выпуск товаров и услуг, за счет соединения всех необходимых факторов производства;
- принимать оптимальные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
- рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, при реализации продуктов труда, поскольку рыночная деятельность связана с большой неопределенностью;
- постоянно быть новатором, внедрять и производить новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Отсюда ясно, что к основным производственным ресурсам на сегодняшний день относятся знания, когда уже основная часть стоимости произведенных товаров иногда приходится на нематериальную составляющую. С совершенствованием технологий объемы физического труда сокращаются и возрастают объемы труда интеллектуального, однако традиционные ресурсы не теряют своей актуальности, и по-прежнему используются в производстве. Знание уникально в том смысле, что его использование и продажа не предполагает отчуждения у владельца, как это происходит с материальным объектом.
Цель исследования: анализ понятия интеллектуальные ресурсы и классификация их форм.
Интеллектуальные ресурсы рассматриваются как совокупность накопленных знаний по разработанным технологиям и научным открытиям. Они включают в себя результаты творческого и интеллектуального труда людей, а также организационные знания, присущие каждому предприятию. Знания выступают в следующих формах: человеческий капитал, интеллектуальная собственность, информация, инновации, технологии ведения бизнеса, организационная (корпоративная) культура. Они уже выступают основой создания очень важных активов предприятия - нематериальных активов.
Главными предпосылками формирования новой или инновационной экономики принято считать следующие:
- превращение интеллектуальных ресурсов в решающий фактор производства продуктов и услуг в переходе к постиндустриальному обществу;
- глобализация конкуренции не только в продуктах труда, но и в человеческом потенциале;
- ускорение роста нематериальных активов компаний;
- превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности не только предприятий, но и городов, регионов и национальных экономик;
- для роста потенциала человеческого капитала необходим рост инвестиций в образование и науку;
- необходимость развития и широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий;
- происходит увеличение доли сферы услуг, создание знаниеёмких продуктов и услуг и др.
Для наиболее полного понимания сущности интеллектуальной составляющей капитала, обратимся к определению его понятия. Интеллектуальный капитал - совокупность интеллектуальных ресурсов, умений и навыков, которые человек использует для производства продуктов труда и для получения прибыли. Как показал анализ литературы по данному вопросу, в настоящее время существует несколько подходов к пониманию сущности интеллектуального капитала.
Впервые термин «интеллектуальный капитал» был использован Т. А. Стюартом около двух десятилетий назад в своих работах, которые были опубликованы в 1990-х годах. Он дал следующее определение интеллектуального капитала: «интеллектуальный капитал - это, своего рода, накопленные полезные знания», «интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д.» [7].
Т. А. Стюарт говорил о том, что интеллектуальный капитал - это такой вид материала, который включает в себя не только знания и опыт, но также информацию и интеллектуальную собственность. Данный материал также участвует в создании ценностей.
В. Л. Иноземцев определил интеллектуальный капитал как информацию и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе, как вид «коллективного мозга, который аккумулирует научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы» [3].
Российским ученым, Б.Б. Леонтьевым интеллектуальный капитал рассматривался как стоимость всех имеющихся активов у предприятия. К этим интеллектуальным активам Леонтьев относил: интеллектуальную собственность, определенные интеллектуальные навыки, знания, способности, накопленные базы знаний. Леонтьев считал, что на современном этапе развития, интеллектуальный капитал является важнейшим из видов капитала, и что именно он определяет основу любого предприятия. Ведь по интеллектуальному капиталу можно судить о качестве системы управления. Интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые в дальнейшем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал, согласно Леонтьеву Б.Б., «это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке» [5].
Определенное представление об интеллектуальном капитале дает определение, предложенное Л. Эдвинссоном и М. Мэлоуном в работе «Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании». «Если сравнивать компанию с живым организмом - скажем, с деревом, - то схему организационной структуры, годовые и квартальные отчеты, рекламные проспекты и другие документы можно уподобить стволу, ветвям и листьям. Опытный инвестор тщательно осматривает это дерево в поисках зреющих плодов, урожай которых он сможет собрать, вложив капитал. Однако было бы ошибкой считать деревом только видимую его часть. Часть дерева находится под землей в виде корневой системы. Хотя аромат плодов и цвет листьев свидетельствуют о здоровье растения в настоящий момент, только по состоянию его корней можно с наибольшей степенью достоверности судить о том, сохранится ли оно в последующие годы... Интеллектуальный капитал - это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента» [4].
По нашему мнению интеллектуальная собственность включает в первую очередь - нематериальные активы. Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные производителем результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету к нематериальным активам относятся:
1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование компьютерных программ, базы данных;
3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
6) владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта[1].
Далее ко второй группе интеллектуальной собственности должна относиться личная интеллектуальная собственность (квалификация кадров). Человеческие ресурсы (знания и способности аккумулированные в головах сотрудников) в отличие от других видов ресурсов не принадлежат предприятиям. Самое главное вовремя выявить, в чем состоят навыки, знания и умения отдельного человека, только тогда можно будет определить степень ценности конкретного сотрудника, а также роль, отводимую ему в организации. «Наилучшая ситуация для организации - научиться извлекать максимальную для себя выгоду из работы данного сотрудника» [2].
Ко второй группе интеллектуальной собственности следует отнести:
Лицензии - разрешения (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Классификация лицензий
Классификационный признак |
Вид лицензии |
Объем передаваемых прав |
Исключительная Неисключительная (простая) Полная Сублицензия Опцион |
Наличие правовой охраны объектов промышленной собственности |
Патентные Беспатентные |
Особенности государственных правовых норм |
Добровольная Принудительная Открытая |
Доверенности - дают право пользования имуществом. Включает право пользования: материальным имуществом, движимым и недвижимым; нематериальным имуществом которое включает: лицензии на право использования нематериальных активов и лицензии на право осуществления какой-либо деятельности. Права пользования природными ресурсами и имуществом можно передавать на основе лицензионных и иных предусмотренных законодательством договоров и соглашений.
Гудвилл (от англ. goodwill- дословно «добрая воля, доброе стремление») - можно определить как совокупность элементов бизнеса, которая приносит прибыль сверх той, которую дают все идентифицированные и отдельно оцененные активы предприятия, включая нематериальные.
К третьей группе относятся новшества, не входящие в первую и вторую группы, и права на них.
Авторское право обозначает право на произведение, на изготовление и распространение его копий либо самим автором, либо с разрешения автора, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать доход, который приносит его произведение.
Наиболее значимыми результатами исследований являются открытия. Открытием признается установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений, вносящих коренное изменение в уровень познания.
При оценке их представленности в средствах массовой информации, широко применяется такой показатель, как цитируемость. Цитируемость - это число упоминаний (ссылок) объекта в определенном массиве текстов за определенный период. Цитируемость ныне рассматривается как один из наиболее объективных критериев в системе оценки качества научной деятельности.
Также оценить представленность можно и с помощью показателя публикуемости. Публикуемость - это количество публикаций ученых в отечественных и международных журналах, учебниках и учебных пособиях, в монографиях и т.д.
Заключение. Анализ различных подходов на определение сущности интеллектуальных ресурсов и динамика производственных отношений в современных условиях определила необходимость модификации существующей классификации интеллектуальных ресурсов. Выделено 3 группы интеллектуальных ресурсов.
Рецензенты:
Гарнов А.П., д.э.н., профессор, ФБГОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва;
Денисов И.В., д.э.н., декан факультета экономики торговли и товароведения, ФБГОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Каргинова М.А. ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ? // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17212 (дата обращения: 20.01.2025).