Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Мазуров К.В. 1 Мазурова Н.А. 1 Лобанова О.Б. 1 Цирукина У.В. 1 Плеханова Е.М. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье на основе анализа архивных материалов проанализирована организация воспитательной работы школ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): участие школьников в организации фронтовых концертов, помощь школьников фронту на производстве и в сельском хозяйстве. Военное время требовало, чтобы воспитание стало специально организованным процессом, ориентированным на принятие гуманных, социально одобряемых (общечеловеческих) ценностей и образцов гражданского поведения. От педагога требовалось владение умениями организации воспитательного взаимодействия применительно к конкретным условиям, осложняемым отсутствием необходимого финансирования, разрушения материально-технической базы школ. Следовательно, необходимо было перестроить систему образования и воспитания подрастающего поколения, которая обеспечивала бы воспитательно-образовательные потребности в условиях военного времени, создавала бы условия для её самореализации и саморазвития, воспитания патриотических чувств. Авторы отразили обстановку военного времени, изменившей условия работы школы в свете новых требований государственного значения; показали, что в военное время перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины.
помощь фронту
идейно-политическое воспитание
патриотическое воспитание
воспитательная работа
школа
Великая Отечественная война
1. КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Фонд 1383. Опись 1. Дело 255.
2. КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р – 1386. Опись 1. Дело 345.
3. КГКУ «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р - 1383. Опись 1. Дело 125.
4. Нечаев Н.В. К итогам работы школьников на полях колхозов и совхозов в 1942 году // Советская педагогика. – 1942. - №4. - С. 25-32.
5. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд Р-591. Опись 1. Дело 92.
6. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд Р-591. Опись 1. Дело 376.
7. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 323. Опись 1. Дело 15
8. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 1158. Опись 1. Дело 29
9. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 588. Опись 1. Дело 749.
10. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 588. Опись 1. Дело 958.
11. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 591. Опись 1. Дело 92.
12. Скаткин Л.Н. Предлагаемые изменения в учебном плане и программам средней школы на 1942/43 учебный год // Советская педагогика. – 1942. - №2. - С. 23-25.
Радикальные социально-политические и экономические изменения в нашей стране, которые произошли с началом Великой отечественной войны, отразились на решении проблем воспитания. Военное время требовало, чтобы воспитание стало специально организованным процессом, ориентированным на принятие гуманных, социально одобряемых (общечеловеческих) ценностей и образцов гражданского поведения. От педагога требовалось владение умениями организации воспитательного взаимодействия применительно к конкретным условиям, осложняемым отсутствием необходимого финансирования,  разрушения материально-технической базы школ. Следовательно, необходимо было перестроить систему образования и воспитания подрастающего поколения, которая обеспечивала бы воспитательно-образовательные потребности в условиях военного времени, создавала бы условия для её самореализации и саморазвития, воспитания патриотических чувств. Воспитательной работе в школе в годы Великой Отечественной войны посвящено большое количество исследований (А.О. Дорошева, А.В. Сперанский, Л.К. Прокофьева, В.В. Попов и др.). Авторы на обширном историко-педагогическом материале показывают, что на первый план выдвигались идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. В настоящей статье акцент будет сделан на анализе той части  воспитательной работы школ в годы войны, которая касалась организации учащихся на работу в помощь фронту.

Как отмечалось в правительственных постановлениях, документах Наркомпроса, педагогической периодике, «Великая Отечественная война поставила перед школами ряд неотложных задач и потребовала такой перестройки учебно-воспитательной работы, которая обеспечивала бы подготовку учащихся к практическому участию в труде и обороне» [12].

Для советской школы военного времени было характерно укрепление ее связи с жизнью, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых в различных отраслях народного хозяйства и т.д. Уже с первых дней  войны местные партийные и комсомольские органы, отделы народного образования, руководители школ организовывали школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию.

Вся страна боролась за военный урожай. И здесь учащиеся и учителя не могли оказаться в стороне. Работа в сельском хозяйстве (посевная страда, прополка, уборка урожая) не требовала высокой квалификации. Это была самая доступная для школьников работа, которая,  в то же время, давала ощутимые результаты: «... миллионы школьников и сотни тысяч учителей заменили на полях совхозов и колхозов мужчин, ушедших на фронт, помогли обеспечить надлежащим уход за сельскохозяйственными культурами и вовремя без потерь собрать военный урожай...». В отчетах отмечалось, что по 37 областям, краям и автономным республикам подготовкой к сельскохозяйственным работам было охвачено в 1941/42 учебном году 1018188 учащихся VII - X классов. Большинство из них готовились к выполнению массовых сельскохозяйственных работ, но наряду с этим было подготовлено к выполнению обязанностей трактористов -  158122 учащихся, комбайнеров - 31240 учащихся, шоферов и рабочих на сложных машинах - 8174 учащихся [4].

Однако с уходом на фронт все большего количества квалифицированных колхозников (комбайнеров, механизаторов, трактористов и др.) обозначилась проблема подготовки специалистов из числа учащихся школ без отрыва от учебы. Для осуществления задач подготовки учащихся к участию в сельскохозяйственных работах, потребовалось ввести дополнительные часы для занятий учащихся VII, VIII, IX и X классов по сельскому хозяйству. Согласно Постановлению партии и правительства к сельскохозяйственным работам привлекались школьники с V по IX классы. Учащиеся при 2 часах занятий в неделю получали подготовку к работе на овощных участках, к ручным работам по уходу и уборке урожая полевых культур, к работе при помощи сельскохозяйственных орудий и простейших машин (например, плуг, борона, сортировка, косилка, конные грабли), к работе по уходу за животными [1]. 

Постановление XII-го пленума Обкома ВКП(б) об организации учащихся на сельхозработы выполняется в следующем виде: на полях в колхозах по неполным данным работает около 5-ти тысяч человек учащихся с учителями, на рыбной ловле занято (по материалам 5-ти районов) 756 человек учащихся. Организация среди школьников проходит под знаком подготовки к предстоящей выставке труда учащихся в помощь фронту [6, Л. 75].

Согласно указанию ОблОНО 6/XII - 41 года за № 70-07 в НСШ и СШ в 7-10 классах вводится обучение сельскохозяйственным работам, где учащиеся 7-х классов должны практически владеть простыми с/хозяйственными машинами, а учащиеся 8-10 класса сложными с/хозяйственными машинами. Отсюда возникает вопрос: целесообразно ли будет вести работу по изучению с/хозяйственных машин в кружках [5, Л. 35]. Наркомпрос определял специальности, которые должны были изучать учащиеся. В перечень входили  кружки по сельскому хозяйству, кружки пчеловодов, счетоводов, кружки по изучению сельхозмашин. Кроме того, РайОНО должны организовывать различные уроки по изучению ремесленных, производственно-технических специальностей (слесарей, монтеров, токарей и т.д.) [5, Л. 83]. Все школьники, проходившие подготовку к с/хозяйственным работам, весной подвергались проверочным испытаниям. Эти испытания показывали, насколько учащиеся отнеслись к занятиям серьезно и получали достаточные знания.

При организации подготовки учащихся  к сельскохозяйственным работам возникали определенные трудности:

  • недостаток в подготовленных преподавательских кадрах: преподаватели естествознания чаще всего не обладали достаточными знаниями по агротехнике, а специалисты, которые выделялись земельными органами, были часто перегружены своими прямыми обязанностями и относились к работе в школе без особого старания;
  • недостаток учебников и учебных пособий.

В особенно тяжелом положении были школы, перед которыми советские и партийные организации поставили задачу готовить учащихся к работам на тракторах, комбайнах и автомобилях: большинство таких школ оказались не обеспеченными учебными машинами, горючим и руководителями.

Правильно организованная воспитательная работа со школьниками давала свои результаты: учащиеся проявляли инициативу и избирательность при обучении в кружках; по-настоящему овладевали сельскохозяйственными знаниями и включались в колхозное производство. Школы и учителя воспитывали в своих учениках человека (грамотного и культурного колхозника), который к каждой работе подходит обдуманно, взвесив все обстоятельства, учтя все условия «...поэтому он по сравнению с другими работает продуктивнее и добивается больших результатов...» [4].

Для лучшей организации помощи колхозникам осуществлялся выезд школьников на сельскохозяйственные работы. Командирами отрядов были учителя, помощниками командиров, командирами звеньев, политруками - учащиеся. Поддержание правильного, заранее установленного режима дня способствовало высокой производительности труда учащихся и обеспечило сохранение их здоровья. Пребывание на сельскохозяйственных работах многие школы увязали с проведением военно-физкультурных мероприятий. Это были элементы военизации [4].

Кроме того, учащиеся и педагогические коллективы оказывали «большую помощь нашей доблестной Красной Армии путем сбора лекарственного сырья дикорастущих растений» [7]. Многочисленные примеры показывают подлинные образцы самоотверженного отношения к труду: согласно архивным данным учителя  и  школьники Сибири внесли в фонд обороны 86 тысяч рублей, за что получили благодарность от И.В. Сталина [8].

Среди школьников проходили выставки «Труд учащихся в помощь фронту» и «Все  для фронта,  все  для  победы» [7].

1. Важнейшей задачей в военное время оставалась борьба за знания. Несмотря ни на какие трудности, учащиеся старались учиться хорошо, оказывали помощь отстающим детям. Однако помощь фронту (работа школьников помимо посещения учебных занятий) являлась одной из причин низкой успеваемости. Дети приходили в школу усталые, неподготовленные к урокам «... посещаемость резко пала, так как учащимся был увеличен рабочий день с 6 часов до 6-12 часов» [3]. В этом случае воспитательная работа была направлена и на устранение причин низкой успеваемости и отсева части детей из школ. Отчасти для решения этой проблемы воспитательная работа организовывалась в форме дежурства учителей, которые «...проводили беседы, читки и организовывали детей на своевременное выполнение домашних заданий, оказывали индивидуальную помощь...» [5, Л. 77]. В отчетах по областным, районным, городским отделам образования в начале войны отмечалось, что «при инспектировании проверяется, главным образом, обстановка в школе, условия работы, а не анализируется и не изучается система воспитательной работы. Ответственность учителя за лучшую постановку воспитательной работы еще не поднята в значительных слоях учительства, ... встречаются учителя, которые считают, что теперь роль учителя сводится к даче урока и только, а дополнительная помощь ученику, посещение квартиры ученика, связь с его родителями, не считают своим делом. Ряд школ не обеспечен консультациями с учащимися, получившими испытание на осень» [9, Л. 63].

Несмотря на проблемы, с которыми столкнулась школа в сложный для страны период,  учителя активно вовлекали школьников в общественно-полезную деятельность, старались поддержать детей в тяжелое военное время, организуя дополнительное питание, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др.

Кроме того, на школу была возложена важная задача - дать Красной Армии достойную смену бойцов, вооружить знаниями военного дела молодежь, а именно мужественную, смелую, закаленную, беззаветно любящую свою Родину, готовую защищать независимость и свободу своего народа [12].

В школе изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились со стрелковым оружием, проходили технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. Из архивных материалов: «Проверкой хода военной подготовки учащихся и граждан учебных заведений города и района Колпашева выявлено слабое знание основных частей программы военной подготовки, отсутствие или бессистемное проведения физзарядок, систематические срывы занятий по военно-физической подготовки. В целях устранения недочетов предложено следующее: изучить в кружках программы военно-физической подготовки учащихся и сдать зачеты; Срывы и замены военных занятий считать чрезвычайной ситуацией - немедленно производить расследование с привлечением виновных к судебной ответственности;  Произвести занятия на свежем воздухе. Физзарядку ввести в систему» [9, Л. 62]. Школы были ориентированы на пропаганду здорового образа жизни. Большое внимание уделялось укреплению здоровья и выносливости детей «... Обяжите все школы проводить в зимние каникулы 1-4 классы организовать лыжный спорт, проводить отдых на свежем воздухе, походов, экскурсий...» [5, Л. 93].

Патриотическое воспитание учащихся осуществлялось и через внесение изменений в содержание образования. Так, на уроках истории, русского языка и литературы говорили о национальной гордости за Россию и русский народ (изучали произведения о былинных богатырях, о героических событиях в истории страны). На уроках химии в разделе «газы» учили пользоваться противогазом. На уроках музыки разучивали патриотические песни и песни, которые были написаны в годы войны. Учебный материал каждого урока должен был связан с конкретными событиями Великой Отечественной войны.

В архивных материалах находим, что  «...правильное преподавание основ наук, уроки объяснительного чтения в начальных классах, подбор тематики для бесед по картинам, для изложений, сочинений и даже текстов для диктантов формируют сознание учащихся, воспитывают у них идейную коммунистическую направленность... важно при этом обеспечивать воздействие не только на интеллект, но и на эмоции учащихся, создавать у них соответствующий душевный отклик согревать мысли...., вызывать осуждение антиобщественного поведения. Особая роль в разрешении этой задачи принадлежит преподавателям литературы и истории, знакомящим учащихся с полными драматизма страницами истории человечества и своего народа». Для решения этой проблемы 23 июня 1944 г. вышло постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в школах» [5, Лист 20].

Большое внимание уделялось массовой политико-воспитательной работе: «политинформации, два раза в неделю проводили беседы с участниками отечественной войны. Школы проводили читки газет, в которых помещены боевые эпизоды, лекции и доклады на общественно-политическую темы, смонтировано макетов Великой отечественной войны - 18» [1]. 

Благодаря архивным материалам можно представить, как было организовано идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе школы «... проводились литературные концерты, монтажи, детские утренники, тематика которых была героико-патриотическая и посвящена определенным датам и событиям: «Да здравствует Новый год - год Великих Побед»;  «День 27-ой годовщины РККА»; «Молодежь в дни отечественной войны»; «Сталин - наша сила»; «Боевые подвиги Красной армии». Указывалась обязательность в организации  «...самодеятельности детей и взрослых, проведение бесед о боевых подвигах Красной армии...» [2, Л. 8]. Для улучшения постановки воспитательной работы  выходили следующие директивы:

«- разработать конкретные мероприятия, ввести в практику ежемесячные проверки состояния отдельных разделов учебно-воспитательной работы;

- немедленно доукомплектовать детские дома педагогическими кадрами;

- организовать внешкольную работу, особое внимание обратить на подготовительную работу военно-физического воспитания, проведение бесед и докладов научно-популярного характера;

- обеспечить оборудованием и инвентарем (плакаты, портреты вождей и др.) [Там же].

Следует отметить, что сложное время требовало «... мобилизовать учителей школ на воспитание в детях качества человека..., воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои поступки, ненависти к врагам народа» [5, Л. 189].

Таким образом, Великая Отечественная война внесла значительные коррективы в организацию и функционирование школьной системы, обозначив новые задачи перестройки учебно-воспитательного процесса. В военное время перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины. Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча, подготовка учащихся к практическому участию в труде и обороне, патриотическое воспитание молодежи. 

Рецензенты:

Шарифуллин Б.Я., д.фил.н., профессор, профессор кафедры русского языка и литературы Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск;

Алашкевич Ю.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Мазуров К.В., Мазурова Н.А., Лобанова О.Б., Цирукина У.В., Плеханова Е.М. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17211 (дата обращения: 11.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674