Цель исследования
В данной статье проанализирован опыт стран, имеющих высокие показатели школьного обучения благодаря эффективной работе с педагогическими кадрами, что представляет большой интерес как для нашей страны, так и для мирового сообщества в целом при определении перспектив развития системы подготовки, социальной и профессиональной поддержки учителей.
Методы исследования
Был проведен анализ педагогической литературы и публикаций в периодических и электронных изданиях, обобщение результатов.
Результаты исследования
К главным тенденциям подготовки к профессиональной педагогической деятельности в современном мировом сообществе можно отнести такие как: ориентацию на получение высшего образования как необходимое условие приобретения профессии учителя, усиление психолого-педагогического аспекта подготовки учителя, разнообразие специализаций в современных программах обучения, совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров, попытку повысить статус учителя в обществе и сделать его более привлекательным в карьерном плане.
Как известно, в настоящее время предпринимается попытка реформировать и систему образования в России, в частности ‑ педагогического, в соответствии с новыми запросами общества, с быстро меняющимися социально-экономическими условиями, с изменением парадигмы образования в целом. Минобрнауки призывает фактически полностью изменить систему подготовки учителей [15, 16].
Согласно проекту Концепции развития педагогического образования в России планируется, например, увеличить практическую составляющую обучения в педагогических вузах и предоставить возможность для непрофильных образовательных учреждений изучать цикл педагогических дисциплин. При этом студентам за работу на педагогической практике в школе будет предусмотрена оплата. Особое внимание предлагается уделить необходимости сотрудничества всех вузов, реализующих программы педагогического образования [9, 11, 14].
Образование, которое сегодня получает студент, должно быть таким, чтобы оно бы помогало быть готовым к постоянно изменяющимся условиям в обществе, изменяться вместе с этими изменениями, вместе со временем [3].
Профессиональная подготовка, которую обеспечивают сегодня Российские педагогические вузы, университеты и институты, доказывает, что это образование является фундаментальным и достаточно универсальным, позволяет выпускнику самореализоваться не только в системе образования, но и в любой другой сфере: в социальной сфере, в сфере предпринимательства, в сфере экономики и т.д. [8]
Российское педагогическое образование отвечает запросу современного человека, т.к. даже не работая (в силу известных экономических обстоятельств) в школе после окончания педвуза, выпускник, получивший это образование готов применить свои знания в другой области.
Если говорить о зарубежном педагогическом образовании, на которое сейчас ориентирован в той или иной степени и Болонский процесс, и Европейское образовательное пространство, и Россия, оно, скорее, узкопрофильное. В зарубежных вузах, в частности американских, идёт узкоспециальная подготовка и при изменении потребностей рынка труда у выпускников педвузов, в том числе в США и в некоторых европейских странах, сразу возникают проблемы. Соответственно, то, что для нас, никогда не было проблемным, при высоком уровне общей и профессиональной культуры нашего педагога, это мы можем констатировать в американской системе.
В европейских странах как таковых педагогических вузов нет. Есть крупные вузы, в которые включены педагогические институты. С другой стороны, если у вуза есть педагогические программы, то он реализует только данные программы.
Несмотря на указанные отличия, отметим, что попытки модернизации и реформирования системы педагогического образования ряда зарубежных стран сводятся к обобщенным постулатам, что, несомненно, может быть применимо и к отечественной системе подготовки специалистов для системы образования.
Согласно европейским нормам педагогическое образование должно предоставлять будущему учителю достаточный уровень квалификации, который позволил бы обеспечить мобильность между различными секторами и профессиями внутри образования за счёт большого количества программ постдипломного образования [6].
Для многих стран примером сегодня служит успешная система подготовки учителей в Финляндии, где в конце прошлого столетия был установлен минимальный образовательный уровень для учителей (в том числе и для учителей начальных классов) на уровне степени магистра, что внесло значительный вклад в повышение привлекательности и социального статуса учителя в этой стране [5].
В Финляндии школьным учителем можно стать, пройдя строгий отбор: из трети лучших студентов-выпускников педагогических специальностей в школы попадают примерно 12%. Здесь же необходимо отметить, что отдается приоритет обучению в малых группах; это, несомненно, ведёт к более высокому качеству преподавания. Успех школьного обучения в данной стране также зависит от системы поддержки школьников: по числу работающих социальных работников и психологов Финляндия занимает одно из ведущих мест среди всех стран Европы.
В Великобритании также созданы условия для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработаны и внедрены альтернативные образовательные программы для получения статуса квалифицированного педагога. Это такие программы как подготовка учителей на базе школ (School Centered Initial Teacher Training), программы так называемого «быстрого маршрута» (The Fast Track Programs) и т.д.
Лидирующее место в области образования сегодня занимает Сингапур, перешедший от парадигмы эффективности к парадигме реализации существующих возможностей, что нашло своё отражение в стратегической программе «Умные школы, образованная нация». Основной идеей данной стратегии стала способность человека к обучению на протяжении всей жизни, с чем неотъемлемо связывается будущее страны. Конечно, нельзя не отметить, что в Сингапуре, как и в Финляндии, например, профессия учителя считается творческой и является почётной в обществе, поэтому прежде чем стать учителем, кандидаты проходят достаточной долгий и сложный отбор, чтобы быть признанным лучшими из лучших [2].
Педагогическое образование Китая в настоящее время выходит на мировой уровень. Основываясь на опыте России, Японии и США, создаётся своя система с учетом специфики национальных традиций. Последние десятилетия развитие педагогической системы Китая идёт гораздо быстрее и интенсивнее по сравнению с другими странами. Одной из руководящих идей стала ориентация на укрепление связи профессионального педагогического образования с экономикой и обществом в целом, урбанизацией и индустриализацией. Педагогическое образование в этой стране стремится к всё большей открытости: постепенно формируется система педагогического образования с участием других вузов на основе существующих учебных заведений.
К 2020 году в Китае планируется завершить реформирование системы образования, которое можно представить следующим образом: должна быть создана совершенная система непрерывного образования, подготовлены высококвалифицированные кадры для обучения столь многочисленного населения, будет выстроена более тесная связь образования и научно-технических инноваций, что станет необходимой интеллектуальной поддержкой модернизации страны.
Одним из привлекательных аспектов поступления в педагогические университеты для китайской молодёжи стало введение бесплатного обучения. Для получения права на это бесплатное обучение студенты обязательно должны проработать два года в сельских школах по окончанию вуза, а затем ещё десять лет в начальных или средних школах. Однако такие жёсткие условия не снижают интерес к получению профессии учителя. Для учителей предусмотрены социальные льготы и повышение заработной платы.
Отдельного внимания заслуживает реформирование системы образования в Казахстане, где в 2012 году был кардинально пересмотрен подход к подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей. На получение образования по педагогическим специальностям был значительно увеличен размер государственного гранта, что стало привлекать лучших абитуриентов. Для разработки и внедрения новой системы повышения квалификации педагогов созданы новые структуры, такие как центры педагогического мастерства и национальный центр повышения квалификации, которые объединяют лучших педагогов и представляют передовые технологии обучения.
Планируется, что учителя Казахстана будут проходить специальную трехмесячную переподготовку по новым программам мирового уровня с привлечением стратегических партнёров и зарубежных специалистов. Практически половина всех учителей страны должна будет пройти эту переподготовку. Более того, с целью заимствования лучших международных педагогических практик, уже начата подготовка педагогов новой формации в рамках международной стипендии президента Казахстана «Болашак» [4].
Полагается, что будут установлены новые требования к материально-техническому и кадровому потенциалу педагогических вузов, к практике и мотивированности выпускников к работе в системе образования.
Изменения также должны будут коснуться требований к абитуриентам педагогических вузов и их выпускникам. Для этого предлагается ввести специальные экзамены для поступающих на педагогические специальности, которые будут нацелены не только на выявление уровня исходной подготовки, но и на уровень психологической готовности, мотивации к получению педагогического образования, дальнейшей работы по профессии. Будут разработаны и подобные экзамены для выпускников-педагогов.
Одной из предпринимаемых мер в этом направлении называется повышение привлекательности профессии учителя и постоянное повышение уровня квалификации педагогов в стране. Предлагается также увеличить количество и стоимость грантов и стипендий для студентов педагогических направлений. Кроме того, было предложено поэтапно увеличивать количество магистров и снижать количество бакалавров, т.е. повышение уровня подготовки на входе определит суммарное повышение уровня выпускников на выходе.
Совершенствование и увеличение доли педагогической практики - одно из основополагающих направлений по реформированию педагогической системы. В Казахстане планируется создание комплексов «педагогический вуз - инновационная школа» с проработкой стимулов совместной работы. Предлагается также ввести одногодичную интернатуру в организациях образования [17].
Заключение
Как показал проведенный анализ, главная цель педагогического образования многих стран - это подготовка учителя, способного к развитию собственной практики и самостоятельному обучению в течение всей жизни.
Общей тенденцией подготовки педагогических кадров ряда стран Америки, Европы, Азии является направление усилий на повышение престижности профессии учителя, создание комплекса мер по трудоустройству и удержанию квалифицированного учителя в профессии, совершенствование кадровой политики, вовлечение в её разработку учителей, развитие профессиональных сообществ, совершенствование профессиональных компетенций посредством освоения современных педагогических технологий [1, 7].
Во многих странах уже предпринято и успешно реализовано реформирование педагогического образования и образовательной системы в целом. Необходимость изменений сегодня очевидна и в российском педагогическом образовании. При этом, по мнению И.Д. Фрумина, следует либо воспользоваться успешным опытом зарубежных стран, либо искать свой самобытный российский путь развития педагогической системы обучения и повышения квалификации педагогических кадров [13, 18].
Если намеченные в нашем обществе нововведения будут реализованы без разрушения традиций педагогического образования, то статус учителя в обществе значительно улучшится, что позволит избежать таких стереотипных явлений как «двойной негативный отбор», «низкий уровень поступающих». Потенциал, который был и есть у Российской системы педагогического образования, достаточно высок. В первую очередь педагогический университет и тот учитель, который выходит из стен этого университета сохраняют и транслируют культурные ценности и являются значимым звеном в подготовке гражданина нашей страны [10, 12].
Рецензенты:
Гитман Е.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГГПУ, г. Пермь;
Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, профессор заведующий кафедрой педагогики ПГГПУ, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Петрова В.И. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17209 (дата обращения: 06.10.2024).