Очевидно, что для эффективного развития туриндустрии необходимо применять не только современные технологии, но и произвести теоретическое построение модели развития, что невозможно без научного познания названной сферы. Как отмечают исследователи, возрастающая роль туризма в экономической, социальной и политической жизни общества требует теоретического осмысления этого явления. Именно такой социальной потребности, насущной необходимости современности соответствует формирование науки о туризме, с помощью которой можно было бы обобщать и систематизировать различные вопросы, возникающие в туристской деятельности [5, с.50]. Для лиц, работающих в сфере туризма, необходимо знать и понимать задачи, стоящие перед туризмом, а также пути их решения при осуществлении соответствующей практической деятельности. Такие запросы практики способствовали тому, что туризм превратился в науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории и методы исследования [3, с.8-9].
Цель статьи заключается в систематизации знаний российских ученых о туризме как объекте научных исследований.
Материал и методы исследований
Объектом исследования статьи является туризм, рассматривающийся в качестве науки. В работе использован описательный метод для всестороннего раскрытия темы, а также метод синтеза, объединяющий позиции российских ученых в отношении данного вопроса.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследованиях учёных науку называют явлением многоаспектным. Профессор В.В. Ильин под наукой как знанием понимает развернутую ассоциацию эмпирических, теоретических, фундаментальных и прикладных, дисциплинарных и доктринальных, формальных и содержательных, строгих и нестрогих, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов [16, с.10]. В.Г. Горохов и С.З. Пакуляк указывают, что наука служит делу самопознания и познания фактических связей [6, с.154]. Профессор О.А. Митрошенков отмечает, что наука представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний [17, с.308]. Другие авторы указывают, что в современном понимании наука - это особого рода деятельность, включающая особые цели, методы их достижения и т.п.; это совокупность знаний, объединяющих различные концепции, теории, категориальный аппарат и т.п.; это социальный институт, включающий отдельных ученых и их формальные и неформальные объединения, организации и т.п.[13]. В данной работе исходя из синергии определений профессоров В.В. Ильина и О.А. Митрошенкова авторы будут понимать под наукой особую целенаправленную деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний, представляющих собой развернутую ассоциацию эмпирических, теоретических, фундаментальных и прикладных, дисциплинарных и доктринальных, формальных и содержательных, строгих и нестрогих, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов.
Каждая наука имеет свои объект, предмет и субъект. Исходя из философских категорий, объектом научного исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. В качестве объекта научных исследований туризм как явление заявил о себе только в середине ХХ века, что было связано с ростом массового туризма, превращением его для ряда стран в важнейшую отрасль экономики [15, c.227], [2, c.12]. Как отмечает президент Всемирной академии туризма при Всемирной туристской организации Дж. Джафари в подтверждение становления науки о туризме следует отметить также растущее количество тематической литературы, библиографии, издание письменных первоисточников, имеющих отношение к туризму, рост популярности туризма и туристской деятельности как темы научных диссертаций [7, c.10].
Очевидно, что глубокие научные исследования возможны при наличии слаженного коллектива учёных - научной школы, в рамках которой обеспечивается непрерывность процесса развития и передачи научного знания. Как отмечает профессор В.К. Криворученко, «научная школа - это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки - такими, как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др. По своей сути она являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему» [13]. Наука о туризме получила свое развитие в Российской Федерации благодаря деятельности сформированных при высших учебных заведениях соответствующих научных школ.
Российская наука о туризме берет истоки в 80-х годах ХХ века, когда данной тематикой заинтересовались советские ученые. Первые разработки начались в Украинской ССР, так, в 1980 г. вышла монография Н.П. Крачило «Основы туризмоведения». Однако в связи с распадом СССР эти исследования не получили дальнейшего развития и вплоть до 2000 годов практически не проводились.
Большой вклад в становлении российской науки о туризме внесли представители научной школы Российской международной академии туризма (г. Москва). Такие учёные, как доктор педагогических наук И.В. Зорин и доктор исторических наук В.О. Квартальнов, в 2001 г. разработали понятие объекта, предмета и субъекта туристской науки, которую они называют «туристикой», представляющую собой целостную систему современных фундаментальных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма и туристском законодательстве [10]. Обосновывая необходимость становления туризма как объекта научных исследований, профессор И.В. Зорин утверждает, что, так как отдельные научные дисциплины не могут исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований, то туристика должна взять на себя роль междисциплинарных исследований, стать метанаукой об объекте, субъекте и предмете туристской деятельности [11, с.131-132]. Согласно мнению профессора В.А. Квартального, туристика - наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма [12, c.19]. Учёный также называет ключевые характеристики туризма как науки. По его мнению, субъект туристики - это турист, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний, знание которых обязательно для специалиста по туризму. Объект туристики - индустрия туризма, туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки. Предмет туристики - туристический продукт, специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и обслуживания, реализуемая на рынке как самостоятельный продукт [12, c.25].
С точкой зрения названных выше учёных согласны не все ведущие отечественные исследователи сферы туризма. Так, представитель Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета профессор М.Б. Биржаков склонен считать, что существует система прикладных наук о туризме. По его мнению, «туризм представляет собой многочисленную систему знаний, которая охватывает разные стороны жизни человека и его деятельности» [4, c.211]. Что касается названия этой системы наук о туризме, автор не выдвигает конкретного названия, и предлагает считать её «туристикой» или «турологией» [4], тем самым частично соглашаясь с идеями, предложенными И.В. Зориным и В.О. Квартальновым. Между тем в ключевом вопросе о существовании науки о туризме М.Б. Биржаков проявляет согласие с представителями Российской международной академии туризма, придерживаясь идеи, что такая наука есть, но она находится на стадии становления.
Представитель научной школы МГУ доктор географических наук, профессор А.Ю. Александрова указывает, что рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей туризма как общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Между тем данный автор рассматривает туризм как экономическую систему, совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [1]. То есть названный учёный не отстаивает позицию, что туризм представляет собой самостоятельную науку, но вместе с тем указывает на необходимость сущностного определения понятия туризм, вызванную тем, что туризм является объектом исследования различных наук. Это, в свою очередь, не исключает существования прикладной науки туризма, призванной обеспечить теоретическую базу для практической деятельности.
Согласно мнению представителя ростовской школы туризма из Южного федерального университета Г.П. Долженко, туризм является объектом научной дисциплины туризмоведение. Исходя из анализа исследований данного учёного, туризмоведение - это научно-аналитическая дисциплина, комплексно изучающая туризм с целью прогнозирования путей его дальнейшего развития. В туризмоведении исследуются особенности природных, историко-культурных и событийных ресурсов, территориальные закономерности развития туристской индустрии, экономические и правовые вопросы туристской деятельности, кумулятивный эффект туристских мероприятий и другие факторы и явления, специфичные для туризма [9]. Г.П. Долженко также отмечает, что исследовательская деятельность в области туризмоведения осуществляется значительным числом научных дисциплин, представляющих собой разные направления: география, медицина, история, экономика, геология, социология, педагогика, политология, юриспруденция, архитектура. Кроме того, учёный считает, что туризмоведение необходимо признать областью научной деятельности дисциплин естественных, общественных, гуманитарных, технических наук по исследованию туристских ресурсов, технологий их использования для создания условий восстановления физических и моральных сил человека, лечения, результатов влияния туризма на природу и социум, процессов, происходящих в сфере туристской индустрии [8]. Таким образом, Г.П. Долженко в своих трудах указывает на существование как науки о туризме, так и научной дисциплины о туризме - туризмоведении, смешивая эти понятия, очевидно, подразумевая их как равнозначные. При этом названный автор указывает на то, что он не может согласиться с мнением И.В. Зорина и В.О. Квартальнова о названии науки о туризме, считая его не отвечающим требованиям точности и понятийной ориентированности, которые предъявляются к каждому термину на этапе его вхождения в соответствующую терминосистему. В обосновании своей позиции он ссылается на работы в области лингвистики. Принципиальное расхождение взглядов Г.П. Долженко с позицией представителей Российской международной академии туризма также заключается в том, что разнообразные научные дисциплины, вовлеченные в процесс, связанный с развитием туризма, могут образовывать систему, в то время как И.В. Зорин и В.О. Квартальнов полагают возможность обратного.
Анализ публикаций ученых показывает, что наука о туризме имеет все основания на существование, но в настоящее время находится в стадии становления. Туристика как наука обладает своим предметом, объектом и субъектом. Однако сегодня не существует устойчивого, теоретически обоснованного названия данной области научных исследований, также обращает на себя внимание неразработанность понятийного аппарата, связанного с исследованием туризма, в том числе методологии [5, c.49].
Заключение
Таким образом, в настоящее время туризм как объект научного исследования признаётся не всеми представителями российской науки. В то же время, исходя из сложившихся объективных потребностей сферы туризма, необходимость развития науки о туризме приобретает все большую актуальность. Представители Российской международной академии туризма развивают науку о туризме как самостоятельную науку туристику, объектом которой является совокупность туристических центров, индустрии туризма и предприятий, которыми пользуются туристы. Нельзя не согласиться с представителями московской научной школы туризма И.В. Зориным и В.О. Квартальновым о том, что туристика как наука о туризме имеет свой обособленный объект, предмет и субъект и тем самым создаёт условия, при которых туризм как общественно-экономическое явление становится объектом научного исследования. Основываясь на указанном выше и оперируя понятием науки, которое используется в данной работе, можно сделать вывод, что наука о туризме представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний, представляющих собой развернутую ассоциацию эмпирических, теоретических, фундаментальных и прикладных, дисциплинарных и доктринальных, формальных и содержательных, строгих и нестрогих, описательных и объяснительных, качественных и количественных познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов различных аспектов сферы туризма.
Рецензенты:
Старкова Г.П., д.т.н., профессор, профессор кафедры сервисных технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), заместитель первого проректора по научно-исследовательской работе ВГУЭС, г. Владивосток.
Латкин А.П., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС, руководитель института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Мищенко Я.В. ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17206 (дата обращения: 13.10.2024).