Учебная практика (УП) на первом курсе для будущих бакалавров проводилась на Судоремонтном заводе «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» под руководством преподавателя кафедры «Технологии металлов и судоремонта».
УП проводилась в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, учебным планом и годовым календарным учебным графиком и Положением о практиках студентов МГТУ [1] .
Целью практики является подготовка бакалавров в соответствии с квалификационной характеристикой и рабочим учебным планом направления подготовки бакалавров 180100.62 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов».
Основная задача практики - приобретение студентами навыков самостоятельной работы на металлорежущих станках, сварочном и слесарном оборудовании, а также для использования накопленного опыта при прохождении производственных практик в условиях судоремонтного производства на последующих курсах обучения.
Подготовка к практическим работам
Студенты допускались к самостоятельной работе на оборудовании только после инструктажа по охране труда и противопожарной безопасности на каждом рабочем месте.
Работа студентов на слесарном, сварочном и станочном оборудовании осуществляется под наблюдением мастеров производственных цехов. Ответственность за соблюдением студентами правил техники безопасности при прохождении практики несли мастера производственных цехов.
Оформление технической документации студенты выполняли в бюро технологического планирования материалов и ведомостей инженерного центра СРЗ «Нерпа».
Ознакомление студентов с оборудованием литейного, кузнечного и медницкого цехов и инженерного центра проводилось по договору о сотрудничестве кафедры с судоремонтным заводом «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка».
Формируемые компетенции при прохождении учебной практики
Все виды работ по программе практики студенты выполняли ответственно и добросовестно. В рабочем коллективе проявили себя как доброжелательные, дисциплинированные и коммуникабельные работники, стремящиеся к приобретению производственных навыков. Порученные задания выполняли грамотно, качественно и оперативно. На замечания и указания по выполнению производственных поручений реагировали с пониманием.
Перечень работ, выполняемых студентами в период прохождения программы УП по четырем модулям, представлены на рисунке 1.
Модуль 1. Введение: о целях и задачах практики; правила внутреннего распорядка участка; инструктаж по вопросам охраны труда и техники безопасности на рабочем месте. Изучение устройства механического оборудования на примере токарно-винторезного станка. Ознакомление студентов с рабочим местом токаря и средствами техники безопасности. Освоение приемов работы на токарно-винторезном станке. Выполнение контрольного задания по настройке токарно-винторезного станка на заданный режим резания, выполнение основных переходов при выполнении токарной операции. Оформлением технологической документации (карты эскизов и операционной карты) по токарной обработке. Установка заготовок в тисках на столе фрезерного станка. Изучение устройства поперечно-строгального станка. Составление операционной карты на изготовление детали по механической обработке. Выполнение контрольного задания по заточке резца, сверла и зубьев фрезы. Оформлением технологической документации (карты эскизов и операционной карты) по токарной обработке. Модуль 2. Содержание и порядок прохождения технологической практики на слесарном участке. Инструктаж по технике безопасности при выполнении слесарных работ. Характеристика основных переходов слесарных операций. Операции разметка и рубка металла. Операции правка и рихтовка металла. Техника правки. Операции резание и опиливание металла. Резание ручными ножницами, ножовкой. Операции сверление и зенкерование. Затачивание и крепление сверл. Сверление и развертывание отверстий. Операция нарезание резьбы. Образование винтовой линии. Основные элементы резьбы. Профили резьбы. Операции клепка и шабрение. Виды заклепочных соединений Инструменты и приспособления для клепки и шабрения. Операции распиливание и припасовка. Притирочные материалы, притиры, техника притирки. Модуль 3. Вводная беседа о содержании и прохождении технологической практики по сварке. Инструктаж по технике безопасности при выполнении сварочных работ. Сущность процесса электродуговой и газовой сварки. Выбор режимов электродуговой сварки. Изучение газосварочного оборудования. Устройство газосварочной горелки. Изучение оборудования и его характеристик при контактной сварке. Изучение типов сварных соединений. Требования, предъявляемые к сварным соединениям. Ознакомление с обозначением швов сварных соединений. Характеристика свариваемости материалов, зона термического влияния, сварочные напряжения и деформация. Модуль 4. Введение: ознакомление студентов с оборудованием литейного, медницкого и кузнечного цехов СРЗ ОАО "Мурманская судоверфь" и ОАО ЦС «Звездочка» филиал «35СРЗ». Ознакомление с нагревательными устройствами кузнечного цеха, операциями ковки и применяемым при ковке инструментом. Оборудование для ковки, технологический процесс ковки. Ознакомление студентов с оборудованием цеха уникальных станков, станками с ЧПУ, технологическими процессами изготовления и обработки деталей на станках с ЧПУ, с цехами электрооборудования и автоматики. |
Рисунок 1. Краткое содержание модулей по учебной практике
В Вузе технического профиля, важнейшим принципом овладения профессией является реализация функционально-деятельностного подхода в образовании, поэтому особое внимание в образовательной деятельности уделяется формированию именно профессиональных компетенций [4].
Профессиональные компетенции, которые должны формироваться у студентов при прохождении учебной практики, представлены на рисунке 2.
Профессиональные (ПК):
|
Рисунок 2. Формируемые компетенции при прохождении учебной практики
Профессиональные компетенции формируется при условии создания профессионально развивающих ситуациях и основным является конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности) при формировании и дальнейшем развитии профессиональных компетенций будущих бакалавров [2].
Практическое выполнение производственных работ способствует формированию профессиональных компетенций: умение обосновывать конкретные технические решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учётом экологических последствий их применения. Студенты осваивают навыки использования правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда. Будущие судоремонтники приобретают способность анализировать технологический процесс как объект управления; они готовы к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей. У студентов формируется готовность участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры [1].
Отчетность по итогам практики
По окончанию практики на производстве каждому студенту было выдано отзыв- характеристика от начальника инженерного центра ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» СРЗ «Нерпа».
По окончании практики студенты представили руководителю дневники прохождения практики и отчёты, содержащие описание устройства и технических характеристик оборудования, применяемого инструмента и приспособлений, а также технологический процесс изготовления детали по каждому виду практики с оформлением технологической документации с прохождением выполненных контрольных заданий.
Аттестация по итогам практики проводится на основании собеседования, дневника, отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» [3].
Преимущества прохождения практики на судоремонтном заводе
Прохождение практики на производственном предприятии - судоремонтном заводе дает студентам определенные преимущества:
- Обеспечение условий для формирования практических навыков работы на судоремонтном производстве.
- Формирование готовности к работе в производственном коллективе.
- Организация условий для материального благополучия.
Выполнение заданий инженерного центра СРЗ «Нерпа» позволило студентам научиться качественно оформлять технологическую документацию. В процессе прохождения практики студенты ознакомились с особенностями технологической подготовки производства по реализации технологического процесса судоремонтных работ.
Вывод
Раздел основной образовательной программы «Учебная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся [3].
Практическая подготовка является основополагающим фактором для формирования и дальнейшего развития профессиональных компетенций. Приобретение студентами навыков к самостоятельной работе на производственном оборудовании и оформление технологической документации поможет использовать накопленный опыт при прохождении производственных практик на последующих курсах обучения и при поступлении на работу.
Рецензенты:
Соловьев А.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Управления судном и промышленного рыболовства ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск;
Кибиткин А.И., д.э.н., профессор, заместитель ректора по науке и стратегическому развитию, заведующий кафедрой Управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск.
Библиографическая ссылка
Радионовская Т.И., Баева Л.С. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17175 (дата обращения: 14.02.2025).