Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Масловская С.В. 1 Цыганкова Л.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Проведен анализ возможностей системы повышения квалификации в решении модернизационных проблем современного образования для осмысления действенных механизмов ответа на системные вызовы современному образованию и требующие культурной идентификации педагогических и управленческих работников в новых условиях, перестройки деятельности в соответствии с новыми требованиями; определяется роль ключевых управленческих ресурсов (кадровый, информационный, научно-методический, мотивационный) в культурной идентификации педагогических и управленческих кадров в системе повышения возможностей системы повышения квалификации; особенности культурной идентификации субъектов образовательного пространства системы повышения квалификации на основе проектирования культурно-антропологических практик, выбора индивидуальной образовательной траектории. Учитывались следующие характеристики культурной идентификации субъектов образовательного процесса как способов культурных идентификаций, моделирующих: нормативно-правовую, ценностно-смысловую, знаково-коммуникативную, субъектную и вероятностную составляющие. В статье идентификация раскрыта как один из важнейших ресурсов образовательного процесса в системе повышения квалификации. Выделены следующие ее составляющие: масштабность; предметность; человекоразмерность. Раскрыты основные характеристики идентификации: историчность, переменность, конструируемость, рефлексивность. Приведенные данные мониторингового исследования дали возможность выделить основные зоны затруднений слушателей в ходе курсовой подготовки и наметить пути их решения.
система повышения квалификации
культурная идентификация педагогических и управленческих кадров
системные вызовы современного образования
модернизация образования
особенности проектирования образовательного процесса в системе повышения квалификации
1. Генисаретский О.И. Проблема культурной идентификации и практический смысл формирования внутреннего и внешнего образа территории/ О.И. Генисаретский / - «Культура: Политика. Планирование. Менеджмент» / [Электронный ресурс]. – URL: http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=2&aid=850 (дата обращения 12.12.2014 г.).
2. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 12.12.2014 г.).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями) / [Электронный ресурс] / URL: http://base.garant.ru/70440506/#ixzz3KvUfl1xV (дата обращения: 02.12.2014).
4. Сериков В.В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога/ В.В. Сериков/. - Известия ВГПУ (К юбилею Диссертационного совета), 2014.- С.8-13.
5. Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г.
6. TolkSlovar.Ru / Общий толковый словарь русского языка/. – URL: http://tolkslovar.ru/i325.html (дата обращения 12.12.2014 г.)

Состояние современной практики образования диктует необходимость в центр государственной образовательной политики и федеральных программ в области образования ставить развитие профессиональной компетентности педагогических и управленческих работников. Это состояние современной ситуация образования характеризуется нелинейностью, нестабильностью, неравномерным развитием и представляет собой результат коэволюции классической, неклассической и постнеклассической практик образования. Образовательная политика, в результате, вынуждена формироваться в аспекте новых культурно-антропологических факторов развития человеческой цивилизации.

Перед российским образованием и перед учителем сегодня стоит вопрос - как совместить глобальные требования к современному образованию в контексте развития человеческой цивилизации с локальными ценностями российской ментальности? Как учителю, сформированному в советское время, научиться понимать ребенка «другой Эпохи»? Как конкурируя с другими информационными источниками, учителю обеспечивать общее образовательное пространство России с сохранением позитивных национальных традиций образования? Современный учитель живет в эпоху системных обновлений, связанных с модернизацией системы образования, к которым он должен быть профессионально подготовлен. Необходим поиск путей выхода из системного кризиса в сфере подготовки педагогических кадров и подходов к обеспечению выхода из проблемного поля ключевых профессиональных ситуаций и задач [5] в условиях дополнительного профессионального образования.

Реформирование отечественного образования, ставшее перманентным процессом, пока не привело к результатам, которые удовлетворяли бы общество и реальный сектор экономики. Основанием системы образования является ее общеобразовательная ступень, эффективность функционирования которой зависит, в первую очередь, от качества подготовки учительских кадров.

Необходим поиск индивидуальных стратегий профессиональной деятельности учителя как способов культурных идентификаций, моделирующих нормативно-правовую, ценностно-смысловую, знаково-коммуникативную, субъектную и вероятностную составляющие.

Термин «идентичность» в настоящее время является достаточно распространенным среди психологов, социологов, политологов, но редко встречаемым в педагогической литературе и еще реже в педагогической практике. Однако современная практика образования показывает, что идентификация является одним из важнейших ресурсов социального, психологического развития человека [1]. Если не реальную значимость, то прагматический смысл данного явления эффективно используют в бизнес-тренингах, тренинговых программах повышения квалификации муниципальных служащих и менеджеров. Доказано, чем более человек идентифицирован с тем или иным явлением или деятельностью, тем больше он связывает свою жизнь, свой жизненный и профессиональный успех с этим явлением/ деятельностью. То есть для создания и обеспечения эффективности программ различного рода, в том числе образовательных, идентификация создает большой потенциал средств и ресурсов принятия и активного участия в них человека.

Говоря об идентификации, О.И. Генисаретский выделяет следующие ее составляющие: масштабность (индивидуальная, групповая, национальная); предметность (культурная, этническая, национальная, гражданская, антропологическая); человекоразмерность (идентичность, которая посильна для человека и которая может быть принята добровольно)  [2].

Идентифицировать - значит устанавливать совпадение (по Ожегову), отождествлять (по Ушакову)[7]; то есть речь идет об определении, о тождестве, отождествлении и самоотождествлении. Важными для нашего исследования являются следующие характеристики идентификации: историчность, переменность, конструируемость и рефлексивность[1]. Таким образом, идентификация «задает норму антропологического воображения, она задает тот образ человека, который «обращается» в рамках данного сообщества и тот, который как бы форматирует и сверяет все другие деятельности» (О.И. Генисаретский).

Мониторинговые исследования, проводимые в Оренбургском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования показывают, что чуть меньше половины слушателей - 45,7% (в 2012-2014 г. - 38,2%) мотивировали свое обучение возросшими требованиями к уровню профессиональной подготовки, что свидетельствует о возросшей ответственности педагогических работников.

На распоряжение руководителя сослались 40,1% (в 2012-2014 г. - 34,6%) респондентов, что говорит в большей степени о внешней мотивации. Однако, можно полагать, что по данному индикатору респонденты не были ограничены в выборе вариантов ответов. Это означает, что направление на курсы по требованию руководителя не исключает внутренней мотивации на повышение квалификации.

Более трети слушателей - 37,3% (в 2012-2014 г. - 45,5%) мотивировали свое обучение предстоящей аттестацией на квалификационную или должностную категорию. Таким образом, мобилизация на аттестацию и соответствие нормативным требованиям занимают не последнее место среди мотивов, побуждающих специалистов к повышению квалификации. Аттестации и проверки играют важную роль в деятельности ОУ. Стремление педагогов быть готовыми к ним не противоречит личностно осознанной потребности к самосовершенствованию, и такой запрос следует учитывать при формировании курсовых программ ИПКиППРО.

Лишь не много более трети слушателей - 37,1% (в 2012-2014 г. - 34,6%) отметили, что пришли на курсы так свойственным педагогической профессии научно-познавательным и профессиональным (личностным) потребностям в повышении профессиональной компетентности, в самосовершенствовании, познании нового. Несомненно, личностные компоненты педагогического профессионализма предопределили весьма незначительную связь мотиваций с запросом на карьерный рост и увеличение заработка - 8,9% (в 2012-2014 г. - 8,1%). Не смотря на то, что наблюдается определенный рост в данном показателе, можно заметить, что в 2010 г. данный индикатор в Оренбургской области составлял 20,7%.

Осознание нормативно закрепленной необходимости периодически повышать квалификацию привели 22,6% слушателей (в 2012-2014 г. - 20,2%), потребность в участии (намерении участвовать) в инновационной деятельности ОУ, т.е. в передовом опыте и новые педагогические проблемы привели на курсы 12,1% (в 2012-2014 г. - 12,0%) респондентов, хотя в 2010 г. их было около четверти.

Необходимость или желание изменить специальность связывают с обучением в системе постдипломного образования 2,1% (в 2012-2014 г. - 2,8%) слушателей.

При непосредственном выборе курсов определяющим фактором для 52,5% (в 2012-2014 г. - 41,7%) респондентов стала тематика курсовой подготовки, что определяет ответственность ИПК в выверенной разработке актуальных проблем и изучение спроса потребителей образовательных услуг и возросших требованиях слушателей к качеству представленных в ходе курсовой подготовки материалов и тем, а также возможностей для решения профессиональных задач. Для примера,  в 2010-2011 уч. г. положительная оценка данного индикатора составляла лишь 9% респондентов. 

Значимо высоким является для слушателей критерий педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава курсов - 30,4, к примеру, в 2010 г. он составлял менее 4%.

Статус документа о повышении квалификации (свидетельство или удостоверение государственного образца) - 25,5% (в 2012-2014 г. - 27,9%) и престиж учреждения, проводящего обучение, доверие к нему - 22,8% (в 2012-2014 г. - 23,9%) хотя еще имеют вес в непосредственном выборе курсов, однако на лицо действие рыночных механизмов в системе повышения квалификации.

Календарные сроки обучения важны для 16,1% слушателей (в 2012-2014 г. -15,7%). Каждый шестой респондент опирался на информацию об ИПК на  рекомендации и советы коллег по работе - 14,2% (в 2012-2014 г. -10,5%) опрошенных.

Большинству респондентов была предоставлена возможность выбирать курсы. Не имели возможности выбора вариантов обучения, т. е. фактически направлялись на курсы безальтернативно, 11,6% (в 2012-2014 г. - 14,4%) респондентов.

Итоги учебно-методической работы в институте повышения квалификации за 2013-2014 учебный год, в частности диагностика профессиональных затруднений педагогов, выявила проблему: несмотря на прирост профессиональной компетентности в ходе курсовой подготовки, 21% педагогических работников по результатам итоговой диагностики демонстрируют низкий уровень профессиональной компетентности слушателей курсов ПК. Наиболее проблемными стали следующие показатели профессиональной компетентности педагогических работников:

  • владение знаниями о системных обновлениях, происходящих сегодня в образовании, основных требованиях ФГОС ООО, результатах реализации основной образовательной программы (ООП);
  • проектирование конспектов уроков с учетом современных требований к уроку в условиях внедрения ФГОС ООО;
  • современные требования в области целеполагания в образовательном процессе, владение приемами вовлечения учащихся в процесс формулирования целей и задач в образовательном процессе;
  • компетентность в области мотивации образовательной деятельности;
  • владение приемами и методами вовлечения учащихся в деятельностное участие в образовательном процессе, использование проблемных методов обучения, приемы активизации познавательной деятельности, диалоговых технологий в образовательном процессе.

Особая роль дополнительного профессионального образования в системе образования определяется ответственностью за осуществление непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового потенциала.

Система повышения квалификации должна гибко и быстро реагировать на государственный заказ в области подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Именно система повышения квалификации способна не только готовить педагога к деятельности в условиях модернизации образования, но и оказывать ему постоянную научно-методическую и информационную поддержку.

Резкие изменения, которые происходят в содержании, структуре профессиональной деятельности учителя и необходимость включения педагога в новую реальность, связанную с новыми требованиями к кадровому, научно-методическому, информационному, мотивационному, управленческому ресурсу, то есть непривычному для него культурно-правовому полю, требующему ценностно-смыслового принятия или отторжения новых целей, смыслов и ценностей, реализации новых социально-профессиональных ролей и, следовательно, культурной идентификации себя в профессии.

Содержательный анализ и поиск критериев культурной идентификации педагога в профессии, раскрывающий идентификацию индивидуального профессионального потенциала, индивидуального трудового ресурса с требованиями к профессии педагога, идеалу педагога, который необходим для осуществления инновационного развития и модернизационных изменений в современной России. В связи с чем, можно говорить о системе повышения квалификации, как о главном механизме, способствующем эффективному решению обозначенной проблемы. 

Система повышения квалификации  осознает свою ответственность в формировании высокопрофессиональных педагогических и  управленческих кадров для инновационной экономики страны. Становление гражданской и социальной ответственности учителей и управленцев в образовании, отвечающего на вызовы времени и выполняющего заказ семьи, общества и государства на новое качество образования, накладывает определенные обязательства на систему повышения квалификации, осуществляющей образовательный процесс в соответствии с запросами времени и требующего повышения профессионального и социального статуса современного учителя.

Нами осознается тот факт, что достижение качественных результатов педагогов и управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования, соответствующих духу времени, возможно, если образовательный процесс здесь будет культурно идентифицирован по отношению к внешним вызовам, а обучающиеся (учителя и руководители образовательных организаций) обладают конструктивной культурной самоидентификацией в образовательной ситуации системы повышения квалификации.

Данным требованиям сложно соответствовать в ситуации, когда отбор качественных образовательных услуг субъектами современного дополнительного образования (учителями и управленческими работниками) ведется исключительно критериями «ценовых показателей». Однако институтом повышения квалификации ведется планомерная работа по расширению «неценовых показателей»[3] в условиях расширяющейся конкурентной среды современного дополнительного профессионального образования:

  • ориентация содержания курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки на реальную образовательную практику:
  • наличие стажерских площадок в образовательных учреждениях муниципалитетов различных типов и видов;
  • работа в реализации содержания дополнительной профессиональной программы педагогов - практиков со стендовыми докладами по модернизационным процессам в образовании; дающих открытые современные уроки с учетом модернизационных требований; проводящих мастер - классы по реализации основных модернизационных идей;
  • проектирование по итогам курсовой подготовки реальных образовательных проектов в условиях модернизации образования (программ развития, основной образовательной программы, рабочих программ по предметам; программ воспитания и социализации и т.д. на основе совместно разработанных макетов).
  • Наличие различных видов диагностик профессиональной компетентности обучающихся в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
  • Наличие различных видов информационной образовательной поддержки по дополнительным профессиональным программам:
  •       наличие дистанционных материалов;
  •       проведение форумов по актуальным проблемам образования;
  •       наличие индивидуальных образовательных материалов для усвоения содержания дополнительных профессиональных программ;
  • Определение результата курсовой подготовки через измерение трудовых действий, необходимых знаний и необходимых умений, определенных профессиональным стандартом[5] и порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам[6].

Модернизации системы дополнительного профессионального образования, направленная на достижение позитивного результата, должна определяться следующими сущностными характеристикам:

  • вариативность и гибкость (опережающие темпы разработки дополнительных профессиональных программ и услуг по различным направлениям развития системы образования на основе учета особенностей контингента слушателей и запросов образовательных услуг субъектами образования);
  • модульность (модульное построение профессионально-образовательных программ; этапное проектирование вариативных модулей по формированию базовых компетентностей педагогов);
  • доступность во времени и пространстве (развитие форм дистанционного обучение с применением инфотелекоммуникационных технологий).

Данные характеристики обусловили особенности повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при построении персонифицированной модели, учитывающей стратегическое развитие российского и регионального образования, а также индивидуальные запросы потребителей образовательных услуг.

Для обеспечения востребованности образовательных услуг, удовлетворяющих запросы педагогических и руководящих работников региона, совершенствуется механизм изучения спроса и предложений потребителей образовательных услуг.

В этой связи исследование профессиональной идентичности коллективных и индивидуальных субъектов педагогического труда, а также разработка научно обоснованных рекомендаций по оптимизации характеристик трудового поведения, которые формируются под влиянием идентификаций педагогов и требований повышения своего профессионального уровня, представляются важными и своевременными. Вместе с тем, не только проблема в целом, но и специфика профессиональной идентичности, формирующейся в школах разного типа, а также выбор адекватной времени профессиональной идентичности в условиях модернизации системы среднего (полного) общего образования является не до конца изученной и проработанной.

Рецензенты:

Челпаченко Т.В., д.п.н., доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Масловская С.В., Цыганкова Л.М. ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЦЕССА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17164 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674