Цель исследования: выявить эмоционально-личностные особенности детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой, перенесших перинатальное гипоксическое поражение центральной нервной системы.
Материалы и методы исследования. Обследовано 103 ребенка в возрасте 5-6 лет (70 мальчиков и 33 девочки) с бронхиальной астмой. Дети были разделены на 2 группы: основную, в которую вошли 72 ребенка (51 мальчик и 21 девочка) с последствиями перинатального поражения ЦНС, и группу сравнения, состоящую из 31 ребенка (19 мальчиков и 12 девочек) без неврологических нарушений.
У детей основной группы среди неврологической патологии чаще встречались нарушения речи (43 % (31) в виде дислалии и дизартрии), вегетативная дисфункция (36 % (26) в виде астено-вегетативного синдрома), синдром дефицита внимания и гиперактивности (35 %), неврозы (14 % - логоневроз, невроз навязчивых движений), ночной энурез (6 %).
Обследование детей включало комплекс анамнестических, клинических, инструментальных (спирометрия, определение оксида азота в выдыхаемом воздухе, транскраниальная допплерография, электроэнцефалография) и психологических методов исследования.
Оценка психологического статуса проводилась с помощью восьмицветового теста Люшера на эмоции, Торонтской алекситимической шкалы (G. J. Taylor и соавт., 1985) и опросника «Оценочная шкала эмоционально-личностных проявлений ребенка» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002).
Для статистической обработки использовался пакет статистических программ SPSS 19.0 for Windows. В целях проверки средних значений данных, полученных в каждой группе, использовался метод параметрической статистики для парных (связанных) выборок - t-критерий Стьюдента. Все различия считались значимыми при р ≤ 0,05.
Результаты и их обсуждение. Изучение особенностей эмоциональной сферы у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС, больных бронхиальной астмой, проводилось с использованием оценочных шкал эмоционально-личностных проявлений (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования эмоционально-личностных проявлений у детей 5-6 лет, больных бронхиальной астмой
Показатели |
Основная группа (n=72) |
Группа сравнения (n=31) |
р |
М±σ |
М±σ |
||
Возбудимость |
2,638±0,939 |
1,774±0,713* |
0,001 |
Капризность |
2,041±0,834 |
1,419±0,707* |
0,005 |
Боязливость |
1,75±0,868 |
1,677±0,892 |
0,787 |
Плаксивость |
1,569±0,779 |
1,419±0,782 |
0,555 |
Злобность |
0,972±0,756 |
0,548±0,672* |
0,033 |
Веселость |
3,055±0,629 |
3±0,451 |
0,880 |
Завистливость |
0,819±0,682 |
0,483±0,561 |
0,067 |
Ревность |
1,694±0,952 |
1,161±0,799* |
0,028 |
Обидчивость |
2,083±0,75 |
1,645±0,624* |
0,016 |
Упрямство |
2,694±0,886 |
2,225±0,857* |
0,048 |
Жестокость |
0,555±0,663 |
0,258±0,382 |
0,100 |
Ласковость |
2,930±0,648 |
3,161±0,541 |
0,180 |
Сочувствие |
2,388±0,748 |
2,516±0,822 |
0,500 |
Самомнение |
1,638±0,896 |
1,709±0,982* |
0,643 |
Агрессивность |
1,208±0,954 |
0,516±0,599* |
0,004 |
Нетерпеливость |
2,75±0,888 |
2,032±0,753* |
0,003 |
Лживость |
0,861±0,693 |
0,387±0,524* |
0,005 |
Враждебность |
0,486±0,648 |
0,193±0,337* |
0,041 |
* - p≤0,005 (непараметрический критерий Манна - Уитни).
При анализе эмоционально-личностных проявлений установлено, что у детей основной группы отмечалось достоверное повышение профиля по таким показателям, как «возбудимость», «нетерпеливость», «упрямство», «капризность», «обидчивость», что может способствовать формированию конфликтных ситуаций в системах «ребенок - взрослый» и «ребенок - сверстник».
При формировании конфликтных ситуаций в семье и со сверстниками значительно повышается уровень тревожности, приводящий к социальной дезадаптации, что имеет особое значение в дошкольном возрасте, при подготовке и поступлении в школу, так как это является эмоционально-стрессовой ситуацией, увеличивающей риск срыва адаптивных механизмов.
Также у детей основной группы, по сравнению с группой сравнения, более высокие показатели отмечались по шкалам «обидчивость» (2,083 по сравнению с 1,645 в контрольной группе), «агрессивность» (1,208 по сравнению с 0,516 в контрольной группе), «лживость» (0,861 по сравнению с 0,387 в контрольной группе), «враждебность» (0,486 по сравнению с 0,193 в контрольной группе) могут свидетельствовать у этих детей о нарушениях в эмоционально-поведенческой сфере, что, в свою очередь, возможно, будет негативно сказываться на течении основного заболевания.
У обследованных детей изучался уровень алекситимии - это состояние, при котором дети не могут вербализировать свои эмоции, переживания..По выраженности проявлений алекситимии (Торонтская алекситимическая шкала, G. J. Taylor и соавт., 1985), пациенты разделились на 3 группы: дети с неалекситимическим типом личности (набравшие по результатам анкетирования 62 и менее баллов); дети с тенденцией к алекситимии (63-73 балла) и дети с алекситимическим типом личности (имеющие по результатам анкетирования 74 и более баллов). При этом разброс баллов находился в диапазоне от 46 до 87 (табл. 2).
Таблица 2
Уровень алекситимии у обследованных детей
Уровень алекситимии |
Основная группа n=72 |
Группа сравнения n=31 |
Критерий Хи- квадрат |
р |
||
n |
% |
n |
% |
|||
Неаликситимический тип (62 и менее баллов) |
26 |
36 |
17 |
55 |
2,75 |
0,097 |
Тенденция к алекситимии (63-73 балла) |
23 |
32 |
10 |
32 |
0,0 |
0,975 |
Алекситимический тип (74 и более баллов) |
23 |
32 |
4 |
13 |
4,06 |
0,043* |
Примечание: * р≤0,05.
При исследовании данных, полученных при анкетировании родителей детей основной группы, установлено, что алекситимический тип личности встречался у 32 % (23) детей, что в 2,4 раза чаще (р≤0,05), чем давали родители детей группы сравнения 13 % (4). Неалекситимичный тип личности в основной группе встречался в 1,5 раза реже (р≤0,1) и составил 36 % (26) детей по отношению к 55 % (17) детей группы сравнения. Количество детей, имеющих тенденциею к алекситимии, было одинаковым в обеих группах: 32 % (23) и 32 % (10) детей в основной и группе сравнения соответственно.
Т.о. полученные данные позволяют установить, что среди детей с последствиями перинатального поражения ЦНС достоверно чаще встречается алекситимический тип личности детей.
Эмоциональное состояние детей оценивалось также в зависимости от периода бронхиальной астмы (ремиссии или обострения) с помощью восьмицветового теста Люшера (табл. 3).
Таблица 3
Особенности эмоциональной сферы обследованных детей в период ремиссии бронхиальной астмы по данным восьмицветового теста Люшера
Показатели |
Основная группа |
Группа сравнения |
р |
||
n=72 |
% |
n =31 |
% |
||
Демонстративность |
24 |
33,3 |
11 |
35,5 |
0,833 |
Зависимость от средовых воздействий |
18 |
25 |
9 |
29,0 |
0,67 |
Замкнутость |
9 |
12,5 |
4 |
12,9 |
0,955 |
Непосредственность |
26 |
36,1 |
8 |
25,8 |
0,308 |
Оптимистичность |
20 |
27,8 |
5 |
16,1 |
0,206 |
Потребность в понимании |
8 |
11,1 |
3 |
9,7 |
0,829 |
Потребность в общении |
8 |
11,1 |
4 |
12,9 |
0,795 |
Потребность в покое |
6 |
8.3 |
4 |
12,9 |
0,472 |
Рационализм |
21 |
29,2 |
7 |
22,6 |
0,491 |
Сенситивность |
6 |
8.3 |
6 |
19,3 |
0,11 |
Сниженный фон настроения |
11 |
15,3 |
6 |
19,3 |
0,609 |
Стремление к доминированию |
16 |
22,2 |
5 |
16,1 |
0,481 |
Тревожное состояние |
9 |
12,5 |
5 |
16,1 |
0,622 |
Трудности адаптации |
17 |
23,6 |
11 |
35,5 |
0,214 |
Конфликтность |
8 |
11,1 |
4 |
12,9 |
0,795 |
Упорство |
20 |
27,8 |
6 |
19,3 |
0,367 |
Усталость |
5 |
6,9 |
1 |
3,2 |
0,460 |
Чувство одиночества |
6 |
8.3 |
5 |
16,1 |
0,240 |
Эмоциональная напряженность |
11 |
15,3 |
2 |
6,5 |
0,216 |
Эмоциональная незрелость |
9 |
12,5 |
5 |
16,1 |
0,622 |
Эмоциональная неустойчивость |
21 |
29,2 |
7 |
22,6 |
0,491 |
Установлено, что в период ремиссии бронхиальной астмы (БА) значимых отличий в эмоциональном состоянии детей основной группы и группы сравнения не отмечалось. В то время как в период обострения заболевания у детей основной группы (с наличием последствий перинатального поражения ЦНС) выявлялась повышенная конфликтность, выраженная эмоциональная напряженность и неустойчивость, частая смена настроения, так как нервная система этих детей более уязвима к воздействию стрессовых факторов, одним из которых является обострение бронхиальной астмы (табл. 4).
Таблица 4
Особенности эмоциональной сферы обследованных детей в период обострения бронхиальной астмы по данным восьмицветового теста Люшера
Показатели |
Основная группа |
Группа сравнения |
р |
||
n=72 |
% |
n=31 |
% |
||
Сниженный фон настроения |
46 |
63,9 |
17 |
54,8 |
0,387 |
Стремление к доминированию |
22 |
30,5* |
3 |
9,6* |
0,023 |
Тревожное состояние |
38 |
52,7 |
21 |
67,7 |
0,159 |
Конфликтность |
39 |
54,2* |
7 |
22,6* |
0,003 |
Эмоциональная напряженность |
42 |
59,7* |
1 |
3,2* |
0,001 |
Эмоциональная неустойчивость |
44 |
56,9* |
10 |
32,2* |
0,007 |
Примечание: * - р≤0,05.
Помимо этого у детей обеих групп негативное влияние обострения БА на эмоциональный тонус проявляется резким снижением настроения, высоким уровнем тревожности, ранимости, чувствительности (табл. 4).
Выводы
1. Для детей, перенесших внутриутробную гипоксию, характерно эмоциональное состояние, сопровождающееся эмоциональной нестабильностью, возбудимостью, преобладанием негативных эмоций, что может влиять на течение и прогноз бронхиальной астмы.
2. Среди детей с последствиями перинатального поражения нервной системы достоверно чаще встречается алекситимический тип личности, при котором дети не способны вербализировать свои эмоции.
3. Дети с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы более уязвимы к воздействию стрессорных факторов, одним из которых может являться обострение БА, что подтверждается высоким уровнем эмоциональной напряженности, эмоциональной лабильности, конфликтности, что необходимо учитывать при подготовке и адаптации детей к школе.
Рецензенты:
Алимова И.Л., д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, г. Смоленск;
Бекезин В.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой детских болезней лечебного и стоматологического факультетов ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, г. Смоленск.
Библиографическая ссылка
Кривоносова Г.М., Легонькова Т.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ВНУТРИУТРОБНУЮ ГИПОКСИЮ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17149 (дата обращения: 10.05.2025).