Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Леванова Е.А. 1 Пушкарева Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
В статье рассматриваются основные методологические подходы к интериоризации профессионально- ориентированных знаний. Процесс интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе необходимо строить на научной основе, в соответствии с современными позициями методологии педагогики, что максимально снижает уровень субъективности в оценке изучаемых процессов и позволяет наиболее объективно приблизиться к истине. Рассмотренными подходами являются: компетентностный, системный, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, рефлексивно-деятельностный, технологический подходы. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний обеспечивает их внутреннюю присвоенность, личностную значимость и те фундамент и «арсенал» знаний, которые обеспечат в любой ситуации достижение специалистом профессионального успеха. Процесс интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе необходимо строить на научной основе, в соответствии с современными позициями методологии педагогики, что максимально снижает уровень субъективности в оценке изучаемых процессов и позволяет наиболее объективно приблизиться к истине.
процесс подготовки
профессионально – ориентированные знания
методологические подходы
интериоризация
1. Абрамовских Н.В. Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: автореф. дис.  д-ра пед. наук. – Челябинск, 2010. – 41с.
2. Андреев А. Знание или компетенции? // Высшее образование в России. – 2005. – № 2.
3. Краевский В.В. Методология научного исследования: пособие для студ. и асп. гуманитарных ун-тов. – СПб., 2001.
4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. – М.: ИЦПКПС, 2006. – 72 с.
5. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22-46.
6. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 271с.
7. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. – М.: Магистр, 2000. – 110 с.
8. Данилов М.А. Взаимоотношения всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973.
9. Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. – М., 1973.
10. Долматова Н.В. Субъектно личностный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста по социальной работе // Социальная политика и социология. – 2006. – № 2. – С.138-146.
11. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования. – М.; Уфа, 2003. – Кн. 2. – С. 437.
12. Тарасова Е.О. Как написать и реализовать проект: учеб.-метод. пособие. – Сызрань, 2004.
В статье рассматриваются основные методологические подходы к интериоризации профессионально-ориентированных знаний. Процесс интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе необходимо строить на научной основе, в соответствии с современными позициями методологии педагогики, что максимально снижает уровень субъективности в оценке изучаемых процессов и позволяет наиболее объективно приблизиться к истине. Рассмотренными подходами являются: компетентностный, системный, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, рефлексивно-деятельностный, технологический подходы. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний обеспечивает их внутреннюю присвоенность, личностную значимость и те фундамент и «арсенал» знаний, которые обеспечат в любой ситуации достижение специалистом профессионального успеха. Процесс интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе необходимо строить на научной основе, в соответствии с современными позициями методологии педагогики, что максимально снижает уровень субъективности в оценке изучаемых процессов и позволяет наиболее объективно приблизиться к истине.

Цель исследования

Целью исследования являлось изучение методологических подходов к интериоризации профессионально-ориентированных знаний в процессе подготовки в вузе.

Материал, методы и результаты исследования

Интериоризация профессионально-ориентированных знаний обеспечивает их внутреннюю присвоенность, личностную значимость и те фундамент и «арсенал» знаний, которые обеспечат в любой ситуации достижение специалистом профессионального успеха. Осознание собственной конкурентоспособности происходит через усвоение сложностей, трудностей, неоднозначностей в деятельности социального педагога. Профессионал «делает» себя сам, и это определяет его познавательную активность в процессе интериоризации профессионально-ориентированных знаний.

Механизм развития личного опыта педагога предполагает проникновение внешнего (процесс профессиональной подготовки) во внутреннее (личный опыт педагога), из удаленного пространства (социальные смыслы) в близкое (личностные смыслы). Понимание и присвоение внешнего, превращение его в личное, внутреннее, составило основной механизм развития личного опыта педагога.

Процесс интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе необходимо строить на научной основе, в соответствии с современными позициями методологии педагогики, что максимально снижает уровень субъективности в оценке изучаемых процессов и позволяет наиболее объективно приблизиться к истине. В.В. Краевский считает, что «качество научного исследования - объективность, достоверность, воспроизводимость, научная и практическая значимость добытого знания - во многом определяется его методологическим базисом» [1, с. 17].

Методология педагогики «есть система знаний об исходных положениях, об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно меняющуюся педагогическую действительность» [2, с. 32], [3, с. 73].

Нами были выявлены общие признаки, позволяющие определить общеметодологический базис процесса интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе профессиональной подготовки в вузе: компетентностный, системный, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, рефлексивно-деятельностный технологический подходы. В педагогической науке понятие «подход» интерпретируется неоднозначно: одни ученые понимают под подходом какую-то точку зрения, взгляд, другие видят в нем определенную совокупность приемов и способов педагогических действий.

Подход как научная - методологическая - категория включает в себя не только совокупность определенных принципов и теоретических положений, но и соответствующие им способы деятельности. Этот существенный признак подхода обусловливает тот факт, что данная категория широко применяется не только в научной, исследовательской деятельности, но и в социальной практике, переносится на ту социальную деятельность, в основу которой положены идеи и принципы соответствующего исследовательского подхода.

Нами подход понимается как ориентация при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных закономерностей, принципов, идей и способов деятельности в процессе интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе.

Компетентностный подход является одним из ведущих в мировой образовательной стратегии, а образовательная парадигма превращается в общественно значимое явление как концептуальная основа образовательной национальной политики государств Европейского образовательного союза в целом. В российской системе высшего образования периода его модернизации компетентностный подход становится одним из ведущих принципов методологии и используется при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения, ему придан статус безальтернативной новой образовательной парадигмы [2, с.20].

Сегодня компетентностный подход заявлен как одно их приоритетных концептуальных направлений модернизации российского высшего профессионального образования - он репрезентирует новую парадигму образования. При этом из относительно локальной педагогической теории компетентностный подход «постепенно превращается в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы образовательной политики» и участвующее в формировании «определенных стратегий социального развития» [3, с.4].

Компетентностный подход предполагает овладение целостным опытом решения жизненных проблем, мастерство выполнения социальных ролей на основе предметного знания, ответственности, коммуникативности, желания и умения работать творчески, решать нестандартные задачи. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [7, с. 22].

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [8].

Основными принципами реализации системного подхода являются принципы единства анализа и синтеза, развития (историчности), конечной цели, полноты, непротиворечивости, целостности, структурности, функциональности, интегративности, иерархичности [9, с. 15].

Системный анализ - это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов.

Системный подход предусматривает необходимость рассмотрения объектов и явлений педагогической действительности как целостных систем, имеющих определенную структуру и свои законы функционирования. Системный подход позволяет выявить интегративные, системные свойства объектов и процессов, которые не сводятся к механической сумме их составляющих. Основными признаками системных объектов являются структурность, целостность, интегративность.

Основными задачами системного подхода в общем плане являются классификация систем по структурньм признакам и выявление специфики их поведения, которая характерна именно для систем данного типа, а также изучение принципов, по которым система, образованная из ряда составляющих ее элементов, приобретает новые свойства и признаки, отсутствующие у элементов, рассматриваемых изолированно, еще не объединенных в данную систему. Системный подход применяется к рассмотрению явлений, рассматриваемых в аспекте целого и отображаемых в виде системы как целостного продукта познания на основе четкого представления о структурной и функциональной организации как основной системы, так и входящих в нее подсистем и их элементов.

Теоретической основой современного социального образования является личностно-ориентированный подход, который реализуется как научно-обоснованная стратегия, направленная на обеспечение единства социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности с учетом тенденций функционирования и развития общества.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности [8, с. 123].

Центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное становление - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. По отношению к профессиональному обучению личностно-ориентированный подход трактуется как обретение личностью качеств субъекта жизнедеятельности в процессе ее профессионального становления и развития.

Исходя из идеи субъектности, быть личностью - это, во-первых, быть субъектом своих витальных контактов, во-вторых, быть субъектом предметной деятельности и познания, в-третьих, субъектом общения, в-четвертых, субъектом самопознания и саморазвития [9, с.138].

Личностно-ориентированный подход, на наш взгляд, позволяет рассматривать организацию учебно-образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и способностями студентов, с учетом требований социума к их нравственному, интеллектуальному и профессиональному уровню подготовки. Речь идет о подходе, который ориентируется не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность и жизнедеятельность обучающегося, т.е. на его культуру, мировоззрение, интересы, интеллект, отношения (к другим людям, к себе), эмоции, здоровье, образ жизни и т.д.

Кроме того, личностно-ориентированный подход позволяет изменить взгляд преподавателя и студента на свою роль и позиции в процессе обучения и выбрать такие методы и формы работы, которые осуществляют педагогическую поддержку каждого обучающегося с учетом его индивидуального развития.

Личностно-ориентированный подход, предполагая активную схему субъект-субъектного взаимодействия обучающихся и преподавателя, осуществляет организацию деятельности первого по освоению всех компонентов формируемой компетентности посредством как содержания, так и организационно-управленческих форм образования. Существенно, что в реализации этого подхода проявляется гуманистическая направленность формирования компетентностей человека.

Личностный подход предполагает создание наиболее благоприятных возможностей для развития каждого обучающегося. А. К. Маркова отмечает, что при таком подходе осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики, познавательных процессов, личностных качеств, профессиональных характеристик [8].

Аксиологический подход рассматривает образование с гуманистических позиций: как процесс, направленный на присвоение человеком системы ценностей. Его теоретико-практическая направленность отвечает идее гуманизации, позиционирующей личность как наивысшую ценность, и идее гуманитаризации - действенной составляющей гуманизации.

Аксиологический подход служит методологической основой современной педагогики, что позволяет рассматривать образование как социально-педагогический феномен, который находит отражение в основных его идеях - универсальности и фундаментальности гуманистических ценностей. Важным аспектом подготовки специалиста является качество образования [9, с.437].

Аксиологический подход предполагает ориентацию социально-педагогического образования на формирование у студента системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу [10, с.27].

Молодой специалист в процессе профессиональной подготовки в вузе так или иначе становиться субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы профессионального мировоззрения и ценностей профессионального сообщества.

Таким образом, можно заключить, что с развитием сознания и личности идет непрерывный процесс формирования личностных ценностей человека - процесс сложный неоднозначный, во многом определяемый социальными изменениями и той воспитательной и социализирующей среды, в которой развивается личность.

Рефлексивно-деятельностный подход определяется трансформацией процессов рефлексии и деятельности - в единой системе многофункционального отражения «Я» на множестве уровней рефлексии различной степени обобщенности и включенности «Я» в процесс осознания («Я» воспринимающего профессиональную деятельность, «Я» - наблюдающего за собой в процессе освоения профессиональной роли социального педагога, «Я» и профессиональное сознание социального педагога) в многоуровневой структуре профессиональной социально-педагогической деятельности. Рефлексия содержания и последовательности стадий в ретроспективе функционального развития личности и системы ее пространственных отношений в социальной среде способствует повышению осознанности системы отношений и разрешению не только личностных, но и социальных конфликтов, что весьма значимо в профессиональной подготовке социального педагога. Это способствует снижению энтропии системы «личность - среда - общество», повышению информационной емкости и энергетического потенциала индивида [11].

Таким образом, идея рефлексивно-деятельностного подхода к интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе связана не с самой профессиональной деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности студента.

Технологический подход применяется при проектировании и организации учебно-воспитательного процесса, оценке его эффективности, разработке различных технологий обучения, приемов оптимизации процесса образования, в управлении образовательными учреждениями, в профессиональном образовании.

Основными принципами применения технологического подхода являются воспроизводимость, диагностичность заданных целей, достижение запланированных результатов, алгоритмизируемость, проектируемость, управляемость образовательным процессом [7, с.15].

В широком понимании технологический подход - это научно и практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Технологический подход в образовании и обучении предусматривает точное управление образованием и учебным процессом в соответствии с той или иной образовательной или педагогической технологией [12, с.18].

В соответствии с направлениями реализации научных подходов в процессе интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами построена образовательная программа и определено содержание их профессиональной подготовки в процессе установления связей между такими важнейшими компонентами профессиональной подготовки, как теоретическая подготовка, технологическая подготовка, педагогическая практика и исследовательская деятельность студентов.

Рецензенты:

Жог В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Серякова С.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17145 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674