Цель исследования - обосновать актуальность и выявить психолого-педагогические аспекты, которые необходимо использовать при проектирования досуговых программ и мероприятий для анимационного сервиса. Кроме того показать важность психолого-педагогического подхода в работе специалиста, разрабатывающего и проводящего анимационные мероприятия в индустрии гостеприимства, что может способствовать улучшению качества досуговых программ и анимационного сервиса в индустрии гостеприимства.
Материалы и методы исследования
В последнее время во всем мире семейный отдых стал весьма популярным и востребованным. Во многих странах анимационная деятельность в индустрии гостеприимства является крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей лидирующее положение в экономике. В связи с этим в сфере индустрии гостеприимства сформировалось новое направление - анимация [10]. Так, например, по мнению Гаранина Н.И. и Булыгиной И.И., «анимация» является новым направлением в туризме, которое призвано «вдохнуть душу» в туристские программы и тем самым привлечь к ним участников [4].
При этом, анимационную деятельность, согласно Курило Л.В. [6], следует трактовать как совокупность социально значимых действий личности, направленных на интенсивное осознанное ее взаимодействие с окружающей средой и освоение социокультурных ценностей, в процессе удовлетворения релаксационно-восстановительных, культурно-образовательных и культурно-творческих потребностей и интересов.
Современное педагогическое направление анимационной деятельности раскрывалось такими исследователями как Л.В. Волик, Н.В. Мартишина, Г.А. Наседкина, Е.Я. Орехова, И.И. Шульга.
Педагогическое значение анимационной деятельности заключается в обеспечении детям и юношеству условий для их включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные виды деятельности, которые имеют большой потенциал методов и приемов для духовно-культурного обогащения во время отдыха в пансионатах и отелях. Так, Н.Н. Ярошенко в своей концепции называет социокультурную анимацию одной из молодых отраслей социальной психологии и педагогики и обозначает ее как «педагогику социально-культурной деятельности» [18].
Аниматор, работающий в условиях отельного отдыха с детьми и их родителями, должен не только уметь разрабатывать и проводить анимационные программы, но обладать комплексом знаний по педагогике и психологии, чтобы профессионально внедрять воспитательные и образовательные задачи в анимационные программы. Именно на этой основе аниматору важно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности участников анимационного воздействия, вовлекать детей и их родителей в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения, приобщать к культуре на основе творчества, создавать условия для снятия психологического и физического напряжения, раскрывать возможности личности с помощью разнообразных средств и активных методов досуговой педагогики [9].
Анимационные мероприятия, в которые вовлечены дети и их родители, являются мощным инструментом воздействия на сплочение семьи и укрепление и сохранение семейных ценностей, которые, к сожалению, в современных условиях глобализации социума подвергаются трансформации [15, 17].
Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Эту задачу ставят перед собой аниматоры при разработке анимационных мероприятий, которые объединяют и сплачивают семьи в процессе участия в интерактивах, представлениях, праздниках. От того, как сегодня молодое поколение относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института. С одной стороны, семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка и взрослого - постоянство эмоционального общения с одними и теми же людьми и длительность такого общения. С другой стороны, семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи».
Следует иметь в виду, что ценность семьи и семейного образа жизни, ценность ребёнка зачастую может возводиться во главу угла через проведение анимационных мероприятий, параллельно осуществляя процесс социализации через включение детей и их родителей в разнообразные виды анимационной деятельности. Социализация - это сложный, многогранный процесс вхождения индивида в социальную среду, который имеет свои механизмы. Результат социализации - социализированность, т.е. человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности и развивается как личность. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса. Во-первых, это процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности. Во-вторых, социализация - это процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Таким образом, поскольку семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными структурами, анимационная деятельность в индустрии гостеприимства в достаточной мере способна справляться с задачами по социализации подрастающего поколения через вовлечение в досуговые мероприятия.
Значение дифференцированного подхода в педагогике досуга трудно переоценить. Аниматор как педагог обязательно должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, приезжающих на отдых в отель или пансионат. Целенаправленность деятельности, предполагаемая дифференцированным подходом, ускоряет и углубляет педагогическую результативность анимационной работы. Аниматор, разрабатывая планы и программы анимационных мероприятий, закладывает в них то, что более точно, четко отвечает специфическим особенностям той или иной группы ребят. Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [3]. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. В современной психологии под возрастом понимается конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.
Ядром анимационных программ является игра, которая актуальна и востребована во всех возрастных периодах. Так, во время игры на досуге действуют правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Игра - это всегда проверка самого себя, своих возможностей. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером происходит естественно. Не случайно Л.С. Выготский [3] писал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним моральным уровнем, его моралью. Так, характерные психологические особенности детей младшего возраста - эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями и определяется основной такой метод анимационного взаимодействия, как метод массового воздействия. Поэтому наиболее популярными формами являются разнообразные по форме и содержанию «интерактивы» - специальные мероприятия, в которых дети вовлекаются в массовые игры. Метод игры занимает в работе с младшими школьниками ведущее место [10].
Как известно, в восприятии различных явлений у малышей-школьников еще преобладает действие первой сигнальной системы над второй. Поэтому анимационные мероприятия наглядно-образного характера воспринимаются детьми глубже. Неустойчивость настроения, быстрая его смена требует от организаторов анимационного процесса умелой поддержки, мажорной тональности. Быстрая утомляемость снимается своевременной сменой форм и заданий. Физическая подготовленность школьников достигается в повседневной оздоровительной работе, играх, прогулках, соревнованиях на свежем воздухе [12]. Вместе с тем дошкольный и младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для интеллектуального, эмоционального, эстетического и художественного развития.
Исследования ученых, среди которых необходимо упомянуть: Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.К. Саккулиной, доказывают, что раскрытие личности детей и подростков возможно в том случае, если создаются условия для развития их творческого потенциала, свободного, без давления со стороны взрослых. Учитывая повышенное стремление к игре у ребят младшего возраста и возможности педагогического воздействия в анимационной деятельности, каждую встречу детей аниматору следует превращать в большую значительную игру.
В подростковом возрасте у человека начинается активно формироваться самосознание, начинается становление образа «Я», закладываются основы формирования активной жизненной позиции личности, составляющей сердцевину всестороннего, гармоничного развития, закладываются в подростковом возрасте. Общественный характер анимационной работы благоприятствует развитию активности, инициативы и самостоятельности подростков.
Характерные для подростков стремления к поиску, к ярким впечатлениям могут проявляться в таких анимационных мероприятиях, как «Следопыты», «Краеведы». Во время участия в таких играх происходит поиск средств самовоспитания у ребят определенных черт характера: настойчивости, воли, смекалки, предусмотрительности, логического мышления. Введение ролевой игры «Бюрократ», «Мафия», «Султан на миг» в анимационные программы семейного досуга также связано как особенностями подросткового возраста (когда стремление к взрослости сочетается с сохранившимся ребяческим отношением к жизни), так и со специфическими возможностями анимационной деятельности отеля, призванного организовать отдых.
Именно активное участие детей и подростков в анимационных программах дает им прекрасную возможность развить творческую активность, инициативность, снять внутреннее напряжение, скованность, что ведет к формированию и совершенствованию разнообразных детских способностей [7].
Резюмируя сказанное, на наш взгляд, для того, чтобы создать удачную в психолого-педагогическом ключе действенную анимационную программу, специалисту-аниматору необходимо направить свой творческий и педагогический потенциал на удовлетворения релаксационно-восстановительных, культурно-образовательных и культурно-творческих потребностей и интересов отдыхающих в индустрии гостеприимства. При проектировании и реализации анимационных мероприятий специалисты, работающие в сфере семейного досуга индустрии гостеприимства, должны учитывать весь арсенал психолого-педагогических средств в своей социально-коммуникативной и социокультурной деятельности, обучению которым необходимо уделять особое внимание в современных условиях профессиональной подготовки в гуманитарном вузе [1, 13, 14].
Заключение
Отметим, что изложенные в статье материалы были получены в результате проводимого автором научно-практического исследования в рамках кандидатской диссертации на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов под руководством профессоров Н.И. Рыжовой и В.В. Горшковой. Кроме этого, на базе выделенных психолого-педагогических оснований анимационной деятельности были разработаны анимационные мероприятия: (а) «Уличные интерактивы» для пансионата «Восток-6» и отеля «Лесная рапсодия» (2012 г.); (б) «Танцевальная разминка» и «Водные забавы» для пансионата «Балтиец» (2012-2013 гг.) и др.
Разработанные проекты позволили не только продемонстрировать эффективность анимационной деятельности для развития семейного отдыха и индустрии гостеприимства, но и подтвердить актуальность психолого-педагогического подхода для социокультурной деятельности специалиста-аниматора в работе с детьми и подростками в условиях семейного отдыха и досуга при проведении анимационных мероприятий.
Рецензенты:
Каракозов С.Д, д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;
Проскуряков М.Р., д.фил.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Белавина А.К. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17104 (дата обращения: 05.10.2024).