На государственном уровне ЭО утвердило свое право на существование в ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[7] и «Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (09.01.2014 г.) [4]. Таким образом, нормативное поле рассматривает процесс внедрения и реализации ЭО не в качестве эксперимента, полулегального функционирования или модного течения, а в качестве полноценной образовательной технологии для реализации образовательных программ [п.2,Статья 13, 7] и создания в учебном заведении электронной информационно-образовательной среды [п. 3, статья 16, 7].
Электронное обучение является для учебных заведений, которые пытаются внедрять технологии ЭО, одновременно и системой больших потенциальных возможностей, способных повысить эффективность образовательного процесса, и большой проблемой. Широкий спектр возможностей ЭО позволяет одним учебным заведениям повысить экономическую эффективность за счет расширения линейки образовательных услуг и доступности получения образования, другим - конкурировать на международном рынке и т.д. Для педагогического образования применение электронного обучения видится в повышении педагогической и социально-психологической эффективности образовательного процесса. Под педагогической и социально-психологической эффективностью мы понимаем применение технологий ЭО, основанное на принципах педагогической целесообразности и оптимальности организации учебного процесса. По мнению ЮНЕСКО, внедрение ЭО в педагогическое образование и подготовка педагогов, владеющих технологиями ЭО, является не только серьезной международной проблемой, но и проблемой, которая будет систематически возникать в связи с постоянной потребностью в обеспечении необходимого количества профессионально подготовленных кадров для образовательных систем всех стран. В качестве решения данной проблемы ЮНЕСКО предлагает целостный и систематизированный подход для совершенствования системы педагогического образования и развития профессионализма педагогов в области цифровых технологий с помощью доступа к высокотехнологичным ресурсам [3].
Постановка проблемы
В процессе решения поставленных перед лабораторией проблем информатизации образования Таганрогского института имени А.П. Чехова задач в области реализации проектов и программ по внедрению технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования было выявлено несоответствие между требованиями общеобразовательных организаций к современному педагогу и недостаточно развитым уровнем как электронной информационно-образовательной среды, в которой ведется подготовка будущих педагогов, так и информационной культуры преподавателей вуза.
Разумеется, выпускники педагогического вуза обладают достаточным уровнем компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и быстро осваивают технологии электронного обучения, применяемые в системе школьного образования. Но проблема заключается не только в умении применять технологии ради технологий, но и в умении использовать эти технологии с максимальной педагогической эффективностью и целесообразностью, с четким пониманием их влияния на процесс и результат обучения, развития и воспитания.
Методика решения проблемы
Методика решения обозначенной проблемы основана на системном подходе. Системный подход предусматривает исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все элементы, их характеристику, а также рассматривает связи между элементами [1, 12 c.].
Под непрерывным педагогическим образованием (рис. 1) в нашем исследовании мы понимаем систему, состоящую из следующих элементов (групп):
- Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» Таганрогского института имени А.П. Чехова;
- Педагоги общеобразовательных организаций г. Таганрога и Ростовской области;
- Профессорско-преподавательский состав (ППС) Таганрогского института имени А.П. Чехова.
Рис. 1. Система непрерывного педагогического образования
Охарактеризуем каждый элемент системы непрерывного педагогического образования и функциональную зависимость между ними.
1. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». Современных студентов можно охарактеризовать как:
- продвинутых пользователей информационно-коммуникационных технологий (социальные сети, блоги, форумы, виртуальные библиотеки, мобильный интернет, интернет телефония и т.д.);
- настроенных на получение практико-ориентированных знаний в новом формате (не пишут лекции и не читают книги в печатном варианте), так как не воспринимают информацию на вербальном уровне и понимают, что любую информацию можно найти в Интернете;
- мобильных и активных: работают, обучаются в нескольких учебных заведениях, имеют семью и т.д.
2. Педагоги общеобразовательных организаций. Информатизация общеобразовательных заведений протекает достаточно упорядоченно и системно под эгидой федеральных и региональных программ. В силу сложившихся в системе общеобразовательных организаций эффективных административных рычагов, которые обязывают педагогов активно работать с технологиями электронного обучения, соответствующего технического и технологического оснащения, а также разработанного учебно-методического материала, педагоги на сегодняшний день показывают хорошие результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс. В рамках информатизации школьного образования для подготовки и повышения профессионального уровня российских педагогов в области применения ИКТ в учебном процессе большой вклад внесли такие ученые, как Ваграменко Я.А., Полат Е.С., Роберт И.В. и др. По данным мониторинга, проведенного лабораторией проблем информатизации образования - 75 % педагогов общеобразовательных организаций г. Таганрога и Ростовской области активно используют технологии ЭО в своей работе.
3. Преподаватели педагогического вуза. Процессы информатизации высшего профессионального образования протекают стихийно, автономно, каждый вуз самостоятельно определяет программу информатизации, исходя из финансовых возможностей и разработанной политики в области развития ЭО и ДОТ. По результатам мониторинга только около 20 % преподавателей применяют в своей профессиональной деятельности технологии ЭО. Существуют некоторые особенности отношения преподавателей педагогического вуза к электронному обучению. В силу отчетливого понимания того, что электронное обучение должно иметь не только техническую и технологическую составляющие, но и нести в себе дидактическую, педагогическую и социально-психологическую направленность, преподаватели:
- не готовы реализовывать проекты по внедрению электронного обучения только в качестве источника повышения экономической эффективности образовательного процесса, без повышения педагогической и социально-психологической эффективности;
- понимают необходимость самоанализа индивидуальных потребностей, мотивов и профессиональных проблем, так как имеют высокий уровень сформированной педагогической рефлексии;
- испытывают определенные психологические и профессиональные барьеры перед применением технологий ЭО, не имея при этом гарантий и уверенности в педагогической целесообразности их применения и получения качественного результата.
Функционирование исследуемой системы непрерывного профессионального образования можно охарактеризовать следующим образом:
Связь «Студенты - педагоги»: студенты, будучи недавно школьниками, проходят в процессе обучения производственную практику в общеобразовательных организациях, знакомы с условиями и уровнем внедрения технологий ЭО в общеобразовательных организациях и могут сопоставить их с имеющимися условиями и уровнем в педагогическом вузе.
Связь «Студенты - Преподаватели»: преподаватели педагогического вуза на сегодняшний день, с одной стороны, не могут продемонстрировать высокий уровень владения компетенциями, необходимыми для работы с технологиями ЭО, а с другой, и не имеют полноценно функционирующей электронной информационно-образовательной среды. Одной из составных частей профессиональной компетентности преподавателя высшей школы является информационная культура. Осуществляя профессиональную деятельность по обучению, воспитанию и развитию потенциальных возможностей студентов, преподаватель должен обладать авторитетом перед студентами - будущими педагогами. Под информационной культурой современного преподавателя высшей школы будем понимать системную категорию, состоящую из следующих элементов - компетенций:
- владение информационно-коммуникационными технологиями и методикой их применения в предметной области и реализации в учебно-воспитательном процессе;
- умение «добывать» новую информацию и владеть способами её обработки и превращения в знания для студентов;
- стремление реализовать личностный и педагогический потенциал на основе анализа своей профессиональной деятельности, креативного мышления, исследовательской направленности, т.е. необходимость обладания высоким уровнем педагогической рефлексии [с.122, 5].
Связь «Педагоги - Преподаватели»: функционирование осуществляется на уровне организации курсов повышения квалификации в педагогическом вузе. Однако доля курсов по тематике электронного обучения и дистанционных образовательных технологий достаточно мала. Поэтому требуется предусмотреть ряд определенных мероприятий по расширению линейки предлагаемых курсов в рамках решения обозначенной проблемы.
На наш взгляд, существует ряд сдерживающих факторов и объективных причин, объясняющих отсутствие признаков эффективности в процессе внедрения ЭО в систему непрерывного педагогического образования:
- Консервативность системы вузовского педагогического образования. «Преподаватели по-прежнему предпочитают читать лекции», а студенты не готовы самостоятельно обучаться, что было отмечено на конференции «eLearningelements 2014» как руководителями государственных, так и негосударственных вузов [2];
- Недостаточное финансирование инновационных проектов в области создания электронных информационно-образовательных сред. Без поддержки государства очень трудно реализовывать проекты по внедрению технологий ЭО. Педагогическое образование, в отличие от экономического и юридического, не приносит достаточного количества финансовых средств, позволяющих самостоятельно внедрять дорогостоящие проекты. По мнению руководителей учебных заведений - лидеров в области ЭО (МЭСИ, СГА), внедрение ЭО дает положительные результаты только через полный цикл, составляющий семь лет, и обходится очень дорого (порядка 2 млн долларов на 1000 слушателей) [6].
- Отсутствие грамотно разработанного мотивационного подхода к деятельности преподавателей в среде ЭО.
- Не участие педагогических вузов в эксперименте в области дистанционного образования, проводимого с 1997 г. по 2002 г. (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 1050 от 30.05.1997 г.; продление эксперимента - Приказ Минобразования РФ от 27.07.2000 г. № 1924). В результате эксперимента была создана широкая сеть филиалов и региональных центров, охвативших большую часть регионов России. Отрабатывались в основном методы и технологические принципы дистанционного образования, которые обеспечивали доступность высшего образования для различных слоев населения, при этом решение педагогических и социально-психологических задач было второстепенным.
Функционирование лаборатории проблем информатизации образования направлено на решение проблемы создания условий для эффективного внедрения ЭО в систему непрерывного педагогического образования. Рассмотрев сложившуюся ситуацию в области внедрения ЭО в систему непрерывного педагогического образования на примере Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), мы пришли к выводу, что решение поставленной проблемы мы видим в необходимости разработки модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» электронная информационно-образовательная среда включает: электронные информационные ресурсы; электронные образовательные ресурсы; совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и технические средства.
Эффективность процесса внедрения электронного обучения и создание электронной информационно-образовательной среды, как и любых инноваций в образовании, системно зависит от многих фактов: материально-технического и программного обеспечения; нормативно-правовой базы; административно-управленческих решений; мотивации и готовности студентов и преподавателей к внедряемым новшествам; уровня профессиональной компетентности преподавателей и т.д.
Существование признаков системности требует поиска оптимального сочетания перечисленных факторов и средств, которые смогут обеспечить эффективность внедрения технологий ЭО в систему непрерывного педагогического образования, и это необходимо учитывать при построении модели. В рамках разработки модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды лабораторией совместно с администрацией института и советом по информатизации проделана следующая работа:
- Разработаны электронные учебники - 30 шт.;
- Подготовлен электронный ресурс в системе Moodle для магистров по программе «Прикладная информатика в менеджменте»;
- Разработано электронное учебно-практическое пособие для студентов и преподавателей «Преподаватель в среде электронного обучения»;
- Обучены две группы преподавателей для работы в среде Moodle;
- Сформированы две пилотные группы для обучения практическому внедрению технологий ЭО;
- Проводится на постоянной основе мониторинг уровня готовности к работе в электронной среде и потребности в обучении и повышении квалификации всех групп, входящих в систему непрерывного педагогического образования;
- Подготовлены материалы для разработки стратегии развития ЭО в педагогическом образовании и др.
- Систематическое участие в конференциях и грантовая деятельность по направлениям, связанным с процессом информатизации системы образования.
Заключение
Для обеспечения эффективного внедрения электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования необходимо разработать модель, учитывающую принципы педагогической целесообразности и оптимальности. Функционирование модели позволит всем элементам системы (студенты, педагоги, преподаватели) постоянно поддерживать в актуальном состоянии компетентность в предметной и ИКТ области, а также компетентность в умении целесообразно использовать широкий спектр возможностей ЭО для повышения эффективности процессов преподавания и обучения, решая при этом педагогические и предметно-профессиональные задачи.
Было бы глубочайшей ошибкой считать, что ЭО - это новая образовательная модель, которая пришла на смену традиционной классно-урочной системе и классическому преподавателю в аудитории у доски с мелом. Но не меньшей ошибкой была бы недооценка новых технологий и подходов к обучению на основе ИКТ.
Рецензенты:
Ромм Я.Е., д.т.н., профессор, зав. кафедрой информатики, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог;
Стеценко И.А., д.п.н., профессор, декан факультета экономики и права, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог.
Библиографическая ссылка
Ящук Е.В., Занкова Е.Ю. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17085 (дата обращения: 07.12.2024).