Этнонимы являются одним из важных источников по изучению исторического прошлого народа. Первые этноойконимы возникли в глубокой древности, и были связаны с общинно-племенным владением землей, когда и местность, и населяющая ее народность обозначались одним именем [12: 6]. Территориальное распределение этноойконимов, характер обозначаемых ими объектов тесно связаны с историко-географическими условиями возникновения названий, формами расселения этноса, характером этнических контактов, типом землевладения, особенностями хозяйственной деятельности.
Сохранилось незначительное число древних и средневековых источников по ойконимии Татарстана, в частности русские писцовые книги XVI-XVII вв. Зафиксированные в них ойконимы восходят к средневековью. Анализ географических названий этого периода будет способствовать решению многих вопросов этногенеза, изучению этнокультурных контактов, истории, культуры и хозяйственной деятельности татар.
Цель исследования - провести историко-лингвистический анализ этноойконимов Республики Татарстан, зафиксированных в русских писцовых книгах XVI-XVII вв.
Материал и методы исследования
Предметом данного исследования являются этноойконимы Республики Татарстан, зафиксированные в писцовых книгах XVI-XVII вв. В соответствии с характером изучаемого материала в ходе исследования были использованы сопоставительный и сравнительно-исторический методы.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по ономастике, лексикологии, тюрко-татарской исторической диалектологии, лингвистической географии, лингвистическому краеведению, в практике преподавания татарского языка, литературы, истории и культуры татарского народа.
Своя специфика географических названий была характерна для кочевых народов, имевших разветвленную родоплеменную структуру. Имена племен, родов, колен и других более мелких этнических единиц не могли не оставить след в географических названиях, поскольку пастбища, маршруты кочевок, водопои исторически закреплялись территориально за определенными родами, и нередко их этническое наименование переходило в географическое [9: 36]. Этнический состав племен и народностей Восточной Европы в I тыс. н.э. характеризовался значительным количеством славянских, иранских и финских компонентов, а также тюркоязычных, из которых наиболее ранними являются племена, входившие в хунский (гуннский), хазарский и булгарский, затем в печенежский и огузский (узов) и в кыпчакский (половецкий) племенные союзы [3: 28].
В арабских, персидских источниках, в словаре Махмуда Кашгари представлены сведения о многих тюркоязычных народах Восточной Европы - буртасах, булгарах, хазарах, баджанаках и др.
Глубокие и длительные связи этносов, их исторические судьбы оставили своеобразный след в этноойконимии, о чем свидетельствуют этноойконимы, зафиксированные в русских писцовых книгах XVI-XVII вв. [10; 11].
Лексический состав этнонимов многообразен, в нем представлены различные слои, принадлежавшие разным эпохам и языкам. Первые попытки по исследованию этнонимов тюркоязычных народов в историко-этимологическом плане были предприняты во второй половине XIX в. - определение этимологии отдельных этнонимов в трудах Н.А. Аристова, В.В. Бартольда, В.В. Вельяминова-Зернова, Н.Ф. Катанова, В.В. Радлова и др.
В XX в. этноойконимы изучались Н.А. Баскаковым, Э.М. Мурзаевым, В.А. Никоновым, И.А. Поповым, Е.М. Поспеловым и др.
Этногенезом татар и этимологией этнонимов занимались М.И. Ахметзянов, Г.Р. Галиуллина, Ф.Г. Гарипова, М.З. Закиев, Г.Ф. Саттаров и др.
В историческом аспекте тюрко-татарская антропонимия изучается Г.Р. Галиуллиной [4], Г.С. Хазиевой-Демирбаш [17], тюрко-татарская топонимия - Г.К. Хадиевой [16], историческая гидронимия - И.Г. Ахметзяновым [1], история татарского языка - Х.Х. Кузьминой [7], и др.
Изучение тюрко-татарских этноойконимов по материалам писцовых книг XVI-XVII вв. имеет важное значение для исследования истории и этнокультурных связей татарского народа, так как «процесс формирования и исторического развития татарского этноса проходил в условиях тесного генетического и культурного контакта с соседними и другими народами» [13: 32].
В писцовых книгах XVI-XVII вв. зафиксирована деревня Сөн иле (Сюниле) на Зюрейской даруге. Сөн иле от сөн этноним, иле «страна». В Мамадышском районе РТ существуют деревни Югары Сөн (Верхняя Сунь), Кече Сөн (Малая Сунь), Яңа Сөн (Новая Сунь), Урта Сөн (Средняя Сунь), Түбән Сөн (Нижняя Сунь).
В формировании предков татар принимали участие гунны, т.е. племена сөн в татарском произношении, башкиры произносят это слово как һөн - отсюда и хун, гунн. Об этом свидетельствует наличие этногидронима Сөн на территории РТ. В китайских источниках хуннов называют сюнну.
Существует несколько этимологий гидронима Сөн. Наиболее вероятная и общепринятая этимология этого этнонима представлена Ю. Неметом. Это гипотеза о происхождении названия hиn из тюрк. киn, монг. киn / hиn / китиn «человек, люди», ср. венг. him, нен. кomi / kum / kume > название племени, а затем и племенного союза [3: 39].
Г.Ф. Саттаров связывает этимологию гидронима Сөн со словом сан, сиана в якутском языке в значении «река», «речка» и указывает гидронимы с компонентом сен, составляющим определенную группу в якутских названиях рек: Булгуннях-Сен, Бюгюех-Сен, Егорша-Сен, Конгуассен, От-Сен, Раутурген-Сен и др. [13: 62].
Согласно словарю топонимии Башкирии, Сөн - «глубокий омут, река с котловинами». Интересно сравнить данный этноойконим с финно-угорским географическим термином сен, сюм, син, сәм - «ложбина, лощина, озерцо, ключ, родник» [8: 302, 305].
Восточная Европа была крайней на западе территорией проникновения кочевников, поэтому здесь оседали последовательно все племена, пришедшие с востока. Вторая волна, представленная в основном северными и западными племенами огузов (печенеги, узы, торки, берендеи, ковуи, терпеи, каепичи, боуты и др.), столкнулась в Восточной Европе с племенами булгар, суваров, хазаров и других тюркских племен, входивших сначала в состав хунну, а затем булгар и хазаров [2: 254].
Некоторые тюркские племена Великого тюркского каганата, проникшие на территорию Волго-Камья в VI-VII вв., оставили свой след в исторической ойконимии Татарстана.
Названия деревень, зафиксированные в писцовых книгах - Кече Кайбыч (Малые Кайбицы) и Кайбыч на Нагорной стороне, по всей вероятности, связаны с названием огузского племени древних узов-черных клобуков-каепичей. В словаре Махмуда Кашгари приводятся название тюркского племени gaj и Qaj - собственное мужское имя. Н.А. Баскаков дал следующую этимологию слова каепичи - gaj + ара - ара - «дядя, почтительное обращение к старшему в роде» или oba «род, родовое подразделение, большая семья» > Qaj - ара - Qaj - oba «племя Кай» [3: 65]. Ныне в РТ имеются села Олы Кайбыч, Кече Кайбыч (Каибицкий район), село Кайбыч (Буинский район).
Происхождение ойконимов Кече Алат и Урта Алат (деревни на Алатской даруге) мы связываем с древнетюркским этнонимом алат, который впоследствии принял формы алан, алачин. Часть алатов в VIII в., и позднее, оказалась втянутой в сферу огузо-туркменских, печенежских, булгарских и кыпчакских этнических связей. Ныне в Высокогорском районе РТ существуют татарско-русская деревня Урта Алат (Средний Алат) и русские села Алат и Кече Алат (Малый Алат).
В писцовых книгах зафиксирована деревня Иске Ашыт (Старый Ашит) на Алатской даруге. Мы связываем это название с этнонимом древнетюркского племени ашин. Ныне в Арском районе РТ есть деревни Иске Ашыт, Яңа Ашыт, Ашытбаш.
По мнению Г.Р. Галиуллиной, в антропонимиконе татар XX-XXI вв. вновь возродилась традиция использования этнонимов в качестве антропонимов. На смену этноантропонимам, вышедшим из употребления, пришли такие, как Сувар, Болгар, Алан, Сармат, Ашыт, Биләр, которые употребляются и в настоящее время, что подтверждено документально [5: 22].
Название племени темтюзи сохранилось в этноойконимах - названиях деревень Тәмте-Мәтәскә, Төрек Тәмте Тәмте-Толымбай (на Зюрейской даруге), Тәмте (Свияжский уезд Казанской губернии, ныне в Камско-Устьинском районе) Тәмте, Төрек-Төмте (Трюк-Тямти), Тәмте-Мәтәскә (Тамти-Метески) (Тюлячинский район РТ).
С назвнием булгарского племени сабакуль связаны наименования деревень Сабугол (на Ногайской даруге на озере Сабугол) и Сабабаш; ныне Байлар Сабасы (Богатые Сабы), Урта Саба (Средние Сабы), Чәпки-Саба (Чапки-Сабы), Сабабаш (Сабинский район).
Название деревни Төрекләр (на Алатской даруге) мы соотносим с булгарским этнонимом төрек - торьцкий; ныне деревня Төрекләр (Турукляр) (Атнинский район). Торки - летописные торьцкие болгары.
Деревня Төрнәле (Турнали) на Арской даруге, тарна ~ т-р-на - название хазарского рода. Н.А. Баскаков объясняет, что taarna < tavarra чув. уст. «обычай, по которому молодожены и их ближайшие родственники едут в дом родителей невесты с угощением и подарками > род, из которого брали себе в жены представители другого племени» [3: 38].
Писцовая книга дает примеры названий, по-разному адаптировавшихся в русском языке: деревня Агач - Аган - Опач на Ногайской даруге вблизи деревни Тоймы [10]. В писцовой книге упоминается селище Агач, являвшееся до завоевания Казанского ханства укрепленным пунктом татарских феодалов. Это был важный стратегический центр. Доказательством существования деревни Агач-Аган является то, что русскому служилому В.Ф. Танееву была дана во владение земля «селища Агача», соседствующая с деревней Тоймой и Юлдузскими лугами г. Лаишева; эта земля находилась на левом берегу р. Меши по направлению к Лаишевскому лесу (татары и ныне называют этот лес Юлдузским) [18: 275]. Название деревни Агач - Аган - Опач восходит к авар - авыр / абар / аугар / хавур / авийор / агийор / аваз / абаз - название хазарского и булгарского родов по сирийским и другим источникам. Названия Апас (село в Апастовском районе РТ), Апач (деревня в Актанышском районе), Апаз (село в Арском районе) восходят, по нашему мнению, к этнониму аваз / абаз.
Названия деревень Иске Бортас и Бортас в Нагорной стороне восходят к тюркскому этнониму буртас. «Буртасы - есть имя народа, города и земли», по словам арабских авторов, которые упоминают и о реке под тем же названием. По свидетельству Ибн-Русте, буртасы проживали между хазарами и булгарами, в 15 днях пути от первых, были подчинены хазарам, платили им дань.
М.З. Закиев считает, что буртас - это лесные асы или асы, занимавшиеся бортничеством. По его мнению, слово буртас (муртас) еще в древние времена образовалось в результате следующеге процесса: буртады (муртады) / буртазы (муртазы) / буртаз (муртаз) / буртас (муртас); отдельная диалектная форма - муртыш (мортыш) [6: 31, 51]. В писцовых книгах зафиксирована д. Морт на Арской даруге за р. Вяткой. По нашему предположению, название этой деревни восходит к этнониму буртас. Ныне в Елабужском районе РТ находится деревня Морт (Морты).
Г.Ф. Саттаров связывает название Морт (Морты) со вторым компонентом этнонима удмурт, где мурт или морт «человек» [14: 38].
В Камско-Устьинском районе РТ есть татарские села Олы Бортас (Большие Буртасы) и Кече Бортас (Малые Буртасы), в Апастовском районе - Имәнле Бортас.
Одна из дорог Казанского ханства называлась Ногайской даругой. «И всего по Ногайской дороге за князьями и за служилыми новокрещены и за мурзами и за татары в вотчинах деревня да помес(ных) три деревни» [10; л. 52]. Эта дорога вела от Казани на юго-восток, в кочевнические степи Ногайской Орды. В тюрко-татарской антропонимической системе от этнонима нугай образовались мужские имена Нугай, Нугайбәк, которые довольно активно употреблялись в XVI-XVII вв., что подтверждается исследованиями татарских шеджере [19: 85].
В писцовой книге зафиксирована деревня Бисермән Бистәсе (Бусурманская Слобода) Нагорной стороне, которая восходит к тюркскому этнониму бисермән. «В результате тесного взаимодействия языков в пределах волго-камского языкового союза часть тюркоязычных предков булгар, т.е. суасов, попала под сильное древнеудмуртское влияние, усвоила древнеудмуртский язык, приняв мусульманство, постепенно усвоила этноним бесермян» [6: 11]. Т.И. Тепляшина пишет, что «в языке бесермен прослеживается древний пласт языковых явлений, свойственных современным тюркским языкам Среднего Поволжья и Приуралья, и сравнивает основу этнонима бесермен с этнонимом мишары [15: 166]. В слове бесермен наблюдается двойное этнонимообразование: первое - при помощи суффикса -ер, второе - при помощи -мен.
Выводы
Таким образом, писцовые книги XVI-XVII вв., сохраняя ареалы названий, позволяют установить языковую принадлежность ойконимов, хронологические рамки их распространения, следы миграций и особенности расселения тех или иных этносов.
Статья выполнена в рамках исследовательского проекта №14-14-16028 а/В 2014 (РГНФ)
Рецензенты:Хисамова Ф.М., д.фил.н., профессор, Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАО ФПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г.Казань.
Галиуллина Г.Р., д.фил.н., профессор, Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАО ФПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", г.Казань.
Библиографическая ссылка
Хадиева Г.К. ТЮРКО-ТАТАРСКИЕ ЭТНООЙКОНИМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (ПО МАТЕРИАЛАМ РУССКИХ ПИСЦОВЫХ КНИГ XVI–XVII ВВ.) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17070 (дата обращения: 19.02.2025).