Постановка проблемы и актуальность темы
Одной из эффективных составляющих стратегии развития России в период кризиса считается реиндустриализация экономики [1], а одним из базовых условий экономического роста являются высокоподготовленные кадры, квалификация которых соответствующим образом подтверждена [3]. Поэтому вопросам воспроизводства профессионально-кадровой структуры сегодня уделяется особое внимание [4]. Но недостаточный уровень развития человеческого капитала и несоответствие его качества решаемым социально-экономическим задачам является барьером для реализации этой стратегии.
Природа человеческого капитала раскрыта в различных аспектах в работах зарубежных и российских ученых: Беккера Г. [8], Шульца Т. [9], Саймона С. [10], Стиглица Дж. [6], Дятлова С. А. [2], а также Кузнеца С., Глазьева С. Ю., Иноземцева В. Л., Капелюшникова Р. И. Заславской Т. И., Радаева В. В., Рывкиной Р. В., Тощенко Ж. Т., и др. Исследования последних лет сфокусированы на изучении механизмов эффективного управления человеческим капиталом, а также взаимного влияния отдельных факторов социальной среды, процессов глобализации, институтов развития и человеческого капитала [5; 7 и др.].
Однако все еще сохраняются различия во взглядах на вопросы профессионального и образовательного выбора, а также формирования привлекательного имиджа профессий и направлений подготовки кадров в интересах, как личности, так и других участников этого процесса. Это не позволяет людям правильно оценить свои карьерные перспективы и возможные последствия такого выбора, организациям – эффективно управлять человеческими ресурсами, государственным институтам – адекватно оценивать перспективы социально-экономического развития. В целом в науке до сих пор не существует единства концептуальных подходов к решению проблем формирования, трансформации и управления профессионально-образовательным менталитетом экономически активного населения.
Понятие «профессионально-образовательный менталитет» вводится как комплексная характеристика человеческого капитала и возникает в условиях новых высокотехнологичных видов деятельности, диссонансов социального развития, а также деструктуризации отраслей производства и развития индустрии услуг.
В современных условиях отмечается также дефицит инструментария, позволяющего формировать и трансформировать профессионально-образовательный менталитет на этапах выбора профессии, развития карьеры, профессиональной мобильности. По «инерции» личностных психологических и экономических установок 90-х годов прошлого века люди все еще стремятся связать свою трудовую деятельность с профессиями, которые, как им кажется, связаны с высокой доходностью. При этом не всегда адекватно оцениваются последствия возможных изменений конъюнктуры рынка труда в долгосрочной перспективе. Особенно это касается представителей молодежной среды.
Но проводимых исследований в этих направлениях сегодня явно недостаточно, а предлагаемые подходы к решению проблемы профессиональной ориентации и проектирования профессиональных и образовательных траекторий, выбору стратегий профессионального развития и роста еще недостаточно разработаны.
В связи с этим в данной статье предлагается технология формирования, на различных этапах жизни, менталитета широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, а также использованию практических инструментов и технологий предпрофессиональной и профессиональной ориентации, выбора профессиональных и образовательных траекторий.
Концепция формирования профессионально-образовательного менталитета
В работе предлагается концептуальный подход к формированию профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения, который позволяет реализовать общезначимые механизмы и инструменты информационного обмена идеями, создания привлекательного имиджа отдельных профессий и направлений обучения, предпрофессиональной и профессиональной ориентации и выбора образовательных траекторий, основанный на функционировании профессионально-образовательной биржи.
Целью данного подхода является создание условий для повышения уровня информационного, научного и образовательного обмена по вопросам формирования профессионально-образовательного менталитета среди широкого круга заинтересованных лиц за счет использования нового социально-ориентированного инструментария научно-практического взаимодействия и обмена информацией в форме специализированной площадки в реальной и виртуальной среде.
Возможные способы использования информации, результатов и возможностей профессионально-образовательной биржи для различных категорий потребителей:
1) Учащаяся молодежь может использовать информацию о существующих профессиях, их востребованности на рынке рабочих мест, о возможностях профессионального и карьерного роста, о влиянии на уровень жизни для принятия обоснованного решения о продолжении обучения на последующих уровнях образования.
2) Молодежь из числа занятых в экономике, а также другие категории трудоспособного населения может использовать информацию для анализа альтернатив и обоснования выбора наиболее эффективных способов изменения своей профессиональной траектории. Например, информация о рынках образовательных услуг и образовательных ресурсов может способствовать повышению уверенности в выборе учебного заведения, необходимого для карьерного развития, направления будущего обучения; информация о спросе и предложении на рынках труда и рабочих мест призвана помочь им в формировании собственных целевых установок в отношении занимаемых должностей в рамках конкретных профессий.
3) Для молодых людей из числа незанятых в экономике может быть важна информация о рынках образовательных услуг и образовательных ресурсов для принятия решения об укреплении своих квалификационно-образовательных позиций, понимания своей компетентностной сущности, что, в результате, должно способствовать принятию обоснованного решения для продолжения обучения или смене вида профессиональной деятельности.
4) Организации коммерческого сектора могут воспользоваться информацией проекта для оценки потребности в трудовых ресурсах, обоснования корпоративной организационной структуры, повышения эффективности использования человеческого капитала.
5) Научные организации и организации сектора исследований и разработок могут использовать информацию (например, в виде научных сборников, монографий, аналитических документов) для выбора актуальных направлений исследований, продолжения научных работ и корректировки их планов.
6) Образовательные организации могут использовать информацию биржи для организации профессионально-ориентационных работ, проведения приемных компаний, планирования контингента, разработки перспективных планов развития структуры направлений и специальностей подготовки.
7) Государственные институты могут использовать информацию биржи для разработки государственных и региональных программ социально-экономического развития; выработки и корректировки государственной политики в области образования, молодежной политики; планов развития отраслей и др.
8) Все категории потребителей – для принятия решения об участии в мероприятиях биржи.
9) Частные и государственные организации для подготовки проектов и заключения соглашений о намерениях.
Информация, распространяемая в рамках биржи должна способствовать:
- корректировке устойчивых взглядов (менталитета) широких слоев населения в отношении выбора и изменении траектории профессии, повышения уровня образования;
- эффективному использованию ресурсов системы образования;
- повышению уровня жизни;
- наиболее полному удовлетворению потребности экономики территорий в человеческом капитале.
Таким образом, задачами профессионально-образовательной биржи (см. рис 1) являются:
- информационный, научный и образовательный обмен по вопросам развития профессий, направлений и уровней образования;
- модерация этой информации;
- организация мероприятий, повышающих информированность общества в вопросах профессионального выбора и оценки имиджа образования.
Рис. 1. Структура профессионально-образовательной биржи
Профессионально-образовательная биржа должна быть реализована в двух формах: а) как добровольное объединение научных, образовательных, производственных и других организаций, государственных учреждений и физических лиц, а также б) как специализированная виртуальная площадка (портал).
Добровольное объединение лиц (ассоциация, консорциум, гильдия, саморегулируемая организация) предполагается с целью:
- ведения координированной деятельности, содержанием которой являются формирование информационного, научного и образовательного контента по вопросам профессиональной ориентации, оценки образовательных траекторий, формирования профессионально-образовательного менталитета;
- разработки практических инструментов и технологий обмена этой информацией;
- формирования рынка обмена продуктами этой деятельности с использованием разработанных инструментов и технологий.
Участники такого объединения непосредственно участвуют в информационном обмене и обеспечивают передачу информации во внешнюю среду.
Специализированная виртуальная площадка (портал) создается с целью организации непосредственного информационного обмена идеями между научным сообществом, образовательной и профессиональной средой, а также рынком труда и рабочих мест, государственными институтами и является практическим инструментом для такого обмена. Такая организация биржи обеспечивает также визуализацию обмениваемой информацией и другими продуктами деятельности ассоциации, свободный доступ удаленных пользователей и организацию электронной платежной для обеспечения транзакций.
Возможные схемы обмена при формировании профессионально-образовательного менталитета показаны на рис. 2. Соединительные линии здесь показывают направления движения информационных потоков и обмениваемых продуктов.
Форма сетевого взаимодействия «звезда» предусматривает предоставление равных альтернативных возможностей при реализации обмена. В данном случае профессионально-образовательная биржа (ПОБ) выступает как инициатор и координатор сетевой реализации информационного обмена, а другие организации-участники (Орг1 – Орг5) и физические лица – люди (Л) не связаны между собой отдельными отношениями обмена.
а) звезда б) паутина в) сеть
Рис. 2. Возможные схемы информационного, научного и образовательного обмена при формировании профессионально-образовательного менталитета
В схеме «паутина» на отношения информационного обмена биржи с ключевыми партнерами накладываются отношения других организаций и физических лиц между друг другом, но в рамках единой политики сетевого взаимодействия, предложенной биржей.
«Сеть» предусматривает схожий с «паутиной» механизм, но на принципах равноправного взаимодействия и полной свободы выбора партнера и механизма обмена.
Модерация информационного обмена осуществляется для повышения его целенаправленности, интенсивности и качества контента, предполагающего приращение знаний и выявление социально-экономических, социально-правовых и иных закономерностей профессионального и образовательного развития. Для обеспечения полноты и качества данного контента необходимо формирование информационного пространства согласования потребностей развития представителей научного сообщества, образовательной, профессиональной среды и молодежной аудитории, а также формирования профессионально-образовательного менталитета. В результате ожидается устранение когнитивного общественного диссонанса устойчивых взглядов представителей различных социальных институтов и групп на проблемы профессионализации и образования, а также создание условий для формирования профессионально-образовательного менталитета.
Проведение мероприятий просветительского, научного, профориентационного и образовательного характера направлены на популяризацию знаний о действующей системе образования, о профессионально-кадровой структуре общества, об образовательных, научных, производственных и иных организациях, принимающих участие в функционировании биржи. Мероприятия проводятся, как очном формате, так и в электронном, с использованием всех возможностей, включая виртуальную площадку информационного обмена (портал), технические возможности электронного обучения, а также технические системы дистанционного образования, другие информационные ресурсы, включая ресурсы социальных сетей.В результате ожидается повышение информированности общества о структуре потребностей отраслей экономики в кадрах, о системе национальных квалификаций, о сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня, их продолжительности и содержании, о механизме профессиональной сертификации специалистов и о других вопросах, находящихся в компетенции биржи.
Заключение
В работе введено понятие «профессионально-образовательный менталитет». Этот менталитет, как основу воспроизводства и наращивания человеческого капитала, предлагается формировать, трансформировать и реализовать посредством профессионально-образовательной биржи, которая, в свою очередь, представляет собой комплекс результативных инструментов координации и коммуникации, обеспечивающих повышение уровня и интенсивности информационного обмена по вопросам профессионального и образовательного выбора, результативности и востребованности проводимых научных исследований, образовательных программ, потребностей и приоритетов заинтересованных потребителей, экономики и общества в целом.
Главными результатом реализации концептуального подхода к формированию профессионально-образовательного менталитета, является создание специализированной площадки в виртуальной и реальной среде, на которой создаются, поддерживаются в актуальном состоянии и используются новые методы, способы и технологии формирования устойчивых профессионально-образовательных взглядов широких социальных групп с учетом обеспечения удовлетворенности потребителей и востребованности экономики в развитии человеческого капитала.
Сведения о рецензентах:
Климова Нина Ивановна, д-р экон. наук, проф., заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ФГБУН ИСЭИ УНЦ РАН).
Амирханова Лилия Рифовна, д-р экон. наук, проф., профессор каф. менеджмента и маркетинга, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» (ФГБОУ ВПО «УГАТУ»).
Библиографическая ссылка
Исмагилова Л.А., Матягина Т.В., Смольянинов Н.Е. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17047 (дата обращения: 16.02.2025).