Ещё в 70-е годы прошлого столетия Д.Б. Эльконин отмечал культурное, личностное, интеллектуальное своеобразие развития сельского ребёнка. Он указывал, что при работе с сельскими школьниками сомнителен перенос данных тех исследований, которые были проведены с городскими учащимися [9]. В 60-е гг. Т.Е. Залесский изучал ценностные ориентации в области науки у учащихся городских и сельских школ [9]. Оказалось, что сельские школьники, по сравнению с городскими, прагматичнее относятся к науке, которую рассматривают как область профессиональной ориентации. Н.И. Крылов изучал профессиональные намерения учащихся городских и сельских школ [9]. Он выявил, что сельские школьники, реально оценивая свои возможности, реже ориентируются на ВУЗы; они почти в 2 раза слабее ориентированы в современных профессиях; у них чаще наблюдается противоречие между профессиональными намерениями и успеваемостью по соответствующим предметам; отмечается относительно слабая устойчивость профессиональных выборов. М.А. Меньшикова установила, что у сельских учащихся уровень профессиональных притязаний ниже, профессиональная направленность уже [9].
Описывая «реалии российской деревни» (Нижегородская область), К.Л. Широкова, М.М. Зинякова отмечают, что за последние 15 лет по всем базовым, жизнеобразующим условиям положение сельских жителей резко ухудшилось [7]. Отмечается разрушение социальной инфраструктуры в связи с отсутствием надлежащего финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания. Поэтому естественна низкая мотивация проживания в сельской местности, отказ молодых специалистов от трудоустройства на селе после учебы, доминирование ценностей, связанных с жизнеобеспечением.
От сельского ребенка требуется большая самостоятельность, которая обусловлена ранним включением в деятельность взрослых. Традиционность быта и отсутствие широких социальных альтернатив освобождает их от лишнего напряжения. Однако, по мере взросления, при росте потребности в дополнительных источниках развития, растет недовольство сельскими условиями жизнедеятельности. Сильная зависимость от условий проживания (природных и социальных) требует прагматического подхода к знаниям и деятельности. Современная ситуация выживания ограничивает индивидуальное развитие личности и требует ориентации на выживание в группе.
В.С.Мухина замечает, что обычно содержание детских рисунков направлено на изображение объективного мира, уже с пяти лет дети «отражают важные общественные события, национальные традиции и культурные особенности страны» [5].
Рисунок, являясь средством общения и самовыражения, рисунок снижает личностную защиту и способствует свободному и искреннему отражению окружающей действительности. Это позволяет рассматривать непосредственные детские рисунки как документы эпохи.
Согласно нашему предположению, ценностные ориентации отражаются в рисунках детей любого возраста и любой страны, но в разных социокультурных условиях - по-разному. Поскольку сельские и городские дети проживают в относительно разных общественно-бытовых условиях, то потребности и ценности у них различаются, и это будет проявляться в детских рисунках. Возможны отличия в содержании рисунков, используемых ребенком средствах выразительности (детализация, декорирование, расположение на листе, и прочее), словесных комментариях изображений.
В связи с этим, нами было проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций городских и сельских школьников Поволжья. Для диагностик был использован «рисуночный опрос». На одной половине листа ребенку предлагалось нарисовать важное для себя, рассказать о себе, а на другой - важное для ровесников, по мнению испытуемого. Ожидалось, что, рисуя о других, дети будут более откровенны. Тема рисунка давалась очень широко, поэтому школьники быстро понимали, что можно рисовать о себе все, что наиболее значимо. Ребенку предлагалось делать подписи к рисункам, подчеркивалась важность содержательных аспектов рисунка по сравнению с декоративными («можно нарисовать некрасиво, но как можно больше»). С учащимися начальной школы и иногда со школьниками пятых-шестых классов, в зависимости от их склонности к сотрудничеству с экспериментатором, в процессе рисования проводилась беседа, позволяющая лучше понять содержание рисунка.
Предполагалось, что такое исследование должно содержать в себе плюсы проективных методик и методов опроса. Возможное стремление участника исследования ориентироваться на «социальную желательность» имеет диагностическую ценность: выявление значимости жизненных проявлений, которая обусловлена социальными взаимоотношениями.
Социальная желательность, обычно выступающая в качестве недостатка большинства опросников, в данном случае имеет диагностическую ценность, позволяя выявить ценности конкретной социальной группы.
В исследовании принимали участие дети национальных сельских школ: русские (270 чел.), мордва (160 чел.), чуваши (190 чел.) и татары (135 чел.), проживающие в пределах границ, соответствующих этносу. Во всех национальных школах обучение ведется на родном языке. Для сравнения были обследованы учащиеся двух школ г. Нижнего Новгорода (850 человек). Всего в исследовании участвовало 1605 респондентов младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.
Полученные рисунки были наполнены особо личным содержанием: любовь, свои и чужие увлечения, взаимоотношения с родителями, учителями, отношение к школе. При обработке результатов качественно оценивался характер изображения, особенности оформления, процесс выполнения работы, фиксировалось общее количество рисунков, содержащих определенную тему. Названия всех тем соответствуют подписям к конкретным изображениям. В процессе анализа рисунков было выделено 11 основных тем. Значимость темы определялась частотой ее появления в рисунках учащихся.
Достоверность различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента для процентильной выборки (Таблица).
Достоверность различий частоты встречаемости тем в рисунках городских и сельских школьников
Тема в рисунке |
Частота встречаемости темы в рисунках городских школьников |
Частота встречаемости темы в рисунках сельских школьников |
t-критерий Стьюдента |
Доверительная вероятность |
Школа |
49,12% |
44,53% |
1,842 |
|
Развлечения |
47,94% |
29,78% |
7,613 |
P < 0,001 |
Общение |
35,72% |
29,25% |
2,777 |
P < 0,01 |
Семья |
30,08% |
27,27% |
1,245 |
|
Компьютер |
20,80% |
8,43% |
7,192 |
P < 0,001 |
Дом |
16,10% |
44,93% |
13,08 |
P < 0,001 |
Наркотики |
13,51% |
6,72% |
4,578 |
P < 0,001 |
Будущее |
11,99% |
25,03% |
6,767 |
P < 0,001 |
Деньги |
11,99% |
7,91% |
2,750 |
P < 0,01 |
Природа |
8,70% |
26,48% |
9,503 |
P < 0,001 |
Хозяйство |
0,35% |
7,91% |
7,545 |
P < 0,001 |
Проведенный анализ полученных результатов по частоте встречаемости темы в рисунках школьников, позволил установить, что с наибольшей частотой учащиеся обеих категорий используют в рисунке темы: «школа» и «семья». Неся ответственность за учебную деятельность, ребенок получает и определенные права: на рабочее место и время, на досуг, на уважение к своей учебной деятельности, на одобрение за успехи. Дети могут называть школу и трудной, и легкой, и интересной, и скучной, и несправедливой, и строгой. Однако чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, не быть изгоем, «белой вороной», человек вынужден подчиняться его правилам, одно из которых подчеркивает обязательность школьного обучения. Школьная оценка обуславливает отношение к учащемуся учителей, родителей, сверстников и даже чужих для него людей, которые при знакомстве обычно интересуются или у его родителей, или у него самого, прежде всего, его школьными успехами и, исходя из этого, делают выводы об успешности и ребенка, и его родителей. Изображение оценок (обычно пятерок и четверок) часто сопровождает школьную тематику в рисунках: «пятерки» украшают тетради, сыплются из дневника, растут вместо листьев на деревьях. Для сельского ребенка школа - это и учеба, и досуг, и источник культурного развития. Таким образом, школа определяет весь образ жизни, место в обществе, настроение и психологическое состояние ребенка. Естественно, что эта тема оказывается очень важной для ребенка школьного возраста.
Что касается осознания значимости семьи в городской выборке, то здесь трудно выделить какие-либо возрастные колебания, предпочтения или отвержения этой темы. Можно только сказать, что сравнительно слабое осознание значимости этой сферы наблюдается у младших школьников (15-30%) как городских, так и сельских школ. В остальных классах значимость семьи отмечают 30-60%. Однако в среднем и старшем звене сельских школ наблюдается более стабильное и относительно высокое предпочтение этой темы. Если в рисунках городских детей отмечается важность просто семьи как таковой, то сельские школьники сопровождают рисунки семьи следующими комментариями: «дружная семья», «любовь и забота в семье», «хорошая семья», «хорошие отношения в семье», «чтоб мама и папа любили друг друга».
Одинаково незначительно (около 5%) представлена в рисунках обеих выборок тема здоровья. Обычно данную тему представляют изображения медицинской символики, врачей, больниц; реже - отказ от наркотиков; еще реже - полноценное питание, спорт или фитнес (как основные элементы здорового образа жизни), то есть зачастую проблема здоровья у детей ассоциируется с болезнью. Можно предполагать, что это будет интересным и важным в более зрелом возрасте.
Тема спорта упоминается в 6,23% и 9,49% рисунков городских и сельских школьников соответственно. Несмотря на значительные возможности спортивного развития городских детей, большая их часть не отмечает для себя важности спорта. Для сельских школьников спорт - один из немногочисленных доступных вариантов досуга и возможность связать со спортом свою жизнь.
Тема личностного общения у современных школьников оказывается доминирующей ценностью не в разгар подросткового развития, а, скорее, в период ранней юности - в старших классах. В среднем звене городских и сельских школ значимость общения, дружеских отношений отмечают в рисунках только 30% учащихся.
Повышенное внимание к своему будущему, профессиональной ориентации своей деятельности, действительно характерно для старшеклассников, но скорее для старшеклассников сельских школ (около 80%). В городских школах эта тема волнует менее 50% юношей и девушек.
Тема дома часто (около 45%) встречается в рисунках сельских школьников. Сельские дети обычно изображают свой дом тщательно, детализировано, уделяя особое внимание декоративному внешнему оформлению. Городские школьники гораздо реже рисуют свой дом. В их рисунках чаще всего присутствуют изображения многоэтажных домов, схематичное изображение отдельного дома, дачи.
Интересно и показательно наличие в рисунках сельских детей темы «хозяйство»: прорисовка хозяйственных работ, помощи взрослым, объектов и предметов труда взрослых и детей. Нельзя сказать, что тема является доминирующей (10-30%), но она присутствует в рисунках школьников от второго до восьмого класса. В рисунках сельских школьников обращает на себя внимание тема природы. Если у городских школьников упоминание темы составляет около 10%, то у сельских - от 8% до 45% в разных классах с пиком в средней школе (6-7 класс). Изображения природы, как и дома, отличаются детализацией и цветовой насыщенностью.
Значимость природы для сельского ребенка подкрепляется разнообразием содержания темы «животные». У городского школьника эта тема ограничивается домашними животными.
В городских школах в среднем подростковом возрасте большое значение придается развлечениям около 65%. Среди городских школьников тема развлечений представлена очень широко. В рисунках сельских школьников тема развлечений преобладает в начальных классах, достигая 60% в первом классе, снижаясь к 11 классу до 10%. Значимость денег в сельской выборке упоминается довольно редко. Только в 9 и 11 классах ее отмечают 12-18% учащихся соответственно. В 4 и в 8 классах - не более 10%. В городской школе дети считают тему важной, начиная с 5 класса. Изображения на эту тему рисуют от 8% до 40% детей в разных классах с пиком в 10 классе.
Тема «наркотики» (сигареты, спиртные напитки) респондентами деревенской выборки упоминается редко, и только в десятом классе немного превышает 10%.. В городской выборке эта тема упоминается чаще (в 8 классе - около 20% и в 11 классе - 40% без отвержения), но здесь тоже значимость темы относится скорее к другим, чем к себе.
Сходство предпочтений городских и сельских школьников обусловлено наличием единого культурно-исторического пространства. Можно отметить осознание детьми важности школьного обучения, общения и значимость для них развлечений. Дети в подростковом и юношеском возрасте, по сравнению с младшими, лучше осознают важность проблем будущего, семьи и родительской поддержки в своей жизни.
Таким образом, содержание и характер исполнения детских рисунков отражают своеобразие окружающего мира, условий жизнедеятельности личности и группы. И городские и сельские школьники отмечают приоритетную значимость школы и семьи, которые являются основными институтами регуляции жизнедеятельности детей, подростков, юношей и девушек школьного возраста. В рисунках сельских учащихся сильнее проявляется воспитательный характер деятельности школы. Доверительные отношения в семье ценятся всеми детьми, но заботу о близких чаще демонстрируют сельские школьники. В детских рисунках отразилась особенность настоящего времени. Она заключается в том, что среди сельских жителей доминируют вопросы выживания. На это указывает высокая озабоченность будущим, проблемами обеспечения семьи, трудоустройством, и прочее. Слабая значимость школьного обучения в первых-вторых классах всех сельских школ, отражает не просто задержку готовности к школе сельских детей, но и то малое внимание к вопросам образования их родителей, которые заняты, прежде всего, элементарным материальным обеспечением детей. В детских рисунках отразилась особенность настоящего времени. Она заключается в том, что среди городских жителей доминируют вопросы потребления, а среди сельских - выживания.
Рецензенты:
Гапонова С.А., д.псх.н., профессор каф. социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Суворова О.В., д.псх.н., НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Елисеева Н.И., Сидорина Е.В., Пепеляева С.В. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОВОЛЖЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17038 (дата обращения: 19.02.2025).