Учитывая имеющиеся в современной психолого-педагогической литературе научные подходы, мы понимаем самоотношение как «...эмоциональный компонент самосознания, как выражение смысла «Я» субъекта» [4]. Структура самоотношения включает в себя три более крупных эмоциональных измерения: «самоуважение», «аутосимпатия» и «самоуничижение», которые, в свою очередь, свидетельствуют о положительном или отрицательном отношении личности к себе в целом [3].
Целью исследования явилось изучение особенностей развития самоотношения у подростков из неполных семей по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в полных семьях.
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 94 г. Нижнего Новгорода в 2014 году. Нами обследовано 32 испытуемых из неполных семей (из них 17 девочек (53%) и 15 мальчиков (47%) в возрасте от 12 до 14 лет) и 30 испытуемых из полных семей (из них 14 девочек (47%) и 16 мальчиков (53%) в возрасте от 12 до 14 лет).
Эти данные наглядно представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Особенности состава семей испытуемых
Семья |
Обследовано подростков |
||
Всего |
Мальчиков |
Девочек |
|
Полная |
30 |
16 |
14 |
Неполная |
32 |
15 |
17 |
Результаты исследования и их обсуждение.
Особенности развития самоотношения у подростков из неполных семей по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в полных семьях, изучались нами с помощью Методики исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева [1].
Обратимся к полученным результатам (Таблица 2).
Таблица 2
Уровень выраженности компонентов самоотношения у подростков из неполных и полных семей (в %)
|
Компоненты самоотношения |
Уровень выраженности |
|||||
№ п/п |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Неполн. семьи |
Полные семьи |
Неполн. семьи |
Полные семьи |
Неполн. семьи |
Полные семьи |
||
1. |
Закрытость |
- |
- |
59 |
57 |
41 |
43 |
2. |
Самоуверенность |
27 |
3 |
42 |
54 |
31 |
43 |
3. |
Саморуководство |
9 |
- |
46 |
38 |
45 |
62 |
4. |
Отраженное самоотношение |
24 |
3 |
52 |
57 |
24 |
40 |
5. |
Самоценность |
27 |
3 |
39 |
45 |
34 |
52 |
6. |
Самопринятие |
6 |
3 |
57 |
52 |
37 |
45 |
7. |
Самопривязанность |
12 |
10 |
36 |
33 |
52 |
57 |
8. |
Внутренняя конфликтность |
12 |
30 |
52 |
44 |
36 |
26 |
9. |
Самообвинение |
3 |
23 |
56 |
48 |
41 |
29 |
Мы видим, что на низком уровне развития по компоненту самоотношения «закрытость» нет ни одного подростка. Средний и высокий уровень имеют примерно равное количество подростков как из полных, так и из неполных семей. Можно предположить, что такой параметр, как полнота или неполнота семьи, не накладывает отпечаток на развитие самоотношения подростков по компоненту самоотношения «закрытость».
Иная картина наблюдается в распределении подростков по уровням развития остальных компонентов самоотношения. По компонентам «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие» и «самопривязанность» мы видим, что большинство подростков из полных семей имеют высокий и средний уровни развития. На низком уровне развития этих компонентов находится всего 3% - 10% подростков из полных семей. Из неполных семей больше детей имеют низкий уровень развития вышеперечисленных компонентов (6% - 27%). В целом меньшее количество подростков из неполных семей имеют высокий и средний уровень, чем их сверстники из полных семей.
А вот по уровню развития таких компонентов самоотношения, как «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» мы видим противоположную картину. Низкий уровень развития этих компонентов имеют, соответственно, 30% и 23% подростков из полных семей, высокий - 26% и 29%. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, демонстрируют низкий уровень в 12% и 3%, высокий - 36% и 41% соотвественно.
Для выявления статистически значимых различий между выборками было проведено сравнение по t-критерию Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Достоверность различий по компонентам самоотношения у подростков из неполных и полных семей (по t-критерию Стьюдента)
№ п/п |
Компоненты самоотношения |
Средние значения у подростков из неполных семей (в стенах) |
Средние значения у подростков из полных семей (в стенах) |
tэмп. |
1. |
Закрытость |
5,24 |
5,19 |
0,13 |
2. |
Самоуверенность |
6,24 |
6,50 |
1,00 |
3. |
Саморуководство |
6,34 |
7,03 |
2,85** |
4. |
Отраженное самоотношение |
6,17 |
6,21 |
0,14 |
5. |
Самоценность |
5,60 |
7,17 |
6,04*** |
6. |
Самопринятие |
6,48 |
7,21 |
2,87** |
7. |
Самопривязанность |
6,57 |
7,11 |
1,99* |
8. |
Внутренняя конфликтность |
5,61 |
5,06 |
2,00* |
9. |
Самообвинение |
5,99 |
5,39 |
2,35* |
Примечание: * - при p ≤ 0,05; ** - при p ≤ 0,01; *** - при p ≤ 0,001
Остановимся более детально на сравнении отличий самоотношения в группах детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях. По шкалам, которые относятся к фактору второго порядка «самоуважение» (предполагает процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами - представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенными в идеальный образ «Я» субьекта) [1], мы видим, что достоверные различия наблюдаются только по параметру «саморуководство» (tэмп. = 2,85; p ≤ 0,01). Этот параметр выше у подростков из полных семей. По параметрам «закрытость», «самоуверенность» и «отраженное самоотношение» статистически значимых различий между двумя группами подростков не наблюдается.
Интересным нам представляется то, что по шкалам, составляющим фактор второго порядка «аутосимпатия» (связан с самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе) [1], достоверные различия выявлены во всех трех случаях: «самоценность» (tэмп. = 6,04; p ≤ 0,001), «самопринятие» (tэмп. = 2,87; p ≤ 0,01) и «самопривязанность» (tэмп. = 1,99; p ≤ 0,05). Во всех трех случаях более высокие результаты демонстрируют подростки из полных семей. Столь ярко выраженные различия между группами подростков из полных и неполных семей по фактору «аутосимпатия» дают основание предполагать, что наиболее благоприятное влияние на развитие аутосимпатии у подростков принадлежит тем семьям, в которых ребенка воспитывают оба родителя.
По шкалам «внутренняя конфликтность» (tэмп. = 2,00; p ≤ 0,05) и «самообвинение» (tэмп. = 2,35; p ≤ 0,05) также имеются статистически значимые различия. Причем у подростков из полных семей наблюдаются более низкие значения выраженности фактора второго порядка «самоуничижение», в который входят данные шкалы (фактор отражает негативное отношение к себе) [1]. Это значит, что негативное самоотношение в большей степени присутствует у подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
Таким образом, сравнение средних значений компонентов самоотношений у подростков двух групп показало, что дети, воспитывающиеся в полных семьях, статистически достоверно оценивают себя как более уверенных, самостоятельных, волевых и надежных людей, достойных уважения. Они больше уверены в принятии и одобрении окружающих, оценивают себя как источник собственного развития в большей степени [5], чем подростки из неполных семей. Также подросткам, воспитывающимся в полных семьях, достоверно менее свойственна внутренняя конфликтность и самообвинение.
В целом, можно сделать вывод, что подростки из полных семей имеют более позитивное самоотношение, чем подростки из неполных семей.
Заключение.
Подросткам из неполных семей чаще свойственны такие черты, как внутренняя конфликтность и самообвинение, в большей мере они демонстрируют тенденцию к избыточному самокопанию, болезненной рефлексии, которые протекают на фоне негативного отношения к самим себе. Также им присущи негативные эмоции по отношению к собственной личности, а высокие показатели по такому компоненту в структуре самоотношения, как самоуничижение, сигнализируют о наличии общего негативного отношения к себе.
Подростки, развитие и воспитание которых протекает в полных семьях, демонстрируют ощущение собственной ценности, ценности своей личности для себя и для других. Они чаще оценивают себя положительно, по сравнению со сверстниками из неполных семей. Причем оценку себя они проводят, в первую очередь, по внутренним критериям: подчеркивают значимость духовной жизни, ценность богатого внутреннего мира, отмечают как важную для себя способность глубоко чувствовать и вызывать у других глубокие чувства.
Состав семьи по признаку «полная» или «неполная» является важным фактором, влияющим на формирование самоотношения подростков. Однако необходимо отметить, что процесс развития самоотношения подростка в некоторой степени зависит и от тех внутренних условий, которые складываются в неполных и полных семьях.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород;
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Чевачина А.В., Сысоева С.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17036 (дата обращения: 10.09.2024).