Однако, рассматривая успешность развития франчайзингового бизнеса, отметим, что некоторые франчайзинговые услуги не стандартизированы, или стандартизированы частично[3]. А проблема эффективного развития такого бизнеса заключается, по нашему мнению, в организации учетно-аналитического механизма - бухгалтерского учёта, с юридическим обоснованием. Небезосновательным является авторское предложение важной роли учетной модели любого бизнеса российской экономики, в том числе и франчайзинговых услуг. Ведение бухгалтерского учета на предприятии это очень важное и ответственное задание. Каждый предприниматель заинтересован в достоверном ведении бухгалтерского учета: в наиболее полном и всестороннем учете затрат и доходов бизнеса с целью выявления достоверного финансового результата предпринимательской деятельности. К примеру, ресторанный бизнес это не только вкусная еда и прекрасное обслуживание. За видимым великолепием скрывается кропотливая работа бухгалтеров, которые собирают информацию о поступающем продукте, о его расходе на изготовлении блюда, об остатках, о заработной плате задействованных в этой отрасли работников (от швейцара до шеф-повара). Вся эта информация обрабатывается и поступает на стол руководителю, который, изучая прогноз хозяйственной деятельности способен спрогнозировать развитие ресторана, запланировать дополнительные мероприятия, расписать затраты, модернизировать ресторан. Каждый бизнес, как и ресторанный, имеет свои особенности в ведении бухгалтерского учета, свои проблемы и способы их решения. От того насколько грамотно устроен учет в ресторане, зависит и возможность грамотного планирования бизнеса, адекватный учет всех рисков[4]. Приведённый пример отмечает важную роль учётно-аналитического механизма любого вида бизнеса в сфере услуг. Для решения возможных проблем в организации оптимальной бухгалтерии - это франчайзинг. Как известно, приобретая франшизу, предприниматель предполагает, что составной частью ее является отработанный, всесторонний, оперативный учет, дающий возможность наиболее полно учитывать издержки и правильно относить их на себестоимость продукции и объективно подсчитывать прибыль. Франчайзинг любой сферы услуг, в том числе и приводимой нами в качестве примера ресторанном бизнесе, страхует большинство рисков, связанных с выбором оборудования, подсчетом рентабельности и себестоимости рецептов, дает рекомендации по выбору поставщика и прочее. Отсюда, привлекательность франчайзинга.
Особо следует отметить, что планирование и прогнозирование при приобретении бизнеса по какой-либо схеме тесно связано с нормативно-правовым регулированием франчайзинга, то есть имеет прямую связь с юридической практикой. Многие российские предприниматели, которые работают по франчайзингу, говорят о том, что, несмотря на широкое применение данной схемы бизнеса, в нашей стране франчайзинга как бы и нет[5]. Это связано с тем, что законодательно не произведено закрепление Закона «О франчайзинге». С другой стороны, принятие Федерального закона № 216-ФЗ [8] - это важное достижение на пути создания работоспособной и сбалансированной системы франчайзинга в России, а процесс его быстрого принятия представляет собой положительный пример заботы государства о развитии бизнеса и конструктивного взаимодействия различных организаций и ведомств[5]. В частности, пересмотрены правила ГК РФ о франчайзинге[1]. Поправки касаются договора коммерческой концессии (франчайзинга).
С другой стороны, нормирование бухгалтерского учёта как основного учётно-аналитического механизма не только франчайзингового бизнеса и не только сферы услуг имеет общие для отечественной системы учёта недостатки. По нашему мнению, сюда можно отнести, прежде всего, недочёты в изложении определённых норм основных федеральных стандартов. К примеру, действующий Закон о бухгалтерском учёте [9] убрал ряд ограничений, которые «мешают» правильной, рациональной и грамотной постановке бухгалтерского учета в организации. И, как результат, наши чиновники «штампуют» целую цепочку методических, инструктивных указаний, федеральных законов: дополняющих или уточняющих положения уже действующего закона. Результаты нашего анализа показали, что только за последние два финансовых года (2013 и 2014 годы) изменения в основной закон «О бухгалтерском учёте» [9] были внесены в 2013 году: 28 июня Федеральным законом №134, 2 июля - №185-ФЗ, 23 июля- №251-ФЗ, 2 ноября- №292-ФЗ, 28 декабря - №425-ФЗ и №357-ФЗ; в 2014 году - 4 ноября №344-ФЗ [9]. Такое динамичное «законотворчество» очень серьёзно вредят эффективной во всех её ё направлениях деятельности. По нашему мнению, практически ни одно нововведение по бухгалтерскому учёту не соответствует требованиям современной экономики. Также отметим, что сегодняшний закон содержит ряд положений, ограничивающих организацию в таком построении учетного процесса, которое давало бы возможность полностью реализовать информационную и контрольную функцию бухгалтерского учета. Анализ ныне существующих законодательных документов показывает, что они не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий, которые вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать во избежание штрафных санкций. В условиях тотального контроля со стороны налоговых органов в отношении налогоплательщиков недопустимо в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь принимаемых ПБУ (Положений по ведению бухгалтерского учёта) [7], употребление слов и словосочетаний: «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, создаётся ситуация, когда не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики - основного рабочего документа организации.
Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. В настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Сложность в работе франчайзинговых услуг возникает и в виду принятия таких юридических документов как «учёт принятия электронной документации от налоговиков» (ФЗ №134 от 28.06.2013); блокировка банковских счетов бизнеса при нарушении 10-дневного срока представления налоговой декларации (ФЗ №134 от 28.06.2013); постоянные изменения форм налоговых деклараций, зачастую необоснованные.
Для решения данных проблем необходимо по нашему убеждению достижение оптимального сочетания нормативных и законодательных актов, которое не заставляло бы предприятия подчиняться одним нормам, а другие - нарушать, заметим: неумышленно. Для этого предлагаем введение юридических актов по бухгалтерскому учёту для всех форм бизнеса с начала нового финансового года после предварительного и тщательного обсуждения профессионалами по предварительным срокам не менее года.
Таким образом, бухгалтерские услуги станут рентабельными и эффективными для развития всех форм российского предпринимательства и в целом отечественной экономики.
Рецензенты:
Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары;
Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФБГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Цапулина Ф.Х., Александрова Н.В., Багадерова М.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЁТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В СФЕРЕ УСЛУГ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО БИЗНЕСА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17017 (дата обращения: 08.12.2024).