Проблема образования, связанная с воспитанием и трансляцией социальных и культурных образцов, в современных условиях стоит особенно остро. Для подрастающего поколения ситуация плюралистичности взглядов и множественности ценностей, характерная для нынешнего этапа развития российского общества, часто не даёт возможность выстроить определённое мировоззрение, жизненную позицию, сформировать свой образ будущего, что приводит к социокультурной дезадаптации.
По мнению многих авторов, воспитание зависит от педагогического коллектива, в котором есть общность взглядов, ценностей, у которого есть единство задачи установок. А.С.Макаренко утверждал, что «должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели несоединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [5, с. 179]. Большое значение роли педагогического коллектива придавали в начале XX века Н.К. Крупская [4], А.С. Макаренко [5], С.Т. Шацкий [7].
Одним из важных условий формирования детско-взрослой образовательной общности является наличие общности взглядов и установок педагогов относительно воспитания подрастающего поколения. Выращивание и формирование человека возможно в детско-взрослой образовательной общности [2], где в педагогическом коллективе есть общая позиция относительно воспитания подрастающего поколения.
Для того чтобы формировать детско-взрослую общность, руководить детскими коллективами, в образовательной организации должны быть педагоги, имеющие общие ориентиры, технологии работы и единые требования в отношении всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей и своих коллег.
Однако остаётся недостаточно изученной область, относительно каких факторов в педагогическом коллективе образовательной организации должно быть единство взглядов с целью формирования детско-взрослой образовательной общности в школе.
Задача данного исследования – выявить условия и психологические факторы формирования детско-взрослой образовательной общности в школе. Основными исследовательскими методами являлись метод экспертных оценок, метод анкетирования, методы статистической обработки полученных результатов (φ* – критерий углового преобразования Фишера).
Результаты исследования
Задача данного исследования была направлена на выявление позиций педагогов о разных уровнях развития образовательных организаций относительно детско-взрослой образовательной общности в школе.
Под позицией в данной работе понимаются взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемых ею в референтных группах [5] и социуме.
В данной работе мы используем определение детско-взрослой образовательной общности, данное Э.С. Акоповой, – «объединения взрослых (администрации школы, педагогов, родителей и представителей внеобразовательных сфер) и детей на основе единства реализуемых в жизни: ценностей; культурных и социальных образцов жизни и деятельности; наследования традиций, и передачи их смысла и ценности следующим поколениям; осознания себя единым целым, существующим в истории и строящим будущее» [1].
Структура детско-взрослой образовательной общности состоит из следующих компонентов: миссия школы, ценности, культурные и социальные образцы; традиции и события; позиционная структура; уровни взаимопонимания между субъектами образовательного процесса; характер управления.
Выделяются следующие уровни развития детско-взрослой образовательной общности в школе: 1) низкий уровень – школа – «производственная организация»; 2) средний уровень – школа – «коллектив»; 3) высокий уровень – школа – «детско-взрослая образовательная общность» (далее по тексту – «ДВОО») [3].
Термины организация, производственная организация, коллектив, общность употребляются в разных научных дисциплинах: социологии, психологии, педагогике, и имеют разное значение. В данной работе мы понимаем под производственной организацией, коллективом и общностью форму объединения людей, отличия их состоят в основаниях объединения и целевых приоритетах.
Таблица 1
Характеристика уровней развития ДВОО в образовательных организациях
Уровень развития ДВОО |
Характеристика уровня |
Школа – «производственная организация» |
Может быть описана в виде системы требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых установок, она характеризуется тем, что сотрудники действуют в рамках функций и должностных обязанностей для реализации предписанной цели. Такая школа представляет пирамиду, где вертикальный срез – это отношения власти и субординации, а горизонтальный – система функционального разделения труда.
|
Школа – «коллектив» |
Характеризуется общими целями и задачами. Отличие от «производственной организации» состоит в том, что задачи в ней ставятся группой субъектов образовательного процесса, а не только обусловлены внешними требованиями, ей присущ особый тип межличностных отношений и сплоченности, который основан на ценностно-смысловом единстве. |
Школа – «детско-взрослая образовательная общность» |
Характеризуется наличием миссии (социокультурной сверхзадачей) и относится к какому-либо типу социокультурного сообщества. В такой школе ценности, образцы и традиции заимствуются из соответствующего типу школы сообщества и преобразуются в определённый уклад. Детско-взрослая образовательная общность имеет полипозиционную структуру, которая выходит за рамки должностных обязанностей. |
Школа – «детско-взрослая общность» не исключает производственную организацию и коллектив, а поглощает их, представляя собой более высокий уровень объединения субъектов образовательного процесса школы.
Для реализации цели исследования нами самостоятельно была разработана анкета для педагогов «Уровень развития детско-взрослой образовательной общности в школе».
Анкета состоит из 20 вопросов, из них 16 открытых вопросов, 4 закрытых вопроса. Исследование проводилось на базе трёх государственных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Москвы в течение 2011–2013 годов, которые были отнесены экспертами к разным уровням развития ДВОО: школа – «производственная организация», школа-«коллектив» и школа-«ДВОО». Выборка исследования: педагоги общеобразовательных школ в количестве 74 человека. В качестве экспертов выступили 3 педагога, имеющие опыт формирования ДВОО не менее 5 лет. Все школы были ориентированы на формирование ДВОО. В школе – «производственной организации» осуществлялась программа формирования ДВОО в течение 3-х месяцев, в школе- «коллективе» – в течение 1,5 лет, в школе-«ДВОО» – в течение 3-х лет.
Таблица 2
Структура анкеты
Блок анкеты |
Вопросы |
1. Миссия школы
|
1.Есть ли миссия у Вашей школы, кроме обучения? А) Да Б) Нет 2. Если есть, то напишите, какая 3.Назовите идею или традицию, которая лежит в ее основе (если она имеется)? 4. Поддерживаете ли Вы миссию школы? а) Да б) Нет
|
2. Уровень формирования детско-взрослой образовательной общности |
1. Выберите один из ответов, на что больше ориентирована Ваша школа: а) Обучение, подготовка к успешной сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ) учащимися. б) Создание комфортной атмосферы, взаимопонимания. Коллективные дела в школе, ориентированы на дальнейшую успешную адаптацию в обществе. в) Деятельность, выходящая за рамки процесса передачи знаний (например: развитие специальных способностей (художественных, музыкальных, мыслительных или других); воспитание в духе национальных традиций; получение глубоких научных знаний и др.).
|
3. Традиции школы
|
1. Напишите традицию Вашей школы. 2. В чем смысл этой традиции (для чего она нужна). 3. Что потеряют члены школы, если эта традиция исчезнет. 4. Как связана традиция с миссией школы. 5. Каковы ее исторические культурные корни. |
4. Социокультурные образцы |
1.На какие образцы (способы деятельности или значимые люди) больше всего ориентируется, по вашему мнению, школа? 2. Если это люди, то в чём они являются образцом? 3.На какие образцы ориентируетесь в своей жизни и деятельности Вы 4. Какие с Вашей точки зрения внешние люди/субъекты или организации влияют на жизнь школы?
|
5. Степень взаимопонимания |
1.Есть ли взаимопонимание в Вашей школе? 2.Напишите, какое именно (Полное; Частичное; Нет). А) Между администрацией и педагогами. Б) Между коллегами (педагогами). В) Между педагогами и учениками. Г) Между педагогами и родителями. |
6. Готовность к инновационной деятельности |
К какому из трех вариантов организации Вы отнесли бы свою школу: а) в школе все занимают свои функциональные места и имеют определённый круг компетенции; б) в школе есть группа людей, кто может осуществлять организационные преобразования под вновь появившиеся задачи, осуществляет анализ и перепроектирование форм работы и жизнедеятельности как взрослых, так и детей; в) в школе существует специальная организационная форма, позволяющая проводить анализ и перепроектирование форм работы и жизнедеятельности (сессия, организационные игры, Совет и т.д.) всем педагогам школы, а также родителям и детям.
|
7. Трансляция миссии внутри школы и в другие школы |
1. Какой опыт работы школы Вы считаете важным транслировать в другие школы? 2. Какие формы позволяют включаться всем педагогам в деятельность и в жизнедеятельность общности в школе? 3. Какие формы позволяют вновь приходящим педагогам осваивать специфику школы?
|
Сравнительный анализ уровней формирования детско-взрослой образовательной общности педагогами общеобразовательных школ
Рисунок 1. Представление педагогов о миссии школы
Миссию школы поддерживают 100 % педагогов школы-«ДВОО», школы-«коллектива» и школы – «производственной организации». Однако в школе –«производственной организации», и в значительной степени в школе-«коллективе», миссия носит скорее декларативный характер и не способствует развитию ДВОО. В основе реальной миссии лежит значимая идея, разделяемая большинством педагогов (школа-дом, дифференциация обучения в зависимости от интересов и способностей учащихся, интеграция системно-мыследеятельностной педагогики и педагогики здоровья и др.). В основе декларативной миссии лежат, как правило, нормативные документы и житейские представления педагогов.
Анализ полученных данных показывает, что, по мнению педагогов, в школе-«производственной организации» на статистически значимом уровне преобладает направленность на выполнение «производственной» функции (передача знаний, подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА и к поступлению в вуз) по сравнению со школой-«коллективом» и школой-«ДВОО». Можно сделать вывод о том, что на разных уровнях формирования ДВОО у педагогов преобладают разные представления о миссии школы и об ее основных целях.
В ходе дальнейшего исследования были рассмотрены представления педагогов школ, находящихся на разных уровнях формирования ДВОО о результатах образования в школе.
Анализ данных показывает, что педагоги школы – «производственной организации» и школы-«коллектива» уделяют основное внимание развитию интеллектуальных способностей школьников. В то время, как педагоги щколы-«ДВОО» основное внимание уделяют развитию морально-нравственных качеств учеников (гражданской позиции, патриотизма, воспитанности, трудолюбия и др.) и творческих способностей. Педагоги школы-«коллектива» на статистически значимом уровне больше развивают коммуникативные качества по сравнению с педагогами других типов школ, они также уделяют определенное внимание развитию творческих способностей и морально-нравственных качеств.
Важнейшим фактором формирования ДВОО является наличие устойчивых традиций в школе, объединяющих педагогов, родителей и учащихся. При этом субъекты образовательного процесса должны понимать смысл традиции, ее исторические и культурные корни.
Изучение представлений о традициях школы показывает, что 100 % педагогов школ, находящихся на разных уровнях формирования ДВОО, знают традиции школы (масленица, последний звонок, музей Боевой Славы, аллея ветеранов, концерт ко Дню учителя, Совет самоуправления учащихся и т.д.). Однако глубина осмысления этих традиций разная: только каждый десятый педагог школы, находящийся в школе – «производственная организация», смог назвать исторические и культурные корни данной традиции, в то время как в школе-«ДВОО» – таких подавляющее большинство. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наличие формальных традиций еще не является фактором формирования ДВОО, необходимо, чтобы педагоги понимали и транслировали смысл этих традиций, их исторические и культурные корни.
Другим важным фактором формирования ДВОО в школе является наличие у педагогов социокультурных образцов (реальных людей или вымышленных персонажей, а также специальных способов деятельности), на которые можно ориентироваться в процессе своей профессиональной деятельности.
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что все педагоги школ, находящихся на разных уровнях формирования ДВОО, ориентируются в своей деятельности на различные социальные и культурные образцы (известные педагоги, известные люди, руководители в сфере образования, герои книг и фильмов и т.д.) – 80 %. В то время как в школе-«ДВОО» 90 % педагогов, помимо этого, объединяет наличие общих способов деятельности, характерных для данной общности.
Значимым условием формирования детско-взрослой образовательной общности является взаимопонимание между разными субъектами образовательного процесса. В ходе анкетирования педагогов был изучен уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.
Анализ данных показывает, что в школе – «производственной организации» зачастую отсутствует взаимопонимание между участниками образовательного процесса, за исключением взаимопонимания между коллегами. В школе-«коллективе» преобладает полное взаимопонимание между участниками образовательного процесса. Положительной тенденцией является низкий уровень взаимного непонимания между всеми субъектами образования в школе. Для школы-«ДВОО» характерно преобладание полного взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса. Взаимопонимание формируется в ходе совместной деятельности. Наличие форм регулярной совместной деятельности педагогов (тренингов, педсоветов, оперативных совещаний и др.), направленной на реализацию миссии, отмечают 92 % педагогов школы, находящейся на уровне «ДВОО». В то время как наличие таких форм выделяют только 25 % педагогов школы – «производственной организации» и 37 % педагогов школы-«коллектива».
Разработка новых образовательных технологий в школе-«ДВОО» предполагает трансляцию ценного опыта (миссии) в другие школы.
Рисунок 2. Необходимость трансляции опыта в другие школы с точки зрения педагогов
По оценкам педагогов, для уровня формирования школа – «производственная организация» характерны следующие особенности: наличие декларативной миссии, основанной на нормативных документах, а не на внутренних убеждениях педагогов, отсутствие значимой объединяющей идеи, наличие формальных традиций (мероприятий) без понимания их смысла и исторических и культурных корней. Результатом образования в такой школе в основном является передача знаний (развитие интеллектуальных способностей), мало внимания уделяется развитию творческих способностей и морально-нравственных качеств (гражданской позиции, патриотизма, воспитанности и др.). Критерием успешности образования считается успешная сдача учениками ЕГЭ и ГИА, их последующее поступление в вуз. Поэтому опыт школы не воспринимается большинством педагогов как ценный, и они не считают необходимым транслировать его в другие школы.
По мнению педагогов, для уровня формирования школа-«коллектив» характерны следующие особенности: преобладание декларативной миссии, при наличии у части педагогов реальной миссии. В основе миссии лежит объединяющая идея – формирования благоприятного климата в школе, учет мнений родителей и учеников в процессе образовательной деятельности. Результатом образования в такой школе считается развитие не только интеллектуальных способностей, но и творческих способностей и морально-нравственных качеств. Большое внимание уделяется развитию коммуникативных качеств. В школе складываются общие традиции, большинство педагогов понимают их смысл и значение и могут транслировать ученикам, однако, все еще отсутствует понимание культурных и исторических корней традиций, их связь с миссией школы. Для данной школы характерен частичный уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса и низкий уровень взаимного непонимания. Часть педагогов воспринимают опыт школы как ценный и хотят транслировать его в другие школы.
Для уровня формирования школа-«ДВОО» характерны следующие особенности: в основе общности лежит реальная миссия, основанная на значимой объединяющей идее (школа мыследеятельностной педагогики, школа-дом, дифференциация обучения в зависимости от способностей и интересов, интеграция мыследеятельностной педагогики и педагогики здоровья и др.). В школе складываются общие традиции, педагоги понимают их смысл, связь с миссией, их исторические и культурные корни и могут транслировать их ученикам и родителям. Для данной школы характерно преобладание полного взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Взаимопонимание вырабатывается в ходе регулярной совместной деятельности, для которой существуют установившиеся формы (педсоветы, тренинги, оперативные совещания, организационно-деятельностные игры и др.). Поэтому большинство педагогов воспринимает опыт школы как ценный и хочет транслировать его в другие школы.
Посредством исследования и анализа педагогических коллективов в организации в отношении уровня развития ДВОО было выявлено, что в педагогических коллективах имеются достаточные различия позиций педагогов, в зависимости от уровня развития детско-взрослой образовательной общности. Данные расхождения были зафиксированы по критериям: миссия школы; традиции; культурные и социальные образцы; взаимопонимание между субъектами образовательного процесса; готовность к инновационной деятельности и трансляция миссии.
Данное исследование позволит руководителю провести экспертизу профессиональной позиции каждого педагога, выявить критические точки в педагогическом коллективе и спланировать дальнейшую работу по его развитию относительно формирования детско-взрослой образовательной общности в организации.
Рецензенты:
Громыко Ю.В., д.псх.н., профессор, директор АНО Институт опережающих исследований им. Е. Шифферса, г. Москва;
Мелик-Пашаев А.А., д.псх.н., зав. лабораторией Психологического института РАО, гл. ред. журнала «Искусство в школе», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Иванова Е.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16991 (дата обращения: 19.02.2025).