Опыт преподавания стоматологии на факультете последипломного образования показал, что в учебный план необходимо добавлять разделы, посвященные методам профилактики осложнений, возникающих на стоматологическом, эндодонтическом, имплантологическом приеме, в том числе, обусловленных врачебными ошибками [4, 5]. Актуальность коррекции последипломного курса обучения врачей-стоматологов продиктована высокой частотой развития таких осложнений особенно в первые 1-5 лет самостоятельной практической деятельности врача [3, 6]. Статистику осложнений такого рода вести крайне трудно, поскольку она не всегда поддается учету, сказываются особенности корпоративного «порочного круга» при попытках ее опубликования [4, 9].
С 2010 г. в государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации идет перестройка учебно-воспитательной работы студентов по единой методической системе. Разработкой этой проблемы занимается учебно-методический центр (УМЦ).
Реализуя требования единой методической системы, на кафедре стоматологии для слушателей факультета последипломного образования по всем темам и на каждое практическое занятие составлены новые, отличные от ранее изданных учебно-методические разработки.
На занятиях делается акцент на вопросы обследования, диагностики, принципов лечения, оказания экстренной помощи стоматологическим больным при асфиксии, кровотечении, шоке, коллапсе, травме и т. д., а также на взаимосвязь стоматогенных очагов инфекции с общесоматическими заболеваниями. Большое внимание уделяется вопросам организации стоматологической помощи населению, профилактики ряда стоматологических заболеваний.
Созданные методические разработки к практическим занятиям по стоматологии являются принципиально новым учебным пособием управляющего типа. Каждая разработка состоит из 2 частей: задания на самостоятельную домашнюю подготовку к занятию и руководства к самостоятельной работе на практическом занятии.
В предлагаемом варианте организации обучения каждый студент, еще обучаясь на предыдущем цикле, получает (через лаборанта, старост групп, по электронной почте) методическую разработку предстоящего в ближайшие дни первого практического занятия по стоматологии. Это обеспечивает возможность прихода студента на первое занятие по стоматологии уже подготовленным. В методическом пособии указана последовательность выполнения отдельных видов действия для домашней самоподготовки. После введения определены общие и конкретные цели практического занятия с указанием видов познавательной деятельности (знания, умения, навыков), дана их мотивационная характеристика. Далее студенту предлагаются вопросы, без усвоения ответов на которые он не может начать изучение темы на практическом занятии. Среди них имеются такие, для ответа на которые студенту необходимы сведения из изучавшихся ранее или изучаемых параллельно со стоматологией дисциплин. Для изучения раздела дана основная и дополнительная литература с указанием страниц, позволяющая студенту быстро найти необходимый литературный материал и тем самым помочь ему в достижении поставленных целей-задач.
Основным законом усвоения знаний является принцип активности: знания могут быть усвоены только в результате активной самостоятельной деятельности студентов. Основным средством, вызывающим и направляющим работу студентов, является задача на выполнение той или иной деятельности. Для достижения целей необходимо «пропустить» все содержание каждой темы через решение учебных задач. Поэтому следующим компонентом методического пособия являются учебные задачи. Они включают необходимое содержание изучаемой темы, даны в определенном порядке, содержат эталоны ответов.
Для решения и усвоения задач весь учебный материал преобразован в программу действия студентов, т, е. в представленные схемы ориентировочных основ действий. Они помогают студенту ориентироваться в проведении обследования больного, постановке диагноза, правильно выбрать план лечения и оказать необходимую помощь в тех или иных экстренных ситуациях, наметить меры профилактики и т. д. Органическим продолжением самостоятельной внеаудиторной работы студента является аудиторное занятие, также построенное на основе максимальной активизации самостоятельной деятельности студента. Вторая часть методического пособия (работа на занятии) начинается с плана проведения практического занятия, в котором представлены этапы занятия, его техническое оснащение, место проведения.
Занятие начинается с определения преподавателем исходного уровня знаний студентов по данной теме. Проверка исходного уровня осуществляется преподавателем либо в виде программированного контроля, либо в виде устных ответов на вопросы. На контроль отводится не более 15-20 мин.
Затем начинается самостоятельная работа студентов. Организация самостоятельной работы на практических занятиях осуществляется путем воспроизведения или моделирования профессиональной практической или исследовательской деятельности.
В зависимости от темы занятия студенты проводят обследование челюстно-лицевой области и полости рта друг у друга и у больных. Руководствуясь схемами ориентировочных основ действий, ставят предварительный диагноз, проводят дополнительные методы обследования для дифференциального диагноза, определяют план лечения. На занятии по онкологии уделяется большое внимание онкологической настороженности, предраковым состояниям, ранней диагностике, своевременному направлению больного к специалисту-онкологу.
На занятиях в поликлинике студенты самостоятельно проводят осмотр больных, ставят диагноз, определяют показания и противопоказания к операции удаления зуба, производят местную анестезию, под руководством опытного ассистента разбирают основные ошибки и осложнения при данных манипуляциях. На занятиях по травматологии и воспалительным заболеваниям челюстно-лицевой области они курируют больных, присутствуют и участвуют в перевязках, операциях, разбирают рентгенограмм, просматривают слайды. Кроме того, с целью приобретения мануальных навыков студенты накладывают друг другу пращевидные повязки, изготавливают и укрепляют различные проволочные шины на фантомах. Преподаватель на протяжении всего занятия следит за действиями студентов, вносит необходимые поправки. В конце занятия (в учебной комнате) для контроля и коррекции результатов усвоения пройденного материала каждый студент устно решает ситуационную задачу по заданной теме.
В конце цикла 1 занятие посвящено курации стоматологических больных, на котором каждый студент курирует больного с обязательным написанием и сдачей истории болезни. В методическом пособии «Курация стоматологических больных» представлены схема истории болезни и схемы ориентировочных основ действий по диагностике и принципам лечения основных стоматологических заболеваний: периостита, абсцесса, флегмоны, остеомиелита челюстей, доброкачественных, злокачественных новообразований, травмы челюстно-лицевой области.
Учебно-исследовательская работа студентов проводится по следующему плану. В каждой группе назначаются докладчик и содокладчик. Предлагаются темы докладов по наиболее актуальным вопросам стоматологии. Тему доклада студенты обычно выбирают сами. Кроме того, подбираются тематические больные. Доклад завершается демонстрацией, клиническим разбором (1-2 больных), после чего проходит дискуссия при самом активном участии всех студентов группы.
Однако для оптимизации учебного процесса создания лишь методических разработок недостаточно. Необходимо техническое оснащение каждого практического занятия. С этой целью кафедрой приобретены и используются интерактивные доски, муляжи, таблицы, стоматологические инструменты, фантомы и специальные крепления к ним (для фиксации к столу). Кроме того, к каждому занятию подготовлены индивидуальные папки, которые содержат набор рентгенограмм и слайды по теме, контрольные ситуационные задачи. Для большей наглядности и помощи студентам при изучении ими той или иной темы учебные комнаты переоборудованы в учебно-тематические кабинеты. Они оснащены видеоаппаратурой, таблицами, схемами, рисунками, рентгенограммами и другими пособиями, отражающими определенный раздел курса. При этом экспозицию стараются подбирать так, чтобы в нее попали иллюстрации, отсутствующие в учебнике и не включенные в наборы.
Кроме этого, на кафедре стоматологии разработана модульная система для последипломного обучения врачей-интернов, клинических ординаторов и циклов повышения квалификации для врачей-стоматологов. Для каждой специальности (хирургическая, терапевтическая и ортопедическая стоматология) разработан свой модуль в объеме 15% от типовой программы обучения (сертификационные циклы).
Каждый модуль также является основой для формирования тематического цикла с продолжительностью обучения от 72 до 144 часов.
Модульная программа разработана с целью получения обучающимся не только обширных знаний, заложенных в типовой программе, но и конкретной информации по вопросам, не входящим в установленный перечень.
Каждый модуль состоит из традиционных видов занятий: лекция, семинар, тестовый контроль, клиническая конференция. Кроме этого, используются следующие формы обучения: мастер-класс, фантомный курс, деловая игра и самостоятельный прием пациентов по системе: «смотрю-делаю-закрепляю-использую».
В основе обучения лежит работа врачей малыми группами 3-5 человек на 1 преподавателя. Мастер-классы проводят доктора медицинских наук, профессора и доценты (кандидаты медицинских наук). Используются новейшие материалы, инструменты и технологии (в том числе авторские, запатентованные) – этап «смотрю».
На фантомном курсе каждый врач-интерн, клинический ординатор или врач-стоматолог имеет возможность самостоятельно отработать отдельные элементы увиденных в мастер-классе врачебных манипуляций (используются препараты сухих челюстей, силиконовые аналоги или модели челюстей из супергипса) – этап «делаю».
На этапе компьютерной деловой игры (собственная разработка коллектива кафедры) каждый врач закрепляет полученные навыки путем выработки правильной тактики при лечении основных стоматологических заболеваний и автоматического контроля усвоенных знаний – этап «закрепляю». Деловая игра по каждому разделу стоматологии помимо мобильной компьютерной версии, имеет дополнительно печатный вариант (50 экземпляров по каждой теме) для самостоятельной подготовки в домашних условиях. На заключительном этапе обучения каждый врач ведет самостоятельный прием пациентов в клинике (не менее 3 больных по каждой теме) - этап «использую».
В модульную программу входят семинары-коллоквиумы, проводимые для врачей-интернов, клинических ординаторов и врачей-стоматологов по тематикам, находящимся на стыке нескольких специальностей, например, стоматология - оториноларингология, стоматология - фармакология, стоматология - челюстно-лицевая хирургия, стоматология – микробиология, стоматология – функциональная диагностика и т.д. Основной задачей семинара–коллоквиума является выявление возможной «одонтогенной» причины заболевания, новейшие методы его лечения и профилактики, инновационные технологии и аппаратура.
Фантомный курс (этап «делаю»). В ходе работы на фантомах разработана новая технология обучения «делай как я», когда каждый этап инструментальной обработки кариозных полостей, эндодонтического или имплантологического вмешательства воспроизводится врачами-стоматологами вслед за преподавателем. В качестве фантомов используются силиконовые модели различных фирм-производителей (США, Япония, Франция, Россия), сухие препараты челюстей и гипсовые модели, подготовленные непосредственно на кафедре (рис. 1-2).
Рис. 1. Различные фантомы, используемые при обучении
Компьютерная деловая игра (этап «закрепляю»). Цель данной игры состоит в обучении врача быстро и правильно ориентироваться в решении предложенной клинической ситуации, используя для этих целей компьютерную программу собственной разработки.
Рис. 2. Этапы отработки практических навыков на силиконовых фантомах
Решение предложенной врачу клинической ситуации предусматривает прохождение четырех уровней: постановка предварительного диагноза, проведение полного обследования по данной патологии, постановка окончательного диагноза с проведением лечения данного заболевания и определение наиболее важных возможных осложнений, возникающих на этапах и после лечения данного заболевания. На заключительном этапе обучения каждый врач-интерн или врач-стоматолог ведет самостоятельный прием пациентов в клинике (не менее 3 больных по каждому разделу).
Заключение. Новизна предлагаемой методики обучения врачей-интернов, клинических ординаторов и врачей-стоматологов на циклах общего усовершенствования и профессиональной переподготовки вполне очевидна. Исходя из общей специфики стоматологических специальностей, врачам предлагаются четкие и конкретные учебные модели по выработке у них новых профессиональных навыков, причем основной акцент делается на разделы «знаю-использую». Опыт проведения практических занятий по стоматологии у врачей-интернов с помощью методических разработок управляющего типа и модульной системы показал значительные преимущества этого метода по сравнению с традиционной формой обучения. Он позволил выявить и некоторые недочеты в планировании самостоятельной работы студентов и тем самым дал возможность для ее дальнейшего совершенствования.
Рецензенты:Слетов А.А., д.м.н., доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь;
Калиниченко А.А., д.м.н., главный врач стоматологической клиники «Фитодент», г. Михайловск.
Библиографическая ссылка
Аванесян Р.А. МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТОМАТОЛОГИИ И ДЕНТАЛЬНОЙ ИМПЛАНТОЛОГИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16984 (дата обращения: 09.12.2024).