Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Евсеева А.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
В статье рассматриваетсясмешанное обучение как форма организации образовательного процесса, сочетающая традиционное и электронное обучение. Приводятся различные определения смешанного обучения, и раскрывается сущность данного понятия. Анализируются преимущества смешанного обучения и проблемы, связанные с его использованием в учебных заведениях высшего профессионального образования.К основным преимуществам смешанного обучения относятся: открытость и гибкость, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, наличие обратной связи между участниками образовательного процесса, развитие учебной автономии студентов, повышение мотивации студентов к изучаемой дисциплине. Наиболее значимые проблемы, возникающие при интеграции смешанного обучения в учебный процесс, включают: потребность в создании электронного образовательного контента и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава в области электронного обучения, недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности среди преподавателей и студентов, материальные и временные затраты.
учебный процесс.
иностранный язык
электронная образовательная среда
информационные технологии
смешанное обучение
1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности// Высшее образование сегодня, 2014. ––№8. ––С.8-13.
2. Минина А.А. Модель смешанного обучения иностранным языкам: преимущества и недостатки. URL:www.non-dipo.ru/ru/node/473 (дата обращения: 01.12.2014.)
3. Пьяных Е.Г., Немчанинова Ю.П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрами в области естественнонаучного образования// Вестн. Томского гос. ун-та.–– 2012. № 7. –– С. 257-260.
4. Электронное обучение в ТПУ [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru/eL/news/news?pid=1071098&n=41410#1071098 (дата обращения: 03.12.2014).
5. Bonk C., Graham C. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs//San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2005.
6. Cennamo K., Kalk D. Real world instructional design// Belmont, CA: Thomas Wadsworth, 2005.
7. Driscoll M. Blended learning: Let’s get beyond the hype//E-learning. –– 2002, Vol.3,No. 3. –– P.54
8. Duhaney D. Technology and higher education: Challenges in the halls of academe// International Journal of Instructional Media. –– 2005,Vol.32,No 1.––P.7-15.
9. Oliver M.,Trigwell K. Can blended learning be redeemed? //E-Learning. –– 2005, Vol.2,No 1.–– P. 17-26.

В настоящее время можно наблюдать стремительное развитие современных информационно-коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют новых подходов к процессу подготовки специалистов. Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, конкурентоспособные на российском и международном рынке труда. Стремительное «устаревание» технологических знаний обуславливает потребность в получении информации из иностранных источников, поэтому обязательным требованием к будущим специалистам является владение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач в своей сфере деятельности.Однако сокращение количества аудиторных часов на изучение иностранного языка в техническом вузе, с одной стороны, и увеличение удельного веса самостоятельной работы студентов, с другой, обуславливают тот факт, что традиционные формы обучения оказываются недостаточными для решения поставленных задач. В связи с этим возникает необходимость поиска новых технологий и форм обучения, к которым можно отнести смешанное обучение (blendedlearning).

Цель исследования

Целью исследованияявляется рассмотрение понятия«смешанное обучение» и анализ преимуществи недостатков использования данной формы обучения в образовательном процессе технического вуза на примере учебной дисциплины «Иностранный язык».

Материал и методы исследования

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-источников по проблеме исследования, изучение зарубежного опыта использования смешанного обучения в учебном процессе, а также рефлексия педагогической деятельности автора данной статьи.

Результаты исследования

Для того чтобы охарактеризовать понятие «смешанного обучения», целесообразно обратиться к истории вопроса его возникновения в педагогике. В рамках данного исследования мы рассматриваем взгляд зарубежных исследователей на смешанное обучение, так как данное явление пришло в современную образовательную парадигму из американской педагогики. Следует отметить, что понятие «смешанное обучение» не является абсолютно новым, хотя многие считают его таковым. Еще в 1920-х и 1930-х годахамериканские школы использовали электронную переписку для общения преподавателей и учеников, а в 1970-х годах такая форма взаимодействия участников образовательного процесса стала практиковаться в большинстве открытых мировых университетов [8]. Как отмечают OliverиTrigvell (2005), в последнее время усиленный интерес к проблеме смешанного обучения объясняется активным использованием информационных технологий в учебном процессе [9]. Подтверждение этой идеи мы встречаем в высказываниях многих другихисследователей. Bonk иGraham (2006)характеризуютсмешанное обучениекак сочетание обучения «лицом к лицу» (face-to-faceinstruction) и с помощью компьютера (computer-mediatedinstruction)[5]. CennamoиKalk (2006) считают, что это сочетание аудиторногообучения с самостоятельнойработойв режиме он-лайн в том темпе и объеме, который непосредственно выбирает каждый студент [6].Эту же идею разделяют CollisиMoonen (2001), однако подчеркивают, что это сочетание, в первую очередь, обучения в процессе личного общения и электронного обучения, причем онлайн обучение является логическим продолжением работы в аудитории.

Для методики обучения иностранным языкампредставляется важным взгляд М. Driscoll (2002) на смешанное обучение с позиции педагогических технологий. При этом цитируемый автор утверждает, что речь идет не об одной технологии, а о некоторой их комбинации, а именно:комбинации режимов работы, основанных на интернет-технологиях; комбинации различных педагогических приемов;сочетания образовательных технологий с обучением в процессе личного общения; сочетания технологий обучения с реальными профессиональными задачами [7]. M. Driscoll подчеркивает, что образовательные технологии должны обеспечивать процесс развития личного общения и одновременно коррелировать с реальными профессиональными задачами, предъявляемыми образовательной программой.

Анализ специальной литературы показывает, что существует несколько терминологических вариантов для обозначения понятия «смешанное обучение». Его называют также гибридным (hybrid), комбинированным (mixed-mode) или интегрированным (web-enhanced). Несмотря на различные термины, суть смешанного обучения сводится к тому что, оно представляет собой рациональное сочетание традиционной и электронной форм обучения, что позволяет использовать их самые сильные стороны и минимизировать слабые.

Основу смешанного обучения составляет технология «перевернутого класса» (flippedclassroom). Суть данной технологии заключается в перестановке главных этапов учебного процесса. Изучение теоретического материала осуществляется студентами самостоятельно посредством просмотра видеолекций, записанных преподавателем или взятых из других источников, а аудиторная работа посвящена выполнению практических заданий и обсуждению наиболее важных вопросов под руководством преподавателя [1]. Контроль усвоения материала может осуществляться как самостоятельно студентами в электронной среде (например, ответы на вопросы после просмотра видеолекций, тесты для самоконтроля), так и в процессе аудиторной работыпод контролем преподавателя.

По нашему мнению, использование технологии «перевернутого класса» является наиболее приемлемой и актуальной при обучении иностранному языку, так как в условиях ограниченного количества часов, отведенных на изучение дисциплины, акцент смещается на развитие коммуникативных умений студентов. Это происходит при личном общении студентовна аудиторных занятиях и во времясамостоятельной работы в электронной среде при участии в вебинарах, онлайн конференциях, форумах и групповых дискуссиях. Следует отметить, что работа в электронной образовательной среде помогает студентам преодолеть психологический барьер, чувство неуверенности и дискомфорта, возникающие при аудиторной работе, когда студент сравнивает себя с другими студентами, имеющими более высокий уровень владения иностранным языком. Работая перед монитором компьютера, у студентов снижается уровень стресса и тревоги, повышается их уверенность и самооценка, что положительным образом сказывается на их участии в групповых дискуссиях и дебатах.Важным моментом является то, что повышается эффективность традиционных аудиторных занятий, так как аудиторные часы используются не для объяснения теоретического материала, который студенты могут изучить самостоятельно с использованием электронных образовательных ресурсов, а для выполнения творческих заданий, участия в проектной деятельности и обсуждения важных профессионально значимых вопросов.

Рассмотрев понятие смешанного обучения и его сущность, нам представляется важным проанализировать основные преимущества и недостатки, связанные с использованием данной формы обучения в образовательном процессе в техническом вузе.Следует отметить, что преимущества, предлагаемые смешанным обучением, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся преимущества, связанные с организацией учебного процесса по иностранному языку, а вторая группа включает преимущества для субъектов образовательного процесса.

Первое преимущество заключается в открытости и гибкости образовательного процесса. Под открытостью образовательного процесса понимается тот факт, что смешанное обучение позволяет задействовать значительно больше участников в учебном процессе по сравнению с традиционной формой обучения. Что касается гибкости, то участники учебного процесса имеют возможность доступа к учебным материалам, находящимся в электронной среде, в любое удобное для них время.

Следующим преимуществом смешанного обучения является то, что в процессе данной формы обучения реализуется личностно-ориентированный подход. Он заключается в том, что каждый студент имеет возможность индивидуально выбирать темп, ритм и объем учебного материала, необходимый для усвоения. Это позволяет ему выстраиватьиндивидуальную образовательную траекторию.

Еще одним преимуществом является то, что форма смешанного обучения способствует развитию учебной автономии студентов. Этому способствует развитие умения самостоятельно планировать и эффективно организовывать свою учебную деятельность, ориентируясь на конечный результат [2]. Кроме того, активное участие студентов ввебинарах, онлайн-конференциях, обсуждениях на форумах и групповых дискуссиях способствует развитию их учебной активности.

Немаловажным преимуществом смешанного обучения мы считаем повышение мотивации студентов и стимулирование их интереса к изучаемой дисциплине, в частности, к изучению иностранного языка. Этому способствует разнообразие электронных ресурсов, мультимедийность и интерактивность учебных материалов, представленных в виде аудио, видео, флэш-презентаций, изобразительной наглядности и т.п.

Наличие обратной связи между участниками процесса обучения можно отнести к еще одному преимуществу смешанного обучения. Данная форма обучения позволяет преподавателю осуществлять мониторинг учебного процесса и вносить при необходимости требуемые коррективы. Студенты имеют возможность своевременно видеть результаты своей деятельности, получать оценку своей работы и рекомендации преподавателя по ее совершенствованию.

Одним из самых значительных преимуществ смешанного обучения мы считаем его соответствие новым требованиям, предъявляемым ко всем участникам образовательного процесса. К ним относятся новые функции преподавателя и студентов, которые приобретаются ими в процессе данной формы обучения.Эти функции представляются нам особенно важными при организации учебного процесса по иностранному языку, так как обучение иностранному языку предполагает тесное взаимодействие как преподавателя и студентов, так и студентов между собой. Что касается функции преподавателя, то он перестает быть «транслятором» знаний, а становится координатором ифасилитатором, организующим совместную деятельность студентов и побуждающим их к самостоятельной деятельности. Студент превращается из пассивного потребителя готовых знаний в активного участника образовательного процесса, повышается его самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности.

Исходя их перечисленных преимуществ смешанного обучения, можно сделать вывод о целесообразности и необходимости использования данной формы обучения в учебном процессе по иностранному языку.

Однако, как и любые инновации, внедрение смешанного обучения в образовательный процесс осложняется целой группой факторов, имеющихся в системе высшего профессионального образования. К объективным факторам можно отнести потребность университетов в электронном образовательном контенте. Для его создания требуются материально-техническое оснащение, временные и материальные и ресурсы, а также квалифицированные специалисты. Во многих учебных заведениях высшего профессионального образования отмечается возросшая потребность в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава в области электронного обучения[3]. Фактором, способствующим интеграции смешанного обучения в образовательный процесс, становится соответствующий высокий уровень компьютерной грамотности не только студентов, но и преподавателей. Однако авторы многих исследований отмечаютнизкую мотивацию преподавателей, особенно с многолетним стажем, к освоению новых методов работы и использованию информационных технологий в учебном процессе.

Хотелось бы отметить, что,несмотря на имеющиеся сложности, многие российские высшие учебные заведения поддерживают внедрение информационных технологий, активно используя их в учебном процессе. В частности, согласно данным социологического исследования, проведенного Институтом электронного обучения Национального исследовательского Томского политехнического университета, более 76% преподавателей считают необходимым использование технологий электронного обучения в учебном процессе. Около 40% преподавателей рассматривают данные технологии в качестве фактора, положительно влияющего на мотивацию студентов, а 65% опрошенных разделяют мнение о том, что внедрение электронных обучающих ресурсов повышают эффективность учебного процесса [4]. Таким образом, создается важная организационно-методическая основа для достаточно широкого использования смешанных форм обучения.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что смешанное обучение является приоритетной формой обучения в современных образовательных условиях, предоставляющей неоспоримые преимущества как для преподавателей, так и для студентов. Смешанное обучениепозволяет оптимизировать временные затраты преподавателя и повысить эффективность процесса обучения в целом. Студент при этом становится активным участником учебного процесса, способным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из собственных потребностей, что способствует формированию компетентного специалиста, конкурентоспособного в современных условиях.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

 


Библиографическая ссылка

Евсеева А.М. СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16980 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674