Актуальность проблемы дорожно-транспортного травматизма определяется высокой распространенностью, а также тяжелыми медико-социальными и экономическими потерями. Во всем мире общее число случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий остается недопустимо высоким - 1,24 миллиона случаев в год. Дорожно-транспортный травматизм находится на восьмом месте в списке ведущих причин смертности в мире и является главной причиной смертности среди молодежи в возрасте 15-29 лет. По сегодняшним прогнозам, без принятия неотложных мер дорожно-транспортные происшествия станут пятой ведущей причиной смертности к 2030 году [1].
В России при ДТП каждый год погибают около 35 тыс. человек и получают травмы различной степени тяжести около 300 тыс. человек. Смертность от ДТП в 5-7 раз выше, чем в развитых странах мира. Жертвами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) являются преимущественно люди трудоспособного возраста [3,5,7].
Цель исследования. Изучить жизненные и трудовые потери в результате смертности населения от дорожно-транспортных происшествий.
Материал и методы исследования
В работе были определены потери жизненного и трудового потенциала в результате смертности от ДТП. Все расчеты проводили по методике В.И. Дмитриева и соавт. [4]. Данная методика позволяет комплексно оценить медико-социальную и экономическую эффективность, а кроме того, представленные в ней формулы расчетов приемлемы для регионального уровня. Для оценки потерянных лет использовался возраст до 86 лет (возраст преждевременной смерти по оценке DALY.)
Потери жизненного потенциала - это число человеко-лет предстоящей жизни, которое не дожило население в результате преждевременной смерти. Потери жизненного потенциала сначала рассчитывали для каждой возрастной группы по формуле:
где:
- потери жизненного потенциала в i возрастной группе;
- количество умерших в i возрастной группе;
- ожидаемая продолжительность предстоящей жизни в i возрастной группе населения.
Потери жизненного потенциала населения рассчитывали как сумму потерь по всем возрастным группам:
где:
Р - потери жизненного потенциала населения.
Потери трудового потенциала - это число человеко-лет несостоявшейся трудовой деятельности в результате преждевременной смертности.
Потери трудового потенциала лицами данной возрастной группы рассчитывали отдельно для мужчин и женщин по формуле:
Pwi = di ewi , где:
Pwi - потери трудового потенциала в i возрастной группе;
di - количество умерших в i возрастной группе;
ewi--ожидаемая продолжительность трудовой деятельности в i возрастной группе населения.
Потери трудового потенциала населения рассчитывали как сумму потерь по всем возрастным группам:
Pw = di ewi , где:
Pw - потери трудового потенциала.
Методика расчета потерь жизненного потенциала, обусловленных преждевременной смертностью, требует получения показателей ожидаемой продолжительности жизни населения по половозрастным группам, которые можно рассчитать, построив краткие таблицы смертности (дожития) [6].
Для составления кратких таблиц смертности (дожития) были использованы данные Башкортостанстата о численности населения и отчетной формы № С51 «Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти».
Показатель смертности населения от внешних причин, в том числе смертность от дорожно-транспортных происшествий рассчитаны на 100 тыс. населения. Оценка достоверности различий относительных величин проводилась с помощью Z критерия. Статистически значимые различия показателей считались при р<0,05.
Результаты и обсуждение.
Краткие таблицы смертности (дожития), рассчитанные для жителей РБ, родившихся в 2008г., показали, что ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для лиц обоего пола составила 68,02 года; для мужчин - 62,11 года, для женщин - 74,35 лет.
В кратких таблицах смертности (дожития), рассчитанных для жителей республики, родившихся в 2012г., ожидаемая продолжительность предстоящей жизни выросла по сравнению с 2008г. и составляла 69,36 лет для лиц обоего пола, для мужчин - 63,34, для женщин - 73,91 лет. Разрыв между ОППЖ мужчин и женщин снизился с 12,24 лет до 10,57 лет. Полученные результаты согласуются с количественными прогнозами изменения продолжительности жизни населения в регионах России, в которых прогнозируется увеличение ОППЖ населения республики к 2025 году [4].
Динамика смертности от дорожно-транспортных происшествий населения РБ за период 2008-2012гг. характеризуется некоторой стабилизацией уровня (20,5 и 20,1 на 100 тыс, населения соответственно) (табл. 1).
Таблица 1
Смертность населения от дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан за 2008-2012гг., на 100 тыс. населения
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Число умерших от ДТП |
833 |
633 |
704 |
668 |
816 |
Смертность от ДТП |
20,5 |
16,3 |
17,3 |
16,4 |
20,1 |
Уровень смертности мужчин от дорожно-транспортных происшествий был примерно в 3 раза выше, чем у женщин и оставался практически неизменным в 2008 и 2012гг. (соответственно 32,4 и 32,7 на 100 тыс. мужчин). Надо отметить, что среди женщин данный показатель вырос на 17,7% (с 10,2 до 12,0 на 100 тыс. женского населения соответственно, р<0,05). Смертность населения в трудоспособном возрасте от ДТП за пятилетний период увеличилась на 5,8% (с 25,9 на 100 тыс. населения в 2008г. до 27,4 в 2012г.), в том числе среди мужчин - на 3,4% (с 40,8 до 42,2), среди женщин - на 41,9% (с 10,5 до 14,9).
Возрастные уровни смертности мужчин от ДТП были значительно выше, чем женщин: в возрастной группе 20-24 года - в 1,6 раза в 2008 году и в 1,4 раза в 2012 году, в возрастной группе 25-29 лет - соответственно в 7,8 и 3,5 раза, в возрастной группе 30-34 года - в 3,1 и 2,7 раза и т.д. (табл. 2).
Таблица 2
Повозрастные уровни смертности населения Республики Башкортостан от дорожно-транспортных происшествий в 2008 и 2012гг., на 100 тыс. населения
Возрастные группы, лет |
2008 год |
2012 год |
||||
мужчины |
женщины |
оба пола |
мужчины |
женщины |
оба пола |
|
0-4 |
8,5 |
7,2 |
8,3 |
7,2 |
6,0 |
6,6 |
5-9 |
4,7 |
1,9 |
3,3 |
7,1 |
2,8 |
4,5 |
10-14 |
6,0 |
3,6 |
4,8 |
7,4 |
5,8 |
6,6 |
15-19 |
22,5 |
14,5 |
18,5 |
23,8 |
16,6 |
17,9 |
20-24 |
45,8 |
15,6 |
30,7 |
58,0 |
15,1 |
34,6 |
25-29 |
61,2 |
7,8 |
33,4 |
53,5 |
15,2 |
34,0 |
30-34 |
37,7 |
12,3 |
24,8 |
57,2 |
21,2 |
35,5 |
35-39 |
37,4 |
11,1 |
24,0 |
38,2 |
12,5 |
23,9 |
40-44 |
45,1 |
9,0 |
26,6 |
37,4 |
15,5 |
24,7 |
45-49 |
39,2 |
6,4 |
22,2 |
38,2 |
9,3 |
22,3 |
50-54 |
37,1 |
7,0 |
21,0 |
33,2 |
13,8 |
21,8 |
55-59 |
33,4 |
10,2 |
20,5 |
25,3 |
8,0 |
14,6 |
60-64 |
30,2 |
6,2 |
16,3 |
17,1 |
9,4 |
14,3 |
65-69 |
24,6 |
11,2 |
16,2 |
22,7 |
9,1 |
13,3 |
70-74 |
29,8 |
19,7 |
23,3 |
10,7 |
9,5 |
8,7 |
75-79 |
17,4 |
18,7 |
18,3 |
30,5 |
15,6 |
17,7 |
80-84 |
13,0 |
8,1 |
9,3 |
26,7 |
10,3 |
13,6 |
85 лет и более |
- |
9,2 |
7,7 |
28,0 |
9,7 |
10,5 |
всего |
32,4 |
10,2 |
20,5 |
32,7 |
12,0 |
20,1 |
в трудоспособном возрасте |
40,8 |
10,5 |
25,9 |
42,2 |
14,9 |
27,4 |
Динамика смертности от ДТП за пять лет наблюдения в разных возрастных группах не имела однонаправленного характера. Среди лиц обоего пола в возрастных группах 5-9 лет, 10-14 лет, 20-24 года, 30-34 года она возросла. Рост смертности от ДТП произошел также в старших возрастных группах 80-84 года и 85 лет и старше. За тот же период времени смертность от ДТП снизилась у мужчин в возрастной группе 0-4 года и в 25-29 лет, а также у мужчин начиная с 40 лет и до 75 лет. Отмечался рост смертности у мальчиков возрастных групп 5-9 лет и 10-14 лет, у мужчин в возрастной группе 15-19 лет и 20-24 года, а также у мужчин в наиболее активных возрастных группах 30-34 и 35-39 лет. Следующий рост смертности от ДТП у мужчин наблюдался в старших возрастных группах 75-79 лет, 80-84 года и в 85 лет и более.
В динамике смертность от ДТП выросла у девочек в возрастной группе 5-9 лет и в 10-14 лет, за исключением возрастной группы 0-4 года. Рост смертности от ДТП наблюдался также в последующих возрастных группах женщин, начиная с возрастной группы 15-19 лет и до 60-64 лет, за исключением возрастных групп 20-24 года и 55-59 лет. У женщин в старших возрастных группах 65-69 лет, в 70-74 года и в 75-79 лет наблюдалось снижение смертности от ДТП.
Анализ показал, что за изучаемый период (2008-2012гг.) среди лиц обоего пола отмечался рост ЖП в результате смертности от дорожно-транспортных происшествий на 14,9% (с 29751,0 до 34192,8 человеко-лет).
Более значительный рост жизненных потерь, обусловленных преждевременной смертностью от ДТП, был выявлен среди женщин (на 35,3% - с 7210,1 до 9751,7 человеко-лет), среди мужчин рост ЖП вследствие смертности от ДТП был менее значимым (на 7,9% - с 17522,3 до 18911,1 человеко-лет) (табл.3).
Таблица 3
Потери жизненного потенциала в результате преждевременной смертности в 2008 и 2012 гг. (человеко-лет)
Причины смерти |
2008 год |
2012 год |
||||
Мужчины |
Женщины |
Оба пола |
Мужчины |
Женщины |
Оба пола |
|
Все причины смерти |
375539,1 |
244799,2 |
948933,8 |
375059,5 |
286399,0 |
941927,4 |
Внешние причины смерти |
126802,3 |
38232,1 |
208171,0 |
124766,1 |
38395,5 |
202317,1 |
в т.ч. в результате ДТП |
17522,3 |
7210,1 |
29751,0 |
18911,1 |
9751,7 |
34192,8 |
За изучаемый период произошел рост ЖП в результате смертности от ДТП среди лиц обоего пола трудоспособного возраста (на 7,6% - с 26306,0 до 28314,4 человеко-лет), в том числе у мужчин - на 7,8% (с 16025,8 до 17275,7 человеко-лет) и наиболее значимый у женщин - на 38,9% (с 5646,4 в 2008г.до 7842,8 в 2012г. человеко-лет) (табл.4).
Таблица 4
Потери жизненного потенциала населения РБ в трудоспособном возрасте в результате преждевременной смертности в 2008 и 2012 гг. (человеко-лет)
Возрастные группы |
2008 год |
2012 год |
||||
Мужчины |
Женщины |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
|
Все причины смерти |
287778,5 |
107841,5 |
535016,5 |
244098,4 |
114236,4 |
523896,1 |
Внешние причины смерти |
117449,8 |
30563,7 |
184889,4 |
115775,5 |
30372,6 |
180608,7 |
в том числе в результате ДТП |
16025,8 |
5646,4 |
26306,0 |
17275,7 |
7842,8 |
28314,4 |
Снижение жизненных потерь в трудоспособном возрасте сопровождалось уменьшением несостоявшейся трудовой деятельности в результате преждевременной смертности от внешних причин, в том числе в результате ДТП.
Следует отметить, что при ДТП рост трудовых потерь был более значительным, которые за пятилетний период увеличились среди лиц обоего пола на 21,2% (с 17677,4 до 21419,1 человеко-лет), у мужчин - на 5,2% (с 14019,3 до 14754,0), у женщин - на 19,5% (с 3879,8 до 4635,4) (табл. 5).
Таблица 5
Потери трудового потенциала в результате преждевременной смертности за 2008 и 2012гг. (человеко-лет)
Причины смерти |
2008 год |
2012 год |
||||
Мужчины |
Женщины |
Оба пола |
Мужчины |
Женщины |
Оба пола |
|
Все причины смерти |
224008,8
|
59751,6
|
284903,7
|
206098,1
|
56764,7
|
264473,4
|
Внешние причины смерти |
96361,1 |
17863,0 |
111664,1 |
89318,4 |
15708,8 |
102529,0 |
в том числе в результате ДТП |
14019,3 |
3879,8 |
17677,4 |
14754,0 |
4635,4 |
21419,1 |
Выводы
1. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения РБ среди лиц обоего пола за анализируемый период выросла с 68,02 до 69,36 лет, у мужчин - с 62,11 до 63,34 лет, у женщин, наоборот, снизилась с 74,35 до 73,91 лет. Разрыв между ОППЖ мужчин и женщин сократился с 12,24 лет до 10,57 лет.
2. Динамика смертности в результате дорожно-транспортных происшествий населения РБ за период 2008-2012гг. характеризуется некоторой стабилизацией уровня (20,5 и 20,1 на 100 тыс. населения соответственно). Уровень смертности мужчин в результате дорожно-транспортных происшествий был примерно в 3 раза выше, чем у женщин и оставался практически неизменным в эти годы (соответственно 32,4 и 32,7 на 100 тыс. мужчин). Следует отметить, что среди женщин данный показатель вырос на 17,7% (с 10,2 до 12,0 на 100 тыс. женского населения соответственно). Смертность женщин в трудоспособном возрасте от ДТП за пятилетний период увеличилась на 41,9%, мужчин - на 3,4%.
3. В исследовании установлен рост потерь жизненного и трудового потенциалов в результате смертности в ДТП у лиц обоего пола, причем наиболее значимый - у женщин.
4. Результаты исследования, свидетельствующие о росте потерь здоровья населения в результате смертности от ДТП, подтверждают то, что проблема смертности от ДТП вышла далеко за рамки медицинской и должна рассматриваться в числе приоритетных социальных проблем, в решении которой должны принимать участие все заинтересованные ведомства и министерства, правительство.
Рецензенты:Мустафин Р.М., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа;
Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Рахматуллин Э.В. СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ: УРОВЕНЬ, ДИНАМИКА, ПОТЕРИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16979 (дата обращения: 07.10.2024).