Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Молоствов А.Н. 1 Валиев А.Н. 1
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье представлен научный обзор педагогических исследований по проблеме толерантности; уточнено содержание толерантности как метапредметного понятия, представляющего собой системную целостность качеств и способностей личности, обеспечивающих формирование направленности на усвоение и реализацию социальной нормы взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми и образование готовности к признанию, устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства. Выяснено, что в структуре толерантности можно выделить следующие компоненты: субъектность, отражающую совокупность качеств, позиций, ценностей личности и опосредующую трактовку толерантности как личностного качества, способности личности; социальность, проявляющуюся в моделях социально-устойчивого поведения и позволяющую рассматривать толерантность как социальную норму; воспитуемость, предусматривающую процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния принятия, как окружающих, так и самого себя, и позволяющую толковать толерантность как готовность, направленность личности.
воспитуемость
модели социально-устойчивого поведения
субъектность
социальное партнерство
согласие
устойчивость
готовность к признанию
конструктивное сотрудничество
взаимопонимание
толерантность
1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2009. – 21 с.
2. Гурьянов А.М. Развитие толерантности у учителей физической культуры в условиях постдипломного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2010. – 18 с.
3. Жердева Н.Н. Педагогические условия формирования профессиональной толерантности курсантов вузов министерства внутренних дел: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. – 20 с.
4. Исаева О. В. Воспитание толерантности у сту-дентов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2004. –19 с.
5. Калач Е.А. Учебно-профессиональное взаимодействие как фактор успешного развития коммуникативной толерантности студентов специальности «связи с общественностью»: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ижевск, 2006. – 18 с.
6. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 18. - С. 109-125.
7. Ладик А.В. Формирование социокультурной толерантности будущих специалистов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Кемерово, 2011. – 19 с.
8. Лесите Э.Ю. Научно-педагогическое обеспечение развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов медицинских колледжей в процессе психологического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2011. – 20 с.
9. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
10. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. URL: www.science-education.ru/115-11882 (дата обращения: 11.09.2014).
11. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
12. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
13. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 103-108.
14. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. - № 1. - С. 36-43.
15. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 56-63.
16. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007.- № 4. - С. 16-25.
17. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.
18. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. – С.-Пб., 2006. – 21 с.
19. Третьякова Т.В. Формирование толерантности будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении: этнопедагогический подход: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2011. – 19 с.
20. Яценко Ю.С. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования:Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2008. – 21 с.

На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [9]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России – одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, наряду с оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, одна из которых – способность к толерантному поведению. Цель статьи –провести научный анализ толерантности как метапредметного понятия. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: представить научный обзор педагогических исследований по проблеме толерантности; уточнить содержание толерантности как метапредметного понятия, выяснить структурообразующие компоненты толерантности. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Понятие «толерантность» широко используется и в науке и социальной практике. В 1995 году государства - члены Организации Объединенных Наций, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности, которая была утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО. Принятие данной Декларации актуализировало внимание к толерантности, как научной категории и феномену социальной реальности. Позиционирование образования как общественно значимого блага и целенаправленного процесса воспитания и обучения, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, послужило одной из причин интереса педагогического сообщества к проблемам толерантности. Только в начале этого века (с 2000 по 2014 годы) в педагогике профессионального образования проблемам толерантности было посвящено более 60 научных исследований. Исходя из предмета исследования, диссертации, посвященные проблемам толерантности, можно разделить на несколько групп.

В исследованиях первой группы толерантность рассматривается как личностно-профессиональное качество, готовность личности к толерантному взаимодействию. Например, Т.В. Третьякова, определяет толерантность как личностно-профессиональное качество, включающееся такие ценностные характеристики как принятие богатого многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности[19]. А.В. Ладик рассматривает толерантность как интегративное личностное качество, выражающееся в уважении, сочувствии, терпимом отношении к людям, их индивидуально-личностным особенностям; критическом понимании социальных процессов, рефлексия которых позволяет выстраивать стратегию толерантного взаимодействия и реализуется в единстве толерантного мышления, поведения и коммуникации [7]. А.М. Гурьянов считает, что толерантность – это способность педагога признавать существование у обучаемых иных взглядов, отличных от его собственных, учитывать их индивидуальные особенности и физические возможности, а также терпимо относиться к их возможно нестандартному на занятиях по физической культуре [2]. В исследовании Н.Н. Жердяевой толерантность трактуется как интегративная характеристика специалиста, включающая отсутствие склонности к экстремизму, конструктивное поведение в ситуации профессионального конфликта, умение достигать взаимного понимания без насилия, подавления достоинства людей и употребления силы в ситуации столкновения интересов [3].

Исследования второй группы посвящаются научно-педагогическому обеспечению формирования и воспитания толерантности. К примеру, Э.Ю. Лесите, исходя из толерантного и интолерантного путей развития личности, - предлагает модель развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов системы среднего профессионального образования [8]. Д.М. Абдуразакова отмечает, что в современных условиях понятие «толерантность» - это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных, формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста: понятие «толерантность» употребляется в значении «терпимость», «равнодушие», в зависимости, от условий ее проявления [1].В исследовании Ю.С. Яценко, подчеркивается, что цель воспитания толерантности студентов состоит в активизации потребности и готовности к конструктивному толерантному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения [20]. В диссертации О.В. Исаевой толерантность трактуется как качество личности [4].

В исследованиях третьей группы раскрываются модели построения толерантной среды, толерантного взаимодействия субъектов профессиональной подготовки. И.Г. Пчелинцева отмечает, что построение толерантной среды предполагает целенаправленные организационно-педагогические действия участников образовательного процесса по формированию стабильных и устойчивых условий для воспитания толерантной личности [18]. Е.А. Калач подчеркивает, что толерантность - это важное личностно-профессиональное гуманистическое качество специалиста, способствующее успешному осуществлению им своей профессиональной деятельности и, вследствие этого, подлежащее актуализации в процессе его подготовки [5].

Обобщая изложенное, отметим, что в современных педагогических исследованиях толерантность рассматривается как устойчивость к различиям. При этом, понятие устойчивости в широком смысле определяется как способность субъекта противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия [6]. В узком смысле, устойчивость понимается как интегральное качество личности [10], ценностно-когнитивный конструкт, формирующийся в процессе социализации путем интериоризации закрепленных в общественном мнении норм культурного многообразия, индивидуальных различий и основных демократических ценностей [12].

По нашему мнению, толерантность – это метапредметное понятие, объективное осмысление которого возможно только в процессе диалогического мышления (см. рис.1).

Рис.1. Толерантность как системная целостность качеств, способности, направленности и готовности личности

Диалог - это наиболее универсальный способ общения людей и их совместной деятельности. Мы предлагаем рассматривать толерантность – это системную целостность качеств и способностей личности, обеспечивающих формирование направленности на усвоение и реализацию социальной нормы взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми и образование готовности к признанию, устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства [13].

В структуре толерантности можно выделить ряд компонентов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Структурообразующие компоненты, их сущность и смыслообразующие аспекты дефиниции толерантности

Структурообразующие компоненты

Сущность компонентов

Смыслообразующие аспекты дефиниции

 

 

 

 

 

 

субъектность

 

совокупность качеств (самообладание, спокойствие, дружелюбие, стремление к согласию, принятие окружающей реальности),

индивидуально-психологических особенностей (терпимость, поддержка, принятие, доверие, бесконфликтность, лояльность) личности

личностное качество (свойство), характеризующее отношение к ценностям, позициям, верованиям, поведению людей и выражающееся в стремлении достичь с ними взаимного понимания, обрести личностно-значимый смысл толерантности

способность личности к взаимодействию с окружающими людьми и продуктивному сотрудничеству, конструктивным действиям в пограничных ситуациях и ответственности за собственный выбор

 

 

социальность

модели социально-устойчивого поведения, детерминированные требованиями общества, осуществляемые посредством правовых и социальных норм

социальная норма, основанная на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов

 

 

 

 

воспитуемость

процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния, обеспечивающего принятие, как самого себя, так и окружающих, уважение их прав и свобод и устойчивость к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов

готовность личности к пониманию и признанию, сотрудничеству с другими людьми

направленность личности на усвоение и реализацию социальной нормы, основанной на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов

Из таблицы 1 видно, что характеристика структурообразующих компонентов толерантности следующая:

- субъектность, отражающую совокупность качеств (самообладание, спокойствие, дружелюбие, стремление к согласию, принятие окружающей реальности), позиций (терпимость, поддержка, принятие, доверие, бесконфликтность, лояльность), ценностей (свобода, гуманизм, толерантность) личности [14] и опосредующую трактовку толерантности как, во-первых, личностного качества, характеризующего отношение к ценностям, позициям, верованиям, поведению людей и выражающего стремление достичь с ними взаимное понимание, а также обрести личностно-значимый смысл толерантности [15], а во-вторых, способность личности к взаимодействию с окружающими людьми и продуктивному сотрудничеству, конструктивным действиям в пограничных ситуациях и ответственности за собственный выбор [11];

- социальность, проявляющуюся в моделях социально-устойчивого поведения, детерминированных требованиями общества и осуществляемых посредством правовых и социальных норм [16], и позволяющую рассматривать толерантность как социальную норму, основанную на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов;

- воспитуемость, предусматривающую процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния принятия, как окружающих, так и самого себя [17], и позволяющую толковать толерантность, как, во-первых, готовность личности к пониманию и признанию, сотрудничеству с другими людьми, а во-вторых, направленность личности на усвоение и реализацию социальной нормы, основанной на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов.

Вывод. Толерантность - это не просто конгломерат разнокачественных компонентов (субъектность, социальность, воспитуемость), а целостная динамичная система, представляющая собой диалектическое единство качеств, позиций, ценностей, способностей, активно-действенных состояний личности и социальных норм, сконцентрировавших в себе всеобщие идеи свободы и гуманизма. Между компонентами толерантности образуются различные зависимости (структурные, причинно-следственные и другие), которые и делают возможным выделение таких смыслообразующих аспектов дефиниции толерантности, как: личностные качества, способности личности, направленность личности, готовность личности.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Молоствов А.Н., Валиев А.Н. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16953 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674