Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Овешникова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
В статье инфраструктура региона как объект исследования рассматривается в виде многоуровневой системы, расчлененной по определенным признакам на составные подсистемы. Выделение элементов инфраструктуры, установление вертикальных и горизонтальных связей между ними дают комплексное представление о структуре исследуемого объекта. Представленная авторская классификация элементов инфраструктуры региональной экономики основана на определенных специфических признаках, на основе которых сгруппированы отрасли инфраструктуры и выделены их общие признаки. Проведенное исследование по определению состава инфраструктуры региона базируются на обширных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, занимающихся развитием региональной инфраструктуры. Приведенные в статье теоретические и практические аспекты исследований, позволили представить инфраструктуру региона как комплекс объектов, включающий следующие блоки: инновационный, инвестиционный, снабжающий, рыночный и производственный, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий региона.
региональная инфраструктура
региональная экономика
регион
классификация
блоки
компоненты
1. Абаев А.В. Влияние инфраструктуры на экономический рост в регионе // Развитие экономики и бизнеса: сб. науч. тр. / под ред А Ф. Шуплецова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 173 с.
2. Блохин, Ю.В. О сущности инфраструктуры, составе ее отраслей и их классификации / в кн.: Региональные проблемы размещения производства. – М.: Экономика, 1975. – 463 с.
3. Бойков И. П., Рыбаков Ф. Ф. Экономика для юристов: Учебник. М.: Проспект, 2002. С. 38-39.
4. Журавлева Н. А. Инфраструктура в системе экономической безопасности России. СПб., 2009. С. 29.
5. Инфраструктура и государственный бюджет / Под ред. проф. Г.П. Солюса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kredit-moskva.ru/kritika02.html
6. Овешникова Л.В. Содержание стратегического планирования
и прогнозирования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / Л.В. Овешникова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/109-9363 (дата обращения: 13.06.2013).
7. Семенкова Т.Г. Инфраструктура и сфера услуг// Мировая экономика и международные отношения. - 1971, № 3.
8. Терентьев В. Г. Особенности развития инфраструктуры в разных режимах общественного воспроизводства / В. Г. Терентьев // Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. Труды семинара. – М.: ВНИИСИ. –1979. –С. 5–11.
9. Шопенко Д. В. Развитие региональной инфраструктуры в условиях модернизации экономики : монография / Д. В. Шопенко, С. В. Кель- бах. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 150 с.
10. Шураева К.В. Особенности формировании механизма инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной деятельности в регионе / Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/262-2011-03-24-13-19-17
Инфраструктура - это характеристика общих условий результативного развития материального производства и социальной жизни, а не просто совокупность определенных отраслей. Именно создание оптимальных условий для производства товаров, их свободного движения и личного потребления в определенных регионах и есть приоритет, который отличает инфраструктуру от других видов деятельности, является основополагающим признаком выделения ее отраслей из национального хозяйства. В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых обществу, для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры, что неизбежно трансформируется в качественные и количественные характеристики инфраструктурного комплекса конкретного региона.

Деятельность инфраструктуры и влияние инфраструктуры на региональное развитие называют территориальными функциями инфраструктуры. Классификация инфраструктуры по функциональному признаку, позволяет выделить такие ее виды как: производственную, социальную, финансово-кредитную, информационную, инновационную, институциональную и т.д. [10] Первым о классификации инфраструктуры заговорил американский ученый П. Розенштейн-Родан, который и ввел этот термин в экономическую науку. Им выделены два основных вида инфраструктуры: хозяйственная (или производственная) и социальная.

Инфраструктура региона определяет общие условия эффективного развития территорий, создает оптимальные условия для производства товаров и услуг, товарообмена и личного потребления. Это выделяет инфраструктуру из национального хозяйства в самостоятельный вид деятельности.

Поиски западными учеными критерия отнесения той или иной сферы экономики к инфраструктуре привели к попыткам обобщить характерные для нее черты и выявить основной признак Д. Кларк, Е. Тухтфельд и другие экономисты считают, что инфраструктурные объекты характеризуются неделимостью, внешним эффектом, недостаточной рентабельпостью, неподчинением рыночному механизму.

Штолер Я. выделяет три вида инфраструктуры: техническую, экономическую и институциональную. Техническими признаками он считает неделимость сооружений, долгий срок жизни. Экономическими - называются экономический эффект, инвестиционный характер, высокая доля в издержках постоянного капитала, высокий риск инвестиций. Институциональные признаки - наличие различных институтов инфраструктуры, дефицитность инфраструктурных объектов, централизованные контроль и руководство, законодательную базу развития инфраструктуры. Однако определить главный критерий отнесения той или иной сферы хозяйства к инфраструктуре буржуазные экономисты не смогли. Об этом откровенно заявил Я. Штолер, который в итоге своих исследований пришел к выводу об отсутствии основного признака [5].

Региональная инфраструктура имеет определенные специфические признаки, на основе которых можно сгруппировать отрасли инфраструктуры и соответственно выделить их из совокупности отраслей общественного производства.

Инфраструктура региональной экономики состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. При этом каждый из них обладает специфическими свойствами. Соотношение ее составляющих образует структуру, поэтому далее необходимо исследовать виды региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав. Классификация инфраструктуры может быть проведена на основе ряда признаков. Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.

Р. Йохимсен различает материальную, институциональную, персональную части инфраструктуры. Под материальной инфраструктурой он понимает: совокупность всех сооружений, оборудования и производственных средств в народном хозяйстве, которые используются для энергоснабжения, обеспечения транспортом и телекоммуникациями; сооружения и т. д. Институциональная инфраструктура охватывает возникшие и узаконенные учреждения, в которых хозяйственные единицы формулируют свои экономические решения и осуществляют их в сотрудничестве с другими предпринимателями. Персональная инфраструктура включает «духовные, предпринимательские, профессиональные и прочие способности людей в условиях рыночного хозяйства» [5].

И. П. Бойков и Ф. Ф. Рыбаков [3] выделяют производственную, социальную, научно-техническую и рыночную инфраструктуру. Н. А. Журавлева [4] по функциональному назначению выделяет восемь основных видов инфраструктуры: энергетическую, транспортную, коммуникационную, экологическую, инновационную и др., отмечая, что методы управления ими существенно различаются.

По мнению Шопенко Д.В., общим классификационным признаком является ее разделение на производственную и социальную [9]. Однако на региональном уровне эту классификацию следует существенно уточнить. Инновационно-образовательная и институциональная инфраструктура играют в этой классификации особую роль, так как взаимодействуют со всеми видами функциональной инфраструктуры и определяют их развитие и саму модернизацию региональной экономики.

Социально-экономическое развитие региона характеризуют четыре группы показателей: 1) ресурсный потенциал (полезные ископаемые, земельные, лесные, водные ресурсы); 2) развитие энергетической инфраструктуры (дорожно-транспортной, коммуникационно-информационной, число и производственная мощность предприятий, стоимость их основных фондов); 3) развитие человеческого капитала, определяемое социальной инфраструктурой; 4) инвестиционный, инновационный и деловой климат, зависящий от институциональной инфраструктуры.

Абаев А.В. считает, что инфраструктура распадается на две большие категории: экономическую (производственную) и социальную. Экономическая включает в себя транспорт, связь, энерго- и водоснабжение. Социальная - объекты образования и здраво­охранения, Это деление достаточно условно, поскольку отдельные элементы инфраструктуры несут в себе как экономические, так и социальные черты. На­пример, образовательные учреждения, обычно относимые к социальной инфра­структуре, играют важную роль в генерировании человеческого капитала, кото­рый является важнейшим экономическим фактором роста [1].

Наряду с традиционно включаемыми в состав инфраструктуры такими отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, ремонтные и прочие вспомогательные службы, в этом случае относится подготовка кадров, производственное, и научное обеспечение, информационное обеспечение экономики, охрана тру­да на производстве.

Следует согласиться с мнением Красовского В.П., который под­черкивает, что круг отраслей и объектов, включаемых в состав ин­фраструктуры, характеризуется определенной гибкостью, в связи с чем не целесообразно предлагать строгую и жесткую классификацию инфраструктурных объектов. Инфраструктура - не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей» предпри­ятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в про­цессе общественного производства.

Представляет особый интерес точка зрения Семенковой Т.Г., ко­торая вскрывает политико-экономическое содержание категории инфраструктуры и ее связь с воспроизводственными процессами в регионе, утверждая, что условием существования всех инф­раструктурных объектов является объективная необходимость в них для нормального осуществления процесса расширенного воспро­изводства. Причем производительный характер отраслей предпри­ятий и учреждений, включенных в инфраструктуру, определяется не созданием прибавочного продукта на предприятиях, а связью с народным хозяйством в деле увеличения национального дохода в це­лом. То есть в инфраструктуру включаются практически все отрасли народного хозяйства за исключением промышленности и сельского хозяйства [7].

Терентьев В.Г. рассматри­вает инфраструктуру как комплекс, создающий общие условия, обеспечивающие транспортировку, аккумуляцию и распределение различных факторов и результатов производства. По его мнению, инфраструктура непосредственно обеспечивает развитие форм ор­ганизации общественного производства и прямо связана с углубле­нием разделения труда [8].

Блохин Ю.В. отмечает в своих трудах, что инфраструктуру со­ставляют вспомогательные, обслуживающие отрасли общего поль­зования, сферы материального производства и непроизводственной сферы, функциональная деятельность которых в процессе воспро­изводства обеспечивает условия нормальной производственной деятельности в отраслях основного производства. В отличие от ос­новного производства, функционирование инфраструктуры создает общие условия его существования [2].

В среде ученых-экономистов, занимающихся изучением институциональной экономики «...региональная инфраструктура представляет собой комплекс институтов, целевой функцией которых является создание условий для воспроизводства жизни населения посредством производства общественных и полуобщественных благ».

Приведенные взгляды ряда ведущих специалис­тов страны, а также точки зрения наиболее известных зарубежных специалистов свидетельствуют о достаточно серьезных разногласи­ях по составу, отраслевой и региональной принадлежнос­ти отдельных элементов инфраструктуры.

Таким образом, считаем, что вопрос об определении состава инфраструктуры, в частности в региональном аспекте, представляется весьма сложным, его окончательное решение требует дальнейших исследований в области классификации объектов по выполнению ими основных производственно-хозяйственных функций. Тем не менее, есть необходимость, определить состав объектов, входящих в систему инфраструктуры региона. Автор считает, что инфраструктура должна включать весь комплекс объектов, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий региона. В соответствии с этим в ее составе должны быть представлены отрасли, виды производств и деятельности: отрасли, обслуживающие основное производство; отрасли непроизводственной сферы, институциональной, коммуникационной, инвестиционно-финансовой, инновационно-развивающей сферы [6].

Необходимо экономически обоснованно сгруппировать составляющие региональной инфраструктуры по функционально-целевому принципу предприятия и отрасли, и определить предметные области их развития, определив конкретные цели и задачи.

Понятие региональной инфраструктуры имеет высокий содержательный смысл: все ее отрасли, субъекты и виды деятельности должны быть в определенном соответствии, как с обеспечиваемыми объектами, так и между собой, и быть управляемыми на уровне региона.

Нами предлагается следующая классификация инфраструктур­ных составляющих и соответствующих им видов деятельности в эконо­мике региона, обеспечивающая ее гибкий поэлементный состав (рисунок 1).

Рисунок 1. Составляющие инфраструктуры региональной экономики (авторский взгляд)

Такой подход позволяет систематизировать современные направ­ления экономической деятельности, определяющие ускоренные тем­пы устойчивого экономического развития региона. При этом инфраструктура может и должна рассматриваться как социаль­но-экономический базис развития потенциала региональной эко­номики. Инфраструктура интегрируется с общехозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, формирования инвестиционно привле­кательной экономики, создания предпосылок экономического роста и повышения уровня жизни населения региона.

Рецензенты:

Строева О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов Орловский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Орёл;

Сибирская Е.В., д.э.н., профессор кафедры статистики ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Овешникова Л.В. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16943 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674