Деятельность инфраструктуры и влияние инфраструктуры на региональное развитие называют территориальными функциями инфраструктуры. Классификация инфраструктуры по функциональному признаку, позволяет выделить такие ее виды как: производственную, социальную, финансово-кредитную, информационную, инновационную, институциональную и т.д. [10] Первым о классификации инфраструктуры заговорил американский ученый П. Розенштейн-Родан, который и ввел этот термин в экономическую науку. Им выделены два основных вида инфраструктуры: хозяйственная (или производственная) и социальная.
Инфраструктура региона определяет общие условия эффективного развития территорий, создает оптимальные условия для производства товаров и услуг, товарообмена и личного потребления. Это выделяет инфраструктуру из национального хозяйства в самостоятельный вид деятельности.
Поиски западными учеными критерия отнесения той или иной сферы экономики к инфраструктуре привели к попыткам обобщить характерные для нее черты и выявить основной признак Д. Кларк, Е. Тухтфельд и другие экономисты считают, что инфраструктурные объекты характеризуются неделимостью, внешним эффектом, недостаточной рентабельпостью, неподчинением рыночному механизму.
Штолер Я. выделяет три вида инфраструктуры: техническую, экономическую и институциональную. Техническими признаками он считает неделимость сооружений, долгий срок жизни. Экономическими - называются экономический эффект, инвестиционный характер, высокая доля в издержках постоянного капитала, высокий риск инвестиций. Институциональные признаки - наличие различных институтов инфраструктуры, дефицитность инфраструктурных объектов, централизованные контроль и руководство, законодательную базу развития инфраструктуры. Однако определить главный критерий отнесения той или иной сферы хозяйства к инфраструктуре буржуазные экономисты не смогли. Об этом откровенно заявил Я. Штолер, который в итоге своих исследований пришел к выводу об отсутствии основного признака [5].
Региональная инфраструктура имеет определенные специфические признаки, на основе которых можно сгруппировать отрасли инфраструктуры и соответственно выделить их из совокупности отраслей общественного производства.
Инфраструктура региональной экономики состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. При этом каждый из них обладает специфическими свойствами. Соотношение ее составляющих образует структуру, поэтому далее необходимо исследовать виды региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав. Классификация инфраструктуры может быть проведена на основе ряда признаков. Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.
Р. Йохимсен различает материальную, институциональную, персональную части инфраструктуры. Под материальной инфраструктурой он понимает: совокупность всех сооружений, оборудования и производственных средств в народном хозяйстве, которые используются для энергоснабжения, обеспечения транспортом и телекоммуникациями; сооружения и т. д. Институциональная инфраструктура охватывает возникшие и узаконенные учреждения, в которых хозяйственные единицы формулируют свои экономические решения и осуществляют их в сотрудничестве с другими предпринимателями. Персональная инфраструктура включает «духовные, предпринимательские, профессиональные и прочие способности людей в условиях рыночного хозяйства» [5].
И. П. Бойков и Ф. Ф. Рыбаков [3] выделяют производственную, социальную, научно-техническую и рыночную инфраструктуру. Н. А. Журавлева [4] по функциональному назначению выделяет восемь основных видов инфраструктуры: энергетическую, транспортную, коммуникационную, экологическую, инновационную и др., отмечая, что методы управления ими существенно различаются.
По мнению Шопенко Д.В., общим классификационным признаком является ее разделение на производственную и социальную [9]. Однако на региональном уровне эту классификацию следует существенно уточнить. Инновационно-образовательная и институциональная инфраструктура играют в этой классификации особую роль, так как взаимодействуют со всеми видами функциональной инфраструктуры и определяют их развитие и саму модернизацию региональной экономики.
Социально-экономическое развитие региона характеризуют четыре группы показателей: 1) ресурсный потенциал (полезные ископаемые, земельные, лесные, водные ресурсы); 2) развитие энергетической инфраструктуры (дорожно-транспортной, коммуникационно-информационной, число и производственная мощность предприятий, стоимость их основных фондов); 3) развитие человеческого капитала, определяемое социальной инфраструктурой; 4) инвестиционный, инновационный и деловой климат, зависящий от институциональной инфраструктуры.
Абаев А.В. считает, что инфраструктура распадается на две большие категории: экономическую (производственную) и социальную. Экономическая включает в себя транспорт, связь, энерго- и водоснабжение. Социальная - объекты образования и здравоохранения, Это деление достаточно условно, поскольку отдельные элементы инфраструктуры несут в себе как экономические, так и социальные черты. Например, образовательные учреждения, обычно относимые к социальной инфраструктуре, играют важную роль в генерировании человеческого капитала, который является важнейшим экономическим фактором роста [1].
Наряду с традиционно включаемыми в состав инфраструктуры такими отраслями, как транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, ремонтные и прочие вспомогательные службы, в этом случае относится подготовка кадров, производственное, и научное обеспечение, информационное обеспечение экономики, охрана труда на производстве.
Следует согласиться с мнением Красовского В.П., который подчеркивает, что круг отраслей и объектов, включаемых в состав инфраструктуры, характеризуется определенной гибкостью, в связи с чем не целесообразно предлагать строгую и жесткую классификацию инфраструктурных объектов. Инфраструктура - не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей» предприятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в процессе общественного производства.
Представляет особый интерес точка зрения Семенковой Т.Г., которая вскрывает политико-экономическое содержание категории инфраструктуры и ее связь с воспроизводственными процессами в регионе, утверждая, что условием существования всех инфраструктурных объектов является объективная необходимость в них для нормального осуществления процесса расширенного воспроизводства. Причем производительный характер отраслей предприятий и учреждений, включенных в инфраструктуру, определяется не созданием прибавочного продукта на предприятиях, а связью с народным хозяйством в деле увеличения национального дохода в целом. То есть в инфраструктуру включаются практически все отрасли народного хозяйства за исключением промышленности и сельского хозяйства [7].
Терентьев В.Г. рассматривает инфраструктуру как комплекс, создающий общие условия, обеспечивающие транспортировку, аккумуляцию и распределение различных факторов и результатов производства. По его мнению, инфраструктура непосредственно обеспечивает развитие форм организации общественного производства и прямо связана с углублением разделения труда [8].
Блохин Ю.В. отмечает в своих трудах, что инфраструктуру составляют вспомогательные, обслуживающие отрасли общего пользования, сферы материального производства и непроизводственной сферы, функциональная деятельность которых в процессе воспроизводства обеспечивает условия нормальной производственной деятельности в отраслях основного производства. В отличие от основного производства, функционирование инфраструктуры создает общие условия его существования [2].
В среде ученых-экономистов, занимающихся изучением институциональной экономики «...региональная инфраструктура представляет собой комплекс институтов, целевой функцией которых является создание условий для воспроизводства жизни населения посредством производства общественных и полуобщественных благ».
Приведенные взгляды ряда ведущих специалистов страны, а также точки зрения наиболее известных зарубежных специалистов свидетельствуют о достаточно серьезных разногласиях по составу, отраслевой и региональной принадлежности отдельных элементов инфраструктуры.
Таким образом, считаем, что вопрос об определении состава инфраструктуры, в частности в региональном аспекте, представляется весьма сложным, его окончательное решение требует дальнейших исследований в области классификации объектов по выполнению ими основных производственно-хозяйственных функций. Тем не менее, есть необходимость, определить состав объектов, входящих в систему инфраструктуры региона. Автор считает, что инфраструктура должна включать весь комплекс объектов, обеспечивающих процесс производства и условия воспроизводства деятельности предприятий региона. В соответствии с этим в ее составе должны быть представлены отрасли, виды производств и деятельности: отрасли, обслуживающие основное производство; отрасли непроизводственной сферы, институциональной, коммуникационной, инвестиционно-финансовой, инновационно-развивающей сферы [6].
Необходимо экономически обоснованно сгруппировать составляющие региональной инфраструктуры по функционально-целевому принципу предприятия и отрасли, и определить предметные области их развития, определив конкретные цели и задачи.
Понятие региональной инфраструктуры имеет высокий содержательный смысл: все ее отрасли, субъекты и виды деятельности должны быть в определенном соответствии, как с обеспечиваемыми объектами, так и между собой, и быть управляемыми на уровне региона.
Нами предлагается следующая классификация инфраструктурных составляющих и соответствующих им видов деятельности в экономике региона, обеспечивающая ее гибкий поэлементный состав (рисунок 1).
Рисунок 1. Составляющие инфраструктуры региональной экономики (авторский взгляд)
Такой подход позволяет систематизировать современные направления экономической деятельности, определяющие ускоренные темпы устойчивого экономического развития региона. При этом инфраструктура может и должна рассматриваться как социально-экономический базис развития потенциала региональной экономики. Инфраструктура интегрируется с общехозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, формирования инвестиционно привлекательной экономики, создания предпосылок экономического роста и повышения уровня жизни населения региона.
Рецензенты:
Строева О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов Орловский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Орёл;
Сибирская Е.В., д.э.н., профессор кафедры статистики ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Овешникова Л.В. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16943 (дата обращения: 11.09.2024).