Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЕЙ В ЭРИТРЕЕ

Борытко Н.М. 1 Джилиа Ф.А. 1
1 ГОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Проведен анализ взаимосвязи истории зарождения и развития образовательных (педагогических) ресурсных центров с 1960-х годов по настоящее время в контексте изменения социально-экономических условий в Эритрее и в развивающихся странах. Рассмотрены функции ресурсных центров, содержание их деятельности, управление, вовлечение в управление ресурсными центрами представителей местного сообщества и профессиональных ассоциаций и организация на этой основе государственно-общественного управления ими. Потенциал ресурсных центров наиболее полно раскрывается в условиях децентрализации управления образованием, вовлечения в его управление местного сообщества, а также широкого применения кластерной системы организации школ. Делается вывод о том, что скоординированная работа ресурсных центров и школьных кластеров также помочь в центрации обучения на интересах ребенка (гуманитаризации образования), расширении методов интерактивного обучения, выработке более четких целей для обучения и развития детей.
интерактивное обучение
центрированное на ребенке обучение
профессиональное развитие учителей
образовательный/педагогический ресурсный центр
1. Anderson, S. (Ed).2002.Improving schools through teacher development: cases studies of the Aga Khan Foundation Projects in East Africa. Lisse, The Netherlands: Swets &Zeitlinger
2. Contreas, M.E.; Talavera Simoni, M.L.2003.The Bolivian education reform. Case studies in large –scale education reform .Education country studies: Education reform and Management Publication Series, Vol.2, No 2, November 3003.Washington, DC: World Bank.
3. De Grauwe, A.; Carron, G. 2001. Resource centres as close-to-school- support service. For IIEP Training Workshop on Reforming on School Supervision for Quality Improvement, Grenda, 16 to 24 August, 2001. Paris: IIEP-UNESCO.
4. De Grauwe, A.;Carron,G.2001.Resource centers as close –to school support service .For IIEP training workshop on Reforming School Supervision for Quality Improvement , Grenada,16 to 24 August ,2001.Paris : IIEP-UNESCO.
5. DFES. 2002a. Education action Zones. Achievement through partnerships: The experience of Education Action Zones- three case studies. Retrieved on March 2006 at: www.standards.dfes.gov.uk
6. Duhamel, M.; Houchot, A.; Richon, H.-G.; Cuby, J-F.; Moulin, Y.; Roze, O.; Symankiez, C. 2003. L' evolution du reseau des ecoles primaires: rapport d' etape. Paris: Ministere de la Jeunesse, de l'Education nationale et de la Recherche.
7. Geeves, R. 2003. Operational Planning for school cluster development: Inception report. Phnom Penh: Cambodia Ministry of Youth, Education and Sports: UNICEF/Sida.
8. Giordano, E.A.(2008).School Clusters and Teacher Resource Centers .UNESCO; International Institute for Educational Planning
9. Herriot, A.; Crossley, M.; Juma, M. Waudo, J; Mwirotsi, M.; Kamau, A. 2002. “The development and operation of head teacher support groups in Kenya: a mechanism to create pockets of excellence, improve the provision of quality education and target positive changes in the community”. In: International Journal of Education Development, 22(5), 509-526.
10. Hoopers, W. 1998. “Teachers’ resource centers in Southern Africa: An investigation into local autonomy and educational change”. In: International Journal of Education Development, 18(3), 229-246. http://www.equip 123.net/docs/e2-Acctparticipation_policy%20.pdf.
11. Knamiller, G. (Ed.). 1999. The effectiveness of teacher resource centre strategy. Education research paper No.34. London: DFID.
12. MacNeil, J. 2004. School- and cluster-based teacher professional development: Bringing teacher learning to the schools. EQUIP 1 Working Paper. No. 1. Washington, DC: USAID.
13. Ministry of Education (2004), Education Sector Development Program Technical Committee Meeting (31 March- 2 April (2004) Information Pack. Asmara.
14. Ministry of education (2004), Standard Resources Required for a Pedagogic Resource Center (PRCs). Asmara.
15. Ministry of Education, Republic of Zambia (1996) Paper presented on Teachers’ Resource Centers at Regional Workshop held in Arusha, Tanzania.
16. MOE, Lesotho (1996) Paper presented on Teachers’ Resource Centers at Regional Workshop held in Arusha, Tanzania.
17. Ribchester, C.; Edwards, W.J. 1998. “Co-operation in the countryside: small primary school clusters”. In: Educational studies, 24(3), 281-294.
18. Richards, C. 1996. “Microcenters for rural schools in Chile: Centers for learning with extension”. In: S. Schaeffer and R. Govinda. Innovations in school based management: Towards a new framework for school management: creating stronger partnerships for better education. Paris: UNESCO.
Исторически образовательные ресурсные центры (ОРЦ) в таких формах как учительский ресурсный центр (УРЦ), педагогический консультационный центр (ПКЦ), педагогический/образовательный ресурсный центр (ОРЦ), учебный ресурсный центр (УРЦ)  и др. существуют с 1960-х годов. Впервые они были созданы в Великобритании и США. Оттуда практика образовательных ресурсных центров распространилась на многие страны Африки, Азии и Латинской Америки.

В 1977-78 учебном году ОРЦ были введены в школьную систему Эритреи, когда она еще была в составе Эфиопии. В то время они включали в себя центральный провинциальный офис и региональные офисы, работающими с каждой школой. Они были активны на начальной стадии работы. Однако их популярность снизилась, поскольку они оказались неспособными привлечь внимание и интерес как педагогов, так и школьников. Это произошло главным образом из-за отсутствия материалов и кадров, в связи с затяжной войной между Эфиопией и Эритреей.

Когда в 1991 году. Эритрея стала независимым государством, началось реформирование системы образования по четырем направлениям: достижение качества, доступности, справедливости и актуальности образования. Министерство образования Эритреи приступило к определению образовательных приоритетов. Постепенно, после провозглашения независимости Эритреи, активность ресурсных центров пошла на спад и в 1994/95 учебном году они были закрыты для реорганизации.

В 1996-97 гг. ресурсные центры были воссозданы в рамках общей стратегии консолидации систем поддержки школьной системы Эритреи. Были сформулированы ключевые принципы управления ресурсными центрами и школами, установлены связи с региональными и международными организациями, предприняты усилия для подготовки координаторов ресурсных центров на национальном и региональных уровнях. Чтобы улучшить качество учения и преподавания, акцент был сделан на работе ресурсного центра с группой школ путем оказания профессиональной помощи их руководителям, педагогам и другим работникам [13].

В 1999 г. решением Министерства образования при помощи Датского агентства международного развития (ДАМО) были воссозданы 23 ресурсных центра с финансированием через шесть зон страны. С декабря 2022 по июль 2004 гг. было проведено интенсивное обучение координаторов ресурсных центров с целью максимально использовать их потенциал в реализации программы развития системы образования Эритреи. Такая программа была разработана на пятилетний срок (2004-2008 гг.) и была направлена на повышение качества, доступности, равенства и актуальности образования; поощрение профессионального образования с акцентом на естественные науки, технологии и коммуникационные навыки; развитие потенциала повышения квалификации учителей [14].

Однако, в системе образования Эритреи сохраняются нерешенные задачи: недостаточно дидактических материалов, низкая квалификация учителей и недостаточная эффективность их работы, неразвитость управления и стимулирования. Ресурсные центры призваны сыграть ключевую роль в решении этих проблем совершенствования качества образования в системе школ Эритреи. В Концепции быстрого преобразования (The Concept Paper for Rapid Transformation [14]) министерством выделены новая ориентированная на ученика программа и интерактивные методики, которые направлены на осознанное учение. В этой стратегии ожидается, что ресурсные центры сосредоточатся на локальных программах подготовки учителей, с участием местных заинтересованных сторон, при их активном сотрудничестве для управления и совершенствования системы образования. Педагогический блок сделал усилие, чтобы реабилитировать и переориентировать функции ресурсных центров [DGE, 2002] и, соответственно, цели и основное назначение этих центров, обязанностей координаторов, руководителей, директоров были уточнены. Главным образом, цель ресурсных центров состоит в том, чтобы улучшить работу учителей через обучение и вовлечение их в совершенствование учебной программы, сделать ресурсный центр центром распространения идей и успешного опыта, связанного с планированием, управлением, методологией, разделением ресурсов, чтобы они были доступными для учителей и учащихся, организуя тренинги и семинары на актуальные темы и т.д.

В настоящее время образовательным ресурсным центрам в Эритрее не хватает необходимых материальных и человеческих ресурсов, слабо используется профессиональная подготовка, практикумы и семинары, результаты обучения не реализуются в практике работы учителей, сотрудники не проявляют заинтересованность и инициативу и т.д. Все эти факторы создают препятствия для улучшения качества образования в школьной системе Эритреи. Они являются прямым препятствием, стоящим на пути стратегии политики национального образования; не позволяющим усовершенствовать практику обучения должным образом. Кроме того, плохо развита координация образовательных ресурсных центров и групп школ из-за больших расстояний и недостаточного количества сотрудников центров и невысокого качества их подготовки. В результате доступ к услугам и возможностям для развития потенциала и навыков преподавателей серьезно ограничен. Кроме того, существует низкий уровень участия и вовлеченности родителей и общества в этом направлении, что может привести к недостаточности управления имеющимися ресурсами, которые влияют на улучшение образования [9]. Вышеупомянутые проблемы ведут к негативным последствиям и сводят на нет все усилия по развитию образовательных ресурсных центров. Поэтому изучение образовательных ресурсных центров Эритреи проводится нами с целью исследовать предпосылки этих проблем во множественных контекстах и найти меры по усилению системы поддержки образовательных ресурсных центров для качественного образования в Эритрее.

Что касается развития образовательных ресурсных центров в целом, национальная политика в сфере образования в некоторых развитых и развивающихся странах сосредоточена на доступности, качестве, справедливости, эффективности и актуальности для реформы образования с помощью систем активной поддержки. Планирование образования вместе с политикой стремятся внести существенные образовательные изменения сопоставления, ориентации, действия, оценки, планирования в области образования и коррекции образовательных программ строго [8] приводит к национальному развитию. Во многих сельских и городских районах Латинской Америки, Азии и Африки, и даже в промышленно развитых странах разработана модель системы поддержки. Эти центры имеют значительное положительное влияние из-за своей компактности, компетентного персонала, методических пособий и т.д. Они нацелены на улучшение качества образования [11]. Эта модель также разработана с библиотеками для учителей, экзаменационными центрами, общественными собраниями. Проводились встречи координаторов программ и персонала для более эффективной работы. Акцент делается на энтузиазме учителя и вовлеченности персонала, учащихся и общества для достижения значительных результатов в работе ресурсных центров.

Особенно большие трудности в предоставлении образования достойного качества испытывают школы в бедных и труднодоступных районах, поскольку к ним тредно добраться учителям, обеспечить их необходимыми ресурсами и услугами. Они страдают от плохой связи с ресурсными центрами и кластерными (базовыми) школами. Чтобы исправить ситуацию, некоторые страны, такие как Перу и Боливия, Великобритания и Индия, уже разработали идею кластеризации, т.е. группировки школ вместе, чтобы они могли делиться опытом и практикой, получая таким образом взаимную выгоду. Кластер представляет собой сеть поддержки и идей для создания и распространения педагогических инноваций и успешной школьной практики [18]. Ресурсный центр располагается на территории кластерной школы для профессионально-педагогической поддержки учителей. Исследования Мака Нейла (Mac Nail) в 2004 году [12] и Хопперса (Hoppers) в 1998 году [10] показали, что многие программы помощи использовали ресурсные центры для обеспечения долгосрочных программ обучения неподготовленных учителей. Также, в некоторых сельских и городских районах была разработана система распространения требуемых информационных коммуникационных технологий (ИКТ) для оснащения школ доступом к сети Интернет и вовлечения в этот процесс учеников, родителей и общества. Обучение на кластерной основе и практика профессионального развития считаются мало затратной и эффективной стратегией.

Консультационные центры для учителей в Кении предоставляют информацию для учителей, проводят открытые уроки, разрабатывают учебные пособия из местных материалов, проводят исследования потребностей местного образования и распространяют информацию об инновациях учебной программы [9]. Инвестиции в преподавателей консультационных центров для учителей помогают как поддержать профессионализм учителей и способность использовать материалы, так и улучшить результаты классной практики [1].

Образовательная политика и стратегия правительства направлены на укрепление образовательных ресурсных центров, приближение их к школам, децентрализацию, организацию и управление структурой ресурсов и программных мероприятий. Акцент сделан на профессиональной подготовке, проведении семинаров и практикумов, удовлетворении выявленных потребностей, подготовке учебно-методических материалов, осуществлении новых изменений, образовательных инноваций, предоставлении библиотечных услуг, проведение профессиональных обсуждений и обмена идеями и опытом. Таким образом, предполагается преодолеть отставание в программах и методах оценивания программ [15; 16]

Ресурсная модель Великобритании получила широкое распространение, в связи с ее инновационной стратегией на развитие условий преподавания и учения через школьные кластерные программы, децентрализацию реформ в области образования, передачу на места ответственности за школьное управление, поощрение школьной автономии и вовлечения местного сообщества в финансирование образования [11].

Управление образовательными ресурсными центрами осуществляется комитетом, который состоит из руководителя районной администрации, чиновника по вопросам образования района, районной инспекции, районной службы занятости, представителей местной Ассоциации директоров школ, представителей Ассоциации родителей и учителей (АРУ), представителей Совета управляющих, Председатель районного комитета образования, представители Комитета по делам женщин, местной ассоциации работодателей, местного национального педагогического колледжа, представители районной профессиональной ассоциации, координаторов ресурсного центра. Этот Комитет решает административные и финансовые аспекты, профессиональные вопросы и управляет ресурсным центром.

Заинтересованные в системе среднего образования в районе стороны участвуют в процессе принятия решений. Повседневные вопросы ресурсного центра решает координатор, который является штатным сотрудником и государственным служащим [3].

Надзор на уровне кластера позволяет включенно рассматривать вопросы, с которыми сталкиваются учителя и руководители школы [3; 4], осуществлять педагогический надзор и консультирование, руководство и информирование. Такие вмешательства предназначены для улучшения школьной практики. Некоторые программы преподаватели ресурсного центра реализуют для поддержки развития учителя через наблюдение в классе, обратную связь, а также наблюдение за ходом обучения. Комитет планирует и осуществляет свои собственные программы развития этих центров и периодических расходов, которые включены в национальный бюджет [16]. Районное управление образованием обеспечивает службу поддержки кластерных школ и рекомендации в процессе планирования. На уровне провинции предлагаются гранты поддержки кластерных школ в целях децентрализации образования. Школьные кластеры теперь отвечают за управление фондами для оперативных расходов и разработки своих собственных планов действий улучшения качества образования путем планирования, мониторинга и оценки [2; 7]. Группы учителей и кластеры стимулируют преподавателей, руководителей и администраторов сосредоточиться на общих целях, что помогает добиться улучшения рабочих отношений, вырабатывать общие приоритеты и развивать потенциала на благо образования учащихся, как сообщает Всемирный банк [2]. Участие родителей в финансировании и управлении школ и ресурсных центров является существенным фактором поддержки потенциально успешных программ [1].

Школьные кластеры и ресурсные центры служат потенциально эффективной базой для подготовки учителей без отрыва от работы и поддержки их усилий для улучшения качества образования. Радж Кханья (Raj Khania,1979) отмечает, что ресурсные центры играть позитивную роль в деле улучшения процесса обучения. Сетевое сотрудничество педагогов приводит к позитивным изменениям в обучении с помощью их объединения в группы, взаимоподдержки и профессиональной подготовки на основе реальных потребностей. Преподаватели мотивируются через тренинги в кластерах, повышается их профессионализм, что положительно влияет на обучение предметным областям. Возможность встретиться с другими учителями также улучшает моральный дух учителей. В Непале профессионализм преподавателей был повышен за счет их консультирования и профессиональной подготовки. Ресурсные центры и кластерные школы также играют роль в повышении внимания учителей к вопросам центрированных на ребенке методов обучения и воспитания, в подготовке соответствующих методических материалов, а значит и повышении результатов обучения. В результате методы, используемые преподавателями в классе, центрированное на ребенке обучение реализуется в каждой школе. Могут быть рассмотрены и дополнительные мероприятия в этом направлении.

Скоординированная работа ресурсных центров и школьных кластеров также помочь в выработке более четких целей для обучения и развития детей. Проблемные группы учителей, работающие в рамках школьных кластеров и сетевых школ, согласуют критерии качества обучения и определяют уровни профессиональных умений каждого педагога [6; 17], облегяают доступ к материалам для более широкого охвата учебных программ и программ дополнительного образования в сфере науки, техники, языка и искусства.

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательные (или педагогические) ресурсные центры могут стать мощным средством поддержки роста методического мастерства учителей в условиях применений кластерной системы школьного образования и децентрализации управления школами при вовлечении в их финансирование и управление представителей местного сообщества.

Рецензенты:

Власюк И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Куликова С.В., д.п.н., профессор, зам. зав. кафедрой по научной работе и профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Борытко Н.М., Джилиа Ф.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЕЙ В ЭРИТРЕЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16933 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674