В настоящее время в содержательном аспекте высшего профессионального образования наблюдается существенное смещение акцентов в сторону принципа профессиональной направленности, «...предполагающего уже на младшей ступени вуза включение в учебный материал как профессионально значимых фундаментальных знаний, так и таких способов деятельности, аналоги которых придется «осуществлять» выпускникам вузов в будущем» [4]. В результате активно разрабатываются и внедряются в педагогическую практику инновационные образовательные технологии, модели, методы и инструменты. Компетентностно-ориентированные ФГОС нового поколения значительно влияют на содержание и реализацию образовательного процесса, переводя их на интерактивную и деятельностную основу [7; 8; 11]. Реформирование образовательного процесса, в том числе и в классическом вузе, происходит, главным образом, на основе инновационных технологий, а также личностно-ориентированного и проблемно-исследовательского обучения.
Обновленные ФГОС ставят обучаемого в центр образовательной парадигмы, выстраивая процесс компетентностно-ориентированного обучения с учетом его личности. Это представляется вполне логичным, т.к. в последнее время процессы самоподготовки и личностного развития будущих специалистов четко отражают тенденции, характерные для эпохи смарт-образования [1]. Они заключаются в том, что сегодняшним студентам вузов свойственна самостоятельная, осознанная и творческая когнитивная деятельность в информационной среде (активный поиск, анализ и структурирование информации, креативное выражение собственного «я»: ведение микроблогов или видеоблогов, создание музыкального, фото-, видео- и мультимедиа контента, авторское оформление собственных интернет-страниц и т.п.). Учитывая этот факт, представляется невозможным игнорировать возросшую информационную активность студентов при планировании образовательной деятельности. Необходимо адаптировать процесс обучения иностранному языку в вузе под сложившиеся условия, т.е. создать такую образовательную среду, которая дала бы возможность студентам влиять на цели, стратегию, алгоритм и результаты своего обучения, т.е. быть активными участниками образовательного процесса.
Адаптация процесса обучения к ожиданиям студентов в контексте обновленных ФГОС
В студенческой среде все чаще можно услышать мнение о том, что в России уже наступило то время, когда молодые люди начинают понимать, что наличие компетенций гораздо важнее «сухих» формулировок в их дипломах. Следуя стремлению оптимизировать процесс профессиональной иноязычной подготовки студентов, на кафедре иностранных языков ТулГУ в осеннем семестре 2013-2014 уч. года в рамках кафедральной темы научных исследований среди обучающихся по широкому профилю экономических специальностей (128 чел.) был проведен письменный опрос-эссе на тему «Какие компетенции Вы считаете ключевыми в Вашей будущей профессиональной деятельности?».
Проанализировав результаты проведенного опроса, мы выделили 5 ключевых компетенций необходимых для будущей профессиональной деятельности, предложенных студентами ТулГУ. Эти компетенции, прошли пороговую отметку и были выделены более чем у 50 % опрошенных. При описании компетенций, представленном ниже, мы пользуемся расширенными студенческими комментариями, отражающими их сущность, специфику и содержание. В итоге таковыми являются:
- профессиональная компетенция (обладание профессионально ориентированными знаниями, умениями и навыками; способность осуществлять эффективную профессиональную деятельность; способность к постановке целей, их осмыслению и достижению; способность добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения как собственные, так и других людей);
- компетенция в сфере информационно-цифровых технологий (обладание знаниями, умениями и навыками в области информационно-цифровых технологий для решения текущих и нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности; способность осуществлять мгновенный поиск и анализ необходимой информации (опыта) и обмен ею (им);
- коммуникативная компетенция: умение общаться на иностранных языках с учетом осознания своей культурной принадлежности, понимания культурных различий и умения взаимодействовать с представителями других культур (способность осуществлять профессиональную деятельность на иностранном языке; осознавать и учитывать особенности иноязычных бизнес-культур; делать доклад и презентацию на иностранном языке);
- деловая компетенция: дух инициативы и предприимчивости (способность к целеполаганию; способность проявлять лидерские качества; умение успешно работать «в команде»; генерировать, аккумулировать и реализовывать креативные идеи в профессиональной деятельности);
- когнитивная компетенция: способность к самообразованию (стремление и готовность реализовать свой потенциал при успешном решении проблемных задач в процессе профессиональной и других видов деятельности, а именно: знание алгоритма учебной деятельности и самопознания, умение применять эти знания на практике, наличие опыта самостоятельной познавательной деятельности).
Таким образом, на основе проведенного анализа ожиданий студентов был сделан вывод о необходимости проведения планомерной работы по развитию указанных выше компетенций средствами иностранного языка с помощью личностно-ориентированных, проблемно-исследовательских образовательных технологий и персонифицированных образовательных технологий [2] на основе активных и/или интерактивных методов обучения. В этом случае содержание иноязычного образования в классическом вузе будет отвечать целям ФГОС нового поколения.
Следует отметить, что одним из наиболее эффективных методов формирования и развития перечисленных выше компетенций является кейсовый метод, т.к. это интерактивный метод обучения, применяемый для решения образовательных задач [1; 5; 8; 11; 12]. Суть этого метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных практико-ориентированных проблем (кейсов) с целью формирования у студентов профессиональной иноязычной подготовки. Задача студентов - осмыслить предложенную конкретную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, четко сформулировать, а также квалифицировать проблему и выработать определенный алгоритм деятельности, который приведет к решению проблемы [1-3; 5; 11; 12]. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, их интересы, когнитивную активность, выработанный стиль мышления и поведения, что дает возможность широко использовать его для обучения иностранному языку в рамках будущей профессии.
Однако в стремлении придерживаться личностно-ориентированного подхода и персонификации обучения в вузе ошибочно, на наш взгляд, полагаться только на потенциал кейсового метода как единственного эффективного. Основоположник гуманистической педагогики К. Роджерс подчеркивал необходимость познания обучаемым своих собственных потребностей и индивидуальных особенностей, а также важность их соотнесения с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют актуальную ценность для него [10]. А для этого необходимо наполнить содержание обучения в вузе не только важными с профессиональной точки зрения, но и жизненными проблемами студентов, создать такие учебные ситуации, в которых обучающиеся могли бы взаимодействовать со значимыми для них лично проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить. В таком случае обучение будет воплощать идеи современного коучингового подхода в образовании. В основе этого принципиально нового подхода в педагогической науке и практике лежит «постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала обучающегося, а также его самоактуализации и диалогичной позиции самого процесса обучения» [13].
Моделирование алгоритма работы с иноязычными учебными кейсами при формировании ключевых компетенций у будущих специалистов на базе коучинг-технологии
Опираясь на цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе, а именно: формирование у студентов профессиональных и ключевых компетенций, их самоактуализацию и мобилизацию внутреннего потенциала, нам представляется логичным выдвинуть гипотетическое предположение о том, что для достижения наилучших образовательных результатов работа с кейсом должна строиться в соответствии с четким алгоритмом, выстроенным на базе коучинг-технологии.
При моделировании авторского подхода/алгоритма работы с кейсами мы опирались на такие фундаментальные педагогические принципы, как научность, целостность, доступность, информативность, познавательность, связь с жизнью, профессиональная целесообразность, культуросообразность и обучение в коллективе.
Мы также принимали во внимание успешные образцы стратегий работы с кейсами, описанные в современной отечественной и зарубежной литературе [1; 5; 8; 10; 13], а также эффективную зарубежную коучинг-технологию GROW. В основе этой технологии (GROW - от англ. «рост»), предложенной Дж. Уитмором [13], лежит определенная последовательность постановки эффективных вопросов для решения проблемной ситуации. Для простоты запоминания используется мнемоническое правило GROW:
Goal - постановка цели (Какова наша цель? Какова проблема, которую необходимо решить? Измерима ли наша цель?);
Reality - анализ реальности (В какой ситуации мы находимся? Какими ресурсами располагаем?);
Options - определение возможностей к действию (Какими методами мы будем действовать? Что еще мы можем сделать?);
Will - воспитание воли к действию (Какие выбранные варианты работают? Какова самоорганизация и правильно ли мы управляем временем для решения проблемы?)
Нами создан алгоритм работы с профессионально ориентированными кейсами на базе коучинг-технологии, который представляет собой определенную последовательность этапов, оформленных в виде четырех основных «блоков движения» по коучинг-траектории и ряда взаимосвязанных шагов (Табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм работы с профессионально ориентированными кейсами на базе коучинг-технологии GROW при обучении иностранному языку
-1- Goal: Этап мотивации и постановки цели |
1)Работа над кейсом в учебной группе начинается с детального разбора и обсуждения названия кейса. Важно ли название кейса в дальнейшей постановке цели? Дает ли оно дополнительную информацию для наилучшего понимания цели? |
2)С помощью онлайн-источников (информационных, информационно-аналитических и новостных сайтов, блогов, подкастов и т.п.) студентам предоставляется краткая «история» кейса, где происходит постановка цели, озвучивается проблема (дилемма), которую необходимо решить. |
|
-2- Reality: Этап анализа реальности и планирования эффективных действий |
1)Для удобства интерпретации кейса студенты снабжаются ключевыми словами с помощью «майндмэппинга» (карты инфографики интеллекта или карты мыслей) и/или «облаков тегов» (визуального представления списка категорий, меток, тегов и ключевых слов) по обсуждаемой теме. Они содержат минимальный профессионально ориентированный и клишеированный вокабуляр, необходимый для дальнейшего обсуждения кейса. |
2)Обучающиеся обеспечиваются разноплановой информацией о событиях, предшествовавших и сопутствующих событиям кейса. Для аналитического изучения приводятся различные онлайн-источники; происходит как групповая, так и индивидуальная работа по поиску, анализу, структурированию информации, а также по переведению ее в удобную для восприятия форму. |
|
-3- Options: Этап определения возможностей к действию, реализация плана |
1)Студенты получают ряд вопросов для «мозгового штурма», а также обращаются к различным информационным источникам в сети (сайты компаний и корпораций, информационные, информационно-аналитические и новостные онлайн-издания и т.п.). |
2)Для разностороннего и полноценного анализа ситуации изучается то, каким образом проблема нашла отражение в массовой культуре, на научно-технических и научно-исследовательских сайтах. Предлагаются вопросы для группового обсуждения. |
|
3)Приводятся аудио- и видеоматериалы, содержащие мнения авторитетных лиц (экономистов, топ-менеджеров, политиков и т.п.) Происходит анализ ситуации и поиск возможных путей решения проблемы.
|
|
-4- Will: Этап воспитания воли к действию и логическое завершение посредством действия (рефлексия) |
1)Заключительный этап кейс-стади предполагает «рассказывание истории»; происходит обобщение материала, предлагаются конкретные пути решения проблемы. Нестандартный и креативный формат изложения материала также приветствуется. Это могут быть: ежегодный отчет, презентация, TED-конференция (особый формат конференций, миссия которых состоит в распространении уникальных идей: «ideas worth spreading»), социологическое исследование, статья в газете или журнале, сравнение трендов и т.п.
|
Эксперимент по проверке эффективности внедрения алгоритма работы с иноязычными профессионально ориентированными учебными кейсами на базе коучинг-технологии и его результаты
В весеннем семестре 2013-2014 уч. года на кафедре иностранных языков ТулГУ был проведен эксперимент с целью проверки эффективности внедрения созданного алгоритма работы с кейсом в процесс профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов. Использовались такие научные методы исследования, как комплексный педагогический мониторинг, опрос преподавателей, анкетирование студентов, педагогическая квалиметрия, анализ документации (журналов успеваемости; учетных ведомостей текущей, рубежной и итоговой аттестации студентов) и педагогического опыта.
На констатирующем этапе с помощью лексико-грамматических тестов, содержащих также профессионально ориентированную лексику и терминологию, были отобраны студенты с относительно одинаковым уровнем языковой подготовки.
На формирующем этапе в случайном порядке были сформированы 2 группы студентов: экспериментальная (18 чел.) и контрольная (18 чел.). В ходе эксперимента были задействованы студенты ТулГУ экономических специальностей второго года обучения, т.к. именно в этот период на первый план в процессе иноязычной подготовки выходит профессионально ориентированная составляющая.
Внедрение алгоритма работы происходило на основе пяти интерактивных учебных кейсов, разработанных группой авторов кафедры иностранных языков ТулГУ и размещенных на образовательных платформах. Количество отобранных для опытно-экспериментальной работы кейсов было пропорционально доле, отведенной интерактивным образовательным технологиям в утвержденных рабочих программах по инженерным направлениям подготовки, а именно: 25-30 %. В контрольной группе обучение проходило согласно традиционной методике.
Так как авторский алгоритм работы с кейсом был выстроен в соответствии с ожиданиями студентов, то для проверки его эффективности мы выделили пять критериев, наиболее полно отражающих содержание формируемых компетенций. К ним относятся: 1) развитие навыка употребления иноязычной профессионально ориентированной лексики и терминов; 2) развитие навыка устной презентации материала на иностранном языке; 3) развитие навыка работы с информационно-цифровыми технологиями; 4) развитие навыка полилогической «работы в команде» на иностранном языке; 5) развитие навыка целеполагания на иностранном языке.
На данном этапе исследования по внедрению созданного нами алгоритма в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе мы уже получили определенные результаты, подтверждающие наше гипотетическое предположение. На основе статистической обработки полученных данных и постоянного комплексного мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов в условиях работы по ФГОС нового поколения было установлено, что применение созданного нами алгоритма при работе с кейсами на базе коучинг-технологии способствует:
а) улучшению профессиональной иноязычной подготовки студентов (наращивание профессионального вокабуляра; приобретение знаний о специфических речевых клише, употребляемых в той или иной ситуации; знакомство с профессиональными жаргонизмами; формирование профессиональной культуры общения и т.д.);
б) смещению акцентов в процессе обучения в сторону наращивания когнитивного потенциала студентов (выход на первый план активной самостоятельной познавательной деятельности; приобретение новых знаний и развитие общих представлений; развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою; приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем; приобретение навыков разработки действий и их осуществления);
в) развитие способности к рефлексии (развитие способности сформулировать и осознать цели любой деятельности в формате SMART, т.е. «умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и т.п.).
Выводы
В качестве вывода важно отметить следующее: проведенные нами опросы показывают, что студенты положительно реагируют на кейсовый метод на базе коучинг-технологии. Они видят в нем не только инструмент для формирования профессиональных и ключевых компетенций, но и способ целеполагания важных личностных и организационных изменений при обучении иностранному языку.
Преподаватели, использующие кейс-метод в своей деятельности, подтверждают достижение определенных результатов: 1) повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка; 2) мониторинг устной и письменной речи показал, что у обучающихся увеличился словарный запас; 3) значительно улучшились умения самостоятельных и групповых постановок цели, а также выявления и анализа проблем на иностранном языке; 4) наблюдалось положительное восприятие студентами «командной работы» на занятиях; 5) все больше обучающихся понимали практическую значимость умения общаться на иностранном языке для будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, оптимизация алгоритма работы с иноязычными учебными кейсами на базе коучинг-технологии способствует формированию ключевых компетенций будущих специалистов в условиях смены образовательных парадигм.
Рецензенты:
Масалова С.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Ростова-на-Дону;
Петровичев В.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика профессионального образования» ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула.
[1] Смарт-образование - самоуправляемое, гибкое образование, в основе которого лежат высокотехнологичные, мотивированные, обогащенные ресурсами методы и технологии обучения.
[2] Персонифицированные образовательные технологии - технологии, направленные на развитие и реализацию потенциала конкретного студента в формировании обобщенных умений профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Коннова З.И., Гладкова О.Д., Задонская Л.В. ОПТИМИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ КЕЙСАМИ НА БАЗЕ КОУЧИНГ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16922 (дата обращения: 14.10.2024).