Становление постиндустриального общества знаменуется созданием новых общественных ценностей, среди которых главной является знание, как продукт творческой энергии личности и движущая сила развития общества. Первостепенными становятся в развитии, реализации личности, приобретении новых знаний, обучении. Доминирующей становится концепция университета, основанного на треугольнике знаний (образование – наука – инновации) [1]. Треугольник знаний символически отображает взаимодействие между образованием, научными исследованиями и инновациями, существующими в современном вузе и являющимися основной движущей силой экономики [2]. Университет – генератор новых знаний, в этом заключается основная его роль в современном обществе. В соответствии с этим конкурентоспособность университета определяется тем, насколько он становится центром трансфера и создания новых знаний, которые распространяются в обществе, обогащая бизнес-среду, научные и образовательные сообщества.
Цель исследования
Целью исследования является разработка системы показателей, оценивающих потоки знаний, полученных и переданных университетом в процессе его взаимодействия с внешними научными, образовательными и бизнес-сообществами.
Материал и методы исследования
Анализ работ, посвященный созданию и обмену знаниями, показал, насколько эффективно можно его использовать [4,5] в университете.
Основные знания университета с точки зрения его взаимодействия с внешней средой могут быть структурированы как научные знания, учебно-методические, инновационные.
Сам процесс создания нового знаний предполагает постоянный трансфер знаний внутри профессиональных сообществ.
Для организации процессов генерации новых знаний через профессиональные сообщества авторы предлагают методику когнитивно-креативного управления знаниями, сущность которой заключается в усовершенствовании существующих знаний или создании новых [4]. Усовершенствование знаний осуществляется на основе целей управления знаниями. Эти цели могут быть поставлены университетом в соответствии с потребностями внешней бизнес-среды. Создание новых знаний также определяется потребностями внешней среды. Для генерации научных, учебно-методических, инновационных знаний в университете должны быть созданы креативные группы, нацеленные на решение поставленной задачи, куда входят сотрудники, имеющие склонность к научно-исследовательской и творческой деятельности [6]. Креативные группы являются основой процессов самоорганизации, поскольку объединяют сотрудников, имеющих наиболее развитые компетеннции в работе со знаниями. Действительно, обучение и поиск знаний являются необходимыми условиями генерации новых знаний. Можно рассмотреть три типа креативных групп: креативная группа по интересам, т.е. сообщество по конкретной теме; креативная группа по практической деятельности, объединяющая людей по конкретной сфере деятельности; креативная группа по целям, создающаяся на ограниченные временные горизонты, до момента достижения объявленной цели (например, проектные группы, экспертные комиссии и т.п.).
В соответствии с целями университета научные, учебно-методические, инновационные знания могут быть расширены, углублены, адаптированы к некоторой ситуации с использованием методов активизации творческого мышления и работой в малой творческой группе. В случае, когда полученные таким образом знания не удовлетворяют имеющимся целям, переходят к процессу генерации новых знаний. Этот процесс организует этапы генерации идей, оценки и принятия решений на основе имеющихся коллективных, креативных методов.
Здесь могут быть использованы различные типы мозгового штурма и методы психологической активизации творчества.
Процессы трансфера предполагается описывать на основе методики когнитивно-трансферного управления знаниями, заключающейся в формировании:
1) обмена знаниями с заказчиками научных и образовательных услуг;
2) обмена знаниями с профессиональными сообществами.
С точки зрения самоорганизации эти процессы могут быть трех типов. Первый объединяет в себе стихийное возникновение любого процесса из процессов создания и трансфера. Второй тип охватывает процессы, поддерживающие существование профессиональных сообществ, сообществ бизнес-партнеров и внутренних творческих групп. Третий тип процессов связан с саморазвитием процессов формирования системы управления знаниями [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Процессы создания нового знания и его трансфера не существуют сами по себе. Они происходят в когнитивном пространстве университета, которое определяется носителями знаний и взаимодействиями между ними. Когнитивное пространство – это пространство знаний, необходимых для деятельности университета, и процессов, осуществляемых со знаниями.
Знания в когнитивном пространстве знаний принадлежат носителям знаний [1]. В качестве таких носителей выступают когнитивные объекты и субъекты знаний. Когнитивные объекты – это неодушевленные носители знаний, например, информационные системы, базы знаний. Когнитивные субъекты – это одушевленные носители знаний (люди, коллективы, сообщества, студенты, преподаватели).
Внешняя часть когнитивного пространства охватывает внешнюю среду организации, внутренняя часть – внутреннюю среду организации.
Внешняя часть когнитивного пространства включат в себя такие когнитивные субъекты (бизнес-партнеры и внешние профессиональные сообщества, абитуриенты) и когнитивные объекты (источники знаний Интернет, библиотеки и т.д.).
Внутренняя часть когнитивного пространства состоит из следующих субъектов: отдельные сотрудники, группы сотрудников, преподаватели, группы преподавателей, студенты, группы студентов.
Между внутренней и внешней частью в когнитивном пространстве университета существуют взаимосвязи, направленные на обмен знаниями, поиск знаний и их источников.
Во внутренней части когнитивного пространства осуществляются взаимодействия между сотрудниками и группами сотрудников, между сотрудниками и обучаемыми, внутри групп обучаемых, направленные на создание и усовершенствование знаний, на поиск сотрудников, владеющих нужными знаниями, на обучение сотрудников.
В качестве бизнес-партнеров могут выступать заказчики научных и образовательных услуг. Опишем взаимодействия университета с субъектами внешней части когнитивного пространства, а именно – с бизнес-партнерами. Эти взаимодействия можно рассматривать на трех уровнях.
На первом уровне предполагается максимальная согласованность между университетом и компаниями как в проведении научных исследований, так и в осуществлении образовательных услуг.
На втором – требуется установления тесных долгосрочных отношений между вузом и организацией.
На третьем уровне необходимы сетевые, наиболее тесные отношения с организациями, которые предполагают постоянный обмен знаниями и информацией. Взаимодействия университета с бизнес-партнерами обеспечивает устойчивые конкурентные преимущества: полноценное сотрудничество со всеми партнерами подразумевает и совместное принятие решений, и открытый обмен знаниями.
Взаимодействие между университетом и предприятием осуществляется через профессиональные сообщества университета и предприятия, которые регулярно вступают в коммуникации. Результатом этих коммуникаций выступают новые знания, усовершенствованные знания, знания, полученные в результате обмена. Чем больше отдает своих знаний университет бизнес-партнерам, тем более он востребован бизнес-сообществом, иначе говоря: научные разработки внедряются, а подготовленные специалисты необходимы на производстве.
Взаимодействия с профессиональными сообществами осуществляются на основе обмена знаниями. В стратегию компании заложены поддержка и способствование этому обмену, но не посредством какой-либо вертикально интегрированной структуры, а за счет по возможности более эффективной передачи полномочий сообществам и отдельным сотрудникам и их объединениям в социальную сеть на открытой основе.
С точки зрения усовершенствования новых знаний для предприятий-бизнес-партнеров менеджер по знаниям университета анализирует, во скольких случаях при запросе со стороны партнеров о заказе на усовершенствование имеющихся у партнера знаний университетом были получены усовершенствованные знания, а в скольких случаях –созданы новые. Этот анализ осуществляется на основе коэффициента результативности усовершенствования знаний партнеров по некоторой предметной области и коэффициента результативности создания новых знаний.
Коэффициент результативности усовершенствования знаний партнеров подсчитывается следующим образом:
где – количество усовершенствованных знаний, сформированных по заказам бизнес партнеров;
– количество заказов бизнес-партнеров на усовершенствование знаний.
Коэффициент результативности создания знаний для бизнес-партнеров определится как:
где– количество созданных знаний по заказам бизнес-партнеров;
– количество заказов бизнес-партнеров на создание знаний.
В нашем случае под знанием мы будем понимать результаты научных исследований, образовательные программы, инновационные проекты.
Обмен знаниями с бизнес-партнерами может быть задан коэффициентом результативности получения знаний от бизнес-партнеров университета и коэффициентом результативности передачи знаний бизнес-партнерам университета.
Коэффициент результативности получения знаний от бизнес-партнеров университета определяется следующим образом:
где – количество знаний, полученных от бизнес-партнеров;
– количество знаний, полученных из всех источников за указанный период.
Коэффициент результативности передачи знаний бизнес-партнерам университета запишется как:
где – количество знаний, переданных бизнес-партнерам;
– количество знаний, переданных в различные организации за указанный период.
Аналогично, определим коэффициенты результативности получения знаний от профессиональных сообществ и коэффициенты результативности передачи знаний профессиональным сообществам.
Коэффициент результативности получения знаний от профессиональных сообществ определяется следующим образом:
где – количество знаний, полученных от профессиональных сообществ;
– количество знаний, полученных из всех источников за указанный период.
Коэффициент результативности передачи знаний профессиональным сообществам запишется как:
где – количество знаний, переданных профессиональных сообществ;
– количество знаний, переданных в различные организации за указанный период.
Для реализации процессов трансфера знаний между университетом и бизнес-партнерами авторами предлагается система управления знаниями. Ее функционал позволяет организациям формировать заказы на усовершенствование и создание новых знаний, которыми являются научные исследования, образовательные программы, а вузам – размещать предложения о полученных результатах научных исследований.
Данная система позволит решить проблему методической, информационно-когнитивной и инструментальной поддержки взаимодействия в области проведения актуальных научных исследований всех заинтересованных сторон (хозяйствующих субъектов, вузов и научных организаций, органов государственного и муниципального управления).
Функционально система управления знаниями включает: модуль работы с организациями, модуль работы с университетами, модуль работы с профессиональными сообществами, модуль публикации информации для общественности.
Модуль работы с организациями предназначен для формирования банка данных заявок на создание и усовершенствования имеющихся знаний, формирование банка данных по требуемым исследованиям путем проведения анкетирования организаций; регистрации организаций-заказчиков исследований.
Основная задача модуля университетов – формирование банка данных по выполненным и выполняющимся научным исследованиям; информационный поиск по исследованиям, требуемым организациями-заказчиками; ведение блогов по научной проблематике.
Модуль работы с профессиональными сообществами обеспечивает ведение научных блогов, предоставление информации по научным школам, проведение конференций и научных семинаров.
Модуль публикации информации для общественности (т.е. всеми неавторизованными пользователями) обеспечивает публикации информации по разработкам и востребованным исследованиям. Модуль позволяет осуществлять вывод актуальных данных по востребованным исследованиям; вывод данных по последним инновациям и автоматическое формирование новостной ленты инноваций; доступ к блогам организаций; авторизованное комментирование пользователями инноваций, разработок, научных исследований и исследовательских организаций.
Данная система управления знаниями позволит управлять потоками знаний между организациями и вузами.
Вывод
Предложенный авторами инструментарий позволит оценить конкурентоспособность университета с точки зрения востребованности создаваемых и передаваемых им в бизнес-среду новых научных, учебно-методических и инновационных знаний.
Публикация подготовлена в рамках базовой части государственного задания по проекту № 1780 «Формирование механизмов обеспечения повышения конкурентоспособности современного российского высшего образования в условиях глобализации и международной интеграции на основе интеграционно-целевой концепции управления знаниями».
Рецензенты:
Корнеева Т.А., д.э.н., профессор, зам. директора института систем управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара.
Яхнеева И. В., д.э.н., профессор кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара.
Библиографическая ссылка
Погорелова Е.В., Нотин Д.Г. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16917 (дата обращения: 19.02.2025).