Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЧЕНСКИЙ ТЕАТР И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Басханова Х.И. 1
1 ЧГПИ ЧР
В статье делается попытка рассмотреть проблему национальной идентичности через призму театрального искусства Чеченской Республики. Значительное место в формировании национальной идентичности занимает театр. Он, как вид синтетического искусства представляет собой неисчерпаемый объект для исследования духовной жизни общества. Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и стремительный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра. Актуальной задачей современности является изучение, сохранение и развитие театральных традиций народов России, в частности, историческое познание своеобразного опыта становления национальных профессиональных театров в Чеченской Республике. Проблема современного театра в отсутствии новых интересных пьес. Перспективы функционирования действующей театральной инфраструктуры могут быть связаны только с участием государства.
позитивного образа чеченского народа
виртуальные технологии
репертуарная политика
театральная культура
национальная идея
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы// http://www.russiatourism.ru/content/2/section/26/detail/27/(дата обращения 20 декабря 2014 г.).
2. Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни: ХХ век. Грозный, ИП «Султанбегова Х.С.», 2012 –С.362.
3. Чеченский театр: лавры и тернии//http://www.u-f.ru/ru/Archive/2006/3/10/Article/ID_671 (дата обращения 14 декабря).
4. Информационный портал Президента и Правительства Чеченской республики// http://chechnya.gov.ru/print.php?r=126&id=8461(дата обращения 14 декабря).
5. Чеченский Государственный молодежный театр «Серло»// http://mtserlo.ru/(дата обращения 14 декабря).
6. Информационное агентство "Грозный-Информ"// www.grozny-inform.ru (дата обращения 18 декабря).
7. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Чеченской Республике на период до 2020 года// http://docs.cntd.ru/document/453363623(дата обращения 18 декабря).
Проблема национальной идентичности и управления этнокультурным многообразием является весьма актуальной, поскольку поиск национально-государственной идеи станет эффективным средством консолидации общества и объединением народов России в стремлении обеспечить духовный и социально-экономический прогресс.

Гражданам РФ необходима идентификация, основанная на новой национально-государственной идее, которая должна выражать приоритеты мировоззрения, общие для людей всех национальностей и всех конфессий России. Состояние российского общества таково, что можно перейти от некоторых отвлеченных идей всеобщей пользы к идее пользы для каждого человека.

Не может быть возвышенного чувства любви к России (российская идентичность) без возвышенной любви к родному очагу (этническая, региональная, родовая идентичности).

Значительное место в формировании национальной идентичности занимает театр. Он, как вид синтетического искусства представляет собой неисчерпаемый объект для исследования духовной жизни общества, поскольку образно отражает жизнь, воспитывает чувства, отношение к явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях.

Театральное дело в Чеченской Республике имеет многолетнюю историю. Его истоки уходят в глубь веков - драматургические начала и элементы народного театра прослеживаются в таких явлениях культуры чеченского народа, как мифология и сказки, древние языческие обряды, массовые народные игры, религиозные и бытовые обряды, искусство джухургов (ряженные), искусство пелхо (канатоходцев) и др. Зарождение чеченской драматургии и профессионального театра относится к началу XX века, когда появилась первая любительская театральная труппа, ставившая спектакли как на чеченском, так и на русском языках.

Сила и качество воздействия театра на общественное сознание зависят от целей и содержания сценических произведений, профессионализма драматургов и исполнителей, а также от широты и активности зрительской аудитории.

Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и стремительный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра.

Изучение истории театральной культуры России сквозь призму региональной театральной истории дает возможность объективной реконструкции основных принципов и методов функционирования театра в новых условиях.

Необходимость обеспечения преемственности поколений в театральном деле отмечена и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

В Программе говорится о необходимости обеспечение доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов [1].

Соответственно актуальной задачей современности является изучение, сохранение и развитие театральных традиций народов России, в частности, историческое познание своеобразного опыта становления национальных профессиональных театров в Чеченской Республике.

Опыт деятельности театров ЧР как компонента системы формирования и распространения национально-государственной идеи подтверждает гипотезу, исходящую из того, что театр в силу своей природы располагает к участию в решении этой задачи.

Особая актуальность выделения театральной культуры Чеченской Республики в объект исследования определяется его недостаточной изученностью.

Чеченский государственный драматический театр им. Героя Советского Союза Х. Нурадилова всегда воплощал в себе лучшие черты народа, говорил со сцены о самом сокровенном, подспудном мироощущении вайнахов. В различных драматургических произведениях он находил особую духовность, свойственную его народу.

Чеченский театр в 70-80-х годах ХХ века олицетворял республику, был в зените творческой славы, увенчан лаврами, входил в десятку лучших национальных театров Советского Союза.

В результате военных действий 1994-1996 годов здание Чеченского драматического театра было разрушено, вся материально-техническая база уничтожена, в том числе театральные костюмы и реквизиты. Часть актеров покинула Грозный. После окончания первой войны было построено новое здание для Чеченского драматического театра. Но из-за отсутствия финансирования труппа так и не смогла работать в полную силу, часть актеров в театр не вернулась.

В 1990-е гг. театр не имел возможности работать в Грозном, поэтому было принято решение о вывозе труппы театра из республики в Назрань. Позже артистов пригласили на гастроли в Германию, где они показали лучшие постановки. В 2001 г. труппа театра вернулась в Анапу. Там коллектив театра продолжал репетировать, готовясь к своему 70-тилетию, которое было отмечено в Краснодаре. Несмотря на скудость финансирования, низкую заработную плату работники культуры работали в оптимальном режиме

Возрождение театра стало событием в культурной жизни республики. Несмотря на все лишения и бытовые неудобства, связанные с проживанием в пункте временного размещения, актеры сохранили творческую форму. В декабре 2002 г. Чеченский государственный драматический театр участвовал во втором фестивале национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ» во Владикавказе.

Возрождение национального театра явилось предметом общей заботы руководства республики и Минкультуры РФ, Южного федерального округа и Минкультуры ЧР.

В 2000 г. была определена программа по организации целевой подготовки актерской смены в студии культуры и искусств ГИТИСа. На актерское отделение ГИТИСа в 2001 г. было принято 25 чел., ЧГУ - 35 человек, в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств обучалось 25 человек и т.д. Всего 313 человек. Это будущие музыканты, певцы, актеры, танцоры, библиотекари. В Краснодарском и Кабардино-Балкарском университетах культуры для юношей и девушек из Чеченской Республики выделялось 15-17 целевых мест по ведущим отраслевым специальностям [2] .

В 2002 г. в Краснодарский университет культуры и искусств было принято 16 юношей и девушек из Чечни.

26 июня 2008 года состоялось торжественное открытие восстановленного здания Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова. Театр за последние театральные сезоны обратился к произведениям классика чеченской драматургии А. Хамидова и осуществил постановки спектаклей: «Бож-Али», «Совдат и Дауд», «Бессмертные».

В репертуаре театра есть криминальная драма А. Мусаева «Расплата», на сцене театра также спектакли «Обет» Л. Яхяева, «Сватовство у ручья» М. Ахмадова, «Золотой Цыпленок» В.Орлова, пьесы С.Х. Нунуева «Борз-Али» и М. Ахмадова «Ушедший за саваном», раскрывающие нравственно-бытовую основу жизненного уклада чеченского этноса.

В репертуаре остается комедия высокой пробы «Бож-Али» известного драматурга А. Хамидова. Уже 40 с лишним лет спектакль остается самым любимым и востребованным у нескольких поколений зрителей. Тонкий юмор, стиль, реалистичность обеспечили спектаклю всенародный успех. Спектакль настолько популярен, что отдельные фразы героев постановки стали крылатыми. Это истинно народный спектакль, который любит и стар и млад [3].

Русский драматический театр им.М. Лермонтова действует в Грозном с 1938 г. Театр всегда ощущал свою миссию и предназначение, которые состоят в том, чтобы через высокие образцы многонационального искусства приобщать зрителей к культурным процессам страны, к духовным богатствам, накопленным временем и историей.

Долгожданным событием в культурной жизни Чеченской Республики стало открытие в 2012 г. нового здания Государственного русского драматического театра им.М.Лермонтова. (театр был разрушен во время боевых действий на территории Чеченской Республики).

После почти 15-летнего перерыва Государственный русский драматический театр им. Лермонтова возобновил свою работу. Театр продолжает работу по восстановлению репертуарного предложения и формированию молодой зрительской аудитории.

Репертуар Государственного русского драматического театра им.М.Ю. Лермонтова составляют спектакли: «Предложение» и «Медведь» А.П.Чехова, «Шейх поневоле» У. Ахмадова, «Ансар и Заза» и «Зло» М. Аюбова.

Будущее театрального дела Чеченской Республики требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу систематически решает единственный в республике театр юного зрителя, в составе которого действует труппа кукольного театра.

Репертуар Чеченского государственного театра юного зрителя составляют спектакли: «Айболит» В. Коростылева, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Красная шапочка» Р. Шамсутдинова, «Приключения Ибрагима» Б. Абадиева, «Прыгающая принцесса» М. Хамдамова, «Золотой Осел Насреддина» Ш. Казиева.

Спектакль «Лисенок-плут» в постановке русской труппы театра стал первым спектаклем театра, в котором были использованы ростовые куклы. Почти все перечисленные спектакли ТЮЗа были поставлены приглашенным ярославским режиссером В. Домбровским. Очередной, 73-й театральный сезон ознаменовался появлением в конце октября текущего года нового шоу-спектакля Театра юного зрителя «Гарри Поттер и его друзья» также с использованием ростовых кукол [4].

Молодежный театр «Серло» был учрежден Указом Главы ЧР от 24 июня 2009 года. За 5 лет репертуар новой труппы составил свыше 20 разножанровых спектаклей, некоторые из них вошли в сокровищницу театрального искусства республики. В МТ «Серло» идут драмы, комедии, трагикомедии, мюзиклы.

Репертуар театра составляют спектакли «Денисолт» и «Ша т1ех йина Нала» М. Ахмадова, тематические постановки «Ветер скорби и памяти» о депортации чеченского народа в Среднюю Азию и Казахстан и «Время героев» о подвиге чеченцев - участников Великой Отечественной войны, мюзикл «Новогодние сновидения», к постановке которого был привлечен режиссер-постановщик Султан Заурбеков. Театром «Серло» был осуществлен проект «Когда поют актеры». Весной 2010 г. театр принял участие в Северо-Кавказском фестивале артистов комедийного жанра имени Народного артиста РФ Али Тухужева, который проходил в Нальчике.

В свой 6-й театральный сезон «Серло» отметил показом спектакля «Хамелеон» (по рассказам Чехова) на сцене Русского драмтеатра им. Лермонтова. За пять лет в МТ «Серло» поставлено 22 спектакля разных жанров, примерно столько же новых театрализованных представлений и спектаклей-миниатюр показано на официальных торжественных мероприятиях в государственном театрально-концертном зале (ГТКЗ), приуроченных к памятным для республики датам.

Профессиональный уровень МТ «Серло» отмечен на региональных театральных форумах. Так, в 2011 г. спектакль «Ушедший за саваном» режиссера Хавы Ахмадовой (по пьесе Мусы Ахмадова) был удостоен приза «За лучший дебют» на Северо-Кавказском театральном фестивале «Сцена без границ» во Владикавказе.

В 2013 г. члены жюри очередного форума «Сцена без границ» вручили приз «За воплощение современной темы» спектаклю «Буьйсанехь адамаш» («Люди в ночи») режиссера Хавы Ахмадовой по пьесе Мусы Ахмадова [5].

Театральное предложение отличается жанровым разнообразием и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения не только в городах, но и в сельской местности.

Тем не менее, имеющееся театральное предложение не полностью удовлетворяет потребности населения Чеченской Республики. Проблема современного театра в отсутствии новых интересных пьес. Чтобы лучше узнать чем дышит народ, чтобы черпать образы героев прямо из места событий, писателям придется больше бывать среди народа. Ведь в повседневной нашей жизни возникают неповторимые сюжеты, которые не придумаешь нарочно.

Все более насыщенной становится гастрольная и фестивальная жизнь театров региона, вовлекающая коллективы во множественные международные творческие контакты.

В сентябре 2014 г. актеры Молодежного театра приняли участие в Южном театральном форуме в г. Ростове-на-Дону. Тренинги по актерскому мастерству, сценическому движению и сценической речи, мастер-классы, «круглые столы». Перед отъездом труппа посетила Ростовский академический Молодежный театр, где актеры «Серло» увидели спектакль «А зори здесь тихие», посвященный событиям Великой Отечественной войны. В Южном театральном форуме приняли участие театральные коллективы ЮФО, СКФО и Крыма [6].

В театре на рубеже XX-XXI вв. произошли существенные изменения, коснувшиеся всех сторон его деятельности, связанные с применением информационных технологий.

Новые виртуальные технологии позволят зрителю перевоплотиться из наблюдателя в участника, способного влиять на развитие и модификацию произведения театрального искусства. Принцип интерактивности, как форма сотворчества постановщика и зрителей модифицирует произведение театрального искусства, способствует многообразию творчества.

Перспективы функционирования действующей театральной инфраструктуры могут быть связаны только с участием государства.

Разработка Концепции долгосрочного развития театрального дела в Чеченской Республике на период до 2020 года, предусматривают основные цели, задачи и направления государственной политики в сфере театрального искусства, а также механизмы и ожидаемые результаты их реализации в Чеченской Республике.

Министерство культуры ЧР прилагает усилия с целью активизировать интеграцию Чеченской Республики в общероссийский и мировой культурный процесс, укрепления позитивного образа чеченского народа.

Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных театрами Чеченской Республики: с 15 - в 2001 до 320 - в 2011 году. Увеличилось и число новых постановок - с 2 - в 2001 до 14 - в 2011 году. Число посещений театров также имеет тенденцию роста: с 560 - в 2001 до 33,5 тыс. - в 2011 году [7] .

Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что имеющиеся социально-экономические проблемы оказывают негативное воздействие на художественно-эстетическое воспитание, а в следствие на формирование национальной идентичности.

Рецензенты:

Эльбуздукаева Т.У., д.и.н., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ГБУК «Национальный музей ЧР», г. Грозный;

Осмаев А.Д., д.и.н., профессор, заместитель директора по науке ФГБУН «Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН», г. Грозный.


Библиографическая ссылка

Басханова Х.И. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЧЕНСКИЙ ТЕАТР И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16902 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674