Характеризуя в целом такое явление как психолого-педагогическая поддержка, уточним нашу точку зрения на ее сущность. Существует множество подходов к определению содержания психолого-педагогической поддержки [1, 2 и др.]. Так, например, И.В. Дубровина считает психологическую поддержку как деятельность, сосредоточенную на позитивных сторонах личности, Ю.Б. Гиппенрейтер - как межличностное взаимодействие, основанное на сопереживании, содействии, помощи. Опираясь на современные труды [3, 4 и др.], под психолого-педагогической поддержкой мы будем понимать деятельность психолога в оказании оперативной и коррекционно-развивающей помощи сельским учителям, обеспечивающей их успешное профессиональное саморазвитие. Содержание психолого-педагогической поддержки на курсах переподготовки заключается в диагностическом обследовании, осуществлении индивидуального и группового консультирования, разработке психолого-педагогических рекомендаций, получении обратной связи и оперативного содействия в выборе и принятии решения. При разработке программы мы учитывали современную нормативную базу образования.
Отличительная черта психолого-педагогической поддержки - сельский учитель - субъект образовательного процесса, способный самостоятельно создавать условия для полноценного саморазвития [3, 5 и др.]. При этом:
- акцент ставится на содержании, усваиваемом учителем на курсах;
- обращается внимание на реализацию имеющегося потенциала;
- учитывается способность к ответственности за все достижения и промахи (т.е. способность к развитию, самопознанию и самосовершенствованию).
Заметим, что профессиональное саморазвитие учителя происходит под воздействием как внешних, так и внутренних условий.
1. Под внешними условиями мы будем понимать систему учреждений, функции которых связаны с курсами переподготовки, фактор свободного времени и профессиональную среду школы, в которой работает учитель.
2. Внутренние условия (или способности, предполагают потребности в обновлении, саморазвитии, понимании своих действий, целей, средств).
Представим на схеме разработанную и реализованную программу психолого-педагогической поддержки сельского учителя.
Цель программы - оказание содействия сельскому учителю в успешном профессиональном саморазвитии в условиях образовательного процесса курсов переподготовки и в условиях, дистанционно отдалённых от профессионального сообщества.
Объектом психолого-педагогической поддержки является развитие сельского учителя в образовательном процессе курсов переподготовки.
Предметом поддержки выступают компоненты профессионального саморазвития сельских учителей - мотивационно-целевой, личностно-ценностный, профессионально-деятельностный и рефлексивно-оценочный.
Раскроем этапы психолого-педагогической поддержки с учетом выявленного содержательного наполнения и факторов профессионального саморазвития. Подготовительный этап.
Задачи психолого-педагогической поддержки на данном этапе:
1. Актуализация потребности сельского учителя в профессиональном саморазвитии.
2. Объективация мотивов саморазвития - внутренних и внешних.
3. Проведение диагностики и констатация состояния психологических характеристик профессионального саморазвития сельских учителей.
4. Постановка цели профессионального саморазвития сельского учителя.
5. Разработка индивидуального плана профессионального саморазвития сельского учителя: формирование профессиональной направленности; формирование профессионального самоопределения; развитие профессиональной пригодности; формирование профессиональной компетенции; становление конкурентоспособного профессионала.
Психолог организует групповую и индивидуальную работу по решению и анализу педагогических ситуаций, стимулирующих учителя к поиску нового содержания педагогической деятельности, потребности и мотива в профессиональном саморазвитии. В качестве педагогических ситуаций берутся видеозаписи уроков молодых и опытных учителей, записи интервью учеников и родителей по проблемам организации обучения, воспитательной работе, межличностным отношениям в учебном процессе, о научно-исследовательской работе учащихся, о выпускном экзамене и т.п.
Порядок работы, ориентирующий сельских учителей при решении ситуаций анализа взаимодействия с родителями учащихся, следующий:
1. Определить значимую для себя цель выполнения задания.
2. Определить важность и ценность выполняемого задания.
3. Определить область, в которой будет осуществляться самонаблюдение: отношения, поведение, собственные психические состояния.
4. Проведение наблюдения в области отношений во взаимодействии:
4.1. изменение эмоциональных установок по отношению к родителям; с чем связаны изменения, какие факторы повлияли на эмоциональный контакт; как можно регулировать позитивность эмоционального настроя;
4.2. какой субъектный опыт позволил установить целесообразные отношения с родителями обучающихся (его интерпретация);
4.3. как проявилась защитная функция в установлении новых отношений; какой удерживается целесообразный контакт;
4.4. существует недостаточность сформированности умений профессионального взаимодействия с родителями; сформулируйте задачу самосовершенствования умения;
4.5. возникала ли мысль о необходимости обратиться за помощью; возможно ли решить проблему, используя собственный потенциал;
4.6. как складывается механизм отношений с родителями; каковы узловые точки в развитии отношений;
4.7. возникла ли необходимость пополнения познавательного запаса профессиональных знаний и умений с целью взаимодействия;
4.8. какие невербальные и вербальные средства были использованы для выражения своего отношения к делу, к задачам, к людям.
5. Проведение наблюдения в области собственного поведения во взаимодействии с родителями (ответы фиксируйте):
5.1. какие формы реагирования возникали на вопросы и ответы взаимодействующей стороны; была ли избирательность реагирования;
5.2. какого характера чаще всего возникали реакции: обозначьте в промежутке от безразличия до бурной, взрывной;
5.3. проявлялась ли внушаемость у себя, готовность идти на поводу;
5.4. как часто использовались стереотипные способы поведения; какую роль они сыграли (благоприятную, индифферентную, негативную);
5.5. были ли адекватными ситуации и стратегии взаимодействия манеры поведения в мимике, жестикуляции, позах, движениях;
5.6. проявлялись ли сложившиеся устойчивые характеристики вербального общения: повторяющиеся, привычные фразы, междометия;
5.7. случались ли проявления собственной вербальной агрессии в форме негативных эмоций, интонаций, словесных высказываний в адрес других.
6. Проведение наблюдения в области собственных психических состояний (ответы фиксируйте):
6.1. проявлялось ли удовлетворение от процесса деятельности или ее результатов; на каких этапах взаимодействия; каковы причины;
6.2. возникали ли обида, страх, эмоции ожидания, волнение, отчаяние, разочарование, досада, гнев и т.д.; как это повлияло на ход взаимодействия; можно ли нейтрализовать негатив, мешающий взаимодействию;
6.3. опишите свое настроение в ситуации взаимодействия с родителями; поддавалось ли оно регулированию; использовались ли средства саморегулирования настроения на взаимодействие;
6.4. опишите собственное субъективное мнение о комфорте ситуации взаимодействия; испытывался ли дискомфорт, нежелание взаимодействовать; и как его преодолеть, не нарушая собственного психологического здоровья;
6.5. проявилось ли негативное эмоциональное переживание от взаимодействия, напряженность; как избежать подобного в других ситуациях.
7. Проанализируйте результаты самонаблюдения: какие реально воплотившиеся в ситуации взаимодействия с родителями качества можно закрепить в опыт, какие недостатки следует подвергнуть коррекции.
8. Разработайте «сигнальную карту» достоинств, которые будете использовать, и недостатков, которые будете корректировать.
9. Проведите тренировочные этюды по улучшению самочувствия в работе с родителями.
10. Проведите анализ результата работы, сравните с описанием ожидаемого результата; проведите корректирующие действия.
Совместная деятельность психолога с сельским учителем заключается в разработке индивидуального плана профессионального саморазвития с учетом условий удаленного взаимодействия, изолированности от профессионального сообщества, поиска ресурса саморазвития [5].
Позиции карты профессионального саморазвития сельского учителя:
- Целеполагание (постановка индивидуальной цели и задач).
- Выявление объективных затруднений для достижения цели (недостаток материально-технической базы, отсутствие библиотеки, невозможность установить профессиональные взаимосвязи с коллегами).
- Выявление психологических барьеров для достижения целей саморазвития (мотивационные, ценностные и личностные).
- Выявление объективного ресурса достижения цели (материально-техническое обеспечение, литература, методические разработки, профессиональное взаимодействие с коллегами).
- Выявление субъективного ресурса достижения цели (желание изменяться, совершенствоваться, понимание цели и средств саморазвития, обладание личностными качествами профессионального саморазвития, способность критически оценивать себя и результаты своего труда и т.п.).
- Разработка содержания и способов формирования профессионального самоопределения (выявление предпочтений - организаторские, коммуникативные, на предмет, на интеллектуальный поиск).
- Разработка способов развития профессиональной пригодности и соответствия современным требованиям (информационная и техническая компетентность, коммуникативная компетентность, интеллигентность и т.п.).
- Формирование профессиональной компетенции.
- Постановка перспективных задач становления себя как конкурентоспособного профессионала (развитие качеств - восприимчивости нового, самостоятельности, креативности, ценности развития собственной индивидуальности, духовного удовлетворения от профессии) [7].
При составлении карты профессионального саморазвития акцент ставится на самостоятельную работу сельского учителя при научно-методической поддержке куратора цикла курсов переподготовки и психолого-педагогической поддержке со стороны психолога [4, 5 и др.].
Результатом этапа является разработанный индивидуальный план профессионального саморазвития сельского учителя, с целью, задачами, содержанием, способами преодоления барьеров и достижением успеха.
На этапе саморазвития психолого-педагогическая поддержка осуществляется как в очной, так и в дистанционной формах. Задачи:
1. Индивидуальное консультирование сельских учителей по запросу по проблемам профессионального самоопределения, преодоления трудностей.
2. Развитие уверенности в себе, анализа ресурса саморазвития, профессионально важных качеств, способов самостоятельного обновления педагогической деятельности путем проведения группового тренинга.
3. Сбор анкетных данных о состоянии работы сельских учителей по самосовершенствованию, их анализ, оперативное выявление проблем и разработка рекомендаций по их преодолению.
4. Обеспечение сельских учителей научно-методической информацией о проблемах профессионального саморазвития, организация размещение и обновление информации на сайте, проведение вебинаров.
Со стороны учителя выполняется самостоятельная работа, самоконтроль, самокоррекция и саморазвитие, например:
- апробация новых технологий профессиональной деятельности, повышение общей профессиональной культуры;
- самообучение (устранение пробелов в знаниях);
- поиск, разработка и внедрение новых приемов и технологий взаимодействия;
- развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- обогащение своего опыта (чтение профессиональной литературы);
- эмоционально-волевая регуляция (тренировка работоспособности);
- изменение ценностных ориентаций (преодоление стереотипов);
- моделирование собственной научной деятельности;
- систематическое и аналитическое наблюдение собственной деятельности;
- поиск связи теоретических положений с опытом практики;
- обобщение передового профессионального опыта;
- освоение основ научной организации труда;
- проявление разумного риска в решении задач;
- осознание ответственности за свою профессиональную подготовку;
- использование здоровьесберегающих ресурсов труда [6].
Сельскому учителю необходимо непрерывно: пополнять запас знаний современного законодательства; изучать свои субъективные права; развивать умения реализовать и защищать свои права и обязанности [7].
При выполнении функций самоконтроля и самокоррекции рекомендуется дать развернутый ответ на следующие вопросы:
- Какие умения и личностные качества необходимо формировать заново?
- Какие умения и личностные качества нуждаются в дальнейшем развитии?
- Какие личностные проявления постараться не допускать, предупреждать?
- Какие укоренившиеся, но резко отрицательные действия и качества, существенно мешающие в работе, должны быть изменены или устранены?
- Какими качествами компенсируются имеющиеся недостатки и слабости?
Групповой тренинг направлен на развитие уверенности в себе, анализа собственного ресурса развития, профессионально важных качеств, способов самостоятельного обновления педагогической деятельности.
Цель тренинга заключается в осознании своих возможностей, профессионального ресурса и личностного потенциала, обеспечение личностного роста и уверенности в себе как успешного педагога.
Приведем пример одного из упражнений, используемых в групповой работе. Это упражнение - «Ощущение своей уверенности».
Учителям предлагается выполнить следующие действия:
- объединитесь в пары, повернитесь лицом друг к другу и без лишних слов, используя только слова «да» и «нет» возражайте друг другу;
- после завершения обратитесь к самому себе, постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у Вас с уверенностью (вспомните и заново переживите минимум три ситуации, в которых вы чувствовали себя очень уверенно).
- «обнаружьте» внутри себя стержень, возникший при ощущении уверенности в себе, расправьте плечи, распрямите спину, посмотрите прямо в глаза своему коллеге;
- объединитесь в пары, повернитесь лицом друг к другу и без лишних слов, используя только слова «да» и «нет» уверенно возражайте друг другу;
- опишите свои ощущения до «уверенности» и с «уверенностью».
Сбор анкетных данных по самосовершенствованию сельских учителей проводится с их анализом, оперативным выявление проблем и разработки рекомендаций по их преодолению. При опросе фиксируются проблемы, испытываемые учителями, которые систематизируются и в соответствии с этим вырабатываются рекомендации по выбору способов их решения, выясняются успехи (для обмена опытом).
Результат этапа саморазвития - индивидуальная возможность совершенствования профессиональной деятельности, преодоление психологических барьеров и опора на собственные успехи, закрепление ценностных ориентаций профессионального развития, укрепления здоровья.
На рефлексивно-оценочном этапе происходит рефлексия и оценка результатов работы, которая со стороны психологов поддерживается рядом мероприятий: проводится психологическая диагностика, анализ результатов, совместно с учителем проектирует постановку и решение новых задач.
Задачи психолого-педагогической поддержки на данном этапе:
- выявить проблемы сельских учителей в профессиональном саморазвитии;
- выявить трудности путем активизации рефлексивной деятельности учителя;
- активизировать учителя в поиске и обозначении индивидуально-ориентированных способов включения в сетевое взаимодействие педагогов, определения своего интереса в профессиональном поле, открытия индивидуального способа саморазвития в профессии.
Одним из способов совместной работы психолога и учителей является техника «мозговой штурм», который позволяет генерировать идеи профессионального саморазвития и оценить их пригодность для реальной практики сельской школы.
Результатом этапа является самоопределение сельского учителя в выборе стратегий, тактик и способов профессионального саморазвития в условиях, дистанционно отдалённых от профессионального сообщества.
А результат разработанной и реализованной программы - оказание психолого-педагогического содействия сельскому учителю в успешном профессиональном саморазвитии в условиях образовательного процесса курсов переподготовки и в условиях, дистанционно отдалённых от профессионального сообщества. Акценты в работе сделаны на факторы профессионального саморазвития - мотивационный, ценностный и личностный.
Рецензенты:
Горелова Г.Г., д.псх.н., профессор кафедры политологии, истории и философии НОУ ВПО Челябинский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» («РАНХиГС»), Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Челябинск;
Буторин Г.Г., д.псх.н., профессор кафедры теоретической и прикладной психологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», Министерство образования и науки Российской Федерации, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Тухватуллина С.Ю. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16892 (дата обращения: 19.02.2025).