Конфуций говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!». Большие перемены обществу даются нелегко. Существует обоснованное мнение, что реформа образования - настолько важный шаг, что его можно сравнить с принятием Конституции: если главный закон государства гарантирует наше сегодняшнее, то образование - наше будущее и будущее наших детей.
Актуальность данного исследования определяется тем, что проблема сохранения здоровья субъектов образовательного процесса приобретает особую значимость в условиях продолжающегося реформирования системы российского образования.
К решению о необходимости реформы образования наша страна шла уже давно: существовала Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая в 2002 году. Затем 2003 год был ознаменован присоединением России к так называемому Болонскому процессу - созданию в Европе не только единого экономического, политического, культурного, но и образовательного пространства.
Образовательная политика Российской Федерации, ее основные положения и принципы были определены в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу Закон «Об образовании». Документ пришел на смену законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшим уже на протяжении 20 лет [6].
Новый закон финансово закрепляет гарантии обеспечения доступности и качества образования в России. Дошкольное образование становится первым уровнем образования, аспирантура - третьим уровнем высшего образования. Дистанционная и интерактивная система обучения также регламентируются законом. Эти направления выделены в приоритетные в рамках повышения доступности образования для всего населения.
Приоритет остается и за инклюзивным образованием. Этот вид обучения касается детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Система образования переходит на принципы прозрачности и доступности. Для учебных заведений определен порядок размещения и обновления информации на сайтах. Теперь школы и вузы избавлены от необходимости предоставлять пакеты документов различным надзорным учреждениям и иным организациям. Большую часть нужных данных можно будет получить, заглянув на сайт заведения [6].
Закон уделяет внимание независимой оценке качества образования. Здесь немалая роль отводится родительским комитетам. Например, прописана глава о конфликтных комиссиях, которые призваны разрешать спорные ситуации между школой, учениками и родителями.
Регламент коснулся прав и обязанностей обучающегося. Закон предоставил право субъектам РФ устанавливать требования к одежде школьников. Решение о конкретной школьной форме принимает само учебное заведение вместе с родительскими комитетами.
Особый статус педагога теперь закреплен на законодательном уровне. В Законе прописаны права и свободы педагога, меры его поддержки со стороны государства. Прописаны и требования к учителям: повышение качества труда, формирование профессионального кодекса чести педагога [6].
Целью данного исследования является теоретическое обоснование возрастающей роли гигиенических и медико-организационных мероприятий по охране здоровья субъектов образовательного процесса в свете реформирования российского образования.
Образование - важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой [2].
По данным директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислава Кучмы, в России налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Причем, растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения [4].
Одной из причин превращения школьников в больных-хроников в НИИ гигиены и охраны здоровья детей считают неоправданно высокие, «запредельные» нагрузки. В первую очередь среди причин учебной перегрузки они выделяют «неэффективное содержание общего образования» и «запредельную интенсификацию учебного процесса». Как признают даже в Минобрнауки, в значительной степени это происходит «из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей». Именно по этой причине более половины школьников не усваивают сейчас свыше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей.
С точки зрения самих учителей, идеальная школа сводится к формуле: «дети + здание + оборудованные учебные кабинеты + средства обучения + квалифицированные кадры + мудрое руководство + атмосфера единства всех участников образовательного процесса».
Как свидетельствуют последние данные опроса проведенного Фондом «Общественное мнение», лишь каждый десятый респондент оценил ситуацию в национальной системе образования как хорошую, 34% считают ее плохой и столько же - 34% - удовлетворительной [9].
Президент России Владимир Путин на заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы во вступительной речи отметил, что по результатам диспансеризации 14-летних подростков, состоявшейся в 2011 году, абсолютно здоровыми были признаны около 16% обследованных [10]. Примерно 55% подростков имели функциональные нарушения, а около 5% - инвалидность. К 2013 году число абсолютно здоровых подростков 15-17 лет выросло на 6%, количество подростков с хроническими заболеваниями уменьшилось на 5%.
Директор Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, председатель исполкома Союза педиатров России Александр Баранов в своем выступлении подчеркнул, что в целом численность подростков в возрасте 10-17 лет за последние 15 лет уменьшилась на 8,5 млн. человек и сейчас составляет 10,7 млн. человек. При этом молодые россияне становятся слишком слабыми. За 15 лет средний показатель силы правой руки снизился на 10 килограммов у мальчиков и на 9 килограммов у девочек. Около 9% подростков имеют дефицит массы тела, и столько же страдают избыточным весом. Между тем, как с 2008 года в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года №799 реализуется экспериментальный проект «Школьное питание» [3].
"В этой ситуации сохранение жизни и здоровья подростков приобретает для государства стратегическое значение", - заявил А.А. Баранов. По его словам, Россия достигла впечатляющих результатов в снижении младенческой смертности, но в отношении подростковой смертности этого сказать нельзя. Подростки в России гибнут почти в три раза чаще, чем в европейских странах. По количеству юношеских суицидов наша страна занимает одно из первых мест в мире.
По словам А. Баранова, заболевания подростков часто слишком поздно выявляются. Это связано, во-первых, с невнимательностью самих молодых людей по отношению к своему здоровью. Во-вторых, в стране плохо налажена работа первичного звена системы здравоохранения. По мнению А. Баранова, необходимо серьезно модифицировать систему школьных медицинских кабинетов. Также он заявил о необходимости пропаганды спорта и возрождения системы ГТО [10].
Боком для школьников, по данным В. Кучмы, выходит и гордость Минобрнауки - проект подключения школ к интернету [4]. Как утверждают школьные гигиенисты, «зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея значимо выше по сравнению с чтением с листа - при равных объемах зрительной работы на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% - у учащихся средних и старших классов». «Это дает основание рассматривать их в качестве визуально-агрессивной среды». А, значит, всеобщей «интернетизации» должна была предшествовать разработка гигиенических требований к многоцветным дисплеям, подчеркивают они.
Сегодня у добросовестных старшеклассников 14-часовой рабочий день: 6-7 уроков в школе, потом 4-5 часов уходит на выполнение домашних заданий, ещё 2-3 часа - подготовка к поступлению в вуз. Всего при шестидневной рабочей неделе 64 рабочих часа в неделю. Для сравнения заметим, что по трудовому законодательству у взрослых людей рабочая неделя, исходя из общегигиенических норм, должна ограничиваться 42 часами. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, у 15 % учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте возрастной физиологии категорично заявляют, что более пяти часов в день ребенок работать физически не может[8].
Стремление же за счёт принуждения и ужесточения контроля достичь желаемого результата в учёбе приводит к обратному эффекту, поскольку существует закономерность: чем сильнее принуждение к деятельности, тем сильнее она отторгается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому. «Принуждение провоцирует агрессивно-репрессивную среду в школе, которая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья», - предостерегает Г.Ю. Ксензова [10].
По данным Госкомстата России значительная часть подростков «находится в состоянии выраженной психической и социальной дезадаптации». Данное состояние характерно и для студентов 1 курсов, попадающих в качественно новую образовательную среду.
Сравнительный анализ психических состояний, доминирующих у учащихся 3-х, 5-х и 9-х классов, проведённый сотрудниками Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, достаточно ясно указывает о нарастании у них болезненных психических проявлений в процессе школьного образования. Причем значительное ухудшение настроения происходит в 5-ом классе, т. е. при переходе из начальной школы в школу 2-ой ступени. Здесь уже 87% школьников находится в состоянии разной степени психического неблагополучия, что, надо полагать, связано, прежде всего, с резким повышением информационной нагрузки и возрастанием требовательности со стороны учителей.
Резкое усиление стрессогенности происходит у учащихся 9, 11 классов на этапе подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ, что способствует возникновению риска синдрома хронической усталости, а также порождает совершенно чудовищные проблемы, вроде девятикратного роста самоубийств на фоне ЕГЭ, который наблюдался в 2014 году.
Неблагополучно обстоит дело со здоровьем не только школьников, но и их учителей. «Показатели психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. По некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70%», свидетельствуют данные исследований специалистов [10].
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определена важная роль гигиенических и медико-организационных факторов в формировании здоровьеразвивающей образовательной среды, в развитии человеческого потенциала России.
В документах Всемирной организации здравоохранения укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками выдвинуты как задачи первоочерёдной важности. Нужна здоровьеразвивающая среда для обучения детей дошкольного, школьного возраста, студентов, «культура здоровья» как один из благоприятствующих и стимулирующих факторов охраны и укрепления здоровья отдельного человека и сообществ людей [5].
Высокий уровень здоровья людей выгоден всему обществу - это неоценимый ресурс. Здоровье и благополучие являются ключевым фактором экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, для каждой семьи, для всех субъектов образовательного процесса.
Через образование должно происходить совершенствование и наращивание потенциала здоровья до более высокого уровня, либо сохранение и воспроизведение генетически данного высокого уровня здоровья. Это предполагает осознание феномена здоровья как наивысшей ценности и формирование принципиально иных установок в отношении собственного здоровья [1]. Именно поэтому тезис: «К здоровью - через образование!» заслуживает серьезного осмысления. Этот путь лежит через обучение здоровью и воспитание культуры здоровья, через формирование новой парадигмы мышления, в которой здоровье предстает как главная сущность жизни, ее образ.
Заслуживает серьезного внимания опыт реализации модели последовательного формирования здоровья детей и подростков в Республике Башкортостан, что позволило Г.П. Ширяевой обосновать здоровьесберегающую технологию на основе этапных индивидуализированных оздоровительных мероприятий [7].
Анализ санитарно-гигиенических условий современных образовательных учреждений обнаружил ряд нарушений Государственных стандартов: в школах (34,5%), учреждениях начального (43,6%) и среднего специального образования (33,3). Так, средняя наполняемость классов в школах превышает нормативы, отмечаются: недостаток мебели, соответствующей возрастным стандартам детей, несоответствие расписания физиологическим требованиям, превышение объемов выполнения домашних заданий, низкое качество питания при достаточных его объемах с превышением реальных энергетических затрат в сравнении с среднесуточным рационом.
Для оптимизации нарушений здоровья, их диагностики, лечения и реабилитации у детей и подростков Ширяевой Г.П. была предложена Комплексная республиканская целевая программа сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях РБ с использованием концепции «Школ, содействующих здоровью» [7].
При увеличении числа учебных заведений, внедряющих оздоровительные программы, возникает необходимость изучения их деятельности для координации, углубления и активизации проводимой работы на более качественном уровне, обоснования наиболее эффективных управленческих решений в рамках комплексной целевой программы.
На основании вышесказанного, автор актуализирует проблему влияния реформирования системы образования на состояние здоровья субъектов образовательного процесса с точки зрения ноосферного подхода.
Ноосферное образование - наукоёмкая инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с выработкой духовных и ценностных ориентаций учащихся. Это - мотивация системного, целостного мышления, оздоравливающего весь организм. Ноосферное образование является в то же время самой дешёвой социальной технологией. Оно не требует затрат на материально-технические, административные, структурные, программные, управленческие изменения, так как осуществляется за счёт активизации естественных интеллектуальных механизмов личности, ранее не востребованных в образовательном процессе.
Рецензенты:
Зулькарнаев Т.Р., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа;
Егорова Н.Н., д.м.н., профессор, Ученый секретарь отделения медицинских наук Академии наук Республики Башкортостан, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Ахмадуллин У.З. О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16882 (дата обращения: 19.02.2025).