Цель исследования: изучение и анализ инструментальных возможностей современных систем управления обучением в высшей школе и описание экспериментального опыта использования одной из таких систем.
Материал и методы исследования: изучение научной литературы по проблемам применения информационных технологий и инноваций в образовательном процессе высшей школы; сравнительный анализ наиболее распространенных систем управления обучением; экспериментальная апробация программы iTALC в целях управления обучением.
Образовательные цели высшего образования ориентированы, в первую очередь, на подготовку высококвалифицированных (компетентных) специалистов в определенных областях деятельности. Так, например, при получении высшего юридического образования в ходе образовательного процесса с использованием современных информационных технологий будущий юрист должен приобрести следующие виды опыта:
- Операционную готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий как в рамках обучения в вузе, так и в ходе дальнейшего образования (повышения квалификации, дистанционного обучения и т.п.).
- Мотивационную готовность к применению средств информатизации образования.
- Рефлексивную готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий в целях самообразования.
- Готовность учиться в компьютеризированной среде.
- Готовность к применению средств информатизации с соблюдением правовых норм [3].
В настоящее время в качестве наиболее перспективной информационно-образовательной среды электронного обучения выступает среда дистанционного обучения. Согласно статье 16 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5]. Специфической особенностью компьютеризированной среды дистанционного обучения является управление учебной деятельностью с помощью различных систем управления обучением.
Системы управления обучением позволяют педагогическому работнику эффективно организовать работу с обучающимися в компьютерных классах. Специально разработанное программное обеспечение поддерживает взаимодействие между педагогическим работником и обучающимися, работающими на рабочих станциях локальной сети. К данному классу программного обеспечения относятся разработки, которые поддерживают не только информационный обмен «педагог-обучающийся», но и организацию групповой работы в компьютерном классе, проведение автоматизированного контроля знаний и решение других задач педагогического управления обучением.
Идея подобных программных разработок заключается в том, чтобы, используя возможности локальной сети, педагогический работник в компьютерном классе мог, с одной стороны, максимально использовать традиционные методы обучения и управления учебным процессом, а с другой стороны, чтобы он и обучающиеся имели доступ к дополнительным образовательным сервисам и функциям, могли реализовать принципиально новые модели управления обучением. Остановимся на них подробнее.
Как показывает наш многолетний опыт использования системы управления обучением iTALC в процессе преподавания информатических дисциплин в Волгоградской академии МВД России, такая организация учебного процесса позволяет педагогическому работнику затрачивать меньше времени и сил на рутинные действия по управлению учебным процессом (например, таких, как: предъявление задания для выполнения на компьютере, проверка правильности решения задачи каждым обучающимся путем проверки тетрадей, в которых обучающимся сделаны соответствующие записи и т.д.) и более активно использовать возможность осуществлять постоянный мониторинг и удаленный контроль за всеми рабочими станциями, входящими в локальную сеть, руководить ходом обучения в группе, в том числе:
- транслировать учебный материал с рабочей станции педагогического работника на большой экран, размещенный в компьютерном классе (в ситуациях повторения и обобщения пройденного материала, устных опросов);
- транслировать содержимое экрана компьютера педагогического работника на мониторы рабочих станцийкак отдельно взятого обучающегося, так и всех обучающихся одновременно (когда необходимо оперативно дать пояснения или ответить на возникший у обучающегося вопрос);
- демонстрировать содержимое экрана одной рабочей станции на экраны других обучающихся (это удобно в случае обнаружения у обучающегося типичной ошибки и ее комментирования);
- производить запись видеороликов работы с компьютерными приложениями на компьютере педагогического работника (если преподавателю важно обучить последовательному выполнению действий с программой);
- осуществлять передачу видеоинформации на компьютеры обучающихся;
- удаленно управлять рабочими станциями обучающихся и блокировать все действия обучающихся на рабочих станциях (возможности завершить работу или перезагрузить операционную систему, запустить и выключить приложение, блокировать компьютер и действия с ним особенно имеют особое значение при необходимости коррекции «электронного поведения» обучающегося, его ошибочных действий, которые могут привести к сбоям в работе программы или компьютера в целом).
Заметим, что каждый обучающийся имеет свои индивидуальные особенности и способности к обучению по информатическим дисциплинам. Благодаря системам управления обучением эта проблема легко решается в части максимальной индивидуализации учебного процесса. При соответствующем сочетании аппаратных средств, программного обеспечения и уровня квалификации педагогического работника компьютерный класс становится местом, в котором каждый из обучающихся имеет возможность учиться в своем собственном стиле и темпе, при этом становясь самостоятельным, а педагогический работник может быстро определить, кто освоил материал, а кто нуждается в дополнительной помощи [2, 7].
Подчеркнем, что обучающихся необходимо научить, как, используя подручные учебные материалы, расположенные на каждой рабочей станции (например, электронные пособия и справочники, обучающие программы и т.п.), путем сотрудничества и общения с педагогическим работником в рамках дистанционного управления учебным процессом максимально эффективно решить все стоящие перед ними учебные задачи.
Заметим также, что преподаватель информатических дисциплин всегда выполняет ряд организационных обязанностей, включая следующие:
- удержание внимания обучающихся на выполнении практического задания;
- постоянное перемещение по компьютерному классу, чтобы владеть ситуацией;
- запуск приложений на каждой рабочей станции;
- помощь обучающимся, которые в ней нуждаются [4].
Имеющееся на сегодняшний день программное обеспечение для систем управления обучением автоматизирует выполнение большей части этих функций, тем самым, снижая организационно-временные издержки и позволяя педагогическим работникам выполнять творческую работу - обучать.
Кроме уже упомянутой программы iTALC в качестве системы управления обучением в вузе можно использовать разработки Acer Classroom Manager, E-Learning Class, Inspirus Classroom, LanDesk Classroom Manager, Lite manager, Netop School, Radmin, SMART Classroom Suite [4] и другие.
Таким образом, системы управления обучением, являясь посредником отношений «обучающийся - педагогический работник», «обучающийся - учебный материал в электронной форме» и «обучающийся - объект изучения», существенно оптимизируют взаимодействие субъектов образовательного процесса, меняют содержательную сторону их деятельности в плане усиления ее рефлексивных, мотивационных и креативных компонентов. А значит, способствуют повышению его качества.
Рецензенты:
Ходякова Н.В., д.п.н., начальник кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград;
Овчинников В.А., д.п.н., начальник кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Бедрин В.С. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16862 (дата обращения: 12.10.2024).