В педагогике России идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он изучал системы воспитания XIX века и пришёл к выводу, что система воспитания каждой страны есть выражение характера самого народа. Следовательно, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах и традициях, всегда лучше других систем. По его мнению, народы и их культура создают идеал культуры человека, которому и надо следовать в воспитании.
С понятием культуросообразности тесно связано понятие «культуры» (от лат. cultura - возделывание, почитание, воспитание, развитие) - это исторически определённый уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4]. Понятие «культура» трактуется по-разному, но при всех различиях наиболее существенными её атрибутами признаются осознанное и уважительное отношение к населению прошлого, способность к пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Для нашего исследования наиболее близким оказалось определение И. А. Зимней, поскольку оно включает акценты на отношения, т.е. взаимодействие с обществом, в процессе которого и вырабатываются эти отношения [2]. Отношения - одна из характеристик поведения. Смыслообразующим ядром отношений человека к Миру, к себе, к другим, к ядру, к природе является понимание мира, осмысление мира, себя в нём, творческое преобразование Мира и его творение и результатирующие его характеристики, основными среди которых являются: готовность человека к дальнейшему развитию.
Принцип культуросообразности требует создания такой социокультурной среды развития личности школьника, в которой бы проявилось единство возможностей культуры общероссийской и мировой цивилизации. Понятия «социализации», «освоения ребёнком общественного поведения» предполагают, примерно, один и тот же процесс - освоения ребёнком действий, способов мышления, составляющих культуру и отличающих его общество от других групп. Каждый человек любого возраста, особенно детского, проходит через эти процессы, поскольку без них не может существовать как член общества. Но такое вхождение в культуру не совершается без помощи взрослых, педагогов, поскольку именно они профессионально оснащены умениями вводить ребёнка в контекст культуры. Работа по формированию культуры школьников тесно связана с процессом вхождения ученика в контекст современной общероссийской культуры. Задачами на данном этапе нашего исследования были:
1. Определить понятие «культура поведения школьника».
2. Выявить и проверить влияние тех стимулов, которые наиболее эффективно помогали формированию культуры поведения школьников.
Ранее мы определили понятие культуры. Обратимся к более узкому понятию «культура поведения». Культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. И.В. Дубровина считает, что культура поведения - это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания.
Такое же определение даёт Курочкина И. Н., но она акцентирует внимание на влиянии нравов, обычаев, традиций, привычек, которые являются фундаментом для дальнейшего формирования поведения [3]. Кроме того, акценты Курочкиной И. Н. расставляются на этикете поведения. Полностью принять её определение будет не совсем корректно, поскольку принимая лишь влияние нравов, обычаев, традиций привычек как источник и единственный фактор, определяющий поведение школьников, мы тем самым игнорируем внутренние факторы, т.е. индивидуальные возможности личности ребёнка, тогда как в культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих и контролирующих деятельность и поведение личности, и внутренних особенностей, его задатков. Воспитанность, хорошие манеры, культура, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т.к. они отражали богатый внутренний мир человека. В жизни единство внутренней и внешней культуры не всегда выдерживается. Порою порядочные, знающие, добрые люди не умеют себя вести в обществе. И наоборот, за внешним лоском, вкусами, хорошими манерами должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны.
Деление культуры на вербальную и невербальную даёт представление об умении ребёнка владеть нормами литературного языка, т.е. точностью, ясностью, чистотой, а с другой стороны, практическими действиями и поступками. Различают также культурное и некультурное поведение, церемониальное, профессиональное поведение. Разводят также понятия «культура поведения» и «поведенческая культура», культура общения, культура внешности, бытовая культура, культура удовлетворения потребностей. И если в понятии «культура поведения», по мнению исследователей, отражаются нормы поведения конкретного человека, принятые в данном обществе, то в основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки, этикет, этические и эстетические взгляды .То есть поведенческая культура рассматривается как широкое понятие, куда входит и этикет или культура поведения в узком смысле слова. Являясь частью общечеловеческой культуры, она отражает состояние общественного развития и одновременно оказывает на него серьёзное влияние. Именно обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки стали первичными составляющими поведенческой культуры, затем в ходе исторического развития сформировались этические и эстетические взгляды, и только позднее появилось такое явление, как этикет.
Современная школа - это открытая воспитательная система с определёнными особенностями, уровнями и установками. Безусловно, и культура поведения как у школьников, так у их учителей, родителей также отличается определёнными особенностями. Поэтому можно утверждать, что под культурой поведения школьников целесообразно понимать совокупность сформировавшихся у детей общесоциальных, региональных и этнических значимых качеств личности, повседневных их поступков и привычек поведения в школе, в среде, в семье, основанных на нормах нравственности этической и эстетической культуры, традициях и обычаях своего региона, России и своего этноса.
Под качествами же личности мы понимаем результат усвоения ребёнком существующих в данном обществе (регионе, этносе) форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения. Мы рассматриваем качества как результат и обобщенное выражение устойчивых отношений личности, её деятельности и поведения. Отдельные качества могут быть присущи отдельным людям, а вот культура поведения, этикет, воспитанность - далеко не каждому. Воспитанность близка культуре поведения и рассматривается обычно как свойство отдельной личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему отношений человека к обществу, к коллективу, умственному и физическому труду, к людям, к самому себе. Но поскольку культура поведения - это ещё и культура общения, важно научить школьника общаться на основе гуманного отношения к своим родным, семье, друзьям, посторонним людям. Как же можно стимулировать формирование культуры поведения школьников?
Часто в своей работе учителя используют различные темы нравственных часов. Необходимо подобрать ряд жизненных ситуаций, которые будут интересны для школьников. Подготовка такого часа требует продумывания задач и его целей, его назначения. В отборе тем нам помогла программа, составленная в процессе исследования «Культура поведения младших школьников». Среди тем нравственных часов, такие как:
- Кто я? Какой я?
- Я умею, я могу, я хочу.
- Что я чувствую, когда рядом нет родителей или учителя?
- Мы идём в музей.
- Мы идём по городу Карачаевску.
- Поговорим о том, как мы выглядим. Одежда народов Кавказа.
- Об аккуратности.
- О жадности и жадных. Народ об этих качествах.
- О твоих обязанностях в семье.
- Умею ли я готовить свои национальные блюда.
- Есть ли у тебя друг? Дружба и честь в народных сказаниях.
Программа в основном посвящалась формированию нравственных элементов культуры поведения школьников. Можно задействовать программы, в которых рекомендуется использовать различные направления работы по формированию культуры поведения в зависимости от пространственного поля применения той или иной формы работы: речевой этикет, гостевой этикет, подарочный этикет, столовый этикет, семейный этикет, деловой этикет, соблюдение этикета в общественных местах. Наша программа представляет собой систематизированный свод дел, с помощью которых у школьников сформируется культура поведения, т.е. важен системный подход в работе. Разработанная в эксперименте программа представляла собой систему, а главным системообразующим признаком стал этнорегиональный подход, поскольку большинство планируемых дел предполагало наряду с темами общесоциального характера также и темы этнорегиональной направленности. Результаты работы были высокими, поэтому можно считать, что одним из стимулов продуктивной деятельности оказался системный подход с акцентом на этнорегиональную тематику. Также мы считаем важным остановиться на позитивном опыте тех взаимодействий, тех тем, участником которых был учитель, поскольку часть мероприятий проводили родители, приглашённые, школьники, студенты. Поэтому коммуникативную культуру педагога мы также можем считать одним из эффективных стимулов формирования общественного поведения младших школьников. В коммуникативной культуре воспитателя проявляется уровень его нравственной воспитанности, обаятельность, аттраактивность (привлекательность). Ребята прежде всего ценят интеллигентность и деликатность, вежливость и корректность воспитателя, его умение щадить самолюбие человека, быть искренним, незлопамятным, сочувствовать им, проявлять хорошие манеры. Педагогический этикет предполагает подготовленность ребят в том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Школьники достаточно быстро учатся оценивать, деликатен ли учитель, насколько он требователен, насколько он соблюдает вежливость в общении со своими коллегами, родителями, окружающими. С.Л.Рубинштейн [5], предлагая стратегию успеха общения, отмечал, что наше отношение к другому человеку должно обезоружить его дурные намерения, демобилизовать их, поставить в такие моральные условия, при которых лишаются почвы мотивы его дурных проступков.
Познавая другого человека, трудно избежать субъективности, т.к. мы воспринимаем его посредством образа, который создаём в своём сознании. В этом образе отражаются не только объективные свойства человека, но и наше субъективное отношение к нему. Поэтому преодоление субъективности в реальном общении учителя со школьниками (симпатий, антипатий, ожиданий, предубеждений) - одна из ведущих задач этого взаимодействия. Понимание ребёнка педагогом, возникновение духовной близости с ним будет возможным только тогда, когда в процессе взаимодействия с детьми учитель идёт не от себя, а от него, от его потребностей и интересов.
Коммуникативная культура педагога в школе требует от него овладения такими коммуникативными умениями, как умение устанавливать эмоциональные контакты, быть инициатором в процессе общения, управлять своими, эмоциями, наблюдательностью и переключаемостью внимания, социальной перцепцией (чтение по лицу). Не менее важное значение имеют такие коммуникативные умения, как понимание психических состояний ребят по внешним признакам поведения, вербальные и невербальные умения, умения использовать мимику, жест, осанку в процессе общения, избегать штампов в поведении, «подавать себя» в общении с ребятами, с окружающими людьми. Они оказываются примером стимулов для ребят.
В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, В.М. Мудрик на основе анализа педагогического взаимодействия и коммуникативных задач обращают внимание на то, что происходит в процессе коммуникации: планирование содержания и ориентировка, выбор и реализация средств общения, обратная связь. Коммуникативные умения педагога в соответствии с требованиями культуры общения обычно подразделяют на несколько групп:
- быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
- правильно отбирать лексические средства и планировать свою речь, т.е. содержание акта общения (диалогическую и монологическую речь);
- находить стимулирующие средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова, подкрепление слов смысловыми ударениями, жестом);
- обеспечивать обратную связь.
Одним из основных стимулов выступают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Умение владеть словом, использовать его на каждом этапе общения в решении педагогических задач сразу же даёт знать о себе, оборачиваясь желанием ребят заниматься той деятельностью, которая предлагается воспитателем, интересом к этой деятельности и большим стремлением иметь в ней высокие результаты. Слово является особо сильным стимулом, потому что поддерживает и развивает мотивацию, стабилизирует интерес к деятельности, позволяет создать эмоционально благоприятную среду. Анализ вербальных средств общения доказывает, что культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры, развитую культуру мышления, использование культурных традиций народа, особенно пословиц, поговорок о нравственном поведении людей.
Усиливают стимулирующую силу общения воспитателя с ребятами создаваемые в школе традиции. Например, в процессе опытно-экспериментальной работы использовалась традиция поздравления младших школьников с днём рождения «Я пришёл в этот день в этот мир», которая реализовывалась ежегодно и была любима ребятами.
Такого типа традиции рождали у ребят многие качества культуры поведения, такие как чуткость и внимание к своему товарищу, коллективизм, умение дружить и иметь друзей, стимулируют формирование чуткости, внимания, уверенности, ответственности и др.
Особенно сильное стимулирующее воздействие оказывают такие традиции, в которых отражается семейный и народный опыт воспитания. Тем самым создавалась такая социокультурная среда развития личности школьника, в которой бы проявлялось единство культуры общественного поведения в школе, в семье, в данном регионе, в общероссийской культуре. А школьник получал возможность осваивать действия, способы мышления, составляющие основы культуры данного региона. Взрослые, школа, семья оказывают при этом большую им помощь. Например, традиционным в школах г. Карачаевска стал праздник юмора. Его значимость заключается в том, что он способствует снижению тревожности ребят, умению быть оптимистом, формированию находчивости, наблюдательности. А родители помогали тем, что подбирали сказки, пословицы, поговорки, исторические факты о смехе и юморе. На Руси была высоко развита народная обрядовая культура, которая прочно вошла в систему календарных, семейных праздников. Часто на основе обрядности весело пародировали отдельных людей, отрицательные нравственные их качества.
Апробация разнообразных стимулов формирования культуры позволила проверить эффективность их влияния. Наиболее ощутимое влияние оказали общепедагогические и этнорегиональные стимулы: опора на принцип культуросообразности, коммуникативная культура, системный подход в воспитании поведения, опора на народные традиции, включение в педагогический процесс лучших положений этнопедагогики, этнорегиональные подходы.
Рецензенты:
Батчаева Х.Х.-М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского госуниверситета, г. Карачаевск.
Койчуева А.С., д.п.н., профессор, директор Международного открытого колледжа современного управления, г. Черкесск.
Библиографическая ссылка
Хачирова З.К., Каракотова С.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16854 (дата обращения: 19.02.2025).