Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА

Корнева Е.В. 1 Корень А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС)
Проведен анализ различных классификаций факторов, которые влияют на предпринимательскую активность региона. В настоящее время выделяют субъективные и объективные факторы, факторы макросреды и микросреды, базисные и дополняющие и др., однако данные классификации не в полной мере позволяют разграничить факторы по их роли в формировании уровня предпринимательской активности региона, а также определить их роль в формировании предпринимательской среды региона. Авторами предложена классификация, которая выделяет факторы предпринимательского потенциала и факторы предпринимательского климата и дает наиболее объективное представление с точки зрения объектов управления. Необходимость использования нового подхода к классификации факторов обусловлена тем, что одно и то же управленческое решение в области активизации предпринимательской активности может привести к различным последствиям ввиду неодинакового состояния факторов, влияющих на предпринимательство в конкретном регионе.
предпринимательская активность
факторы предпринимательской активности
предпринимательская среда
1. Арустамов Э.А. Основы бизнеса : учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К*, 2012. - 232 с.
2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности : учеб. для вузов. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2013. – 352 с.
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство : учебник. - М. : Дело, 1999. – 640 с.
4. Верхошенских Е.Б. Проблемы и факторы, влияющие на предпринимательскую среду. – Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/pdf/confYprConsult2/verchoshenskih.pdf (дата обращения: 15.11.2014).
5. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 4. – С. 121-128.
6. Галинская H.H. Влияние региональных факторов на развитие малого предпринимательства // Научные труды VII Международной научно-практической конференции. - М. : МГАПИ, 2004.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник. - М. : ЮНИТИ, 2010. – 512 с.
8. Тумилевич Е.Н. Факторы и формы развития малого предпринимательства в регионе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2012. - URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-01/343-a (дата обращения: 11.11.2014).
9. Measuring Entrepreneurship. The OECD-Eurostat Entrepreneurship Indicators Programme. - Statistics Brief. - 2010. - № 15.
С развитием рыночной экономики все больше и больше повышается значимость предпринимательства как в масштабах всего государства, так и на региональном уровне. Субъекты предпринимательства вносят значительный вклад в развитие экономики, создавая добавленную стоимость, рабочие места, инвестируя в основные фонды. Совокупный результат деятельности предпринимательства характеризуется уровнем предпринимательской активности, поэтому эффективное управление ею в настоящее время является особенно актуальным. Однако предпринимательская активность не остается неизменной в разные периоды времени и в разных регионах имеет разную интенсивность. Причины этого заключаются в том, что на степень предпринимательской активности оказывают влияние различные факторы, которые необходимо учитывать при принятии мер государственного регулирования.

Факторы, влияющие на состояние предпринимательской активности, формируют в регионе особую предпринимательскую среду, которая может быть как благоприятной, так и не благоприятной для осуществления предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на субъекты предпринимательства, предпринимательскую активность и требуют принятия управленческих решений для их устранения или приспособления [2].

Предпринимательская среда представляет собой не просто набор определенного количества факторов, а сложную совокупность взаимодействующих взаимовлияющих друг на друга объективных и субъективных факторов, которые могут либо позитивно, либо негативно влиять на деятельность субъектов предпринимательства [4].

Э.А. Арустамов подразделяет факторы, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность, на две группы: факторы микросреды (внутренние силы предприятия, а также внешние, непосредственно связанные с предприятием: поставщики, конкуренты, посредники и др.), факторы макросреды (совокупность глобальных сил и факторов, которые действуют на рынок в целом) [1].

С точки зрения факторов, влияющих на предпринимательскую активность региона, будет полезной классификация факторов макросреды Э.А. Арустамова. Здесь он выделяет следующие факторы: социально-демографические, экономические, культурно-образовательные факторы, уровень развития науки и техники, природно-экономические условия, политико-правовые факторы и информационная среда.

Один из первых авторов учебников по предпринимательству А.В. Бусыгин средой предпринимательства называл «общественно-экономическую ситуацию, включающую в себя экономическую свободу, предпринимательский корпус, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов» [3].

Галинская Н.Н. выделяет объективные и субъективные факторы предпринимательской среды региона [6].

К объективным относятся такие факторы, которые определяют место региона базирования предприятия в общей системе территориальной организации страны, тип освоения и уровень развития региона, его экономико-географическое положение, природные условия и природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности хозяйства региона - производственной, непроизводственной и инфраструктурной сферы.

Несомненно, объективные факторы в значительной степени представлены естественными условиями для осуществления предпринимательской деятельности, которые сложились исторически и обусловлены географией самого региона базирования, в связи с чем слабо поддаются регулированию со стороны органов государственной власти.

Субъективные же факторы в свою очередь подвластны управлению и регулированию и сами зачастую являются результатом управленческих решений органов власти.

Тумилевич Е.Н., рассматривая факторы и формы развития малого предпринимательства в регионе, выделяет следующие факторы:

  • базисные, то есть те, которые напрямую влияют на саму возможность существования предпринимательства: законодательство, налогообложение, ресурсы;
  • дополняющие, которые влияют на объём предпринимательства и его состояние: специальная государственная поддержка, инфраструктура рынка, социальное партнерство, самоорганизации предпринимателей;
  • внутренние, которые влияют на показатели успешности предприятия и во многом зависят от человеческого фактора: психологическая и профессиональная готовность к предпринимательской деятельности, окружение субъекта предпринимательства [8].

Эти же факторы Тумилевич Е.Н. предлагает рассматривать в другом разрезе:

  • факторы, дающие возможность функционировать предприятиям (экономическая и деловая среда);
  • факторы, побуждающие экономически активное население к занятию предпринимательством.

Другая классификация факторов внешней среды, предложенная Тумилевичем Е.Н., предполагает деление по их функциям на две основные группы: регулирующие («рамочная среда») и обеспечивающие (экономическая и деловая среда).

Регулирующие факторы выполняют функции по поддержанию предпринимательской активности в регионе и созданию условий для развития предпринимательства: политика, правовые условия, административные механизмы.

Обеспечивающие факторы являются основой для осуществления предпринимательской деятельности и носят объективный характер. По своей сущности первая группа факторов (регулирующие факторы) является инструментом для создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на базе обеспечивающих факторов.

Еще одна классификация, разработанная Тумилевичем Е.Н., группирует факторы, влияющие на предпринимательскую активность в зависимости от возможности быстроты их изменения:

  • неизменяемые факторы (географическое положение региона, наличие природных ресурсов);
  • медленно изменяемые (экологическая ситуация, плотность и структура населения, достаточность и доступность квалифицированной рабочей силы, развитость инфраструктуры, производственный и инновационный потенциал, общественные нормы, способствующие доверию предпринимательству);
  • быстро изменяемые факторы (система регионального законодательства, административные барьеры, политика органов власти в отношении к субъектам предпринимательства).

Рассматривая совокупность всех внешних и внутренних факторов предпринимательской среды, Верхошенских Е.Б. делает их разделение на три группы:

1) постоянные - факторы, с которыми предприниматель сталкивается каждый день;

2) переменные - факторы, которые оказывают влияние, при желании самого предпринимателя (например, при изменении «вкусов» относительно постоянных факторов);

3) общие - факторы, на которые предприниматель не может повлиять из-за их масштабности [4].

И.Н. Герчикова приводит следующую классификацию внешних факторов предпринимательской среды:

  • факторы прямого воздействия:

1) характер и состояние рыночных отношений: потребительский спрос; предложения; условия торговли;

2) хозяйственные связи фирмы: сеть поставщиков сырья, материалов, оборудования, топлива и энергии; обеспечение рабочей силой необходимых специальностей и квалификации; отношения с финансовыми институтами - кредиторами или инвесторами (банки, акционеры, частные лица); отношения с профсоюзами;

  • факторы косвенного воздействия:

1) регулирование предпринимательской деятельности;

2) общеэкономические: требования научно-технической революции; состояние экономики страны; предпринимательский климат;

3) общеполитические [7].

Сторонники предпринимательского подхода, рассматривая внешнюю среду предпринимательства, выделяют семь основных факторов:

  • природно-демографические (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность, половозрастная структура);
  • социокультурные (нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, потребительский спрос, специфика деловой этики);
  • технологические (уровень индустриального развития страны, науки и техники, наличие технологий и их применение);
  • экономические (степень развития рынков, объем совокупного спроса, интенсивность конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика);
  • структурные (уровень развития каналов снабжения и сбыта, информационного обеспечения, наличие рыночных посредников);
  • правовые факторы, определяющие степень правовой защищенности предпринимателя:
  • политические (устойчивость политических институтов, способы принятия политических решений).

«Программа индикаторов предпринимательства» проекта ОЭСР-Евростата среди детерминант, оказывающих влияние на предпринимательскую активность, рассматривает следующие факторы.

1. Регулирующие рамки и нормативно-правовая база (административные барьеры для начала предпринимательской деятельности, административные рамки для роста бизнеса, регламентация процедуры банкротства, регулирование безопасности, здоровья и окружающей среды, сертификация продукции, регулирование рынка труда и социальная защита, действующее законодательство, налоговое регулирование и налогообложение).

2. Конъюнктура рынка (антимонопольное законодательство, рыночная конкуренция, доступ к внутреннему и внешнему рынку, степень общественной вовлеченности, наличие государственных заказов).

3. Доступность источников финансирования (банковское финансирование, лизинг, венчурный капитал, бизнес-ангелы, биржи).

4. Уровень развития и использования инноваций и технологий (инвестирование инноваций, наличие научно-исследовательских центров, межфирменная технологическая кооперация, распространение технологий, система патентирования, стандарты).

5. Предпринимательские возможности (бизнес-образование и опыт предпринимателей, предпринимательская инфраструктура, уровень иммиграции и др.).

6. Культурные факторы (отношение общества к риску, к предпринимательству, стремление к предпринимательству, уровень образования) [9].

Рассматривая различные факторы, оказывающие влияние на предпринимательскую активность региона, можно выделить основные подходы к их группировке.

Каждая из приведенных классификаций имеет свои преимущества и недостатки, и использование той или иной классификации зависит от преследуемых целей. С точки зрения государственного регулирования предпринимательской активности важно понять, какие факторы оказывают наибольшее и наименьшее влияние на предпринимательство, ведь ресурсы по их регулированию (финансовые, человеческие, временные) зачастую весьма ограниченны. В этой связи необходимым условием эффективного воздействия является концентрация всех усилий на ограниченном количестве факторов.

Кроме того, мало знать, какие факторы важнее всего. Из рассматриваемых факторов необходимо выбрать те, которые поддаются регулированию.

В связи с этим нам видится необходимым разработка авторской классификации факторов предпринимательской активности региона.

Интегрированную совокупность всех факторов, формирующих предпринимательскую среду региона, нами предлагается разделить на факторы предпринимательского потенциала и факторы предпринимательского климата.

В целях представления авторской классификации факторов, влияющих на предпринимательскую активность, под предпринимательским потенциалом будем понимать совокупность всех имеющихся возможностей для начала, продолжения и развития предпринимательской деятельности.

Таким образом, к совокупности факторов предпринимательского потенциала региона отнесем следующие факторы:

1) природно-ресурсный;

2) человеческий;

3) финансовый;

4) информационный;

5) научно-технический.

Вторая группа факторов, влияющих на предпринимательскую активность региона, относится к факторам предпринимательского климата. По своей сути, эти факторы являются условием реализации предпринимательского потенциала.

К таким факторам относятся следующие:

1) экономические условия (экономическая ситуация);

2) государственная поддержка предпринимательства (консультационная, финансовая, научно-техническая и др.);

3) социально-культурный фактор;

4) нормативно-правовая база;

5) научно-технический фактор.

Стоит отметить, что приведенная классификация способна разграничить факторы с точки зрения управления ими и при грамотном использовании может облегчить процесс принятия решения в области регулирования предпринимательской активности.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав.  кафедрой международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного  маркетинга  и  торговли,  директор Института  международного бизнеса  и  экономики  Владивостокского  государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Корнева Е.В., Корень А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16832 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674