Ярчайшими средствами утверждения общегосударственной социокультурной идентичности как по форме выражения, так и по силе воздействия, выступили кинотеатры, объединившие представителей различных культур в некую новую общность - зрителей, одновременно по всей стране получившими доступ к этому научному новшеству и испытывающими схожие чувства и эмоции. Делясь впечатлениями, полученными при просмотре киноленты, Максим Горький, которому посчастливилось познакомиться с этим видом искусства в числе первых российских зрителей, сообщал в своей газетной корреспонденции: «Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты - и все это, являясь откуда-то из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идет вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом... Перед вами кипит странная жизнь - настоящая, живая, лихорадочная жизнь...» [3, с. 3].
Как правило, взоры деятелей раннего кинематографа, особенно в России, прежде всего, были устремлены на создание хроникальных фильмов. Одновременно с первыми демонстрациями кинематографа в России начались и киносъемки. Сюжетом первой российской киносъемки и вместе с тем одной из первых в мире съемок актуальной политической хроники стала коронация Николая II. Оператором был Камилл Серф, специально присланный из Парижа братьями Люмьер. Эта кинолента положила начало особому виду русской кинохроники - «царской», снимавшейся систематически с 1896 по 1917 год в основном русскими кинооператорами. Начиная примерно с 1908 года, когда кинематографы значительно распространились в России, продукция первых российских кинематографистов стала использоваться и в целях монархической пропаганды. В лице этого чуда техники государство, практикуя цензуру, приобрело надежного помощника, решающего ряд задач - распространение государственной идеологии, обеспечение населению культурного досуга, финансовая выгода.
Лидирующая позиция в деле приобщения населения к кинематографическому искусству по праву принадлежала городам, являющимся во все времена центрами культурного развития и распространения новшеств. К началу XX века различные кинотеатры появились во многих северокавказских городах - в Пятигорске, Грозном, Моздоке, Нальчике и др. Одними из первых на Северном Кавказе с кинематографом познакомились жители Владикавказа, выполнявшего роль административного, политического, экономического и культурного центра Терской области, имевшего «неотразимое влияние на все условия общественной жизни всего Северного Кавказа» [4, с. 45]. Заметим, что еще за несколько лет до демонстрации во Владикавказе первого двадцатиминутного киноролика в июне 1897 года, городской театр представлял «туманные картины» физика К.О. Краузе, демонстрировавшего сюжеты о кавказской выставке в Тифлисе, о чудесах и тайнах океана, юмористические и фантастические сцены с «движениями и перемещениями». Это принципиально новое культурное явление, производящее настоящий переворот в сознании, вызвало большое любопытство городской публики [1, с. 159].
В зависимости от технических особенностей кинематографические средства имели разные названия - «биоскоп», «биофонограф», «театрограф», «космограф», «вивантограф», «фонохромоскопограф», «хрономегафон», «кинетофон» и др. Весьма распространенной была демонстрация «туманных» или «световых» картин, в основе которой лежало применение «волшебного фонаря» - «электротахископа» - специального проекционного устройства с линзами и газовой горелкой, позволявшее проецировать на стену картины, нарисованные на стекле. На стене изображение увеличивалось в 30-35 раз. Наибольшее распространение этот вид кинематографического способа передачи информации получил при устройстве так называемых «народных чтений». Как правило, их тематика носила патриотично-пропагандистский характер - «Песни Кольцова», «В турецкой неволе», «Начало христианства на Руси, «Оборона Севастополя», «Кто были наши предки и как они жили», «Нашествие татар», «Жизнь Божьей матери», «Покорение Казани», «Александр Невский», «Архангельский край», «Отечественная война» и др.
Первым во Владикавказе появился кинотеатр «Пате», открывшийся в 1906 году в частном доме Александры Аксеновой на Александровском проспекте и названный по фамилии крупнейшего в мире киномонополиста Шарля Пате, контролировавшего до семидесяти пяти процентов русского кинорынка. Владельцами владикавказского кинотеатра «Пате» были состоятельные горожане Назон Сахаров, Самуил Шихман, Самуил Позин и Иосиф Аптекман [2, с. 104]. Электробиограф помещался на втором этаже здания и, будучи приспособлен из частной обывательской квартиры, состоял из двух фойе, расположенных по обе стороны верхней площадки лестницы и зрительного зала на 250 мест [8, л. 11]. Вход осуществлялся с Александровского проспекта по чугунной лестнице в каменных стенах, потолок был деревянным оштукатуренным. Из залов имелось два выхода на лестничный вестибюль и выход на наружный балкон, а из комнаты для ожидающих был предусмотрен выход в дворовую галерею с каменной лестницей во двор. Демонстрационный аппарат хорошо изолировался в несгораемую камеру. После ряда переделок были учтены замечания, сделанные в адрес владельцев специальной комиссией с точки зрения пожарной безопасности, в результате чего все помещение было «специально ремонтировано, удобно и красиво приспособлено, совершенно удовлетворительно» [8, л. 49 об.].
В 1910 году пресса отмечала, что мало-помалу в обиход публики стали входить театры-синематографы: «в интересах воспитательных желательно, чтобы подбор картин, подлежащих демонстрации, производился тщательнее. Особенно надо избегать картин драматического характера: с убийствами, поранениями и т.д., вредно действующими на нервы публики. Из картин кинематографа «Патэ», демонстрирующихся в течение текущей недели, хорошее впечатление производят следующие: «Работа и жизнь в Пьемоне», «Болгарский кадетский корпус» и «Прихоти индийского раджи». Помимо картин показывается здесь человек-кукла «Мотто-Фозо». Демонстрирование картин происходит под аккомпанемент виолончели и рояля. Аппарат работает без мигания» [7, с.3].
Александровский проспект являлся центральной улицей Владикавказа, и именно поэтому вдоль него были расположены наиболее популярные городские досуговые заведения, получавшие в свое распоряжение прогуливающуюся публику. Помимо кинотеатра «Пате» здесь функционировали и другие кинотеатры. В 1913 году с разрешения городского головы Гаппо Баева был открыт кинотеатр «Гигант». Впервые о кинотеатре «Гигант» было заявлено 5 февраля 1913 года, когда Владикавказская городская управа выдала удостоверение Е.И. Первиль и А.Е. Медведевой на постройку здания для синематографа на их собственных участках по Александровскому проспекту 57, и на углу улиц Московской и Гимназической. Над проектом здания кинотеатра трудились инженеры-архитекторы Ф.Ф. Гут, П.П. Шмидт и А.А. Навроцкий. Вход в кинотеатр был запланирован с улицы Московской. Первым содержателем кинотеатра был Михаил Александрович Первиль [2, с. 105].
Находился на Александровском проспекте и электробиограф «Модерн». Он помещался на втором этаже дома Вышгорода и, будучи приспособлен из частной обывательской квартиры, состоял из коридора, фойе, деревянной светлой галереи и зрительного зала на 235 мест [8, л. 14]. Также здесь специально было выстроено здание, предназначенное для электробиографа «Lux Roma» [8, л. 10]. В самом центре Александровского проспекта, на Театральной площади, действовал электробиограф братьев Риччи и К. Это было красивое, специально для кинотеатра выстроенное здание. В подвальных помещениях «Риччи» находился уютный ресторан, кабинки которого уходили вплоть до центральной аллеи проспекта. Таким образом, посетители ресторана слышали грохот проезжающего над ними трамвая, что создавало особое впечатление [2, с. 104].
Успешно работали во Владикавказе и кинотеатры «Фантазия» и «Электро», демонстрировавшие разнообразные картины. Интерес представляют посвященные им заметки на страницах периодической печати тех лет: «Картины, показываемые на экране американского театра «Фантазия», что в городском (казенном) саду, благодаря удачному подбору их и хорошему исполнению. Продолжают пользоваться среди публики заслуженным успехом. Серия картин, предназначенных к демонстрированию в течение всей текущей недели - по счету уже 35 смена картин - заслуживает того, чтобы посмотреть их. Картины демонстрируются в обычном трехотделенном составе. 1-е отделение состоит из двух картин: первая - «Виды Парижа» (шесть видов) и вторая - «Трасформистр» (в шести явлениях). Второе отделение тоже из двух картин: первая - «Чудесный улей» (в трех явлениях) и вторая - «Чучело» (в 7-ми явлениях). Третье отделение, подобно первым двум, распадается на две картины: первая - «на скользком пути» (картина с натуры из сельской жизни, в нескольких явлениях) и вторая «Зайцы профессора Поносова» (в семи явлениях). Картина № 1 первого отделения знакомит зрителей с несколькими выдающимися частями города Парижа с их обыденной жизненной обстановкой, преисполненной большого интереса для лишенных возможности побывать в этом современном Вавилоне, а № 2 того же отделения - с разнообразными превращениями, основанными на электричестве.
Обе картины второго отделения - из них первая в красках - интересны в художественно-юмористическом смысле. Первая картина третьего отделения изображает семейно-трудовую жизнь деревенского простолюдина, нарушенную прихотью, с одной стороны, столичного Дон Жуана, а с другой - неопытностью в жизни дочери фермера. Вторая картина того же отделения имеет трагикомический характер. Сеансы сопровождаются музыкой.
Вообще, от обозрения картин, демонстрирующихся в театре «Фантазия», зритель выносит приятное впечатление» [6, с. 3]. В другой газетной корреспонденции мы встречаем не менее любопытную характеристику демонстрируемых кинокартин: «Французский театр «Электро» (Александровский пр., зимнее помещение коммерческого клуба) и американский театр электробиограф «Фантазия» (городской сад, собственное летнее помещение), продолжающие демонстрировать свои картины, охотно посещаются публикой, что свидетельствует о том, что картины. Благодаря своему удачному выбору, удовлетворяют эстетическому вкусу посетителей. Картины в обоих театрах демонстрируются в трех отделениях.
Из картин, демонстрирующихся во французском театре, заслуживают внимание «Женевьева» (драматическая картина в первом отделении) и «Зоологический сад» (в третьем отделении), из картин в театре «Фантазия» - «Детская злоба» (драматическая картина № 1 в первом отделении), «Запрещенный плод» (комическая картина № 2 в том же отделении), оба номера второго отделения - «Чудесные розы» (весьма интересная и занимательная картина в красках) и «Живописная Япония» и № 1 из третьего отделения «Остров Ява», знакомящая с некоторыми сторонами жизни обитателей этой далекой страны. В предупреждении давки и вообще для здоровья посетителей, в особенности детей, следовало бы продажу билетов ограничить числом мест» [6, с. 3].
В репертуаре владикавказских кинотеатров было много документальных кинолент, рассказывавших о новых достижениях в науке, технике и медицине. Многие фильмы знакомили зрителей с природой России, историческими местами, достопримечательностями Кавказа, например, «Горы Кавказа», «Из Млета во Владикавказ». Кинотеатры следили и за знаменательными датами. 26 августа 1912 года, когда Россия отмечала свое 100-летие победы в Бородинском сражении, все местные кинотеатры были оборудованы декорациями и иллюминациями. В течение всего дня демонстрировали «Пожар в Москве», «Смоленскую битву», играл военный оркестр [1, с. 160].
Посещение кинотеатров стало очень популярным способом проведения досуга, а прибыльность кинематографии была столь существенной и очевидной, что киносеансы шли не только в специально отведенных под них зданиях, а и в других городских заведениях, в частности, в различных клубах. Не смогла оставаться в стороне и сама городская администрация, которая решила извлечь материальную выгоду из нового вида искусства, быстро становившегося доступным довольно широким массам населения. Так, Постановлением Владикавказской городской управы № 499 от 17-18 июня 1915 года было принято решение об устройстве в городском театре народного синематографа для извлечения дохода в пользу семейств запасных. По смете, составленной членом Управы К.А. Черным, на оборудование требовалось единовременного расхода в 698 руб., ежемесячных расходов по содержанию - 2415 руб., а валовой доход от этого предприятия исчислялся ежемесячной прибылью в 8400 руб. Выгода была неоспоримой. По предположению комиссии синематограф должен был работать только летом. Руководство всем делом принимала на себя думская комиссия [9, л. 35]. Городская Управа признала возможным открыть народный синематограф, который, помимо того, что «принесет порядочный доход и даст возможность более обеспечить семейства запасных и ратников топливом в грядущую зиму, даст разумное развлечение для народа, установив, конечно, вполне доступные для него цены и более низкие по сравнению с частными синематографами. С прекращением торговли крепкими напитками, внесшим полный переворот в жизнь народа, особенно ярко выступает необходимость предоставить для массы источники разумных развлечений, где бы она могла проводить свои досуги после трудового дня, получив вместе с тем и пользу. Этой потребности отчасти удовлетворит синематограф. Народ будет иметь возможность не только смотреть картины, но и слушать лекции по различным отраслям хозяйства, организацию которых может принять на себя Общество народных чтений, причем чтение таковых будет демонстрироваться световыми картинами, что усугубит интерес. Частные синематографы все-таки для большинства народа дороги и не всем доступны, город же имеет возможность значительно удешевить цены, давая этим возможность свободного посещения; народ же, зная главную цель открытия городского синематографа, тем охотнее будет его посещать, неся трудовую копейку на доброе дело призрения семейств тех лиц, которые доблестно стоят против врага, защищая свободу и целость России» [9, л. 35 об.].
Приобщение к средствам кинематографического искусства во второй половине XIX - начале XX вв. на Северном Кавказе приобрело широкомасштабный характер. Сохранились прошения о разрешении открыть синематограф, электробиограф, кинематограф и т. д. Кизляр и Грозный, Хасав-Юрт и Георгиевск, Пятигорск и Нальчик - все изъявляли желание об их устройстве. Такой ажиотаж вынудил власти выработать ряд обязательных постановлений по строительству, устройству и содержанию кинематографов, одним из строжайших требований которых была пожарная безопасность их зданий. В результате многие прошения отклонялись, а те, которые действовали, но не соответствовали требованиям либо закрывались, либо принуждались к переоснащению.
Кинематограф как мощное средство воздействия на индивида выступил эффективнейшим механизмом распространения государственной идеологии и утверждения общероссийской идентичности во второй половине XIX - начале XX вв. Он во многом способствовал процессу самоидентификации северокавказских горцев со всем российским обществом, формированию в их сознании сопричастности к истории и жизни общей для всех страны.
Рецензенты:
Канукова З.В., д.и.н., профессор, директор ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO - Алания, г. Владикавказ;
Марзоев И.-Б.Т., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO - Алания, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Дзалаева К.Р. УТВЕРЖДЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ СРЕДСТВАМИ КИНЕМАТОГРАФИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ. ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16826 (дата обращения: 19.02.2025).