Культурно-педагогический опыт, на наш взгляд, является важным конкретно-историческим явлением, отражающим убеждения, идеалы, подходы к решению первостепенных современных социокультурных проблем и способствующим формированию личностных и общественных целей определения и осмысления социальной практики на основе развития мыслительных схем и внедрения апробированных алгоритмов деятельности. Уникальность культурно-педагогического опыта заключается в том, что он детерминирует пути развития социального/ образовательного пространства и порождает определенное отношение к миру.
Создание целостной, органически непротиворечивой системы идей, являющейся внутренней «пружиной» национального педагогического кода, в данном исследовании связано с анализом творчества выдающихся наших соотечественников И.А. Ильина, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В работах этих мыслителей мы находим общечеловеческие и национальные ценности, которые являются регуляторами развития образовательной системы, напрямую влияющими на уровень духовности человека и социума. А поскольку ценности точно отграничивают значимое, существенное для данной социокультурной системы от незначимого, несущественного, мы решили создать своего рода ценностный фундамент образования, обеспечивающий его устойчивое развитие, преемственность традиций и творческие поиски.
В сложившейся ситуации целесообразно продумать и выстроить на основе национального педагогического кода образовательную систему России. При этом роль ценностно-педагогической концепции может выполнять философско-педагогическая интерпретация идеала образования, фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности.
Цель исследования заключается в определении национального педагогического кода как свода идей, правил и приоритетов, регулирующих образовательное пространство и определяющих актуальное состояние образования и потенциальные возможности его развития.
Национальный педагогический код - это уникальный мир педагогических смыслов, в которых отражается коренное значение образования для человека и социума. Причем, национальный педагогический код России задает импульс созиданию духовного опыта человека как источника жизненных сил и уникальной основы возрождения России. Очевидно, что главной святыней отечества и измерителем его культурно-образовательных ресурсов является духовность.
Именно поэтому в современных условиях важно выстраивать духовный опыт человека для высвобождения личностных резервов в преодолении сложных жизненных ситуаций, создания условий полной самоотдачи и самореализации личности. Развитие и расцвет личности и, прежде всего, ее духовных основ в педагогической деятельности могут осуществляться только в процессе осмысления духовных начал существования человека, развития эмоционально-чувственной сферы, организации добротворчества и, естественно, в атмосфере свободы, доброжелательности, понимания и любви.
По мнению И.А. Ильина, выдающегося философа ХХ века, воспитание человека - это процесс пробуждения в нем духовных переживаний, открывающих путь к духовному опыту. Это положение может служить основой определения специфики национального педагогического кода. Особая роль в развитии духовного опыта может принадлежать, прежде всего, учителю, который выступает носителем этого опыта в целом.
Само по себе обращение к духовным переживаниям, пожалуй, стало проявляться лишь в последнее время в результате обсуждения проблемы утраты духовных ценностей, духовной деградации в обществе. В связи с этим обращение к духовным ценностям в образовательной системе позволит выстроить один из самых сложных компонентов личностной структуры. Речь идет о духовности как особом внутреннем состоянии, в котором целесообразно сочетаются умственные и нравственные силы человека. Это первооснова личностной самореализации, от которой зависит глубина и неповторимость содержания его отношений и деятельности.
Подчеркнем, что национальный педагогический код определяет, какие ценностные ориентации, образцы деятельности будут преимущественно регулировать образовательные процессы, которые непосредственно и целенаправленно влияют на формирование духовных ценностей человека, его приобщение к нравственным богатствам Отечества. Именно это может объединить людей, сформировать социальные приоритеты, способствовать развитию самобытной личности, стимулировать духовные потребности человека. В свою очередь, человек духовный способен ответственно относиться ко всему, что происходит в своем отечестве, понимать важность активной созидательной деятельности как необходимого условия преодоления проблем и решения социокультурных, экономических, экологических и других задач.
Актуализирует проблему национального педагогического кода идея И.А. Ильина о том, что «жить на свете - значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит» [1, С. 137]. Действительно, ценностные основы образования - это уникальная и подвижная система духовных приоритетов, а выбор главных из них делает данную систему притягательной и важной с позиций регулирования отношений человека с миром.
Мощный и яркий источник национального педагогического кода - это творчество выдающихся педагогов прошлого, их национальные приоритеты в образовании, идеи, которые могут придать современному обучению и воспитанию стимулы для подъема и процветания и обратить внимание субъектов образования на выработанные и апробированные правила национальной педагогики и качественного разностороннего образования.
В творчестве К.Д. Ушинского мы находим глубинные смыслы образовательной системы, представленные таким ценностным рядом, как «любовь к родине», «народность», «чувство современности». Такие ценности особенно актуальны для учителя, ибо история свидетельствует, что только педагог, обладающий чувством национального достоинства, открыто выражающий гражданскую и патриотическую позицию, действительно оправдывает доверие народа непрерывным воспроизводством его самобытного духовного мира и сохранением исторической памяти.
Такое же, а может быть и большее значение в высказываниях К.Д. Ушинского имеет духовно-нравственный потенциал педагогической деятельности. «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [5, с. 196].
В контексте рассмотрения ресурсов педагогической деятельности в развитии социума и образования, К.Д. Ушинский подчеркивал важность такой характеристики, как чувство современности, умение прислушиваться и реализовывать требования времени. Можно с полной уверенностью утверждать, что в современных условиях эта характеристика деятельности учителя сверхактуальна, поскольку от уровня школьного образования, меры приобщения учеников к ценностям национального и общечеловеческого масштаба можно в дальнейшем перейти к «довоспитанию» общества, задав ему современный цивилизованный ритм жизни.
К.Д. Ушинский считал главными ценностными ориентациями в деятельности учителя - воспитание у учеников любви к Родине, к своему народу и его историческому прошлому, формирование их духовности на лучших традициях народной культуры, средствами родного языка, народного творчества, отечественной истории и географии. Патриотические чувства, по мнению К.Д. Ушинского, это самые сильные чувства в человеке, «общественный цемент», который «связывает людей в честное, дружное общество» [5, с. 195].
Педагогическая концепция Л.Н. Толстого представляет собой уникальное явление в неформальном понимании и истолковании сути образования человека. В ней системно представлены духовно выверенные социокультурные приоритеты школы, представляющие собой магистральные направления подлинного духовно-нравственного развития ребенка.
Основополагающей в системе взглядов Л.Н. Толстого на образование и воспитание является мысль об изначальной свободе человека, которая никем, кроме него самого, никогда и нигде не может быть ограничена. Свобода - это естественное условие для любого самосовершенствования каждого из людей. По мнению мыслителя, в школе свобода как условие естественного и потому нравственного развития человека проявляется в разных измерениях - как образ жизни ученика, состояние учителя и способ организации школы как учебного заведения. В толстовском понимании настоящей школой может считаться только та, которая создает надлежащие условия для успешного учения, а именно - обеспечивает ребенку возможность воспринимать и усваивать то, что отвечает его внутренним потребностям.
В процессе педагогического творчества как изобретения приемов «мягкого воздействия» на учеников, считал Л.Н. Толстой, большую роль играет нравственная сторона жизни учителя, которая складывается из гармонии истины, красоты и добра. Эта своеобразная «ценностная триада» имеет особую внутреннюю связь. Так, добро Л.Н. Толстой определял как вечную и высшую цель жизни, а красоту как наглядное проявление добра.
Воспитание детей на основе нравственных ценностей предполагает определенную последовательность этой деятельности. «Правильная последовательность приобретения добрых качеств, - подчеркивает мыслитель, - есть необходимое условие движения к доброй жизни» [4, т. 29, с. 58].
Существенным постулатом в системе педагогических воззрений Л.Н. Толстого выступает любовь. Его классическая формула «совершенного учителя» складывается из двух проявлений этого универсального по своей духовной насыщенности чувства - любви к делу и любви к детям.
Таким образом, намеченная Л.Н. Толстым система нравственных ценностных ориентиров образования как важнейшего духовного общественного института позволяет по-прежнему, в русле классического отечественного подхода, считать фундаментальными основами образования и педагогики духовные начала: свободу, доброту, ответственность, красоту, достоинство. Проповедуя и исповедуя на практике эти начала, отечественная педагогика и образование сегодня обязаны сделать все возможное для возрождения и распространения ценностей, обеспечивающих нашему народу подлинную духовность.
Учитывая то обстоятельство, что В.В. Розанов глубоко и всесторонне рассматривал особенности российской системы образования и механизмы ее функционирования, следует выделить его основные приоритеты. В качестве главной ценности в образовании, духовной по своей сути, по мнению В.В. Розанова, должна выступать красота, одновременно являющаяся и главной задачей воспитания. В связи с этим для Розанова - педагога чрезвычайно важным было положение, при котором организация педагогического процесса способствовала художественному развитию личности, чтобы человек, к чему бы «не стремился, во всяком своем стремлении оставался прекрасен»[3, c.87]. Если же обратиться к воспитанию, способному поддерживать культуру, историю, то в основе его, утверждает ученый, должно находиться что-то абсолютное, единственно ценное для личности, что либо сердцем, либо сознанием ощущается человеком. Интересно и определение «воспитанный человек», которое в процессе размышлений приобретает свои очертания в работе В.В. Розанова «Сумерки просвещения». Оно может включать такие компоненты: внутреннее совершенство личности, способность испытывать «всякий художественный восторг, каждое умственное увлечение» [3, 22].
В процессе создания системы образования, в фундаменте которой находится духовность, для достижения таких высот, в основу педагогической системы, как утверждает В.В. Розанов, должны быть положены три принципа. Во-первых, принцип индивидуальности, ориентирующий на сохранение как в учителе, так и в ученике их драгоценнейшего достояния, лучшего, что имеет каждый, особенного - индивидуальности, за счет чего и совершается образование.
Во-вторых, принцип целости, требующий соблюдения положения: избегать разорванности в знаниях, в художественных чувствах. Не следует прерывать входящее в душу впечатление, ощущение другим, пока первое не внедрилось. В.В. Розанов считал, что нужно вдумчивое к чему-либо отношение, «чтобы оно стало нам дорого, чтобы оно овладело нами после того, как мы им овладели» [3, 97]. И, в-третьих, принцип единства типа, который подразумевает, что получаемые воспитанником впечатления должны выходить из источника одной какой-нибудь исторической культуры.
Перечисленные принципы, без сомнения, способны быть фундаментальной основой системы образования, которая имеет «сокровище», необходимое для воспитанников, «свечу», при которой каждый может лучше «рассмотреть свое имущество и разобраться в нем» [3, 215].
Особым образом в работах ученого прослеживается идея личностного подхода. В образовании, по мнению В.В. Розанова, важен подход к человеку целостному, позволяющий оценивать личность в настоящем и будущем. Это является базисом для школы воспитательной, художественно образующей, школы национальной. При этом для национальной школы должно быть первой заботой - создание форм, воспитывающих без слов, без поучений, одним своим духом, смыслом.
Оригинален подход В.В. Розанова к оценке целостности педагогического процесса. Его замечание об образовании как о духовном организме, о том, что идеал воспитания русского народа заключается в совершенной гуманности «при неусыпной заботливости», в слиянии веры в великие предметы научения с любовью к научаемым, заслуживает самого тщательного исследования и использования. Подчеркивая необходимые для этого качества учителя, В.В. Розанов выделяет душу, веру, просто любящее сердце.
Обращают на себя внимание суждения ученого об особенностях взаимоотношений учителя и ученика. В них ощущается сочетание мудрости философа с мудростью педагога-практика, позволившее прийти к интересным и важным выводам. Вероятно, о роли педагога в процессе взаимодействия с учениками писал В.В. Розанов, выделяя в нем как благоприятные внешние условия, так и технические приемы, необходимые любому искусству. «Можно придумать, можно устроить, можно купить преподавание технических приемов, необходимых каждому искусству, - писал В.В. Розанов. - Но воздействие творческого духа великих художников на зарождающиеся таланты не может быть ни организовано, ни предписано; это свободный процесс, вытекающий из неуловимого сродства духовных складов и дарований, это таинство, совершающееся только силою любви» [3, 25].
При изучении основ духовности системы образования в педагогическом творчестве В.В. Розанова невольно обращаешь внимание на специальное выделение таких ориентиров, как свобода и творчество. Причем, свобода, в частности, может проявляться в приобщении к творчеству великих мастеров на основе родства духовных дарований и с любовью. Свобода заложена и в «рассвет просвещения», который возможен при условии, когда «избранный учитель и свободно избравший его ученик» общаются в непринужденной беседе. Творчество личности - важнейший компонент не только в процессе развития личности, но и в создании особой воспитывающей атмосферы.
Педагогическое наследие классиков отечественной педагогики обладает универсальным духовным потенциалом, который может и должен служить основой разработки и внедрения образования, гарантирующего развитие у молодежи восприимчивости к неревизируемым духовно-нравственным ценностям, разборчивости в отношении к моральным нормам, порождаемым современной ситуацией, духовности как реальной силы возрождения России.
Национальный педагогический код - это устойчивое ядро российской цивилизации, своего рода нравственный стержень. И если педагогическая система лишится его и будет уповать на волшебные педагогические рецепты западной цивилизации, вряд ли удастся сохранить уникальные образовательные традиции, выдающиеся педагогические достижения и просто стабильную работу системы образования России.
Национальный педагогический код представляет собой интегративное социально-ценностное образование, содержащее совокупность идей интеллектуального и нравственного свойства, включающих такие духовно-нравственные ценности, как любовь к родине, народность, чувство современности, свобода человека, гармония истины, красоты и добра, образование как духовный организм.
Статья опубликована при поддержке РГНФ, проект № 14-16-32004.
Рецензенты:
Сергеичева Г.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск;
Прядёхо А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск.
Библиографическая ссылка
Асташова Н.А. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16814 (дата обращения: 16.10.2024).