Профессиональная подготовка, как отмечают Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов, М.Т. Громкова и др. процесс сложный и многогранный, основу которого составляет педагогическая направленность [1, 5]. Педагогическая направленность является одной из интегральных характеристик личности учителя и объектом профессионального развития (саморазвития) учителя [3]. На наш взгляд педагогическая направленность - это стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающая ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Педагогическая направленность проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик учителя. Как отмечает Е.И. Рогов, степень сформированности педагогической направленности может быть выражена в разном уровне ее развития [4].
В традиционной системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта изучены и используются данные о структуре, формированию мотивов, профессионального интереса и отдельных компонентов педагогической деятельности. Однако, не разработаны аспекты формирования направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза.
Проблема исследования состоит в необходимости формирования направленности к педагогической деятельности в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся структуры, уровней, личностно-ориентированного подхода, с помощью которых возможно развитие и саморазвитие типов направленности к педагогической деятельности.
Обсуждение результатов исследования
Одним из основных условий овладения педагогической деятельностью является целенаправленное формирование типов направленности к данной деятельности у студентов.
Для определения уровня сформированности направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза, были выявлены следующие ее типы: «организатор», «коммуникатор», «интеллигент», «предметник» [4].
Выделенные нами типы направленности своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Если у педагога в большей степени развит один из типов, это приводит к серьезным проблемам в педагогическом процессе и сам процесс становится мононаправленным. Вот почему важнейшей задачей при подготовке студентов является выявление изначального проявления индивидуального уровня направленности к педагогической деятельности.
В педагогическом эксперименте приняли участие 98 студентов 2 курса разных специализаций направления «Физическая культура». Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Сибирского государственного университета физической культуры и спорта».
Анализ полученных результатов показал, что у студентов физкультурного вуза преобладает направленность типа «организатор» – 31% и «коммуникатор» - 25%., в меньшей степени в структуре личности типы: «интеллигент» - 7% и «предметник» - 6%. Выявлены смешанные типы педагогической направленности, такие как «коммуникатор-организатор», «коммуникатор–интеллигент», «организатор–интеллигент», «коммуникатор–предметник», «интеллигент-предметник», «организатор-интеллигент-предметник», «коммуникатор-организатор-интеллигент», «организатор-коммуникатор-предметник-интеллигент» - 31%.
То обстоятельство, что студенты спортивного вуза показывают высокий уровень направленности на организаторскую, коммуникативную деятельности объясняется тем, что поступают в физкультурный вуз спортсмены различной квалификации и знакомы с организаторской и коммуникативной деятельностью. Однако для повышения статуса работников в области физической культуры и спорта необходимо повысить предметное содержание и творческий потенциал студентов.
Высшее педагогическое образование должно обеспечить личностный рост профессионала как высоко компетентного, творческого педагога.
Основой профессионализма является гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, умений организовывать мероприятия, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
Современные требования к специалистам в области физической культуры и спорта предопределяет высокий уровень развития всех типов направленности к педагогической деятельности у выпускников вузов. Динамика профессионального функционирования учителя (преподавателя) проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации [3].
На стадии профессиональной адаптации возросшие требования общества, педагогического коллектива и деятельности вступают в противоречие со сформированными в вузе профессиональными характеристиками личности, знаниями и умениями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой учитель перенимает, впитывает, ассимилирует чужой опыт, часто проявляя всеядность и не критичность. На этом этапе превалирует стремление удовлетворить требования значимой среды, поэтому профессиональное становление идет замедленными темпами.
На стадии профессионального становления необходимость приспособления к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанным к тому времени педагогом индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками».
На стадии профессиональной стагнации учитель приспосабливает свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта. При этом возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста специалиста, появляются признаки «истощения» и «выгорания», невосприимчивости к новому, использования своего положения для подавления учеников.
Для оптимального прохождения выпускниками физкультурного вуза первой стадии и полноценного вступления во вторую мы разработали комплексную методику по формированию направленности к педагогической деятельности по четырем типам [2]. Методика включает в себя комплекс коммуникативных упражнений; педагогических задач; заданий творческого характера; проблемных ситуаций; деловых игр; заданий по организации и проведению части занятия, которые обеспечат целенаправленное формирование типов педагогической направленности (рисунок).
При разработке методики мы учитывали специфику деятельности преподавателя физической культуры. Формы деятельности учителя физической культуры разнообразны. Прежде всего, работа в школе, которая складывается из классной и внеклассной работы. Работа в классе – это проведение уроков на физкультуре; она составляет основную учебную нагрузку учителя. Внеклассная работа включает в себя проведение занятий в спортивных кружках, секциях, организацию и проведение внутришкольных спортивных соревнований, проведение спортивных праздников, организацию и проведение туристических походов. Работа учителя физической культуры вне школы связана с участием (в качестве руководителя команд, судьи) в районных, городских соревнованиях. Внешкольная работа учителя физического воспитания должна являться дополнением учебной и внеклассной работы и помогать решать задачи, стоящие перед школой и физическим воспитанием учащихся.
Дополнительным фактором психического напряжения учителя является необходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, которые учитель, как актер, играет в разных классах, учитывая психологию детей разного возраста), большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (команды должны подаваться четко, громко – «командным голосом», часто на фоне шума, создаваемого учащимися при выполнении упражнений).
Еще одной особенностью условий деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это (при наличии в день нескольких уроков) создает большую физическую нагрузку для учителя физической культуры.
Целью нашей методики явилось следующее: сформировать высокий уровень всех типов направленности к педагогической деятельности (полинаправленность).
Формирование типов направленности к педагогической деятельности
Разработанная методика предусматривает решение следующих задач: обеспечить знания студентов о сформированности их типов направленности, создать благоприятные условия для формирования типов направленности, обеспечить успешную адаптацию выпускников физкультурного вуза к педагогической деятельности.
Работа по внедрению разработанной методики заключалась в формировании типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза по трем направлениям – диагностирующее, формирующее и корректирующее.
Диагностирующая часть методики направлена на то, чтобы с помощью тестовых заданий, анкетирования студенты могли определить и осознать уровень сформированности типов направленности к педагогической деятельности. При этом осознание своего уровня рассматривается как необходимый мотив к последующей деятельности по формированию данных типов направленности, их дальнейшему совершенствованию.
Диагностирующая часть методики включала тестирование по следующим направлениям:
- определение «Готовности к саморазвитию» при помощи теста;
- определение уровня сформированности типов направленности к педагогической деятельности с помощью опросника;
- определение индивидуальных способностей.
Формирующая часть методики направлена на создание условий для формирования направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза. Реализация данной части методики осуществлялась в следующих направлениях:
- работа на семинарских занятиях в вузе включала выполнение разного рода практических упражнений. Среди практических заданий можно выделить следующие группы упражнений:
- деловые игры, стимулирующие интерес участников в творческом обсуждении проблем;
- проблемные ситуации, моделирующие условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления;
- педагогические задачи, способствующие формированию умения быстро и точно найти оптимальный вариант их решения, умение проанализировать и оценить полученный результат;
- коммуникативные и творческие задания, способствующие формированию коммуникативной компетентности и творческого потенциала;
- самостоятельная работа студентов направлена на формирование тех типов направленности к педагогической деятельности, которые у них слабо выражены.
Корректирующая часть методики включала, в основном, самостоятельную работу студентов. Она осуществлялась во время прохождения педагогической практики и заключалась в корректировке индивидуальной карты сформированности профессионально-педагогической направленности личности студентов.
После применения комплексной методики формирования типов направленности к педагогической деятельности у студентов по всем четырем типам произошли достоверные различия Р0 < 0,022 – «организатор», «коммуникатор»; Р0 < 0,001 – «предметник», «интеллигент».
Проведение педагогического эксперимента по формированию типов направленности к педагогической деятельности у студентов физкультурного вуза показало достаточно высокую эффективность предложенной нами методики.
Рецензенты:
Трещева О.Л., д.п.н., профессор кафедры «Физического воспитания и спорта» ФГБОУ ВПО «ОмГУПС», г. Омск;
Смоленцева В.Н., д.псх.н., профессор кафедры «Психология» ФГБОУ ВПО «СибГУФК» , г. Омск.
Библиографическая ссылка
Колмогорова Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16780 (дата обращения: 17.02.2025).