Для развития способности конкурировать в условиях довлеющего рынка, предприятиям необходимо оценивать, какие факторы воздействуют на результативность деятельности предприятия и влияют на конъюнктуру рынка; изучать силу и слабость конкурентов, выявлять тип конкурентной структуры рынка, анализировать доли всех участников канала распределения продукции в конечной цене товара, измеряя их влияние; описывать характер самого регионального рынка, на территории которого ведется бизнес.
Цель исследования
Изучение проблем повышения конкурентоспособности предприятия обусловлено необходимостью совершенствования теоретических и методологических основ создания конкурентоспособного бизнеса в рамках отдельного рынка, исходя из бизнес-интересов хозяйствующих субъектов. Цель исследования - это развитие и апробирование методов укрепления конкурентоспособности предприятий, работающих на продовольственном рынке.
Методы совершенствования конкурентоспособности бизнеса базируются: на предвидении важных тенденций внешней рыночной среды предприятия; на выборе оптимальной конкурентной стратегии в условиях существующей конкурентной структуры рынка; на укреплении позиции предприятия в условиях его взаимодействия и интеграции с другими участниками канала распределения продукции.
Материал исследования
Основная группа факторов, влияющая на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в обеспечении их предпринимательской свободы, - это уровень цены, уровень затрат и объем реализованной продукции. SWOT-анализ, в задачи которого входит отслеживание воздействия выше названных факторов, становится важным инструментом стратегического управления предприятием продовольственного комплекса и используется для коррекции деятельности и стратегии развития экономического субъекта на основе выявленных угроз и возможностей предпринимательской среды.
Мониторинг конъюнктуры рынка и факторов воздействия важен из-за прямого влияния их на прибыльность отрасли. Многие факторы воздействуют на доходность отрасли по-разному. С одной стороны, факторы увеличивают объемы сбыта, с другой стороны, отражаются на уровне цены и себестоимости реализованной продукции.
Изменение объемов сбыта сказывается на уровне себестоимости продукции, так как в силу правила «экономия от масштаба» рост производства и сбыта продукции приводит к сокращению общих издержек в расчете на единицу продукции, а значит к получению большей суммы прибыли. Кроме того, расширение объемов производства и сбыта продукции приводит к росту прибыли за счет увеличения количества проданной продукции. Помимо вышеперечисленного при росте объемов сбыта сокращаются производственные, общехозяйственные и маркетинговые издержки в расчете на единицу продукции [1].
Уровень затрат, как вторая важная составляющая повышения конкурентоспособности бизнеса, также важен для развития бизнеса. На современном этапе осуществления хозяйственной деятельности предприятия много сил тратят на оптимизацию процессов как внутри, так и за пределами предприятия. Сокращение издержек напрямую влияет на долю прибыли предприятия с одной покупки.
При определении кратко- и долгосрочных задач стратегии развития предприятия в условиях конкуренции важно отслеживать состояние конкурентной структуры рынка, которое может изменяться в зависимости от числа предприятий отрасли и их экономической силы. Соотношение числа предприятий, численности покупателей, их объемов предложения на рынке определяет правила игры, свойственные данному рынку при выявленном распределении сил. Для расчета конкурентной структуры с помощью формулы Индекса Херфиндаля-Хиршмана необходимо рассмотреть следующие показатели: количество игроков рынка и их объемы производства и продажи продукции. Рассмотрим в таблицах 1 и 2 характеристику конкурентной структуры продовольственного рынка Республики Марий Эл.
Таблица 1
Характеристика конкурентной структуры рынка сельскохозяйственной продукции
Республики Марий Эл
Виды товарного рынка |
Характеристика (2005-2012 гг.) |
1 |
2 |
Зерно |
Основные товаропроизводители - сельскохозяйственные организации (96 %). |
Объем производства лидера рынка - 4-7 %. |
|
Возможность влияния на цены - незначительная. |
|
Конкурентная структура - чистая конкуренция. |
|
Картофель |
Основные товаропроизводители - личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства. Доля сельскохозяйственных предприятий - 3-4 %. |
Объем производства лидера среди предприятий - 7-15 %. |
|
Возможность влияния на цены - незначительная. |
|
Конкурентная структура - чистая конкуренция. |
|
Овощи открытого грунта |
Основные товаропроизводители - личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства. Доля сельскохозяйственных предприятий - 7-10 %. |
Объем производства лидера среди предприятий 10-12 %. |
|
Возможность влияния на цены - незначительная. |
|
Конкурентная структура - чистая конкуренция. |
|
Откорм крупного рогатого скота |
Основные товаропроизводители - крестьянско-фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия. |
Объем производства лидера среди предприятий 15-20 %. |
|
Конкурентная структура - монополистическая конкуренция. |
|
Откорм свиней |
Основные товаропроизводители - сельскохозяйственные предприятия. |
Объем производства лидера среди предприятий 80 %. |
|
Конкурентная структура - монополия. |
|
Откорм птицы |
Основные товаропроизводители - сельскохозяйственные предприятия. |
Объем производства лидера среди предприятий 32-80 %. |
|
Конкурентная структура - олигополия, переходящая в монополию. |
|
Молоко |
Основные товаропроизводители - личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные организации (46-48 %). |
Объем производства лидера рынка - 2-4 %. |
|
Возможность влияния на цены - незначительная. |
|
Конкурентная структура - чистая конкуренция. |
|
Яйцо |
Основные товаропроизводители - сельскохозяйственные организации (78-80 %). |
Объем производства лидера рынка - 40-45 %. |
|
Возможность влияния на цены - незначительная. |
|
Конкурентная структура - олигополия. |
Из таблицы 1 видно, что разные товарные рынки имеют разную конкурентную структуру. За 2005-2012 годы чистая конкуренция была присуща рынкам зерна, картофеля, овощей открытого грунта, молока. Эти виды производства еще не имеют индустриальных (крупных) масштабов. Это связано с относительно малой маржинальностью данных видов продукции. Негативной характеристикой этой структуры является небольшая рентабельность продаж. Позитивной - минимум убыточных предприятий (прибыли не много, но затраты покрываются). Рынок монополистической конкуренции присущ крупному рогатому скоту на откорм. Это самый затратный (из-за высокой конкурентной борьбы, малых или средних объемов производства) и рисковый вариант рынка (много убыточных предприятий, проигрывающих на разнице себестоимости, зависящей от масштабов производства и сбыта). Олигополия свойственна рынку яиц и в данный аналитический период - рынку птицы. Масштабы олигополии позволяют иметь примерно равные производственные издержки, доля рынка - получать значительные доходы. Риск работы при данной конкурентной структуре зависит от стремлений и возможностей участников развить свой бизнес. Откорм скота (свиней) и откорм птицы - это одни из самых доходных видов сельскохозяйственного производства. СПК «Звениговский», ООО «Птицефабрика Акашевская», ЗАО «Марийское» являются крупнейшими предприятиями в масштабах страны.
Конкурентную структуру продукции пищевых перерабатывающих предприятий рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика конкурентной структуры рынка продовольственной продукции
Республики Марий Эл
Рынок продукции |
Число предприятий |
Доля лидера, % |
Конкурентная структура рынка |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
37 |
12 |
чистая конкуренция |
Переработанное мясо |
27 |
45 |
олигополия |
Кондитерские изделия |
22 |
7 |
чистая конкуренция |
Молоко и молочая продукция |
13 |
12 |
чистая конкуренция |
Безалкогольные напитки |
10 |
10 |
чистая конкуренция |
Переработанная рыба |
7 |
17 |
монополистическая конкуренция |
Переработанные овощи |
6 |
10 |
монополистическая конкуренция |
Мороженое |
2 |
55 |
монополистическая конкуренция |
Алкогольная продукция |
2 |
35 |
олигополия |
Рынок переработанного в продовольствие сельскохозяйственного сырья по конкурентной структуре также разнообразен. Большое число участников на рынках хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, молока и молочной продукции, безалкогольной продукции, к которым добавляются многочисленные внешние конкуренты, формируют структуру рынка - чистую конкуренцию. Небольшие масштабы деятельности и большое число потребителей, позволяют выживать предприятиям в качестве малого и среднего бизнеса. Отрасли переработки рыбы, овощей, производства мороженого работают в условиях монополистической конкуренции. Региональным компаниям приходится вступать в противоборство с национальными лидерами. Это сказывается в сильном отставании предприятий в сфере маркетинга (в упаковке, рекламе, имидже), и по прибыли. Если рассматривать рынок переработанного мяса, то при явном лидерстве Йошкар-Олинского мясокомбината в республике сформирована олигополистическая структура рынка. Масштабы производства позволяют воспользоваться эффектом «от масштаба». Важной составляющей в конкурентной борьбе предприятий-лидеров становятся качество и репутация. Это же касается и алкогольной продукции. Если рассматривать рынок с многообразием внешних (федеральных, региональных) конкурентов, то рынки алкогольной и мясной продукции относятся к структурам монополистической конкуренции, характеризуемых как высоко конкурентных и требующих интенсивных маркетинговых мер формирования потребительского спроса и привлекательного образа продукции предприятия.
Исследование конкурентоспособности регионального (республиканского) рынка продовольствия за 2010-2013 гг. выявило следующие основные тенденции:
1. За анализируемый период заработная плата в целом по отраслям экономики Республики Марий Эл ежегодно росла на 10-15 %, составив к 2014 году 18360 рублей. Снижение численности взрослого населения республики, в частности отток экономически активного населения за пределы республики, повышенная смертность, рост числа иждивенцев (повышение рождаемости в связи с введением программы поддержки родителей при рождении второго ребенка) привели к установлению среднедушевого денежного дохода населения в 2013 г. в 14626 рублей в месяц.
Таким образом, улучшилась ситуация на потребительском рынке Марий Эл в плане роста платежеспособного спроса.
2. В целом по республике за исследуемый период наблюдалось сокращение работающих организаций. Ежегодное выбытие конкурентов составляет от 0,3 до 1,5 %, постепенно уменьшая количество вышедших предприятий из бизнеса. По сельскому хозяйству видно их значительное сокращение (за 4 года - на 9,2 %, или на 63 организации). По перерабатывающему производству - число предприятий стабильно уменьшается, и это изменение составляет от 4,5 до 7,6 % (в 2013 г. выбытие двух предприятий). Стабилизация количества прибыльных предприятий указывает, что остались предприятия, которые умеют «держаться на плаву» в нестабильных рыночных условиях экономики.
3. Оценка развития рынка отражается в росте оборота по видам деятельности. За четыре года оборот организаций по всем видам деятельности достиг 51,7 процентного прироста. По рыболовству из-за небольших первоначальных масштабов деятельности наблюдается прирост оборота в 7 раз, по сравнению с 2010 г. и увеличение заработной платы в 2,4 раза. Повышение оборота отмечено также по оптовой (за 4 года в 2 раза) и розничной торговле - на 33 процента. Растут объемы производства валовой продукции сельского хозяйства. К 2013 г. за четыре года прирост валовой продукции составил 62 %. Активность субъектов бизнеса говорит о хороших темпах развития бизнеса, потенциале сельскохозяйственного рынка.
4. Однако, нестабильность экономики присутствует и она отражена в сальдированном финансовом результате, который по годам не стабилен. К 2012 году прирост сальдированной прибыли достиг 99,7 %, и сменился в 2013 году снижением уровня прибыли с 5299 до 3024 тысяч рублей. При этом по сельскому хозяйству наблюдается стабильный рост сальдированной прибыли. Иная ситуация наблюдается по обрабатывающей промышленности. В 2013 году сальдированная прибыль получена на 4,8 % ниже 2010 года, составив минимум за исследуемые 4 года.
5. Рост цен напрямую влияет на конкурентоспособность предложения предприятия [5]. Индекс потребительских цен в республике по годам не стабилен. Минимум индекса за обозначенный период зафиксирован в 2011 году (102,7 %), максимум - в 2010 году 116,7 %.
6. Темпы роста импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превосходят темпы роста экспорта. Импорт в 2013 году по сравнению с удельным весом в 2010 году возрос в 2,1 раз, при этом доля экспорта осталась на уровне 2010 года. Показатель указывает на «дотационность» экономики республики. Необходимо развивать свои внутренние возможности обеспечения республики в нужных агропромышленных товарах.
Анализ развития регионального продовольственного рынка показал, что после значительного падения наблюдается стабилизация и развитие сельского хозяйства. Более высокие темпы роста показателей, с одной стороны, свидетельствуют о небольших объемах производства в отрасли, с другой стороны, - о росте конкурентоспособности сельского хозяйства и его привлекательности, как хозяйственной деятельности. Основная ставка инвесторов (в том числе зарубежных), несмотря на нестабильные доходы, сделана на сферы сельскохозяйственного бизнеса. Значительное отставание роста рынка продовольствия происходит из-за низкой платежеспособности конечного потребителя, жителей Республики Марий Эл (среднедушевые доходы всего в 2,4 раза перекрывают установленный прожиточный минимум).
Выводы
Исследуя влияние факторов, воздействующих на прибыльность бизнеса; оценивая силу участников рынка, методы их работы (конкурентную структуру рынка); долю членов канала сбыта в цене товара, и характеристику самого регионального рынка, предприятия могут разработать полноценную стратегия развития бизнеса, учитывая максимальное число факторов для создания конкурентоспособного бизнеса.
Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ 14-12-12001
Рецензенты:
Царегородцев Е.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Смирнов А.А., д.э.н., профессор кафедры управления малым и средним бизнесом, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Гумарова Ф.З., Шарнина Н.М., Арутюнян С.М. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16765 (дата обращения: 19.02.2025).